Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие психологических знаний вне рамок научной психологии. Психологические знания в античности.




1)

2) Психологическое знание в период античности

Впервые развернутое учение о душе сложилось и развивалось в составе материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой греческой философии.

Особую сложность предмета психологии впервые заметил Гераклит Эфесский (544-483). В одном из дошедших до нас отрывков из его сочинений мы читаем: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее суть». Согласно представлениям Гераклита, основой мироздания является огненный Логос. Из огня произошел весь мир в целом, отдельные вещи и наши души. Гераклит делит души людей на две категории — «влажные и»сухие».

Чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть. Несовершенство душ проистекает из недостоверности чувственного восприятия: «глаза и уши — дурные свидетели для людей».

Но вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальником которого был Демокрит (460-370).

Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал: бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы — мельчайшие частицы вещества, неделимые и недоступные чувствам. Они рахтичаются по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из составляющих их атомов.

На основе этих философских представлений разрабатывалось и психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы человеческого поведения.

Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа, как и все существующее, также материальна, но состоит из самых мелких, круглых и необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Отсюда вытекал вывод, что душа смертна и уничтожается вместе со смертью тела.

В отличие от Демокрита, его современник Сократ (470-399 до н. э.) считал, что единой первопричиной всего сущего, в том числе и человеческой души, являются не атомы, а божественный разум. Поэтому не мертвая природа, а «божественный голос», заложенный в человеке, должен стать цен тром всего философского размышления.

Сократ делает вывод, что тело и душа не едины, а противоположны по своей сущности, поскольку душа в отличие от тела невещественна, нематериальна. В отличие от видимого тела душа невидима. Душа — это прежде всего разум, т.е. то, что в человеческой природе наиболее близко к божеству. Поэтому душа не смертна, а бессмертна, как и Боги.

Так начиналось в античной философии движение представлений о сущности души в направлении от наивного материализма к более сложному по своему содержанию учению идеализма.

Своего высшего развития идеалистическое понимание души, впервые предложенное Сократом, достигло в философской системе его великого ученика - Платона Афинского (427-347 до н. э.)

Согласно Платону, душа, предназначенная каждому человеку, уже до его рождения существует в далеком космосе, в особом «мире идей». Он учил, что человек «есть насаждение не земное, а небесное». При рождении человека душа соединяется с ним. Все душевные, психологические явления он подразделял на три основных вида: разум, воля и низменные желания. Эти три части души соответственно помешались в голове, груди и животе человека. Низшая из частей человеческой души — низменные желания — является общей для человека и животных, это неразумное начало души; оно проявляется в удовлетворении простейших телесных потребностей. Но эта часть составляет наибольшую долю в душе человека.

Разум есть высшее начало, оно противоположно низшему и направлено на постижение истины, добра и красоты. Третье начало обеспечивает такие качества человека, как воля, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.

В мудром человеке, по Платону, все указанные части находятся в гармоническом единстве. Но эта гармония достигается непросто. Она результат внутренней борьбы, итогом которой является совершенствование человека. Эта борьба отражается в разнообразных снах человека.Вместе с тем Платон не ограничивался указанным трехчленным делением души. Он видел большое разнообразие ее структуры и ярко описывал такие человеческие состояния, как гнев, страх, печаль, любовь, зависть и др.

Вершиной античной психологии является учение Аристотеля о душе (384-322 до н. э.). Эта работа — первое в истории психологии систематическое исследование по проблеме духовного мира человека. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела, а не нечто, привнесенное в него извне. Причем душа придает смысл существованию живого тела, сообщает цель его деятельности, направляет ее. Роль тела, таким образом, состоит в том, чтобы быть инструментом, находящимся на службе у души. Он полагал, что орудиями души является не только человеческое тело, но и тело животных, растений, т.е. все, как он выражался, «естественные тела», что их и отличает от «искусственных тел», например от топора, у которого души нет.

Действует, конечно, не сама душа, а соответствующее тело, но тело одушевленное. Не душа, а сам человек благодаря душе трудится, учится, размышляет. Все душевные состояния — сон, бодрствование — сопровождаются телесными проявлениями. Поэтому изучение души должно быть делом двух специалистов: естествоиспытателя, который изучает тело, и философа, психолога, которые исследуют душу. Существует и главный орган, который обеспечивает работу человеческой души. Таким органом является сердце. Мозг же выполняет лишь вспомогательную функцию.

Аристотель выделил в организме различные уровни способностей к деятельности, которые составляют иерархию уровней развития души.

Аристотель различает три вида души: растительную, животную и разумную. Два из них принадлежат к физической психике, поскольку не могут существовать без материи, третья - метафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от физического тела как божественный разум. Нетрудно заметить, что подобная характеристика разума противоречит общей установке Аристотеля о неразрывной связи души и живого организма.

Аристотель впервые ввел в психологию идею «диалектики души», Т.е. развития от низших уровней к ее высшим формам. При этом каждый человек в процессе превращения из младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее — к разумной душе.

При характеристике человека Аристотель на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость, т.е. представления Аристотеля о душе были в целом рационалистичны. Эта рационалистическая установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных