Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Назад к Канту», неокантианство.

Зарождение неокантианства связано с провозглашением и обоснованием лозунга "Назад к Канту". Лозунг о необходимости возвращения к философским воззрениям Канта ("Назад к Канту") выдвинул философ Отто Либман.
Бросив лозунг "Назад к Канту", Либман находил, что восстановление кантовской философии возможно только на основе опровержения его последователей. Этому опровержению была посвящена работа Либмана "Кант и эпигоны", вышедшая в 1865 г., ознаменовавшая появление нового философского течения.

В 1865 г. вышла книга "РАБОЧИЙ ВОПРОС", которая наряду с книгой О.Либмана "Кант и эпигоны" положила начало неокантианству.

Неокантианство – университетско-академическое движение в Германии в 1850-1880гг., которе стало господствующим течением в философии рубежа 19-20 веков.Занимались истолкованием учения Канта.Осн. Представители: Ф.А. Ланге, О. Либман. Наиболее влиятельные школы- марбургская: Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассиер, баденская: Виндельбанд, Г.Риккерт, неокритицизм: А.Риль, О.Кюльпе, Э.Бекер.

Марбургская и баденская школы истолковывали Канта с позиций более последовательного идеализма. Главным достижением Канта они считали мысль о том, что формы наглядного созерцания и формы рассудка суть функции познающего субъекта. Главное заблуждение Канта- существование «вещи в себе».

Книга "Рабочий вопрос", в которой была намечена социальная программа неокантианства, принадлежала перу Фридриха-Альберта Ланге.
Ланге доказывал, что "социальная революция вовсе не неизбежно тождественна со всеобщей политической революцией", выступив тем самым против Маркса, его теории пролетарской революции. Ланге объявил сущностью предлагаемого им преобразования общества повышение нравственного уровня рабочего класса, самовоспитание, усиление чувства собственного достоинства, повышение его культурного уровня и т.д. Он призывал к "восстановлению этической связи между рабочими и всеми сферами общества, в котором они живут".

Искусство.

 

Во второй половине 19 века в Западной Европе культурным центром становится Франция. Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно- эстетические теории.

В Англии в 1842 г. Возникло «Братство прерафаэлитов» - общество поэтов и художников(Д.Г. Россетти, Х.Хант, Дж.Э.Миллес), критиковавших с романтических позиций современную культуру. Прерафаэлиты соединяли скрупулезную передачу натуры с вычурной символикой. Они избрали своим идеалом «наивное» искусство средних веков и раннего возрождения(до Рафаэля). Идеи прерафаэлитов повлияли на развитие символизма и стиля «модерн».

Символизм – художественное направление в европейском и русском искусстве 1870-1910 годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско–эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А.Шопенгауэра, Э.Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Вагнера.с помощью «сверхчувственной интуиции» символисты намеревались проникнуть в тайны мира, скрытые под внешним покровом. Символизм исходит из убеждения, что современной культуре недостает духовности. Основные представители: П.Верлен, П. Валерии, А. Рембо, С. Малларме, М.Метерлинк, А.А.Блок, А.Белый, Иванов, Ф.К. Сологуб, в изобразительном искусстве – Э. Мунк, Г.Моро, М.К. Чюрленис, М.А. Врубель, В.Э Борисов-Мусатов, близко к символизму и творчество П.Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы некоторых мастеров стиля «модерн».

Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен, Стефан Малларме, Артюр Рембо. Верлен, автор сборника «Галантные празднества» ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность. Для Малларме характерен усложненный синтаксис, стремление к передаче «сверхчувственного». Главные мотивы- одиночество, бессилие пред жизнью. Рембо выразил разорванность мысли и реальности, стремясь путем соединения поэтических образов проникнуть в тайну действительности.

Декаде́нтство («упадочничество», от фр. décadence — упадок, декада́нс) — термин для обозначения литературного течения, появившегося во Франции в 1880-х гг. и в 1890-х—1900-х возникшего в России, Германии и других странах. Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать. «Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве. И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства.

НЕОРОМАНТИЗМ в общем смысле слова может быть определен как возрождение в конце XIX и начале XX века литературных настроений первой четверти и половины XIX века в Европе. Неоромантизм возникает как реакция реализму и выродившемуся из него плоскому натурализму, связывающему творчество со всем данным в действительности, случайным, мелочным и внешним.

Неоромантическим движением с правом могло быть названо то широкое течение, которое представлено в живописи Беклином или импрессионизмом французских художников, в музыке Вагнером, в философии Ницше, в драме Ибсеном и Метерлинком, Д’Аннунцио и др., в поэзии Бодлером, Верленом, Метерлинком и прочими символистами, в прозе — Эдгаром По, Кнутом Гамсуном, Пшибышевским.

Импрессионизм обновляеи изобразительное искусство всей Европы. Писали пейзажи с натуры, стараясь зафиксировать на холсте даже мимолетные впечатления от сцены. Осн представители: Э.Мане, К Писсарро, Э. Дега, П.О. Ренуар, К.Моне, объединившиеся за обновление искусства против официального академизма.

Эдуард Мане(1832-1883г) в 1863г пишет «Завтрак на траве». Эта картина не была выставлена «официально», но Мане удалось выставить ее в «Салоне отверженных». Картина произвела громкий скандал: обнаженная женщина в обществе одетых мужчин. В картине яркий свет переходил от тени сразу, резко, это совершало ощущение незавершенности и угловатости. Мане встал на путь разрушения традиционных канонов бытовой живописи, отказавшись от четкой сюжетной мотивировки.

Клод Моне(1840-1926) – ведущий представитель импрессионизма, автор «стога сена», «Руанского собора». От названия его картины «Впечатление. Восходящее солнце» произошло название всего направления.

Камил Писсарро(1830-1903) – автор светлых, чистых по цвету пейзажей, для его картин характерна мягкая сдержанная гамма. Известен своими городскими пейзажами, особенно- видами Парижа(Бульвар Монмартр, Оперный проезд в Париже).

Эдгар Дега(1834-1917)- славился свободным, иногда ассиметричным построением композиции. Значительное место в его творчестве занимал балет, причем и с бытовой некрасивой стороны.(репетиция балета на сцене, танцовщицы за кулисами, ванная). Он продолжал социально-критическую традицию Золя.

Огюст Ренуар(1841-1919)воспевал красоту и радость бытия: «Мулен де ла Галет», «Ж. Самарии».

Импрессионисты создают оригинальную живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением четких раздельных мазков чистого цвета, смешивающихся не на палитре, а при восприятии зрителем- в оптических рецепторах глаза- светло и яркой цветовой гаммой, цветными тенями. Объемные фигуры как бы растворяются в окутывающий их оболочке, появляется зыбкость очертаний.

Постимпрессионизм- художественное течение конца 20-начала 19 века возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Расходился с импрессионизмом по принципиальным вопросам, если и стремился уловить случайное и мимолетное, то пости.искал постоянные начала бытия. В первом преобладали –чувства, во втором – рассудок.

Осн. Представители: П.Сезанн, В.Ван-Гог, П.Гоген, А.Тулуз-Лотека, Ж.Сера, неоимпрессионисты, группа «наби».

Поль Сезанн формирует технику аналитического геометризма. Излюбленный прием- совмещение разных точек зрения на объект при его изображении. Почти не изображает людей. Осн произведения: Пьеро и Арлекинберега Марны, игроки в карты.

Поль Гоген- один из главных представителей пости., близкий к символизму и модерну. Известны изображения во время его жизни на Таити, специально в примитивной манере.

Ван-Гог пытался синтезировать образную манеру письма импрессионистов и мастеров японского искусства.

В 20 веке НТП неузнаваемо преобразил человеческое общество. В начале 20 века возникло массовое производство, началась стандартизация производства, а за ней- дезиндивидуализация вкусов и предпочтений людей.

Модерн. Стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19- начала 20 века. В первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для моздания подчеркнуто необычных зданий. «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Для «модерна» характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор.

Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм». Авангард – собирательное название для тех художественных тенденций, которые являются более радикальными, чем «модерн». В основе авангарда всегда был мощный заряд эмоционально-художественного неприятия окружающей действительности, находивший своё проявление как в гротескно-протестных работах художников, так и в попытках уйти от неприемлемых автору реалий повседневной жизни в противопоставление им совсем иного, — подчёркнуто-ирреалистичного, иррационального мира субъективных образов. Для авангардизма характерно программное, выраженное в полемически-боевой форме противопоставление себя прежним и в особенности общепринятым традициям творчества, равно как и всем окружающим социальным стереотипам в целом.

АР НУВО - (франц. L'Art Nouveau - Новое искусство) - французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них - «флореалъному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

Живописцы-постимпрессионисты нашли в восточных работах из Китая и работах молодых французских художников то, что давно искали: эмансипацию цветового пятна, декоративность организации плоскости, выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров.

Декоративность контуров и плоскостного пятна культивировалась английскими прерафаэлитами, художниками круга У. Морриса - У. Крэй-ном, Э. Берн-Джонсом и, несколько позднее, А. Макмардо и участниками «Эстетического движения», возглавляемого О. Уайлдом. Независимо от них, французы Э. Дега, П. Гоген и «понтавенцы», Э. Мане, Ж.-Л. Форэн, А. де Тулуз-Лотрек и даже В. Ван Гог усваивали уроки японской гравюры. Дивизионист Ж. Сера, а вслед за ним М. Дени, и художники группы «Наби», стали придавать символическое значение изогнутым линиям, «восходящим» и «нисходящим» музыкальным контурам. Приемы использования линии и цвета в японской гравюре, росписях фарфора и шелка переосмысливал Дж. Уист-лер. Это своеобразное соединение Запада и Востока, символизма и декоративизма и было воспринято группой бельгийско-французских архитекторов-декораторов во главе с А. Ван де Велде, В. Орта и Э. Гимаром, создававших свои флореальные «биоподобные» формы (см. биоморфизм). В 1892-1893 гг. В. Орта выстроил знаменитый особняк Тассель в Брюсселе с металлическими конструкциями, стилизованными под извивающиеся стебли растений.

В 1895 г. X. Обрист показал гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена - линии, удачно названной критиками «ударом бича». Именно эта линия стала впоследствии «визитной карточкой» «стиля модерн» в Европе. В 1898 г. Э. Гимар создал свои знаменитые биоподобные решетки входов в парижское метро, а в Мюнхене в том же году -А. Энделль - фантастический декор фасада фотоателье «Эльвира».

Вторым после Парижа центром французского Ар Нуво стала школа Нанси во главе с Э. Галле, Л. Мажореллем и братьями Даум. Стиль Ар Нуво интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции, конструкции и внешней формы сочетается в нем с фантастичностью, причудливостью, даже мистичностью, и потому его можно считать одним из проявлений Романтизма в искусстве рубежа XIX-XX вв. (рис. 379, 383). Но в искусстве этого периода, позднее получившем более общее название Модерна, рядом с Ар Нуво существовали и другие течения: национально-романтическое, геометрическое, неоклассическое.

Кино.

Киноискусство, возникнув в конце 19 века, стало быстро развиваться. В 2ые годы появилось «говорящее» кино, а затем и цветное. В Англии появился худ. Фильм режиссера и исполнителя главной роли Л.Оливье«Гамлет» по Шекспиру, в Чехословакии «бравый солдат Швейк», в США

 

Наука.

В конце 19 века происходит ряд значительных открытий в области физики. Еще в 1873г. Английским физиком Дж.К. Максвеллом была создана электромагнетическая теория, изложенная в «Трактате по электричеству и магнетизму». Максвелл сделал вывод о том, что электромагнитное поле, периодически меняющееся со временем, должно распространятся в пространстве волнообразно. Причем, скорость распространения волн должна равняться скорости света, так была показана связь света с электромагнетизмом(свет = электромагнитные волны). Это предположение было подтверждено экспериментами русского физика П.Н. Лебедева.

В 1895г. В.К. Ренген установил существование «нового рода лучей», которые он назвал «икс-лучами».

В 1897г. Английский физик Дж. Томпсон открыл электрон + его модель(кекс).

В те же годы французские физики А.Беккерль и супруги Кюри открыли явление радиоактивности. В 1903г. За это открытие получили Нобелевскую премию(Мария Кюри- дважды).

Также было положено начало физике элементарных частиц. Английский физик Э. Резинфорд открыл атомное ядро, которое гораздо меньше самого атома. Создал планетарную модель атома.

В 1905г. Немецкий физик А. Эйнштейн открыл явление фотоэффекта («вырывание электронов» из атома при облучении) и обнаружил,что энергия вылетающих электронов не зависит от интенсивности облучающего атом света. В 1923г. Он был удостоен Нобелевской премии.

В 1905г. Энштейн в статье «К электродинамике движущихся тел» изложил специальную теорию относительности. Он пришел к выводу о том, что энергия, заложенная в покоящимся или прямолинейно движущимся теле, равна произведению массы, умноженной на квадрат скорости света(E=Mc2). Мельчайшая частица обладает колоссальным запасом внутренней энергии.

В 1916г. Эйнштейн разработал общую ТО. Она показала, что свойства пространства и времени зависят от наличия массы материи. Вблизи тел, обладающих огромной массой и большими силами тяготения, пространство искривляется. Вводится 4ое измерение. Т. Образом Эйнштейн доказал, что законы Ньютона не применимы для описания микроскопических массовых и безмассовых элементарных частиц.

Н.Бор заложил основы квантовой механики. Он показал, что движение частиц атомных размеров и меньших не описываются законами Ньютона. Для таких частиц существуют свои законы, получившие название квантовой физики.

Сначала ТО и квантовая физика – не принимались, но потом получили признание и были подтверждены экспериментально.

Теория множеств.

До второй половины XIX века понятие «множества» не рассматривалось в качестве математического. Но когда немецкий математик Георг Кантор разработал свою программу стандартизации математики, в рамках которой любой математический объект должен был оказываться тем или иным «множеством». При этом общему понятию «множества», рассматривавшемуся им в качестве центрального для математики, Кантор давал мало что определяющие определения вроде «множество есть многое, мыслимое как единое.

Программа Кантора вызвала резкие протесты со стороны многих современных ему крупных математиков. Особенно выделялся своим непримиримым к ней отношением Леопольд Кронекер, полагавший, что математическими объектами могут считаться лишь натуральные числа и то, что к ним непосредственно сводится. Тем не менее, некоторые другие математики поддержали Кантора в его намерении перевести всю математику на теоретико-множественный язык.

Однако вскоре выяснилось, что установка Кантора на неограниченный произвол при оперировании с множествами является изначально порочной. А именно, был обнаружен ряд теоретико-множественных антиномий: оказалось, что при использовании теоретико-множественных представлений некоторые утверждения могут быть доказаны вместе со своими отрицаниями. Антиномии ознаменовали собой полный провал программы Кантора.

В начале XX века Бертран Рассел, изучая наивную теорию множеств, пришел к парадоксу (парадокс Рассела). Таким образом, была продемонстрирована несостоятельность наивной теории множеств и связанной с ней канторовской программы стандартизации математики.

Особенностью аксиоматического подхода является отказ от лежащего в основе программы Кантора представления о действительном существовании множеств в некотором идеальном мире. В рамках аксиоматических теорий множества «существуют» исключительно формальным образом, и их «свойства» могут существенно зависеть от выбора аксиоматики. Этот факт всегда являлся мишенью для критики со стороны тех математиков, которые не соглашались признать математику лишённой всякого содержания игрой в символы.В настоящее время наиболее распространённой аксиоматической теорией множеств является ZFC — теория Цермело — Френкеля с аксиомой выбора. Вопрос о непротиворечивости этой теории (а тем более — о существовании модели для неё) остаётся нерешенным.

Генетика.

В 1865 году монах Грегор Мендель (занимавшийся изучением гибридизации растений в Августинском монастыре в Брюнне обнародовал на заседании местного общества естествоиспытателей результаты исследований о передаче по наследству признаков при скрещивании гороха. Сформулированные им закономерности наследования позже получили название законов Менделя. При жизни его работы были малоизвестны и воспринимались критически.

В начале XX века работы Менделя вновь привлекли внимание в связи с исследованиями Карла Корренса, Эриха фон Чермака и Гуго Де Фриза по гибридизации растений, в которых были подтверждены основные выводы о независимом наследовании признаков и о численных соотношениях при "расщеплении" признаков в потомстве.

Вскоре английский натуралист Уильям Бэтсон ввел в употребление название новой научной дисциплины: генетика (в 1905 г. в частном письме и в 1906 г. публично). В 1909 году датским ботаником Вильгельмом Йоханнсеном введён в употребление термин «ген».

Важным вкладом в развитие генетики стала хромосомная теория наследственности, разработанная, прежде всего, благодаря усилиям Томаса Ханта Моргана и его учеников и сотрудников, избравших объектом своих исследований плодовую мушку Drosophila melanogaster. Изучение закономерностей сцепленного наследования позволило путем анализа результатов скрещиваний составить карты расположения генов в "группах сцепления" и сопоставить группы сцепления с хромосомами (1910—1913 гг.).

 

Фра́нко-пру́сская война́ 1870—1871 — военный конфликт между империей Наполеона III и добивавшейся европейской гегемонии Пруссией. Война, спровоцированная прусским канцлером Бисмарком и формально начатая Наполеоном III, закончилась поражением и крахом Французской империи, в результате чего Пруссия сумела преобразовать Северо-Германский союз в единую Германскую империю.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Противоречия как движущая сила развития и формирования личности. | Бизнес-идея проекта.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных