Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальная организация и духовная культура австралийцев




Именно в Австралии сохранились наиболее архаические черты традиционного общества. Это связано с природными условиями в Австралии, в которых австралийцы вели исключительно присваивающий образ хозяйства. Главными добытчиками были женщины, которые занимались собирательством. Собирали все, что можно было употреблять в пищу. Что примечательно, в Австралии дико растут многие виды растений, которые в других местах нужно культивировать. Также в Австралии растут деревья бунья, которые плодоносят большим количеством питательных орехов. Поэтому в период плодонесения аборигены фактически освобождались от необходимости добывать пищу другим способом, в следствие чего именно на это время приходились основные племенные ритуалы и сборища.

До появления европейцев в Австралии проживало более 500 племен, каждое из которых имело сове название, территорию и диалект. По этим параметрам племена очень четко отличались одно от другого. По количеству племена были от 100 до 2000-3000 человек. Для архаических обществ характерен крайне низкий уровень преступности, что связано с невозможностью выживания вне племени. Поэтому самое страшное наказание в племенах Австралии есть изгнание.Фратрия есть экзогамная половина племени. Именно на фратрии делились племена Австралии. Главная примета фратрии - запрет на брак внутри нее. У австралийцев внебрачные близкие отношения не считалось злом, но при этом в обязательном порядке соблюдалась экзогамия. Инцест карался смертью.Фратриальный раздел дополнялся делением на брачные классы внутри самих фрактрий. Таким образом в племени было 4-8 брачных классов.Турано-ганованский тип родства, т.е. групповой характер всех терминов родства, присущ австралийцам. Роды есть тотемические группы. В каждом племени 10-30 тотемических групп. Роды были подразделениями фратрий и были строго экзогамными. Роды могли быть как патрилинейными, так и матрилинейными.Парная семья, складывающаяся из мужа, жены (нескольких жен) и детей, преобладала. Несколько парных семей составляла совместно кочующую локальную группу.Каждое племя делилось на возрастные классы, причем переход из класса в класс был четко обозначен, поскольку сопровождался обрядом инициации. При переходе из детей во взрослые человек получал право заключать брак и заниматься взрослыми делами.За нарушение брачных обычаев предусматривалась смерть или изгнание из племени.Австралия - классическая страна тотемизма, его наиболее характерные черты рассматриваются именно на австралийской почве. На тотемическое животное нельзя было охотится и употреблять его в пищу.Тотемический центр - место, где предки заложили зародыш-ратапа, из которого вышли люди этого племени.Чуринга - священный символ человека, оставляемый в тотемическом центре.Австралийцы абсолютно верили в магию, что доступна каждому. У австралийцев наиболее распространены вредоносная и любовная магия.

У австралийцев не было культа предков, соответственно не было единого погребального обряда. Нет представлений и о сверхъестественном мире, вся религия проникнута образами животных, магические представления преобладали над анимистическими (не молитвы и жрецы, а заклинания и знахари).

Народы Меланезии

Хозяйственно-культурный тип меланезийцев - хортикультура. За земледелием идет рыболовство и охота, разведение домашних животных имеет второстепенных характер. Земледелие тропического типа, разведение ямса, таро и сахарного тростника. Значительна хозяйственная роль женщин, что обеспечивает их весьма высокое общественное положение.

 

Вегетативный период круглогодичный, урожаи обильны и часты. Животноводство сравнительно слабо развито, в основном разводили полудиких свиней, мясо которых могли употреблять лишь достойные мужи. Основной способ готовки есть запекание. До прихода европейцев меланезийцы спиртного не знали. Были распространены кава и бетель - своеобраные местные наркотики. Основной тип поселения в Меланезии есть крыша на столбах. Очень часто постройки свайные. Кроме того, иногда свайные постройки ставят на воде. Иногда под свайным домом разжигался костер для обогрева. Практически не было мебели; помещения использовались только для спанья.Одежда крайне скудная, представленная набедренной повязкой или даже просто поясом с пучками травы. Сложно отделить украшения от одежды. Украшения в целом гораздо более обильны и разнообразны, чем варианты одежды. Все что угодно может служить украшением. Гребни, большие сережки, бусы, браслеты, повязки для головы. Были распространены и постоянные украшения. Татуировка распространена слабо, но очень широко распространено рубцевание тела. Очень характерная черта для хортикультуры есть обмен. От экономической основы обмен приобрел и важное социальное значение. Кула есть система, в которой бесконечно происходит обмен не материальных, но скорее духовных ценностей, который происходит по кругу. Система не имеет экономического значения, но участие в кула есть крайне престижное явление.Меланезийцы очень агрессивный и захватнический народ. Воюют много и зачастую небольшой остров разделен между несколькими враждующими племенами.В Меланезии вожди существовали везде, хотя их авторитет был разным. Вождями были родовые старейшины и главы деревенских общин. Еще одна характерная черта культуры - мужские тайные союзы. Во их главе стояли очень богатые и влиятельные люди, которые по власти соперничали с вождями. Вступление требовало выплаты значительного взноса в пользу главы союза, но давало помощь и защиту со стороны союза. Наименьшая социальная единица в Меланезии есть парная семья. Она не являлась хозяйственной единицей. Наследство передавалось по женской линии от дяди к племяннику. Многоженство практиковалось ограничено и зависело от достатка мужчины. Некоторые вожди могли иметь 30-60 жен. Мана есть идея о существовании безличностной силы, которую имеет или не имеет каждый человек. Любой успех есть доказательство существования большого мана. У меланезийцев есть культ предков. Он имеет различные вариации. Например, на о-вах Адмиралтейства есть культ черепов, и в качестве предка поклоняются последнему умершему главе хозяйства. На Соломоновых о-вах культ предков развит больше и здесь собирают черепа всех умерших, вне зависимости от того, кто они. У папуасов умерший глава мумифицируется и сохраняется в мужском доме.У меланезийцев очень развита мифология. Очень распространены этеологически мифы - мифы о происхождении чего-либо. Очень распространен миф о происхождении огромной воды. Они считают, что земля была сплошной, и вода хранилась в кармане у героя. Но кто-то достал из его кармана этот мешочек, но тот порвался и вода разлилась. Почти у всех народов распространен миф о потерянном бессмертии.

Народы Полинезии

Полинезия представляет собой треугольник, образованный Новой Зеландией, Гавайями и островом Пасхи. Острова Полинезии занимают огромную площадь. Между крайними точками 4,5 тыс. км. Несмотря на это, культура Полинезии крайне однородна, в отличии от намного меньшей Меланезии.Острова Полинезии делятся по происхождению на вулканические и коралловые (атоллы), которые являются особенностью Тихого Океана. Это определяет способ хозяйства. Коралловые острова крайне низкие и характеризуются крайней бедностью растительного и животного мира. Вулканические острова крайне гористы и между горными отрогами расположены крайне плодородные долины.Полинезийцы представляют разные антропологические типы. Но они все высокие (170-173 см. в среднем), кожа смуглая, со слабой растительностью на лице. Достаточно крупное лицо с достаточно широким носом. Самые типичные представители живут на Маркизских о-вах и о-вах Туамоту.Полинезийцы при переселении на острова утратили технику обработки металла. Но обработка камня, кости, ракушек была на очень высоком уровне. Основной вид занятия - земледелие террасного типа, которым занимаются мужчины. Животноводство развито слабее. Собаки (на мясо; маленькие и не лают), свиньи и куры (яйца в пищу не употреблялись) - вот и все, что известно полинезийцам. Для Полинезии характерно крайнее разделение по профессиям - профессии есть касты. Охота имеет ничтожную роль, и являет собой способ развлечения и спортивного состязания. Культура питания схожа с меланезийской. До прихода европейцев алкоголь не знали. Традиционный полинезийский напиток - кава, потребление которой обставлялось различными ритуалами. Полинезийцы - прекрасные мореплаватели. Иначе быть не могло, поскольку они из одного центра в Юго-восточной Азии всю Полинезию. У полинезийцев были школы для знати, где их учили мореплаванию и астрономии. Лодкостроители - отдельная и крайне уважаемая каста. Команда, которая управляла лодкой, должна была пройти тренировку примерно в два месяца. Главное лицо на лодке - кормчий, и имена кормчих, которые привели людей на этот остров, передаются из поколения в поколение. И это при том, что культура была устной, имена кормчих передаются на 27-30 поколений. Кормчие только из знати, с детства получавшие элитное образование и имевшие личные способности.

Распространены свайные постройки, дома-ульи. Убранства в доме почти не было - циновки, раскладываемые на ночь и убираемые днем. Одно из очень распространенных и характерных для Полинезии ремесел - производство тапы - которая есть "ткань" изготавливаемая из луба (средней части коры) фикуса. На нее наносился узор и раскрашивалась. Одежда из тапы красива, но не практична, поскольку ее нельзя постирать. Практической необходимости в одежде нет, она является ритуальной и имеет роль мерила богатства. Знатные женщины оборачивали вокруг бедер 4-5 циновок из тапы. Воины носили 3 плаща одновременно. Не характерны головные уборы, не известна обувь.Украшения очень разнообразны и обильны. Распространены украшения из цветов - браслеты, ожерелья, на голове, за ушами, в носу. Характерны и украшения из птичьих перьев. Также из раковин. Из постоянных украшений наиболее характерна татуировка. Она имела не только статус украшения, а также "паспортом" человека, показателем его социального статуса.Общественный строй. Уже сложились классовые группировки. Ремесленники были разделены на касты. Если говорить о Таити, то было три основных касты - арики(арии) - вожди и знать; раатира - крупные и не очень земледельцы; манахуне - простой народ. Во главе каждого округа стоял вождь из касты ариев, который подчинялся верховному вождю архипелага, который приравнивался к божеству. Лодка вождя называлась "радуга", его дом назвался "небесным". Он и его жена были священными особами. Все, чего он или она касались, становилось их собственностью. Простой народ не имел права их видеть и при их приближении должны были срывать с себя одежду и падать ниц. Положение короля было своеобразным - в день рождения его женой наследника он считался низложенным и становился регентом при сыне.Социальный институт ареойи восходит к тайным мужским союзам, но уже не был тайным. Он был связан с культом бога Ора. Вступление в общество было дозволено и мужчинам и женщинам через серьезный материальный взнос. Во главе стоял предводитель, который носил пояс из красных перьев. Каждый желающий вступить в ареойи давал присягу бездетности, обет умерщвлять всех рождающихся детей.Для Полинезии характерна война, существовало рабство, которое уже не было домашним. Поводом для войны было что угодно - захват земель, рабов; споры из-за женщин, кровная месть. Важную роль имели жрецы, которые должны были предсказывать исход сражений. Войны, даже из-за самого малозначительного повода, были крайне кровавыми и разрушительными. Частые войны привели к выделению уважаемой касты воинов.В Полинезии характерно уже наличие пантеона великих богов, имелось четко сформированное жречество. Общие боги - Тане (бог солнца, оплодотворитель, покровитель мужского начала), Ту (бог войны), Ронго (бог дождя, плодородия и жатвы), Тангароа (бог-творец). Общей религии при этом не было.Родители в Полинезии не имеют права касаться пищи своего старшего сына.Знания у Полинезийцев были на крайне высоком уровне. Была развита медицина, особенно хирургия.

Народы Микронезии

Микронезия (что в переводе с греческого означает «маленькие острова») включает в себя острова: 1) Марианские; 2) Палау и Яп; 3) Каролинские: 4) Маршалловы, состоящие из двух параллельных цепей: западной — Ралик и восточной — Ратак; 5) Гилберта. Основным занятием населения Минконезии было земледелие. Орудиями для обработки почвы служила палка с заостренным концом (танум) и каменная мотыга (акоа). Рис жали ножами из острых раковин. Рис был для них одним из основных источником пропитания. Также они питаются ямсом, бананами, кокосовыми орехами, плодами хлебного дерева, сахарным тростником; в пищу шла рыба, мясо черепах, летучих мышей, разных птиц.Разделение труда между мужчинами и женщинами было следующим -Женщины не занимаются полевыми работами, а проводят время дома за плетением цыновок, корзин и изготовлением других хозяйственных предметов из пальмовых листьев. Они следили за детьми, а также собирали съедобные корни и листья в лесу, ловили ручными сетями рыбу на рифах, изготовляли глиняную посуду, кокосовое масло, готовили пищу. Мужчины работали на полях, ловили рыбу сетями, строили дома и лодки; на них лежала вся ремесленная работа по дереву и камню.Главным оружием служило копье с наконечником из человеческой кости.Войны, насколько известно, были редки и не кровопролитны. Одежда почти отсутствовала: в большинстве случаев ограничивались поясами из волокон. Во время дождя и на праздниках употреблялась одежда, сшитая из листьев пандануса, и такие же шлемы, но ни покрой, ни вид их не известны, так как образцов не сохранилось. Употреблялись распространенные по всей западной Микронезии украшения из черепаховых подвесок и раковин. Татуировка отсутствовала, в отличие от Полинеии. Зубы, и это характерно для всей западной Микронезии, красилш в черный цвет.

Простой народ жил в хижинах из листьев, а знатные строили дома на столбах или на сваях каменной кладки. Такие столбы до сих пор сохранились на некоторых островах, но, к сожалению, археологически они еще не изучались. Общественный строй населения Микронезии.Каждый остров делился на районы, включавшие одну или несколько деревень. Во главе района стоял вождь со своей семьей (жена, младшие братья, потомки).К сожалению, экономический строй микронезийцев мало изучен. Нет никаких сведений о том базисе, который создал эти социальные порядки. Повидимому, земля уже стала частной собственностью знатных: источники говорят о их «фамильных имениях». Но наряду с нарождающимся классовым продолжал еще существовать и родовой строй. Микронезийцы объединялись в роды, принадлежность к которым определялась по линии матери. Возможно, что род сохранял еще признаки экзогамии. При всех сколько-нибудь значительных работах члены рода собирались вместе и помогали друг другу. Известно также, что на Марианских островах существовало общество холостой молодежи, носившее название улитао, или уритао. Члены его жили в отдельных домах холостяков и, как выражается один из старых авторов, «предавались эпикуреизму». Очевидно, здесь речь идет о возрастном классе юношей; они жили в мужском доме, служившем клубом.Целый ряд черт указывает на высокое положение женщин. Есть упоминания о женских собраних, на которые мужчины не допускались. Женщины приходили туда в лучших одеждах и исполняли различные песни и пляски.Отмечается полная свобода девушек до брака. Девушкам разрешалось посещать дома холостой молодежи. При сватании в качестве свата выступала матьТрудно установить из противоречивых сведений, был ли брак патрилокален или матрилокален. Во всяком случае наличие брака отработкой указывает на пережитки матрилокальности.Улов от рыбной ловли отдавался жене, которая распределяла его среди родственников.Любопытны брачные взаимоотношения.В случае неверности жены муж изгонял ее из дома, но не имел права наказывать ее. Единственное, что он мог сделать, это вызвать своего соперника на поединок. Напротив, если муж нарушил супружескую верность, то жена наказывала его жестоко.Женщина оставляла свое жилище и уведомляла родственников, что не может жить с мужем; тогда родственники являлись в дом виновного, ломали, разбивали и уносили все, что попадалось под руку, и счастлив был хозяин, если мстители ограничивались только этим и не разрушали его жилища. Далее указывается, что кто бы ни подал повод к разрыву, дети всегда оставались при матери.По смерти мужа все имущество переходило к его жене. После смерти женщины имущество забирали ее родственники. Если умирала мать, то кормление и воспитание детей, особенно грудных, брали на себя ее родственники, очевидно, из ее рода.

Вообще между людьми одного рода и даже одного поколения существовала постоянная и непременная обязанность помощи друг другу. Помощь оказывали в случае родов, брака, погребения, постройки дома или лодки, обработки полей. Если женщина нуждалась в лодке и подобных предметах, принадлежащих любому ее родственнику, то она приносила ему кружок из черепахового щита и говорила: «Я даю тебе такую-то вещь, возьми ее вместо такой-то вещи, мне нужной». Отказывать было нельзя. Все эти данные, несмотря на их отрывочность, показывают, что здесь существовали характерные черты матриархального родового устройства. Наконец, микронезийцы имели развитой фольклор и музыку, но образцы до нас не дошли. Из музыкальных инструментов известны только два типа флейт, из них одна носовая, т. е. полинезийского типа.Вся эта своеобразная и по-своему богатая культура ныне совершенно исчезла. Быт современного населения Микронезии полностью подчинен капиталистическим порядкам, в нем мало самобытного.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных