ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. РОДЖЕРСА.Карл Роджерс (1902-1987), также как и А. Маслоу, является одним из основателей концепции гуманистической психологии. Разработанная им теория, получившая название феноменологической, и основанный на ней психотерапевтический метод -клиентцентрированной терапии» очень популярны и влиятельны в научных кругах. Основные идеи феноменологической концепции Роджерса. 1. Признание ценности и уникальности человеческой личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие «феноменальное поле», 2. Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью, соответственно высокая конгруэнтность ведет к позитивному личностному развитию, а низкая - к внутренним конфликтам, тревожности, невротическому развитию. 3. Самоактуэлизация, контакт со своей индивидуальностью, возможный только а ситуации жизни в настоящем, -главная потребность и движущая сила развития человека, отказ от самоактуализации также ведет личность ч невро-тизации. 4. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека и который обладает качеством адекватности и гибкости, т. е. способности меняться в зависимости от ситуации. 5. Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является важным фактором ее формирования. Созданная Роджерсам концепция личности имеет огромную популярность, а разработанный им метод психотерапии, ориентированный на клиенте, активно используется как в психологическом консультировании, так и I пеихо-терапии, Также на его основе был создан метод групповой психотерапии и коррекции, основанный на посещении так называемых «групп встреч». В настоящее время этот метод групповой работы является одним из веду-щих, причем не только а психологии, но и в медицине и педагогике. 79. НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В XIX В. Главной предпосылкой развития психологии как самостоятельной науки в XIX в. стали глобальные социальные изменения этого периода - отмена крепостного права, экономические реформы и как следствие начало осозна-вания нацией своей уникальности и самобытности. Перед психологией встала задача изучения русского характера и менталитета с психологической, а не исторической или социологической точек зрения. Во второй половине XIX в. в связи с активным развитием естествознания в науке и интереса к национальной культуре и характеру в обществе постепенно начинает складываться отечественная психология как самостоятельная научная дисциплина, в которой развиваются два параллельных подхода. 1. Антропологический и естествен но-научный подход Н. Чернышевского, в котором понимание природы человека происходит через принцип единства организма и его психической и физической составляющих и используются естествен но-научные методы исследования человеческой природы и достижения физиологии. 2. Религиозно-философский подход П. Юркевича и В. Соловьева, где человеческая природа познается двумя способами - через внешнее (телесное) и внутреннее (душевные явления) чувство, психические и физические аспекты должны быть отделены друг от друга, и их необходимо изучать соответствующими эмпирическими методами, а поведение нужно изучать с точки зрения рефлекторной дуги, предложенной Р. Декартом. К концу XIX в. отечественная психология имела свои отличительные особенности. 1. Антропоцентризм и рассмотрение, исторических и социальных изменений с точки зрения человека и его практической пользы. 2. Ориентация науки на практическое применение. 3. Упор на нравственные и этические проблемы в исследованиях человеческой природы и построении психологических концепций. 4. Изучение исторических аспектов этических проблем человека. 5. Сверхличные элементы сознания понимались в ключе их нравственной составляющей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|