Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IX. Бихевиоризм: становление и развитие в ХХ в.




Бихевиоризм (в пер. с англ. behavior – поведение) как самостоятельное направление возник в США в 1913 году после того, как его теоретический лидер и основатель Джон Броуди Уотсон (1878-1958) выступил с критикой интроспективной психологии и предложил пересмотреть предмет науки. Программная статья Уотсона «Психология, как ее видит бихевиорист» ( 1913) стала манифестом новой психологии, в которой вместо сознания предметом утверждается поведение, а вместо субъективного метода интроспекции – методы объективного наблюдения за внешними реакциями без обращения к сознанию.

Научные предпосылки бихевиоризма восходят как философским, так и к естественнонаучным традициям. Из философских идей бихевиоризм заимствует следующие: 1) механицизм – утверждение, что все естественные процессы определены на механистическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики и химии (Т.Гоббс, Р.Декарт, Д.Гартли); 2) позитивизм - доктрина, которая признает только естественные явления или объективно наблюдаемые факты (О.Конт); 3) функционализм, предметом изучения которого является адаптивная роль сознания в реальном поведении (Ф.Брентано, У.Джеймс, К.Штумпф).

К важнейшим естественнонаучным предпосылкам бихевиоризма относятся идеи зоопсихологии, в которых поведение животных анализируется без обращения к мышлению, на основании внешне наблюдаемых реакций (К.Морган, Ж.Леб и др.). Э.Л.Торндайк, изучая поведение животных в проблемных ящиках, пришел к выводу, что научение происходит без участия сознания, методом проб, ошибок и случайного успеха. В поведении закрепляются только успешные реакции. Свою концепцию (коннекционизм) Э.Торндайк применил к поведению человека.

Решающее влияние на становление бихевиоризма оказали физиологические идеи Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936) и Владимира Михайловича Бехтерева (1857 – 1827). Открытые российскими учеными условные рефлексы (И.П.Павлов) и сочетательные рефлексы ( В.М.Бехтерев) обосновали возможность объективного изучения психических процессов через внешне наблюдаемые реакции (моторные и секреторные), без обращения к содержанию сознания.

В развитии бихевиоризма выделяют три этапа:

1. Классический бихевиоризм – с 1913 по 1930 годы (Дж.Уотсон). Поведение определяется как непосредственная реакция на внешний стимул по универсальной схеме «С – Р».

2. Необихевиоризм – с 1930 - 1960 годы (Э. Толмен, К.Халл, Б. Ф. Скиннер и др.). В классическую схему поведения («С – Р») вводятся промежуточные переменные как внутренние состояния организма, влияющие на итоговую реакцию. Схема поведения в необихевиоризме – «С – О – Р». В разных концепциях необехиворизма промежуточную переменную («О») представляют разные факторы (знания, цели, потребности, подкрепление и др.).

3. Социальный бихевиоризм – с начала 60-х годов (Дж. Мид,

Дж.Роттер, Д.Доллард, А.Бандура и др.). Итоговое поведение, по прежнему определяется промежуточной переменной, которая, в отличие от представлений необихевиористов, имеет отношение не к организму, а к жизни человека в обществе (отношения с людьми, детский опыт, локус контроля, поведение референтных лиц и пр.).

Рассмотрим более подробно содержание этапов эволюции бихевиоризма.

Итак, на первом этапе, поведение описывается как система реакций, детерминированных внешними воздействиями. Схема поведения по Дж.Уотсону: «Стимул – реакция» верна как для простейших ситуаций (чихание на распыление молотого перца), так и для сложных (выбор президента или работы). Никаких ссылок на сознание не допускается, вместе с тем, любой факт поведения расценивается как отражение субъективных содержаний сознания и свойств личности. Задача психологии заключается в прогнозировании и управлении поведением через сведение поведения к единичным звеньям «стимул – реакция», анализ стимулов и целенаправленную стимуляцию. Объективный предмет исследуется объективными методами: наблюдение, тестирование, формирование условных рефлексов.

Развитие личности, с точки зрения Дж.Уотсона, заключается в расширении репертуара поведенческих реакций, которое достигается путем научения. Генетический фактор имеет значение только до обучения в раннем возрасте, в дальнейшем же, любое поведение, в том числе и способности человека, является исключительно результатом научения.

Очевидная механистичность программы классического бихевиоризма вызвала к жизни варианты необихевиористских концепций, в которых упрощенная трактовка поведения по схеме «стимул – реакция» усложнялась введением внутренних процессов, развивающихся в организме в ответ на внешний стимул и влияющих на реакцию.

Второй этап, этап необихевиоризма, был открыт экспериментами, утверждающими факт наличия некоего промежуточного состояния организма между стимулом и реакцией. Так, Уолтер Хантер в 1922 году опубликовал результаты экспериментов с отсроченными реакциями. Хантер проводил опыты с обезьянами. Оказалось, что, если на виду у обезьяны в один из двух ящиков спрятать банан, затем между обезьяной и ящиком поставить ширму, то, когда эту ширму уберут, обезьяна направится именно к тому ящику, в который у нее на глазах положили банан. Такое поведение свидетельствовало о том, что животное не механически реагирует на стимул, а способно к отсроченной реакции, значит между стимулом и реакцией существует установка, определяющая направленность поведения.

Студент Д.Уотсона Карл Лешли (1929) как и У.Хантер, полагал, что между стимулом и реакцией есть еще некое состояние организма, влияющее на поведение. Он, также, работал с приматами и изучал роль мозга в научении, формируя у обезьяны навык, а затем, удаляя различные участки коры головного мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. На основании результатов К.Лешли заключил, что головной мозг всегда находится в активном состоянии и опосредствует реакции организма на внешние стимулы.

С этого времени спецификой бихевиоризма стало исследование процесса научения. Классический период необихевиоризма открыл Эдвард Толмен (1886-1959), представивший в 1932 году когнитивную теорию научения (в работе «Целенаправленное поведение у животных и человека»). Как видно из названия теории, Э.Толмен вместо постулата непосредственности вводит между внешним раздражителем и ответным поведением промежуточную переменную, связанную с познавательными процессами, а именно – целями, мотивами и ожиданиями животного. Таким образом, Э.Толмен противопоставил реактивному поведению целенаправленное, а условно-рефлекторному (то есть моторному) научению – знание пространства. Механизм научения заключается в том, что при встрече организма с одним и тем же стимулом среды, между этой точкой пространства и ожиданием организма формируется связь – знание организма о данной точке пространства, или гештальт-знак. В опыте животное вырабатывает целую сеть гештальт-знаков по всем точкам среды, или когнитивную карту. Следовательно, поведение организма в пространстве определяется не выученными (рефлекторными) движениями, а наличием когнитивной карты, состоящей из знаний, гипотез и других внутренних состояний. Оставаясь на позициях бихевиоризма, внутренние переживания организма Э.Толмен регистрировал исключительно по объективным изменениям в ответном внешненаблюдаемом поведении (например, голод определялся по количеству съеденной пищи или по временным промежуткам между кормлениями). Э.Толмен экспериментально установил факт латентного научения – ненаблюдаемого и неподкрепляемого научения, объективно изменяющего поведение.

Кларк Леонард Халл (1884-1952) в своей концепции редукции потребностей свел социальное поведение человека к удовлетворению органических потребностей. К.Халл считал, что основным фактором научения является подкрепление поведения, ведущего к редукции ( снижению) потребности. Например, потребность человека в пище энергизирует его поведение и разряжается посредством внешних стимулов, то есть, нахождения пищи. Этот внешний стимул – есть подкрепление такого поведения, которое ведет к удовлетворению. К.Халл выделил два вида подкреплений – первичные (удовлетворяют биологические потребности) и вторичные (изначально нейтральные стимулы среды, но обусловленные первичными при сочетании в пространстве и времени). Вслед за И.П.Павловым и Дж.Уотсоном, Халл утверждал, что на основе вторичного подкрепления могут быть выработаны новые навыки.

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) предложил теорию научения, основанную на оперантном подкреплении («операнта» – активное воздействие на среду). Согласно теории оперантного научения, в поведении фиксируются те действия, которые получают подкрепление. Исходя из этого, человек или животное контролируют свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (позитивные или негативные). Соответственно, неподкрепляемые действия не закрепляются и не воспроизводятся в поведении. Принципиальным отличием оперантной схемы подкрепления Б.Скиннера от классической схемы формирования условного рефлекса (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, Д.Уотсон) является перенос обусловливания со стимула на реакцию, то есть не стимул подкрепляют (другим, нейтральным стимулом), а желательное действие, операнту. Экспериментально разработанные законы оперантного научения Б.Скиннер перенес на практику школьного обучения, овладения речью, модификацию поведения в обществе и др., разработав программу бихевиорального контроля общества, методик модификации поведения и обучающих машин.

Третий этап в эволюции бихевиоризма – социальный бихевиоризм – сместил исследовательский интерес с биологического аспекта жизнедеятельности человека на его социальную сущность.

Так, Джордж Мид (1863 – 1931) для объяснения поведения и механизмов научения предложил теорию ожиданий, согласно которой поведение представляет собой выполнение социальных ролей, выполняемых с учетом ожиданий окружающих. Таким образом, итоговое поведение человека зависит не от внешнего стимула (по Дж.Уотсону), а преломляется через промежуточную переменную – ожидания окружающих.

Джон Доллард (1900 - 1980) в своей теории фрустраций в качестве промежуточной переменной предположил накопленный с детства фрустрационный опыт, который разряжается под действием внешнего стимула в неоднозначно заданные реакции. Детские фрустрации энергезируют поведение и разряжаются посредством внешнего подкрепления в зрелом возрасте. Следовательно, на один и тот же раздражитель люди будут реагировать по-разному, в зависимости от детского опыта. В данной теории прослеживаются как психоаналитические представления о влиянии детского опыта и неудовлетворенных потребностей, так и концепция редукции потребностей К.Халла. В 1950 г.г. Джон Доллард совместно с Нилом Миллером разработал психотерапию, основанную на социальном научении. Суть психотерапии заключалась в отучении от невротического поведения и научение навыкам нормального поведения через анализ и изменение подкрепления (подобно тому, как хороший учитель может исправить навыки письма и довести их до совершенства).

Роттер Джулиан (1916 -) осложняет схему поведения понятием «локус контроля». Согласно концепции Д.Роттера, поведение определяется тем, на кого человек возлагает ответственность за происходящее с ним (здоровье, отношения, доходы и т.д.). Интерналы (внутренний локус контроля) уверенны, что смогут проконтролировать и повлиять на получаемые подкрепления, поэтому в поведении они успешны, активны, более здоровы физически и психически. Экстерналы (внешний локус контроля), напротив, уверены, что подкрепление определяется только внешними факторами, судьбой, случаем и т.п., поэтому они часто конформны, мало эффективны, пассивны, более беспомощны.

Наименее экстремальной формой бихевиоризма является социальная когнитивная теория Альберта Бандуры (1925-1988). Основу этой теории составили представления Б.Скиннера об оперантном подкреплении, перенесенные с биологизаторской позиции в социальную плоскость.

Бандура эмпирическим путем установил, что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного подкрепления, но посредством косвенного подкрепления, то есть, наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения. В основе – способность прогнозировать и оценивать последствия того, что еще не пережито им на личном опыте, но наблюдается у других людей. Такой тип научения называется викарным научением. Помимо внешнего косвенного подкрепления, А.Бандура установил влияние на поведение внутреннего подкрепления – самоподкрепление, представленное чувством собственной эффективности. Эффективность личности – это чувства самоуважения, собственного достоинства, адекватности и проявление умения решать жизненные проблемы. Эмпирически А.Бандура подтвердил, что люди, обладающие высокой личной эффективностью считают, что они в состоянии справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Люди с низкой личной эффективностью при столкновении с различными жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил для того, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Большое значение для психотерапевтической практики имеют методы модификации поведения, предложенные А.Бандурой – тренинг «коррекция отклоняющегося поведения» и метод систематической десенсибилизации.

Итак, не смотря на серьезную критику бихевиоризма за биологизаторство, механицизм, крайний позитивизм и антиментализм в подходе к человеку, историческую роль и научно-практический вклад этого направления в развитие психологии трудно переоценить. Именно на почве бихевиоризма психология получила статус объективной науки. Позже представителями этого направления активно разрабатывались теории научения, востребованные в самых разных практических сферах человеческой жизни. По сей день относятся к разряду наиболее эффективных практические методы обучения социальным навыкам и психотерапии, разработанные бихевиористами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных