ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
О бесполезных книгахСебастиан Брант Корабль дураков
Литература эпохи Возрождения –
Себастиан Брант Корабль дураков
Протест [1]
Когда с таким трудом, упорно Корабль я этот стихотворный Своими создавал руками, Его наполнив дураками, То не имел, конечно, цели Их всех купать в морской купели: Скреб каждый собственное тело. А впрочем, тут другое дело: Мне в книгу некие болваны (Они изрядно были пьяны) Подсыпали своих стишков. Но среди прочих дураков Они, того не сознавая, Под жарким солнцем изнывая, На корабле уже и сами Валялись все под парусами: Я им заранее, на суше, Ослиные наставил уши!
Стихи могли быть лучше тут, Когда б не пострадал мой труд От строк чужих. Да, не прославил Себя отнюдь, кто мне их вставил, Мои повыстриг, не спросив И смысл местами исказив. Когда стихи сдаешь в печать, Приходится их сокращать, И ужимаются бедняги В зависимости от бумаги.
Особенно мне неприятно, Обиднее тысячекратно, Что, так трудясь и так горя, Я столько сил потратил зря (Хотя вины моей тут нет), Чтоб эта книга вышла в свет С приписанной мне дребеденью, Что на меня ложится тенью… Ну, с богом! В путь пускайся, судно! Рожать глупцов довольно трудно — Особый нужен здесь талант! А я – дурак Себастиан Брант.
Ради пользы и благого поучения, для увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков и во имя исправления рода человеческого – с исключительным тщанием, серьезностью и рачительностью составлено в Базеле Себастианом Брантом, доктором обоих прав [2]
Предисловие
Душеспасительные книжки Пекут у нас теперь в излишке [3], Но, несмотря на их число, Не уменьшилось в людях зло: Писанья эти ничему Теперь не учат! В ночь и в тьму Мир погружен, отвергнут богом, Кишат глупцы по всем дорогам. Жить дураками им не стыдно, Но узнанными быть обидно
«Что делать?» – думал я. И вот Решил создать дурацкий флот: Галеры, шхуны, галиоты, Баркасы, шлюпки, яхты, боты. А так как нет таких флотилий, Всех дураков чтоб захватили, Собрал я также экипажи, Фургоны, дроги, сани даже. Глупцам нет счета в наши дни: Как мухи, суетясь, они На корабли спешат, летят — Быть первыми и здесь хотят.
Их всех, которые тут есть, Представить вам имею честь: Вот вам один – мой текст ему Не по душе, как я пойму. А этот не прочтет ни слова, Но на картинке, как живого, Заметит среди прочих рож: Себя и даже с кем он схож.
В моем зерцале дураков Дурак узрит, что он таков, И, приглядясь к себе, увидит, Что из него мудрец не выйдет. Что не дано, то не дано! Не тщись быть мудрым, знай одно: Признавший сам себя глупцом Считаться вправе мудрецом, А кто твердит, что он мудрец, Тот именно и есть глупец. Глупцам, конечно, кум-приятель — И этой книги покупатель. Вот дураков предлинный ряд! Найти свое здесь каждый рад: Кто мудрости рудник алмазный, Кто вредной глупости соблазны. Да, книжка стоящая! В ней Узришь всей жизни ход ясней. Как говорится – смех и горе: Здесь дураки всех категорий! Мудрец найдет здесь мыслей клад, Глупец собратьям будет рад. А коль дурак поднимет бучу, Колпак я сразу нахлобучу. Сам не признается никто: По имени зовешь – и то Иной как будто удивлен, Прикинется, мол, он – не он. Но люди умные, бесспорно, Похвалят труд мой стихотворный И заключат вполне правдиво, Что автор судит справедливо. Пусть дураки на эти строчки Зловонной брани выльют бочки, — Будь это горько им иль сладко, Скажу я правду для порядка. Изрек Теренций [4]ведь когда-то: «За правду – ненависть нам плата». Да, кто сует повсюду нос, Бывает часто бит, как пес. Стремиться надо, как известно, Жить добродетельно и честно И, чтобы быть всегда в чести, Благоразумие блюсти. Пусть мой небезупречен стих, Но не щадил я сил своих, Ночей не спал я напролет, Дурацкий свой вербуя флот: Кто нужен мне, сам не придет — За картами и за вином Проводит ночь и дрыхнет днем. Обдумал я слова, манеры, Поступки, подобрал примеры И от усердия такого Лишился сна, даю вам слово.
Мужчинам, женщинам пристало Глядеть в дурацкое зерцало: Оно в натуре, без личин Представит женщин и мужчин. Не меньше, чем глупцов, заметьте, И дур встречается на свете. Пусть прикрываются вуалью, Я колпаки на них напялю И потаскух не пощажу — В костюм дурацкий наряжу! Им любы шутовские моды — Соблазн, беда мужской породы: Игриво-остронос ботинок, Едва прикрыт молочный рынок. Упреки эти адресуя Не дамам честным, попрошу я Простить меня: о них ни слова Я б не дерзнул сказать худого Но многим, – их числа не счесть, И часть ничтожная лишь есть На «Корабле глупцов», – им молча Хлебнуть моей придется желчи.
Итак, внимательней читай Ты эту книгу и считай, Что, коль не назван в ней пока, Избавлен ты от колпака Кто мнит, что он не мой герой, Примкни покуда к умным в строй И потерпи, будь малый скромный, — Колпак получишь преогромный!
О бесполезных книгах
Вот вам дурак библиофил: Он много ценных книг скопил, Хотя читать их не любил.
* * *
На корабле, как посужу, Недаром первым я сижу. Скажите: «Ганс-дурак», [5]и вмиг Вам скажут: «А! Любитель книг!» — Хоть в них не смыслю ни аза, Пускаю людям пыль в глаза. Коль спросят: «Тема вам знакома?» — Скажу: «Пороюсь в книгах дома». Я взыскан тем уже судьбой, Что вижу книги пред собой. Царь Птолемей [6]собрал подряд Все книги мира, говорят. Весьма гордился Птолемей Сокровищницею своей, Но в грамоту не слишком вник — И мало почерпнул из книг.
Я книги много лет коплю, Читать, однако, не люблю: Мозги наукой засорять — Здоровье попусту терять. Усердье к лишним знаньям – вздор, Кто жаждет их – тот фантазер! Хоть неуч я, а все ж могу В академическом кругу Блеснуть словечком «item». [7]Да, Латынь, конечно, мне чужда, Родной язык доступней, но Я знаю: «vinum» есть «вино», «Cuculus» – олух, «sus» – свинья, «Dominus Doctor» [8]– это я. Но уши прячу, чтоб не счел Меня ослом наш мукомол.
О стяжательстве
Дурак пред вами – скопидом. Стяжать, стяжать любым путем Цель его жизни, счастье в том.
* * *
Дурак – добро копящий скряга, Ему его добро не в благо. Кому богатства он откажет, Когда в свой час в могилу ляжет? Но тот еще глупей стократ, Кто промотать преступно рад Все, что на время во владенье Дано ему от провиденья. А призовет господь к отчету — Не будет снисхожденья моту. Родне все отписав именье, Глупец отверг души спасенье. Боишься прыщика, глупец, — Чесотку схватишь под конец!
Коль ты нечисто стал богат, Ступай поджариваться в ад! Наследник разведет руками, И ни к чему надгробный камень И щедрый дар на храм тому, Кто в адскую низринут тьму. Велел господь: «Последний грош Отдай, покуда ты живешь!» Мудрец – не жадный раб мамоны, Его мечта – не миллионы: Он больше горд самопознаньем, Чем богатейшим состояньем.
Был алчным златолюбцем Красс — И золотом опился раз. [9] Но, деньги в бездну моря бросив, Кратет был истинный философ. [10]
Кто бренных ценностей взалкал — Втоптал живую душу в кал!
О новых модах
Кто вечно только модой занят — Лишь дураков к себе приманит И притчей во языцех станет.
* * *
Что было встарь недопустимо, Теперь терпимо, даже чтимо. Считалось ведь не без причин, Что борода – краса мужчин. А ныне – кроме деревенщин, Не отличишь мужчин от женщин: На всех помада и румяна (Раб Моды – та же обезьяна!), И шея вся обнажена, В цепях и в обручах она. О, пленник Моды, до чего ж Он на невольника похож! Корзиной – волосы, кудряшки — Как на овечке иль барашке. Кто сушит голову в окне На солнышке, кто при огне. А вши – они не пропадут, — Напротив, обретут приют В несчетных складках сокровенных Одежд моднейших, современных! В кафтанах легких и в тяжелых, Широкофалдных, долгополых, В штанах, фуфайках и жилетах, В пантуфлях, сапогах, штиблетах Еврейский вкус царит опять! Да, Мода то вперед, то вспять Толкает нас неугомонно, Свидетельствуя, что мы склонны Всегда бродить туда-сюда Путем порока и стыда. Всесильна Мода, говорят. И вот на ней другой наряд — Кургузый, чуть не до пупа! Но модников толпа глупа. Позор вам, немцы! Прихоть Моды Противна замыслам природы: Что сокровенным быть должно, То Модою обнажено. Но есть всему пределы, сроки — Страданьем платят за пороки. Раб Моды иль ее раба, И вас не пощадит судьба!
Дурачки-старички
Вот-вот я в гроб уже сойду Иль к живодеру попаду, Но с глупостью живу в ладу.
* * *
Хоть стал я дряхлым стариком, Слыву, однако, дураком: Столетний глупенький младенчик, Показываю свой бубенчик Мальчишкам несмышленым я (Сильна над ними власть моя!), Мое ученье – им в забаву, А я стяжать желаю славу. В рай с этим не войдешь, о нет! Пример мой плох, и плох совет.
Чему учен, тому учу, Однако быть в чести хочу, Осмелюсь даже тем похвастать, Как посрамлен бывал я часто И уличался в странах дальних В делах не очень-то похвальных. Да, воду я люблю мутить И не перестаю чудить, А где не справлюсь я никак, Поможет сын мой – Ганс-дурак. Я за него не беспокоюсь — Меня сынок заткнет за пояс! Он дурью жив, он ею дышит, — Дай срок – весь мир о нем услышит. «Вот, скажут, истинный дурак: Отец в сравненье с ним – сопляк! Он так еще себя проявит, Что весь дурацкий флот прославит! Отцам утеха на том свете, Когда их тут сменяют дети!
Так нынче повелось в народе, Что старость с мудростью в разводе. А сколь чиста у старцев совесть, Нам скажет о Сусанне повесть [11] И о ее клеветниках — Двух похотливых стариках.
Старик-дурак себя погубит, Коль он порок и кривду любит.
О воспитании детей
Все те, кто озорства ребят Не замечают, словно спят, — Бед натерпевшись, возопят.
* * *
Глупцов глупей, слепцов слепей Те, кто не воспитал детей В порядочности, в послушанье, Не проявив забот и тщанья, Чтоб, как без пастыря ягненок, С пути не сбился их ребенок, И пусть – в дурной игре повинный — Сам папенька с невинной миной Не говорит: «Всех создал бог, — Исправишь ли того, кто плох?» Неправда! Учится ребенок У мудрого отца с пеленок. (Кто думает не так – дурак, Ребенку и себе он враг!) Все на лету хватают дети, Соблазну попадая в сети. Гнуть деревце ты можешь смело, Пока оно не повзрослело, А взрослое пригнул – сломалось! Накажешь розгой… ну, хоть малость, И смотришь – дурь из шалуна Безбольно выгнала она. Лишь строгостью добьешься толка: Сорняк пророс – нужна прополка.
Жил праведно библейский Илий, Но сыновья его грешили, За что, покаран богом строго, Он претерпел страданий много — И умер в горе безутешном, К сынам своим приравнен грешным. [12] Ах, дать бы юношам сегодня Учителей поблагородней, Как Феникс [13]– тот, кого Пелей Из сонмища учителей Избрал для сына, Ахиллеса, Дабы не вырастить балбеса! Обрыскал Грецию Филипп [14]— И к Аристотелю прилип, Чьим был учителем Платон, Кто сам Сократом был учен. Да, Аристотель, знанья солнце, Учил героя Македонца! [15] Но современные отцы, Отцы – скупцы, глупцы, слепцы, — Таких учителей находят, Что время только зря изводят. Готовя из учеников Невежд, повес и дураков. И то добро, коль неуч тот Не полный – только полу… скот!
Тут, право, нечему дивиться: От дурака дурак родится! Но вы расплатитесь за это, Когда ваш сын, как муж совета, На столь почетном сидя месте Блюстителя морали, чести, Не раз почувствует в смущенье Свое дурное обученье. И поделом отец тогда Сгорит от позднего стыда И сожаленья: ведь не шутка — Признаться, что взрастил ублюдка. Посмотришь: этот – богохул, Другой ударился в разгул, Тот шляется по девкам, кутит, Нечистые делишки крутит, Четвертый, стыд забыв и страх, Гляди, продулся в пух и прах! Так с недорослями иными Бывает, пустопродувными, Которых с детства, на беду, Не учат знаньям и труду, Отдав учителям дешевым — Невежественным, бестолковым. А нравственность, влеченья, знанья Зависят лишь от воспитанья.
Происхождению – почтенье, Но сам ты – что? Происхождение Тобой не приобретено. Богатство – тоже благо, но Что есть оно? Судьбы каприз: Прыжки мяча то вверх, то вниз! И в славе – сладость, но она Так ненадежна, неверна. Прельщает тела красота, Минула ночь – прощай, мечта! Здоровье – клад, но с древних пор Хворь начеку, как ловкий вор. И сила – драгоценный ларь, Но где она, когда ты стар?!
Все преходяще, быстротечно, И лишь наука долговечна. Спросил Сократа Горгий [16]встарь: Был счастлив ли персидский царь, Что в мире слыл владык владыкой, Бессильем власти превеликой? Сократ сказал: «А был ли он В вопросах этики силен?» Да, ни в богатстве, ни во власти Нет без морали людям счастья.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|