Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Посмодерн и человек




КУЛЬТУРОГЕНЕЗ

В современной науке существует множество различных трактовок генезиса культуры (процесса зарождения культуры): существуют орудийно—трудовая, эволюционная, психоаналитическая, символическая, социокультурная, игровая, религиозная и иные концепции.

В рамках орудийно—трудовой концепции (по Ф. Энгельсу) возникновение культуры связывается со становлением способности человека к труду и его умения создавать орудия труда. Трудовая концепция генезиса культуры утверждает, что создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и самой культуры.

Эволюционистская концепция (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Л. Г. Моргану и др.) исходит из того, что культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи от простейших форм к более сложным.

Символическая концепция (по Э. Кассире— ру) объясняет возникновение культуры тем, что человек на определенном этапе своей эволюции утратил инстинкты и вынужден был существовать по подобию. Это привело к постепенной выработке определенной системы ориентиров – символов, обеспечивших приспособление человека к миру.

Игровая теория (по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осмысленным видом жизнедеятельности.

Человек играющий, по мнению Й. Хейзинги, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий.

Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру, игрой были музыка и танец.

Из обычаев социальной игры выделилось право. Эти наблюдения привели Й. Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре.

Психоаналитическая концепция (по З. (Фрейду) подходит к раскрытию генезиса культуры через исследование феномена первобытной культуры.

Большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обрел особенности, которые не были присущи животному миру.

Религиозная концепция связывает начало культуры с возникновением веры в Бога. Одна из центральных в христианстве тем – тема от—деленности человека от Бога.

Пустоту разрыва между Богом и людьми призвана была восполнять культура, именно она привносила в жизнь высокие смыслы.

В основе христианского понимания культуры лежит стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности.

Вера в Бога давала человеку силу преодолевать себя, наполнять свою жизнь моральными смыслами.

Культура России.

Культурологические идеи западников и славянофилов

Проблему культуры впервые поднял Чаадай. Споры 19 века ставили себе задачу понять место России в мировой культуре и смысл ее существования в мировой культуре.

Славянофилы (Хомяков, Кириевский и др) подчеркивали исключительную роль России, доказывая, что Россия чисто крестьянская страна и если в Европе с ее индивидуализацией личности…Россия основана на общинной организации, она абсолютизировала нравственную сторону жизни.

Западники: Герцен, Белинский и др считали, что Россия- европейская страна, она должна пройти путь, который прошла Европа - путь промышленной революции. Это первая половина 19 века.

Вторая половина - Данилевский в своей книге «Россия-Европа», опираясь с одной стороны на теорию культурно-исторических типов (локальных цивилизаций) пытался обосновать уникальность России. Он выделил 10 культур, когда Тойнби 21 культуру. С другой стороны Данилевский предположил, что Россия может развить все 4 сферы - религиозную, культурную, политическую и экономическую. Это составит ее специфику, в отличие от других народов, например евреи прояилил себя в религиоз сфере, греки в культуре-высочайшее развитие искусства, римлине-политическая, европейци-и в культ уре и политич.

Серегей соловьев, за 28 лет написал 29 томов истории России. Он видел исключительность россии, он считал что россия посавлена в центр мирового развития. Она –обаразец крестьянского развития. Она сущ на равнае с Грецие Римом, сущ параллельно никому не подчиняясь.

Сын Соловьева Владимир Сергеевичь, русский философ. Он увидел сымсл в истории Росиии в выходе к Богу(идея Бога-человечества). Это 19 век.

В 20 веке занималась културологии России Флоровский, ВЕрнатский, Трубецкой, Сувчинский…

Н.А Бердяев: считал что единсвто чел-ва достигается не слиянием наций а их ростом и развитием. Его образ России, который он стремился обосновать, его работа вышла в 46 году. Смылс этой работы-хар-ка народа как высшей стеени поляризованного народа, противорчеивый народ(деспотизм-вольность, жесткость-доброта, искание Бога-воинствующий атеизм). Он обяснил противоречивость: она опрделяется промежуточным положением между востоком и запдом.

Федотов: в книге «Россия свобода» очень пессимистически оценил РОссиию.

Иван Александрович Ильин пологал что ни один народ не имеет такого задания как русский, те россия должна стать во главе мира, осенив свою нравтсвенностью мир культуру: Национальная руск идея«Русская идея-есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца созерцающего свободно и преметно и передающего свое видинеие воле для действия и мысли, для сознания и слова» Сымсл этой деи в том, что историчсеки россия из византии воспряняла веру в то что Бог есть любовь.

4. Специфика культур ыроссийской цивилизации, социо-культурного противоречия:

Российская култтура стала формироваться в особый тип цивилизации в 9-11 веках. Большое влияние на формирование этого типа культуры оказало ее маргинальное пложение(серединное). И эта маргинализация проявилась в появлении таких сфер култтуры которых с одной стороны нет нив кодной культуруе и которые открыв большой простор для култр творчесва. К Наиболее сущ-м признаком: с амодержавная форма гос власти(практически до сих пор схранила корни), коллективисткая менталньо, подчинение общества гос власи, незначительный объем эконом свободы.

В ее развитие чаще выделеят след этапы: древняя русь 9-13, московское царство 14-17 века, иперская россия 18-20 век.

Складывалась древнерусская народность в смешение трех народностей:славянский, балтский и финогорсий, с заметным участием германского, тюркского и северокавказского.

Доменантной формой объединения явл православие как каталицизм в европпе. Оно(православие) задавало общий нормативно-ценностный порядок выражением которого стал русск язык.

Геополитически Россия начиналась с трех субкультур южная северная и северовосточная.

Южная субкультура была оринтирована на азиатскую степь она погибла под копытами тарао-мнгольского ига.

Севрная(новгородская) представляла островки европейской цивилизации. Деградировала после присоединения новгорода к москве в 15 веке.

С середины 12 века начианется колонизациия центра и север русской равнины. Эта колонзация шла по поймам рек, захватывая лесную зонц, где крестьяне занимались подсечно огневым земледелием, рыболвостов охотой и сбирательством. Этим объясняется разбросанность крестьянских дворов на огрмные территории. Князья предпочтилаи равнины, где они строили города, огороженные заборами с колами.

Монгольское нашествие удаило прежде всег по княжеским вотчинам. А крестьяне в лесу жили почти до государственной жизни. Т.е в результате этой колонизации образовалось две руси.

Крестьянская русь-свободная, языческая, земледельческая.

Наследником северо-восточной руси стало москвоское царство. В конце 15 века в россии возникает пашенное земледелие(экстенсивно), которое заставило жителей лесов вытйи из леса и вклчиться в общий оброт: подчинение князьям, гос выласти. Была попытка оправославит это новоиспеченных жителей государаства.

Главное достоинство крестьянства-балагая жизнь, чтобы обеспечить себе место в раю, оказалась отрвана от труда. Потому что труд был противопоставлен этой работе. К нему относились не как к святому делу, а как к испытанию, наказниею за грехи.

1 черта-мировосприятие традиционализм(религиозный и общинный). Первый преследовал всякие новвовведения. Общинный традициоализм проявлсяся что человек индивид растворялся в общесвве. У русского чела не было я, было мы. Чинность. Нарушение чина безобразно, соблюдние правил чина-прекрасно.

2 черта- специвисчским феноменов московского црства были юродивые. В чем же смысл. В условиях очень жестких норм поведения не было возможности для свободомыслия и критики власти и как и в античнсоит были шуты. Среди юродивыъ чонь часто были здоровые образованные люди. Потому что это давало возможность проявить свободомыслие(дописать).

На рубеже 17-18 веков обнаружилось что россия как смамост страна н может себя реализовать. Появляется петр 1 лознавший это и всю жизнь пытавшийся открыть россия для европы. Европпа же подчинила церковь гос-ву. Протестантизм светил труд, сделав труд святым делом.

В это врем я в европпе прочно заимает позиции либерализм. Возможность реализоввывать себя и давать другим возможнолсть реализовывать себя. Вторая идея-толерантность.

Кроме этого европпа переходила на эволюц путь развития, науки и техники. И труд становится одной из гланых духовных ценностей.

Кризис маргинальной културе московкого царства обусловлеен Петром 1

3 черта-западническая(верхи), подчвиничестская(дописать).

4 черта-интровертный характер россиской култруы, те с одной стороны она открыта для внешних воздействий, а сдругой стороны полоное невосприятие. Это помогло сохранить самобытный хратарекр

5 черта-этноцентризм русский-традиция оценивтаь все стальные културы с позиции российской, привозносить ее. Отсюда вознимает миссианство. Именно поэтому русская православная церковь есть во всех уголках земного шара

6 черта-монументалим -склоннсть к

-7 черта-иррационализм выражающийся в непридсазуеости и неузнаваемости.

5 вопрос! Концепция култуных архитипов.

КУлтуный архитип-Архиический культурный первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе, нормтаивно ценностаная ориентация, задающие образцы жизнидеятельности людей, «ПРАРОСШИЕ» через многовековые пласты истории культурных трансформаций и сохранившие свое значение и смысл в нормативно-ценностном пространстве современной культуры.

Основные признаки архитипа: неосознаваемость, устойчивость, принудительность реализации.

Культурные архитипы - реакция наших предков на внешнее воздействие.

Юнк, основатель теории архитипа, открыл осознание коллектива. У народа есть коллективное подсознание.

Культурный архитип реализуется в повседневной жизни. Он не осознается человеком.

Надо различать культурный архитип и менталитет.

Менталитет отличается тем, что он осознается и быстро изменяется. Это способ и стиль мышления. Это одинаковое понимание индивидами, живущими в одно обществе различных явлений (любви, гос-ва).

Архитипы функциональны просматриваются формируются под влиянием окруж среды. (Как провославие повлияло на архитип, найти. Пример, крестьянство оказало большое влияние на российский архитип. Это влияние через культуру. Приближение к земным благам).

Географическая среда и культурный российски архитип.

1 черта-русский авось. Невозможность расчитать наперед, сотавить план. Эмоции всегда преобладают над разумом русского человека, а западный человек рационален. Поэтому русский человек более крепок задним умом.

Социальные свзи культуры-накануне татаро-монгольского нашествия в Руси стали складыватьс соц связи.

Совсеть проявляется в форме угрызения совести. Но для русск человека это больше декорация. Совесть не духовная ценность для русск человека, так же и ответственность.

Свобода это ключевое понтие европ культуры, одной тороны это возможность выбора, с другой признание свободы за другими. У русского человека свобода заменяется волей.

Гуманизм в центре котрого стоит человек как высшая ценность, нет его у русского человека. Русский человек ощущает себя частьюю целого.

Очень важна для русского человека родина.

Царь стоял выше всего, выше закона. Царь-батюшка высшая власть.

17.10.2012

Культура посмотдерна

В истрии и философии культура отдельных периодов имела свою специфику: возрождение. Просвящение. 20 век- век посмодернистской культуры.

Зарождение посмодерна в духовной культуре

Модерн – с французкого «современный», употреблен в 5 веке н.э. для обозначения новой христианской веры против греко-римской античности. С тех пор вся модерновость не утрачивала связь с античностью. В 19 веке начинает формиоваться клуьтура посмодерна, одна из её характеристик: погоня за новвым как таковым. Бодлер сформировал стратегию культуры посмотдерна. Он призывал завоевывать новое, не обращая внимания ни на какие традиции и указания. Завоевывать с нуля. Это сущность постмодерна. Авангадристы сравнивали себя страдицией. Этот разрыв посмодерна с традицией можно проиллюстрировать на основе критики разума.Совреенник и ученик гегеля датский философ Кьеркигор первый выступил против претензии разума. Нитша объявил разум больным пауком, вто время когда Маркс разрабатывал проэкт общества на разумных основаниях. Современники отнеслись к их взлядам и претензиям, как к бреду. Общество не готово было жить без опоры на разум и традицию

Посмодерн и человек

20 век продолжив критику возрождения и просвящения востребовал идеи этих мыслителей и поставил их в центр интеллектуальной жизни. Это завершило процесс фундаментальных сдвигов в европейстком мышлении. Сдвиги можно проиллюстрировать: до конца 19 века высокая офиц мысль не пускала в свою сферу 3 проблемы:

1. Тюрьмы

2. Безумия

3. Секса

А гос-во относилось репрессивно к этим сферам. С конца этого периода эти темы стали легализовываться расширятся, стал объектом внимания ученых, заслонили искусство. Люди стали уделять много места этой стороне, что к концу 20 века парламенты некоторых стран обсуждали вопросы о разрешении однополых браков. Ученые кинулись искать способы и методы обучения детей секс. Проблемам с 5 лет. В 19 веке философы предполагали…. Леонтьев предсказывал, что сформируется человек, сориентированный на сиюминутные выгоды, на отстаивание своихправ и свобод смысла которых он не понимает. Этот челвек – серенький. Он создаст свободную от нравственности, и от религии этику и будет считать что раскрытиючувства собственного достоинства способствует стремление к богатству. И россии не удасться избежать этого.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных