Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV. Философия. Развитие науки.




Философия

В классическую эпоху завершается развитие натурфилософии и начинается формирование на ее основе отдельных наук.

Наиболее выдающимися представителями натурфилософии в это время были:

Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.). Родился в знатной семье в городе Клазомены, в Малой Азии. Перебравшись в Афины, стал учителем и другом Перикла. Благодаря своим научным изысканиям приобрел известность в греческом мире. Он считал, что в мире изначально существовало множество элементов – гомеомерий (от др.-греч. ὅμοιος, «подобный, схожий, равный» и μερίς, «часть, доля») или семян. Они не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга, но непрерывно механически соединяются между собой.

Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым Началом - Разумом (греч. νοῦς – нус). Этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, была создана Вселенная.

Развитие Вселенной Анаксагор рассматривал как механическое действие, которое может быть объяснено рационально, без сверхъестественного вмешательства. По мнению Анаксагора, звезды – это далекие раскаленные массы, а Луна получает свой свет от Солнца, причем Луна подобна Земле и на ней есть жизнь. Он первый был тем, кто предположил, что солнце - шар. За свои взгляды философ был обвинен в безбожии и умер в изгнании. На его надгробии высекли надпись: «Здесь лежит великий Анаксагор, дух которого поднимался до высочайших истин».

Эмпедокл из Агригента (ок. 490 – ок. 430 до н. э.) пытался воспроизвести историю возникновения и развития жизни. Он считал, что на Земле раньше всего появились растения, потом животные и, наконец, люди. Причем выживали лишь наиболее приспособленные к существующим условиям виды. Утверждая закономерность эволюционного развития всего живого, Эмпедокл признавал существование души как у растений, так и у животных и людей.

Левкипп из Милета (500–440 до н. э.) и его ученик Демокрит из Абдер (р. ок. 470/460 до н. э.) стали авторами атомистической теории, предложенной Левкиппом и развитой Демокритом в трактате «Великий диакосмос». По мнению этих философов, весь природный мир, боги и души состоят из мельчайших частиц – атомов (букв. – неделимых), которые находятся в непрерывном движении. Вне атомов и пустоты между ними во Вселенной ничего нет.

Во время движения атомы сталкиваются и образуют различные сочетания, которые дают великое множество существующих в природе вещей. Вселенная, в которой постоянно одни миры возникают, а другие гибнут, вечна и бесконечна. В природе нет ничего случайного, все явления происходят закономерно и имеют причинную обусловленность.

Демокрит разрабатывал и теорию познания. Первичные, «темные» знания человек получает через ощущения. Но чтобы составить правильные представления о мире, необходимо первичные ощущения анализировать с помощью разума. Только на этой основе можно получить истинное знание.

Софистическое направление в философской мысли возникло в V в. до н. э. Софисты были странствующими учителями философии и красноречия. Они выступали с речами на общественных празднествах и торжественных церемониях, за деньги учили ораторскому искусству. Софисты первыми сделали объектом философских исследований человека, тогда как ранее философов занимала исключительно природа. Прежде всего их интересовала природа человеческого знания. Что такое знание? Как оно возникает? Что является критерием объективности истины?

Овладев искусством достижения победы в спорах, софисты первыми применили теоретические знания в практической жизни греческого полиса, поскольку в народном собрании или суде гражданин должен был уметь обосновать свою позицию и опровергнуть доводы противника, показав их слабость и ложность. Одним из известнейших философов софистов был Протагор из Абдер (ок. 480–410 до н. э.). Он считал, что главное в познании – это ощущение.

У каждого человека ощущения индивидуальны, следовательно, субъективны. Каждый человек судит о вещах в меру своего разума и что считает правильным, то и является для него истиной. Тезис Протагора - «Человек есть мера всех вещей» отрицал существование общеобязательных истин, что неизбежно вело к противопоставлению индивидуального мнения ценностям гражданской общины, а человека – коллективу.

Софисты учили умению доказать какую либо мысль и тут же ее опровергнуть, вне зависимости от истинности содержания. Зачастую ученик должен был составить две речи: сначала восславить знаменитого человека, а затем развенчать его как отрицательную личность.

За умение одновременно говорить и «за» и «против» софистов считали болтунами, а их искусство красноречия воспринималось гражданами как средство обмана народа и подрыв полисных демократических ценностей. Но выработанные софистами риторские приемы оказали большое влияние на творчество Фукидида, Еврипида, Платона и Аристотеля.

К софистам примыкал выдающийся афинский мыслитель Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Сын афинского гражданина, он как добропорядочный член полиса участвовал в сражениях, защищая Афины, заседал в народном собрании и исполнял магистратуры. Сократ выработал собственную философскую систему. Утверждая, что истина рождается только в споре, он создал свой, так называемый сократический, метод спора. С помощью наводящих вопросов философ добивался от противника сначала признания ошибочности своей позиции, а затем признания правильности утверждений противной стороны. Такие диалоги способствовали поиску истинного знания и самопознанию участников спора.

Фраза «Познай самого себя» (греч. Gnothi seauton - надпись на храме Аполлона в Дельфах) - стала лозунгом сократовской философии и теории познания. Сократ разработал стройную этическую концепцию. Признавая знание высшей добродетелью, он считал, что добродетельный образ жизни позволяет человеческой личности наиболее полно реализоваться, и это следует признать высшим благом, дарующим человеку счастье. Ведь правильное знание ведет к правильным поступкам.

По утверждению Сократа, все люди без исключения хотят хорошего. Но из-за несходства в уровне своих знаний они различаются по способности осуществить свою цель. В беседах со своими сторонниками и друзьями, преимущественно из аристократических кругов, Сократ критически оценивал способность человека без профессиональной подготовки управлять государством.

Сократ говорил о наличии у него «внутреннего голоса» - даймониона или гения. По словам Ксенофонта, этот «божественный голос» давал Сократу указания относительно того, что ему следует делать и чего не следует. Основываясь на этом «голосе», Сократ будто бы давал советы друзьям, которые всегда оправдывались. Таким образом, по Ксенофонту, Сократ предвидел будущее и признавал за собой дар пророчества.. Афинский суд обвинил Сократа в безбожии, подрыве устоев демократии и растлении юношества. Философа приговорили к смерти, и он вынужден был выпить яд.

Одним из самых известных учеников Сократа был Платон (ок. 428 – ок. 348 гг. до н. э.,. Выходец из старинного аристократического рода Кодридов, он получил разностороннее образование. Около 387 года до н. э. Платон основал в Афинах философскую школу – Академию. В роще, посвященной герою Академу, он излагал ученикам свои философские взгляды. По учению Платона, в мире существуют только идеи – вечные и неизменные прообразы вещей. Предметы реального мира являются всего лишь их бледным отражением.

Платон проповедовал свои взгляды в период, когда классический полис вступает в полосу кризиса. В гражданской общине начинает рушиться традиционный приоритет коллективных ценностей. По выражению философа, теперь в каждом полисе «заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей». Причина этого, по мысли Платона, в эгоизме граждан, которые утратили способность понимать истинный смысл добродетельной жизни. А это порождает своеволие, жадность, стремление к богатству и другие пороки, которые разрушают общественный порядок. Философ призывал к «оздоровлению» афинского государства исходя из сократовской идеи добра и истины.

Поскольку в высшем мире идей существует идея полиса, то свою задачу Платон видел в создании идеального полиса, основанного на справедливом управлении. Справедливое у Платона совпадает с разумным, а разумное создается в ходе занятий философией и наукой. Поэтому управлять государством должны мудрые и справедливые правители – философы. Чтобы ничто не мешало им творить благие дела, философам не следует иметь ни собственности, ни семьи.

Необходимы в государстве также стражи, чтобы защищать полис от врагов. Как и философы, они не могут иметь ни семьи, ни собственности. Наконец, государство невозможно без демиургов - земледельцев, ремесленников и купцов, которые занимаются производственной деятельностью. Они имеют частную собственность и семью, но вся их жизнь регулируется государством.

Среди учеников Платона был знаменитый впоследствии философ Аристотель (384–322 до н. э.). Он родился в городе Стагира, отсюда его прозвище Стагирит, на севере Балканского полуострова, в семье врача при дворе македонских царей. В семнадцать лет Аристотель прибыл в Афины и стал учеником Платона. В 335 году до н. э. он основал свою школу – Ликей, которая располагалась в роще возле храма Аполлона Ликейского. Философ любил рассуждать и обучать, прогуливаясь в крытой галерее «Перипатос» (греч. «место для прогулок»). Поэтому учеников Аристотеля прозвали «Λύκειοι Περιπατητικοί» («те, кто прогуливаются возле Ликея») или просто «перипатетики».

Научные интересы Аристотеля были безграничны - философия, история, этика, медицина, зоология и ботаника, физика и математика, логика, риторика, теория искусства, литературы и театра. Впоследствии он стал воспитателем юного Александра Македонского.

Натурфилософия Аристотеля, развивавшаяся под влиянием теорий Платона и Демокрита, представляет собой стройную систему взглядов, изложенную в труде «Метафизика». Все формы явлений природной и социальной среды он представляет как единый процесс становления жизни. Жизнь – это стремление материи принять идеально гармоничную для нее форму в соответствии с заложенной в каждом существе целью его существования, раскрывающейся в движении. Так, в семени растения уже предопределены и ход его развития, и будущая форма.

Весь миропорядок представляет собой цепь развивающихся причин и следствий. В основе мира лежит движение, без которого не существует ни материи, ни жизни, ни времени, ни пространства. Однако, несмотря на постоянное движение, гармоничное соответствие формы и содержания достигается только в исключительных случаях. Это происходит лишь в произведениях искусства, цель которых не копирование окружающих предметов, а раскрытие красоты и гармонии мира.

В труде «Органон» Аристотель изложил свое учение о методах мышления- логике. Согласно ему, из полученного опыта путем индукции выводятся общие принципы, на основе которых путем силлогизмов делаются частные выводы. Силлогизм - рассуждение, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний - двух посылок и одного заключения. «Всякий человек смертен (бо́льшая посылка). Сократ - человек (меньшая посылка). Сократ смертен (заключение)». Аристотелевы законы логики легли в основу средневековой схоластики.

Учение Аристотеля о государстве изложено в трактате «Политика». Теоретические воззрения философа базировались на исследовании вместе с учениками государственного устройства и истории 158 греческих полисов. В отличие от Платона, Аристотель исходил из реальных исторических условий. Он считал, что одна и та же форма государственного устройства может быть хорошей или плохой в зависимости от сложившихся обстоятельств и людей, управляющих полисом.

Он различал три правильные формы государства: монархию, аристократию и политию - умеренную демократию. При нарушении условий существования правильная форма вырождается в соответствующую неправильную форму: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию, полития – в демократию. Причем демократию Аристотель олицетворял с крайней формой радикального народоправства. Государство развивается, переходя последовательно из одной формы в другую. Критерием отличия правильных форм от неправильных выступает общее благо.

Научное знание.

Математика и астрономия. Уже в архаический период в Ионийской Греции математические знания достигли высокого уровня. В V в. до н. э. их использовали в астрономии. Уроженец Хиоса Энопид вычислил продолжительность солнечного года. Ему приписывается открытие зодиакального круга. Считается, что Энопид первым стал решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Афинянин Метон, уточнив эти расчеты, установил 19 летний цикл согласования солнечного и лунного календарей (так называемый «метонов цикл»), считавшийся основой древнегреческого календаря. В 432 г. до н. э. им был построен на площади в Афинах гномон – астрономический инструмент для определения угловой высоты солнца.

Медицина. Хотя практическими знаниями в области медицины славились египтяне, но медицину как отрасль науки создали древние греки. Основателем научной медицины стал знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.), уроженец острова Кос. Свою родословную возводил к богу целителю Асклепию.

Гиппократ учил, что болезни возникают от вполне конкретных причин, которые обусловлены влиянием на человека окружающей среды: холодного воздуха, грязной воды и т. д. С его именем связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Учение Гиппократа получило широкое признание и повлияло на все дальнейшее развитие медицины. На его основе сформировались этические принципы отношения врача к пациенту. Они нашли выражение в «клятве Гиппократа», которую дают врачи и в наши дни.

Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх жидкостей, циркулирующих в организме, - крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы).

Преобладание желчи (греч. холе,) делает человека импульсивным, «горячим» - холериком.

Преобладание слизи (греч. флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком. Преобладание крови (лат. сангвис) делает человека подвижным и весёлым - сангвиником. Преобладание чёрной желчи (греч. мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

Многие из выражений Гиппократа стали крылатыми. В том числе главная заповедь врача – «Не навреди». «Врач лечит, природа исцеляет. «Противоположное излечивается противоположным» - на этом принципе («аллопатия») основывается современная медицина. Гомеопатия противоположный принцип лечения - «подобное - подобным»,

Последователи Гиппократа стремились лечить человека естественным путем, устраняя негативные причины и обеспечивая с помощью лекарственных средств и диеты мобилизацию сил организма для борьбы с недугом, и только в крайнем случае производили хирургическое вмешательство.

Картография. Широкие торговые связи греков и освоение ими всего Средиземноморья способствовали развитию географических знаний и появлению карт ойкумены – обитаемой части Земли. Первым картографом считается Анаксимандр (VI в. до н.э.). Глубокими знаниями в описании стран Европы и Азии прославился Гекатей Милетский (VI–V вв. до н. э.).

Широкое распространение получили пери́плы (др.-греч. περίπλους, от περιπλέω, «плыть кругом (вокруг), огибать») - вид древнегреческой литературы, в котором описываются морские путешествия и морские плавания вдоль берегов.

История. «Отцом» исторической науки называют Геродота из Галикарнаса (около 484 до н. э. — около 425 до н. э.). Геродот записал то, что видел сам, что слышал от местных жителей и о недавних событиях, и о далеком прошлом. Благодаря ему мы теперь знаем нравы и обычаи древних греков, народов стран Востока и юга нашей страны.

Фукидид в «Истории Пелопонесской войны» поставил цель «отыскание истины». Не стремясь к занимательности изложения, он считал достаточным, если его труд «найдут полезным те, кто пожелает иметь ясное и верное представление о прошлом». Исторические события Фукидид объясняет, не вводя сверхъестественного элемента и непосредственного вмешательства божества.

Ксенофонт (не позже 444 до н. э - не ранее 356 до н. э.). Ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный. Главный секрет успеха его книг - это стиль, его проза стала непревзойденным образцом простоты и ясности.

Историография

По культуре античной Греции создано огромное количество как обобщающих трудов, так и работ, подробно освещающих различные сферы духовной жизни и художественного творчества. Основополагающим трудом по художественной культуре античности стала «История искусств древности» (1764) И. Винкельмана.

Различные аспекты духовной жизни древних греков освещены в работах Ф. Ф. Зелинского (1859–1944). В середине ХХ в. культура повседневности интересовала польских историков Л. Винничук и К. Куманецкого. Обстоятельно и всесторонне рассматривается эллинская культура в исследовании швейцарского ученого А. Боннара «Греческая цивилизация».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных