Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Компьютерная лингвистика: моделирование общения и структуры сюжета




КЛ – обычно - широкая область исп-ния компьют-х инструментов - программ, комп-ных технологий орг-ции и обработки данных - для модел-ния f-ния яз в тех/иных усл-ях, сит-циях, проблемных областях, а также сфера применения комп-ных моделей яз не т-ко в лингв-ке, но и в смежных с ней дисциплинах. Комп-ное модел-ние яз м-т рассм-ся и как сфера приложения теории программ-ния в области лингв-ки. Термин КЛ задает общую ориентацию на исп-ние комп-ров для решения разн научных и практ-ких задач, связ-х с яз.

Как особое научное напр-ление КЛ оформилась в 60-е гг.

Комп-ные пр-мы, модел-щие те/иные аспекты f-ния языка, м-т исп-ть самые разные ср-ва программ-ния => об общем метаязыке гов-ть не приходится. Но! это не совсем так. Сущ-ют общие принципы комп-го модел-ния мышления, кот-е так/иначе реализ-ся в любой комп-й модели. В основе этого языка лежит теория знаний, разраб-ная в AI.

Основной тезис теории знаний - мышление = процесс обработки и порождения знаний. Знание счит-ся неопределяемой категорией. В качестве "процессора", обраб-щего знания, выступает когнитивная система ч-ка.

2 основных вида знаний - Декларативные знания представляются обычно в виде сов-ти пропозиций (утверждений о чем-либо) (ex: толкования слов в обычных толковых словарях). Деклар-ные знания поддаются процедуре верификации в терминах И/Л. Процедурные знания представляются как послед-ть (список) операций, действий, кот-е следует выполнить. Это некот-я общая инструкция о действиях в некот-й сит-ции (ex: инструкции по пользованию бытовыми приборами). Процедурные знания невоз-но верифицировать как И/Л, их м-но оценивать т-о по успешности/неуспешности алгоритма.

Эл-ты метаязыка имеют онтологический и инструментальный аспект = они одновр-но обозначают нек-рые реальные сущности когн-ной с-мы ч-ка и СП-бы представления этих сущностей на нек-рых метаязыках. Онтологически разделение деклар-ных и процед-ных знаний соотв-ет различным типам знаний когн-ной с-мы ч-ка. Инструм-но знание (как онтологически процед-ное, так и деклар-ное) м-но представить как совок-ть дескрипций, описаний и как алгоритм, инструкцию. =>онтологически декла-ное знание об объекте действ-ти м-но представить процедурно как совок-ть инструкций, алгоритмов по его созданию, сборке или как алгоритм его типичного использ-ния. Верно и обратное: онтологически процедурное знание можно представить декларативно.

Иссл-ли сходятся в том, что всякое деклар-ное знание м-но представить процедурно, хотя это м-т оказ-ся для когнит-й с-мы очень неэкономным. Деклар-ное знание сущест-но > эксплицитно, оно легче осознается ч-ком, чем процедурное. => возникает? о возм-ти деклар-ного представления " процедурного знания. Но! экспликация имплицитного процед-го знания часто приводит к его разрушению.

В теории знаний для изучения и представления знания используются различные структуры знаний - фреймы, сценарии, планы.

Фрейм: концептуальная структура для деклар-ного представления знаний о типизир-ной тематически единой сит-ции, содержащая слоты, связ-ные м/у собой опред-ми семант-ми отн-ями. Фрейм часто представляют в виде таблицы, строки которой образуют слоты. Каждый слот имеет свое имя и содержание. Фрейм м-т включать вложенные подфреймы и отсылки к другим фреймам.

Вместо таблицы часто исп-тся предикатная форма представления: фрейм имеет форму предиката или f-ции с аргументами. Сущ-ют и др СП-бы предст-ния фрейма. Например, он м-т предст-ся в виде кортежа следующего вида: {<имя фрейма> <имя слота1> <значение слота1>}, {< СОТРУДНИК > <ФАМИЛИЯ> <Петров>, <ДОЛЖНОСТЬ> <истопник>, <ВОЗРАСТ> <32>...}. Обычно такой вид имеют фреймы в языках представлениях знаний. Как и др когн-ные категории КЛ, понятие фрейма омонимично: это часть когн-ной с-мы ч-ка, т.е. м-но сопоставить с такими понятиями как гештальт, прототип, стереотип, схема. Инструм-ная сторона фрейма – стр-ра для деклар-ного предст-ния знаний.

Тесно связано с категорией фрейма понятие сцены. В грамматиках сюжетов сцена предстает как часть эпизода или повествования. В AI сцены используются в с-мах распознавания образов, а также в программах, ориент-ных на иссл-ние (анализ, описание) проблемных ситуаций.

Сценарий предс-ет собой концептуальную стр-ру для процед-го представления знаний о стереотипной сит-ции или стереотипном поведении. Эл-ми сценария являются шаги алгоритма или инструкции. Сценарий м-но представить не т-ко в виде алгоритма, но и в виде сети, вершинам кот-й соотв-ют некот-е ситуации, а дугам - связи между сит-ми. +нек-рые иссл-тели привлекают для комп-го моделир-ния интеллекта категорию скрипта. Скрипт - это некот-я общепринятая послед-ть причинных связей.

В рез-те применения сценария к конкр-й проблемной ситуации форм-тся план. План исп-тся для процед-го представления знаний о возм-х действиях, ведущих к достижению опред-ной цели. План соотносит цель с послед-тью действий. В с-мах AI план возникает в рез-те планирующей деят-ти соотв-щего модуля - модуля планирования. В отличие от сценария, план связан с конкр-й ситуацией, конкр-м исполнителем и преследует достижение опред-ной цели.

Еще одно важное понятие - модель мира = совок-сть опред-ным образом организ-ных знаний о мире, свойственных когнитивной с-еме или ее комп-ной модели. В несколько более общем виде - часть когн-ной с-мы, хранящая знания об устройстве мира, его закономерностях и пр. В с-мах AI модель мира явл-ся особым блоком, в кот-й в завис-ти от выбранной архитектуры м-т входить общие знания о мире (в виде простых пропозиций), некоторые специф-е факты (cамая высок вершина в мире – Эверест), а также ценности и их иерархии. В различных формализмах модель мира может иметь различную стр-ру: предикатную, сетевую, фреймовую и др.

Некоторые направления КЛ -области, кот-е непоср-но связаны с оптимизацией когнитивной функции языка. Рассм-т 2 сферы компьютерного моделир-ния, в кот-х исп-ся знания о f-нии яз-й с-мы: моделирование общения, моделирование стр-ры сюжета.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных