ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Механизмы восприятия людьми друг друга в процессе общения.Вопросы к контрольной работе по Психологии (ФИЯ). 1. Понятие научной психологии. Место психологии в системе других наук. Предмет и объект изучения психологии. История становления предмета психологии (этапы). 2. Сравнительный анализ житейской и научной психологии. 3. Методы психологии. 4. Понятие и проблема происхождения психики. Особенности допсихической и психической форм отражения. 5. Сравнительный анализ психики животных и человека. 6. Структура и функции сознания. Биологические и социальные предпосылки формирования сознания. 7. Неосознаваемые психические явления. 8. Понятие и виды деятельности. 9. Понятие, функции и структура общения. 10. Сравнительная характеристика вербальных и невербальных средств общения. 11. Виды и функции невербальных средств 12. Механизмы восприятия людьми друг друга в процессе общения. 13. Понятие и виды коммуникативных барьеров. 14. Общение как взаимодействие. Конфликт как форма взаимодействия. 15. Типы эго-состояний и виды трансакций в ТА Э. Берна 16. Классический психоанализ З. Фрейда: представление о структуре личности 17. Механизмы психологической защиты.
1. Понятие научной психологии. Место психологии в системе других наук. Предмет и объект изучения психологии. История становления предмета психологии (этапы).
Психология (с греч. Psyhe – душа, logos - наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Место психологии в системе наук. Психология интегрирует в себе несколько научных дисциплин: естественные (физиология, анатомия), гуманитарные (философия, история, антропология, социология) и точные (математическая статистика).
Предмет изучения психологии – закономерности развития и механизмы функционирования психики.
Объект изучения психологии – психика человека и животных.
Этапы становления психологии как науки. 1) Донаучный. Психология – наука о душе. До 18 века. Платон, Аристотель, Демокрит. 2) Кризис. Психология – наука о сознании. 18-19 век. Вильгельм Вундт представил сознание как совокупность ощущений. Но, у каждого отдельного человека свои ощущения => Каждый обладает своим сознанием и его невозможно изучить объективно. Поэтому, психология становится субъективной наукой. Это приводит к кризису. 3) Идет разделение: a. Психология – наука о поведении. 20 век. Американское течение бихевиаризм. Джон Уотсон. Считал, что можно изучать только то, что видишь с помощью экспериментов. Говорил: «я могу научить ребенка бояться и отучить ребенка бояться». Тогда он научил ребенка бояться белой крысы. После этого мальчик начал бояться всего белого и пушистого. Ученый попытался отучить мальчика бояться, но этого не получилось. Тогда течение бихевиаристов, во главе с Уотсоном, научились снижать степень страха систематически через научение успокаиваться. b. Психология – наука о бессознательном. 20 век. Зигмунд Фрейд. Предмет психоанализа – бессознательное. Ученый выделял такие составляющие психики как Эго=Я= сознательное+предсознательное, Ид=Оно=бессознательное и Супер-Эго= Сверх-Я=сознательное. Супер - Эго отвечает за моральные нормы и табу, накладываемые обществом. Эго действует по принципу реальности. Ид включает в себя животное начало=инстинкт жизни=эрос и инстинкт смерти=тонатос. Действует по принципу удовольствия. 4) Психология – наука о психике. 20 век. И. П. Павлов. Создал учение о высшей нервной деятельности.
2. Сравнительный анализ житейской и научной психологии.
4. Понятие и проблема происхождения психики. Особенности допсихической и психической форм отражения. Психика – с-во высокоорганизованной живой материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Психика: (не знаю, надо или нет:D) 1. С-во только живой материи, т.к. основная функция психики – адаптация к изменяющимся условиям. 2. Высокая организованность психики объясняется существованием Нервной Системы (НС) => физиологич.основой функционирования психики считается Д! (деятельность) Высшей НС (подкорковые и корковые структуры Головного Мозга (ГМ)). 3. Главная особенность психики – способность отражать объективный мир. Психическое отражение – способность психики получать информацию об окр.и внутр. мире в виде психических образов, которые с определенной точностью являются копией объекта реального мира. 4. Получаемая жив.существом информация служит основой для регуляции поведения Ч! и внутр.состояния его организма => основная функция психики – адаптация к окружающей среде. Благодаря наличию условных рефлексов, возможен опережающий характер психического отражения. (ребенок дотронулся до горячего предмета, обжегся=> в след.раз не будет трогать). 5. Психика возникла в ходе эволюции. Проблема происхождения психики (по А. Н. Леонтьеву) Формы отражения:
6. Структура и функции сознания. Биологические и социальные предпосылки формирования сознания. Сознание – совокупность знаний о мире. Высший уровень психического отражения человеком действительности в виде обобщенных образов и понятий.
Структура сознания (по А. Н. Леонтьеву) 1. Чувственная ткань. Построение образа идёт на этой самой чувственной ткани в ходе отражения. Она обеспечивает реальность, достоверность картины мира. 2. Значение слова. Отражает опыт всего человечества. Функции значения в сознании: -Фиксация знаний о мире -Значение означивает мир. Каждый предмет получает имя и содержание в сознании; -Значения связывают сознание с сознанием других (через язык). 3. Личностный смысл. Ассоциации, мысли и чувства, которые данное слово вызывает у человека. Задача личностного смысла – делать наше сознание пристрастным.
Происхождение сознания:
Механизмы восприятия людьми друг друга в процессе общения. Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на его место. Происходит уподобление себя другому. Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому, «вчувствование». Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Аттракция - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера возникает в результате появления чувства привязанности и взаимной симпатии.
13. Понятие и виды коммуникативных барьеров. Коммуникативный барьер - это субъективно переживаемое или реально присутствующее препятствие эффективному общению.
Виды: · Психологические барьеры: 1. Заниженная самооценка 2. Интеллектуальный барьер 3. Отсутствие навыков эффективного общения 4. Информационная перегруженность человека, что отражается на внимании 5. Озабоченность человека своими проблемами 6. Человек думает быстрее, чем говорит. · Лингвистические барьеры: · Фонетический барьер · Семантический барьер · Стилистический барьер · Логический барьер · Барьеры социально-культурного различия партнеров – это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия субъектов, которые приводят к разной интерпретации или непониманию информации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|