Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы изучения родного края. Метод, прием и метод обучения географии.




Существуют различные формы организации краеведческого изучения. Их можно отнести к двум категориям. К первой относятся программные учебные занятия(урочные и внеурочные), ко второй – внепрограммные (внеклассные) работы. Урок – основная форма учебно – воспитательной работы по изучению родного края. Н позволяет учителю систематически и последовательно излагать преподаваемую дисциплину, развивать умственные способности детей. На уроке учащиеся овладевают не только системой знаний, но и методами познавательной деятельности. Это является важным условием включения учащихся в активную самостоятельную работу по овладению краеведческими знаниями. В начальных классах происходит первоначальное знакомство школьников с природой и жизнью людей родного края. Метод – это способ совместной деятельности учителя и ученика, способствующий усвоению знаний, выработке навыков и умений, развитию способностей, формированию нравственных качеств и поведения. В практике работы широко применяют термин «методический прием», который трактуют как составную часть метода. Например, в словесных методах в обучении географии при объяснении учитель использует презентацию слайдов по технологии мультимедии как методический прием. Прием – это способ действий учителя и ученика при обучении. Например, работа с картой, мультимедийными средствами обучения, картинами, статистическими материалами, изложение и объяснение материала. Метод обучения в географии – совокупность приемов в познании географической науки. Для любой деятельности требуются навыки и умения, так и для эстетического познания окружающего мира нужны культура восприятия и чувств. Эти задачи решаются прежде всего в процессе наблюдений. Наблюдение – целесообразное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдательность начало мудрости. Школьники более наблюдательны, чем взрослые. Наблюдение тесно связано с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи. Организуя наблюдения на природе, учитель решает в комплексе ряд задач: формирует у школьников знания о природе, развивает наблюдательность, воспитывает экологически и эстетически. В зависимости от познавательных задач педагог использует различные виды наблюдения. Можно выделить несколько типов наблюдения: - актуализирующее изучение нового материала с целью накопления конкретных фактов конкретном предмете или явлении, - проходящие в процессе изучения нового материала с целью уточнения, обобщения чувственного опыта, сбора дополнительных характеристик объекта окружающего мира,- завершающее процесс изучения нового материала с целью закрепления приобретенных знаний, соотнесения их с реальной ситуацией осуществление контроля за правильным обобщением полученных представления. Наблюдения за погодой сопровождаются температуры воздуха, при рассматривании горных пород определяются их свойства. В подобном случае наблюдение как метод изучения объектов окружающего мира взаимодействует с другими методами – опытом и экспериментом. Опыт – это воспроизведение природного явления в определенных условиях с целью изучения или исследования. Он выступает как результат взаимодействия человека и окружающей среды и предается от поколения к поколению. Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Важное место в изучении природоведения и географии занимают опыты. Они необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ и тел. Опыты делятся на демонстрационные, выполнение учителем, лабораторные, выполняемые учащимися. Лабораторные опыты могут быть фронтальными, выполняемыми всем классом, групповыми и индивидуальными. Групповые и индивидуальные опыты по заданию учителя школьники могут проводить и дома. Полезней для ученика его собственный опыт. В изучении природоведения широко применяют демонстрационные опыты, которые проводит либо учитель, либо кто-то из школьников, а класс наблюдает и делает выводы. В зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся выделяют опыты иллюстративные, эвристические и исследовательские. Иллюстративные опыты применяют для подтверждения учебного материала, рассказанного учителем, а также для проверки усвоения знаний учащимися. Эвристические опыты проводят с целью получения конкретного результата учащимися самостоятельно. При этом метод работы намечается учителем и известен учащимся, результат - неизвестен. Вывод по итогам опыта школьники делают самостоятельно. Исследовательские опыты состоят в том, что учащимся сообщают тему и цель опыта, а после по результатам они делают выводы или высказывают предположения. Это, например, описанные в учебнике и литературе опыты по изучению состояния почвы. Практическая работа-это деятельность ученика, направленная на применение, углубление и развитие географических знаний и формирование умений и навыков. Практика - лучший способ обучения. Учителю необходимо чётко сформулировать каждое задание, записать его на доске, рассказать подробно о его цели и задачах и определить, что нужно делать.каждому из учеников. Практические работы на уроке планируют с таким расчетом, чтобы на выполнение заданий было достаточно времени. Выполненные практические работы необходимо проанализировать в классе. Если во время практических занятий учащиеся осваивают какую-то новую тему, то при опросе нужно учитывать знания и навыки, приобретенные ими на этих занятиях. Вследствие многообразия практических работ по географии родного края и различной степени их сложности необходимо соблюдать заранее установленную последовательность и определенное сочетание разных видов этих заданий. Целями изучения края служа учебные географические и экологические экскурсии, проводимые в каждом классе по программе. Экскурсия-это коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и др. с учебными или культурно-просветительными целями. Она часто сочетается с туризмом. Экскурсия-это форма географического, экологического образования и воспитания, представляющая собой групповое посещение школьниками природных комплексов, объектов производства и культуры. Цель экскурсии. На примере местной реки сформировать у учащихся понятие о русле реки и речной долине, о характере питания и течения реки. Во время экскурсии школьники должны научиться определять правый и левый берега реки, направление и скорость течения. Учитель заранее выбирает участок реки, где будут вестись наблюдения, намечает маршрут экскурсии вместе с небольшой группой учеников. Для удобства проведения работ учащихся лучше объединить в звенья. Перед началом экскурсии учитель рассказывает школьникам о её цели, описывает маршрут, объединяет их в звенья. Когда ученики полностью подготовлены к выходу на экскурсию, учитель направляется с ними к месту работы. Закончив наблюдения, школьник приступают к практическим работам. Экскурсия служит одновременно и задачам краеведения: необходимо наметить маршрут и выбрать для изучения места и объекты, интересные или типичные. В методической разработке экскурсии следует предусмотреть специальные задания в плане краеведческого изучения отобранных объектов. Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных решаются и экологические задачи. Перед началом экскурсии в парк, в лес, на луг или водоём необходимо познакомить учащихся с элементарными правилами поведения на природе. Экскурсия-практикум на местные производства, на природу и в организации, в проведении которой участвуют учителя разных предметов. Главная особенность такой экскурсии состоит в том, что наряду с географией в её программу входят практические работы по биологии, химии, физике и другим предметам. Туризм-это поход реализующий спортивные и оздоровительные цели, интегрированные с образованием и воспитанием, достигаемые в процессе ознакомления и изучения определенной местности. Туризм-любая форма проведения досуга, связанная с тем или иным видом многодневного отдыха вне места постоянного проживания. В туристических походах школьники наблюдают природу и деятельность людей края, выполняют задания краеведческого характера. Из собранных предметов, из подчеркнутых сведений может пополняться содержание краеведческого уголка или музея школы. Основное отличие похода от экскурсии заключается в том, что в походе преследуется цель наблюдения встречающихся на маршруте объектов по широкой программе, тогда как экскурсия ставит перед собой задачу изучения строго отобранных объектов по специальной программе. Краеведческая экспедиция- это поход группы, отряда учащихся с какими-либо специальными научными заданиями. Краеведческие экспедиции очень сложный вид внеклассной работы. Кроме экскурсий и походов, в школах применяются и многие другие формы знакомства с жизнью родного края: встреча школьников со старожилами и знатными людьми с целью ознакомления и беседы с ними; вечера - торжественные собрания, мероприятия, проводимые обычно в конце дня; выставки - собрание предметов и материалов о своем крае, выставленных для обозрения. Олимпиады- это соревнования, смотры, конкурсы школьников на лучшее знание предмета. Викторины - одна из форм краеведческой работы в виде игры в ответы на вопросы, объединенные определенной темой. Они в настоящее время имеют значительное распространение. Краеведческий кружок- это группа школьников, объединившихся для совместных занятий краеведением. В кружке может проводиться краеведческое изучение территории через экскурсии и походы. Краеведческие общества и движения - это высшие формы организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы, чаще организуются в школах. Школьное краеведение развивается в разнообразных формах и охватывает как изучение программного материала так и внеклассную работу.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных