Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСИ




Экономика Республики Беларусь. Экономика Беларуси включает 8 комплексов: топливно-энергетический, металлурго-машиностроительный, лесопромышленный, химический, агропромышленный, социальный, строительно-промышленный и транспортный.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает топливную и нефтеперерабатывающую промышленность, а также электроэнергетику. В настоящее время в Беларуси ежегодно добывается 1,6 – 1,8 млн. тонн нефти и 600-800 млн. м³ попутного газа на месторождениях Припятского прогиба. Учитывая то, что ежегодно в Беларуси используется около 35 млн. тонн условного топлива этого количества явно не достаточно. Недостающее количество топлива поставляется из России.

Нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси представлена Новополоцким производственным объединением «Нафтан» и акционерным обществом «Мозырский НПЗ», которые ежегодно перерабатывают свыше 40 млн. тонн нефти.

Основой электроэнергетики Беларуси являются тепловые электростанции (ТЭС). На территории страны действует более 20 ТЭС. Самая крупная из них – Лукомская ГРЭС (мощность 2,4 млн. кВТ) – дает

около 40 % всей электроэнергии Беларуси. В настоящее время она использует природный газ. К числу крупных относятся Березовская ГРЭС (920 тыс. кВт), Минская ТЭЦ-4 (700 тыс. кВт), Новополоцкая ТЭЦ (505 тыс. кВт) и др. Всего электроэнергетика потребляет 60 % всех топливно-энергетических ресурсов страны.

В разные периоды на территории было построено свыше 20 ГЭС небольшой мощности. Наиболее мощные из них Осиповичская (2,2 тыс. кВт) и Чичиринская (1,5 тыс. кВт) на р. Друть. Однако около четвертой части всей потребляемой в стране электроэнергии поступает из Литвы (Игналинская АЭС) и России (Смоленская АЭС). Общая мощность энергосистемы Беларуси в 2000 году составила 7838 млн. кВт, а производство электроэнергии 26095 млн. кВт/ч.

Металлурго-машиностроительный комплекс включает металлургическую и машиностроительную промышленность. Черная металлургия в Беларуси начала действовать с 1984 года, когда был построен Жлобинский металлургический завод, работающий на переработке металлолома. В настоящее время он выпускает в год около 500 тыс. тонн проката и 200 тыс. тонн литых заготовок. Сталь выплавляют также литейные цеха отдельных машиностроительных заводов.

В Беларуси действует 12 производственных участков порошковой металлургии (в основном в Минске). Работает специализированный Молодечненский завод порошковой металлургии.

Машиностроительная промышленность в основном территориально сосредоточена в Минске, Могилеве, Гомеле и Витебске.

Транспортное машиностроение представлено автомобиле- и судостроением. Основным предприятием этой отрасли является Минский автомобильный завод (МАЗ), который дал первую продукцию в 1947 году. В настоящее время это крупнейшее (по количеству занятых работников) предприятие в стране выпускает более 30 модификаций автомобилей. В 1958 г. в Жодине начал работать БелАЗ – завод по производству гигантских самосвалов и автомобилей-тягочей.

С 1966 года работает автомобильный завод в Могилеве, который выпускает самоходные скреперы, навесные тягачи, автопоезда-рудовозы, самосвалы. Специализированные предприятия, поставляющие автозаводам узлы, оборудование, агрегаты расположены в Осиповичах, Барановичах, Борисове, Гродно. В последние годы организовано производство автобусов в Лиде и Пинске.

Судостроение представлено производством грузопассажирских катеров в Витебске, речных трамваев в Бобруйске, буксиров-толкателей и катеров на подводных крыльях в Гомеле, а также несамоходных судов в Пинске, Речице, Петрикове.

Станкостроительная и инструментальная промышленность Беларуси очень разнообразная. Главными предприятиями этой отрасли являются Минский и Оршанский станкостроительные заводы. Заводы автоматических линий и агрегатных станков работают в Минске, Молодечно, Витебске и Гомеле.

Приборостроительная, радиоэлектронная и электротехническая промышленность выпускает электронные и вычислительные машины, средства автоматизации, часы, оптику, фотоаппараты телевизоры радиоприемники холодильники электродвигатели и многочисленные бытовые приборы. Предприятия этих отраслей находятся в Минске, Бресте, Гомеле, Гродно, Могилеве и других городах.

Лесопромышленный комплекс включает лесное хозяйство, лесозаготовительную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную и лесохимическую промышленность. Ежегодно в Беларуси заготовляется около 8 млн. м³ древесины. По объемам заготовки выделяются Минская, Витебская и Гомельская области. В Борисове и Бобруйске действуют самые крупные лесокомбинаты.

Деревообрабатывающая промышленность занимается обработкой и переработкой древесины. Она дает около 60 % валовой продукции всего комплекса и специализируется на выпуске мебели, древестно-волокнистых (ДВП) и древесно-стружечных плит (ДСП), спичек, древесных и оконных блоков, паркета, фанеры и т.п.

В Беларуси работает 11 объединений по производству мебели, крупнейшие из которых – «Минскмебель», «Бобруйскдрев», «Гомельдрев», «Витебскдрев». Крупнейшие деревообрабатывающие комбинаты находятся в Витебске и Гомеле, фанерно-спичечные в Борисове, Гомеле, Пинске. ДСП изготавливают в Речице, Пинске, Мозыре, Витебске, Бобруйске, Мостах; ДВП – в Бобруйске, Гомеле, Витебске.

Целлюлозно-бумажная промышленность дает 23 % всей продукции комплекса и специализируется на выпуске бумаги, картона, обоев, целлюлозы и побочной продукции (этиловый спирт, кормовые дрожжи и др.). В Беларуси действует 8 крупнейших предприятия по производству бумаги и картона – в Слониме, Добруше, Шклове, Борисове, Чашниках и др. Целлюлозно-бумажный завод работает в Светлогорске.

Лесохимическая промышленность дает около 2 % валовой продукции комплекса. Она представлена добычей живицы из сосны и производством из нее канифоля и скипидара на Борисовском бумажно-лесохимическом заводе.

Химический комплекс специализируется на выпуске химических волокон и нитей, синтетических смол, пластмассе, шин, резинотехнических изделий, кислот, лаков, красок, товаров бытовой химии, лекарств и др.

Химические волокна выпускают Могилевский комбинат искусственного волокна, Светлогорский завод искусственных нитей, Новополоцкое ПО «Полимир», Гродненский завод синтетического волокна. Производство синтетических смол и пластмасс осуществляется на Новополоцком ПО «Полимер», Лидском ПО «Лакокраска», Полоцком ПО «Стекловолокно» и др.

Шинная промышленность Беларуси дает более 70 % соответствующей продукции в странах СНГ. ПО «Белшина» (Бобруйск) обеспечивает выпуск более двадцати типоразмеров шин. Производство резиновой обуви осуществляется на Кричевском и Копыльском заводах резиновых изделий, Гомельском заводе химических изделий. Главным предприятием лакокрасочной промышленности является Лидское ПО «Лакокраска», а промышленность бытовой химии представлена Барановическим и Брестским заводами бытовой техники.

Химико-фармоцевтическая промышленность занята производством синтетических лекарственных средств, медикоментов из растительного сырья, витаминов и др. препаратов представлена концерном «Белбиофарм», предприятия которого размещены в Минске, Борисове, Несвиже, Дрогичине.

Агропромышленный комплекс (АПК) включает сельское хозяйство, а также отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства (сельскохозяйственное машиностроение и производство химических удобрений) и отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья (пищевая и лакообрабатывающая промышленность).

Сельское хозяйство занимает доминирующее положение в АПК на его долю приходится 48 % общей продукции комплекса и 18,5 % валового национального продукта. Оно имеет две основные отрасли – растениеводство и животноводство. На долю первого приходится 45,9 % всей валовой продукции, а второй – 54,1 %. Сельскохозяйственные угодья составляют около 48 % площади страны. Из них пашней занято 58 % сенокосами и пастбищами – 40 %, садами и ягодниками – 2 %. Около 41 % посевных площадей заняты кормовыми культурами, 39 % - зерновыми, 15 % - картофелем и овощами и 5 % техническими. Среди зерновых культур на первом месте стоит ячмень, на втором – рожь, а на третьем – овес. Выращиваюся также озимая пшеница и гречиха. В посевах кормовых культур преобладают травы, зерно-бобовые (люпин, вика, люцерна) и кукуруза.

К основным техническим культурам относятся лен и сахарная свекла. Посевы льна сконцентрированы в северных районах страны, а сахарной свеклы в западных и юго-западных. Выращивание картофеля, в основном, сосредоточено в центральных районах страны, а овощеводство приурочено к пригородным зонам В Беларуси выращивается 30 видов овощей, потребность в которых удовлетворяется на 50 %. В целом, урожайность зерновых культур и картофеля в Беларуси в 3-4 раза ниже, чем в других странах Западной Европы, расположенной в такой же природной зоне.

В структуре садоводства, которое развито в южных и юго-западных районах Беларуси доминируют яблони и груши (89 %), 9 % занято вишнями, сливами, черешнями и только 2 % ягодниками.

В животноводстве Беларуси доминирует разведение крупного рогатого скота. На севере страны в пригородных зонах преобладает его молочное направление. На юге мясомолочное, а в остальных районах – молочно-мясное. Второе место в структуре животноводства занимает свиноводство (преобладает в центральных и южных районах). В частных хозяйствах насчитывается около 40 % поголовья свиней. Наиболее развивающимися направлениями животноводства являются птицеводство (в пригородных зонах), коневодство, рыбоводство (на водохранилищах и специализированных рыбохозяйствах), звероводство (в специализированных питомниках и хозяйствах).

Сельскохозяйственное машиностроение представлено 18 предприятиями, главнейшим из которых является Минский тракторный завод (МТЗ), работающий с 1946 года. Он выпускает 22 модели универсальных тракторов. Другими крупными предприятиями этой отрасли являются «Гомсельмаш» (силосоуборочные комбайны, тракторные прицепы), «Лидсельмаш» (картофелеуборочные и др. машины), «Бобруйсксельмаш» (прицепы-разбрасыватели удобрений), «Брестсельмаш» и «Мозырьсельмаш» (тепрлогенераторы).

Производство минеральных удобрений является одной из ведущих отраслей (АПК). Калийные удобрения занимают 80 % в этом производстве. В Солигорске работает 4 калийных комбината на местном сырье. Беларусь полностью обеспечивает себя калийными удобрениями и 60 % произведенной продукции экспортирует. Производство азотных удобрений сконцентрировано на Гродненском ПО «Азот». Около половины этой продукции идет на экспорт. Фосфорные удобрения производятся на Гомельском химическом заводе, который работает на привозном сырье.

В отраслях по переработке сельскохозяйственного сырья основное место занимает пищевая промышленность. Около половины продукции этой отрасли дает мясомолочное производство. Из центров маслосыродельной продукции выделяются Борисов, Несвиж, Щучин, Толочин, Слуцк, Пружаны др., в производстве молочных консервов – Глубокое, Рогачев, Лепель, Волковыск. Мясная промышленность объединяет 23 крупных мясокомбината. Они сосредоточены в крупных городах и в районах получения сырья.

Сахарная промышленность Беларуси представлена четырьмя заводами (Скидель, Слуцк, Городея, Жабинка) которые только на половину обеспечивают потребность населения страны. Крупные центры кондитерской промышленности – Минск, Гомель, Бобруйск, Наровля. Из других видов пищевой промышленности в Беларуси развита мукомольно-крупяная, ликеро-водочная т винодельная.

Социальный комплекс базируется, в основном, на легкой промышленности, которая объединяет 489 предприятий. Все отрасли легкой промышленности разделяются на три группы: 1) отрасли первичной переработки сырья; 2) текстильная промышленность; 3) швейная и обувная. Ведущая отрасль комплекса – текстильная промышленность. Она насчитывает более 100 предприятий. Основное место принадлежит шерстяной, льняной, хлобчатобумажной и шелковой промышленности. В Минске и Гродно выпускают тонкое сукно, в Бресте и Витебске – ковры, в Орше – льняное полотно; шелковые ткани в Витебске, Могилеве, хлобчатобумажные в Барановичах и Могилеве. Наиболее крупные трикотажные центры – Пинск, Жодино, Солигорск, Витебск, Гомель, Минск.

Швейная и обувная промышленность развиты повсеместно. Обработка меха и пошив из него налажены в Витебске и Бобруйске. Крупнейшие предприятия по пошиву обуви размещены в Витебске, Гродно, Лиде, Минске, Бобруйске.

Строительно-промышленный комплекс включает промышленность строительных материалов и строительство. Производство промышленности стройматериалов базируется на использовании местного минерального сырья. Из мела и мергеля производят цемент в Волковыске, Кричеве и Костюковичах. На глинах работают основные кирпичные заводы Беларуси (Брестский, Минский, Витебский, Гродненский, Полоцкий и др. комбинаты стройматериалов).

Заводы железобитонных изделий и конструкций работают в Минске, Бресте, Витебске, Могилеве, Гродно, Светлогорске, Орше, Барановичах, Молодечно. На базе месторождений строительного камня Микашевичи и Глушковичи работает ПО «Гранит». В его составе горный цех (бутовый камень, гравий), завод полированного гранита и завод специального железобитона.

Стекольная и фарфоро-фаянсная промышленность также частично работает на местном сырье (стекольные пески, каолинитовые глины). Строительное стекло выпускают в Гомеле и Гродно. Хрустальные изделия изготовляют в Борисове и Березовке. Фарфоро-фаянсные заводы действуют в Минске и Добруше, зеркала производят в Минске и Гомеле, санитарно-технические изделия – в Гомеле, Борисове, Слуцке и др.

Производство оборудования для выпуска стройматериалов размещены на Могилевском заводе «Строймаш». Гомельском заводе «Стройавтолиния» и на Минском объдинении «Строймаш».

Транспортный комплекс. Комплекс включает железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный виды. Основой его являются пути сообщения и транспортные узлы.

Железнодорожный транспорт занимает первое место в отрасли по грузообороту (48 %) и перевозке пассажиров (50 %). Он начал развиваться в 1862 году и в настоящее время длина железнодорожной сети в Беларуси составляет 5,6 тыс. км. Беларусь имеет 17 железнодорожных узлов (4 и более направлений), из них наиболее крупные по грузообороту Минск, Витебск, Гомель, Могилев, Орша, Барановичи, Брест, С 1979 года все магистрали были переведены на тепловозную тягу. В Беларуси электрифицировано только 16 % дорог, тогда как в ведущих странах мира этот показатель превышает 50 %. Наибольший объем пассажирских (в том числе и международных) перевозок осуществляет железная дорога Москва – Минск – Брест.

Автомобильный транспорт имеет развитую сеть автомобильных дорог – 103 тыс. км, из которых 59 % приходится на дороги с твердым покрытием. Автомобильному транспорту принадлежит третье место по грузообороту (24 %) и второе по пассажирским перевозкам (32 %). Себестоимость перевозки на автомобильном транспорте более высокая чем на железнодорожном, поэтому он, в основном, используется для местных доставок, а также преобладает в районах, где отсутствуют железнодорожные пути и водные артерии. Главной автомобильной магистралью является Брест – Минск – Москва, по которой осуществляются межгосударственные перевозки грузов и пассажиров. Это единственная белорусская магистраль, которая соответствует европейскому уровню. Наибольший удельный вес во внутренних грузоперевозках занимает продукция сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, стройматериалов.

Речной транспорт - самый старый вид сообщения в Беларуси. Главные водные артерии – Днепр и его притоки (Припять, Сож, Березина), Двина и Неман. Причем на реки Днепровского бассейна приходится около 95 % грузооборота. Важная роль в речном транспорте принадлежит Днепровско-Бугскому каналу (длина 110 км). Речной транспорт занимает последнее место как по грузообороту (1 %) так и по перевозке пассажиров
(0,2 %). Крупнейшим по грузообороту портом является Брест, на втором месте – Гомель.

По рекам перевозятся минеральные удобрения, стройматериалы (85 % общего объема), а также железная руда (из Кривого Рога в Польшу), каменный уголь, нефтепродукты. Речной транспорт самый дешевый: себестоимость перевозок в 3-5 раз ниже в сравнении с железнодорожным.

Воздушный транспорт Беларуси довольно молод. Он стал развиваться с 1933 года, когда начала действовать первая авиа линия Минск – Глуск – Паричи – Мозырь. С 1936 года начали действовать регулярные рейсы между Минском и Москвой. В настоящее время общая протяженность авиалиний составляет более 45 тыс. км. Действуют внутренние и международные авиатрассы. Основным международным аэропортом является Минск-2.

Себестоимость грузоперевозок авиатранспортом очень высокая и в этом отношении он для Беларуси не выгоден. В пассажирообороте его доля составляет 6,5 %.

Трубопроводный транспорт самый молодой в Беларуси. Его развитие началось в 1960 году, когда вступил в действие первый газопровод Дашава – Минск, для передачи газа из Украины. В 1963 году был сдан в эксплуатацию нефтепровод «Дружба», (прошел по югу Беларуси), который в настоящее время поставляет нефтепродукты из Мозырьского НПЗ в страны центральной Европы. В настоящее время общая длина всех газопроводов около 4 тыс. км, а нефте-и нефтепродуктопроводов - 5 тыс. км. Доля транзитной нефти и газа на 200 год составляла соответственно 86 и 55 %. Удельный вес трубопроводного транспорта в общем грузообороте Беларуси составляет 30 %. По себестоимости перекачка нефти и газа по трубопроводам в 2-3 раза дешевле, чем перевозка железнодорожным транспортом.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные машиностроительные предприятия Республики Беларусь.

2. Охарактеризуйте основные направления сельского хозяйства Беларуси.

3. Назовите основные виды транспорта Республики Беларусь.

4. Дайте оценку перспектив развития экономики Республики Беларусь.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных