ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога. Планподготовки к практическому занятию № 1.Планподготовки к практическому занятию № 1. Тема. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы (2 часа) Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Дайте общую характеристику психологической коррекции. 2. Психологическая помощь (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, психологическое консультирование, профориентацию и др.). 3. Раскройте особенности психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии. 4. Охарактеризуйте виды психокорреции. 5. Назовите особенности общей коррекции и специальной. 6. Перечислите основные элементы коррекционной ситуации. 7. Назовите основные принципы, цели психокоррекционной работы. 8. Определите задачи психокоррекционной работы. 9. Выделите и охарактеризуйте модели объяснения причин трудностей в развитии. 10. Определите основные направления и области постановки коррекционных целей. Проблемная ситуация: За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: «Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?» Муж: «Газету читаю». Супруга: «А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по специальности, ты бы уже давно кандидатскую защитил». Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода. Вопросы для обсуждения 1. Разработать программу работы с Аням консультативным случаем. 2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом 3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. ЛИТЕРАТУРА 1. Булкина Е.С. Письменное общение психолога с клиентом //Журнал практического психолога. – 2000. - №9. – С. 64 – 66. 2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с. 3. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2006. – 239 с. 4. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с. 5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с. 6. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с. 7. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. – Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.
Планподготовки к практическому занятию № 2. Тема. Особенности составления психокоррекционных программ (2 часа) Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Перчислите принципы составления психокоррекционных программ. 2. Охарактеризуйте модели коррекции. 3. Стандартные и свободные коррекционные программы, их особенности. Раскройте особенности психокоррекционного комплекса целенаправленного воздействия на клиента. 4. Перечислите основные требования к составлению психокоррекционной программы. 5. Опишите оценку эффективности психокоррекционных мероприятий. Проблемная ситуация: Молодой человек выдающейся внешности и атлетического телосложения уже несколько раз терпит фиаско в попытках утвердиться на работе. Обычно, сначала все бывает хорошо, его легко берут на высокооплачиваемую и престижную работу. Он начинает пользоваться авторитетом в коллективе. Но потом, через некоторое время, начальствующее лицо начинает придираться и, в конце концов, просит уйти. Вопросы для обсуждения 1. Разработать программу работы с Аням консультативным случаем. 2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом 3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. Проблемная ситуация: Дочь вышла замуж. В ее семье, с точки зрения ее самой и мужа, все обстоит более или менее благополучно. Однако мать дочери так не считает, постоянно делает дочери замечания и учит ее жить. В результате между ней и дочерью возникает конфликт. Отец в этом конфликте занимает нейтральную позицию, фактически не вмешиваясь в конфликт. Вопросы для обсуждения 1. Разработать программу работы с Аням консультативным случаем. 2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом 3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Академический проект, 2000. – 512 с. 2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники /Пер с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416 с. (Серия «Психологическая коллекция»). 3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с. 4. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с. 5. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2006. – 239 с. 6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 256 с. 7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с. 8. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста /Пер. с англ. А.И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 160 с. План подготовки к практическому занятию № 3. Тема. Методы практической коррекции (2 часа) Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Дайте общую характеристику метода «игротерапия». 2. Раскройте основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры. 3. Определеите основные виды и формы игротерапии. 4. Опишите игровую комнату и её оснащение. 5. Пречислите требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту. 6. Дайте общая характеристика метода «артерапия». 7. Опредлите цели и основные направления арттерапии. 8. Охарактеризуйте использование методов поведенческой коррекции в практике работы психолога. 9. Обоснуйте эффективность метода систематической десенсибилизации и сенсибилизации в коррекции тревожности (Д. Вольпе). 10. Охарктеризуйте эмотивное воображение как один из вариантов вербальной десенсибилизации. 11. Опрделите эффективность методов, основанных на принципе биологической обратной связи. 12. Обоснуйте эффективность иммерсионных методов: наводнения, имплозии, парадоксальной интенции. 13. Раскройте особенности использование в работе с детьми психогимнастики (методика М. И. Чистяковой). 14. Перечислите коррекционные этюды для детей младшего школьного возраста. Проблемная ситуация «Как это бывает» (Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – С.254-263) В рассказе опущено описание психотерапевтической работы и изложено видение ситуации “изнутри” клиентки. Таким образом, описание предполагает “проецирование” профессионального приложения усилий для работы с данной конкретной клиенткой. Вопросы для обсуждения 1. Аргументируйте ваше понимание возможных психотерапевтических парадигм и техник применительно к работе с Анной Георгиевной, обозначив цели и задачи консультирования и психотерапии с данной клиенткой. 2. Сформулируйте сущность ее кризисной ситуации — внешние и внутренние причины. 3. Дайте возможные интерпретации поведения супруга Анны Георгиевны, учитывая мотивацию, ценностные ориентиры, механизмы компенсации и т.д. 4. Объясните социально-психологические предпосылки возникновения подобных семейных драм в постсоветском социуме. 5. Изложите ваше понимание профессиональной и личностной позиции психолога в отношении подобных ситуаций. 6. Определить роль психолога и возможности психотерапевтической помощи в подобных ситуациях, включая необходимость психологической помощи детям. ЛИТЕРАТУРА 1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники /Пер с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416 с. (Серия «Психологическая коллекция»). 2. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – 335 с. 3. Лэндретт Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международн. Пед. академия, 1994. – 368 с. 4. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с. 5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с. 6. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с. План подготовки к практическому занятию № 4. Тема. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми (4 часа) Подготовьте ответы на следующие вопросы: 2. Определите критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком). 3. Дайте характеристику гиперактивных детей. 4. Раскройте особенности психокоррекционных занятий с гиперактивными детьми. 5. Дайте характеристику агрессивных детей. 6. Определите критерии агрессивности (схема наблюдений за ребёнком). Раскройте особенности психокоррекционных занятий с агрессивными детьми. 7. Дайте характеристику аутичных детей. 8. Определите критерии аутичности (схема наблюдений за ребёнком). Раскройте особенности психокоррекционных занятий с аутичными детьми. 9. Дайте характеристику тревожных детей. 10. Определите критерии тревожности (схема наблюдений за ребёнком, Охарактеризуйте тесты тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Раскройте особенности психокоррекционных занятий с тревожными детьми. 11. Определите особенности коррекции уровня тревожности с помощью недирективного метода игровой терапии. 12. Составьте таблицу анализа психокоррекционной работы с детьми, учитывая следующие критерии: тип отклонения в поведении, критерии типа отклонения в поведении, особенности психокоррекционного занятия. ЛИТЕРАТУРА 1. Байярд Р. Т., Байярд Д. Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство / Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с. 2. Буянов М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение. 1988. – 207 с. 3. Елизаров А. Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С. 38 – 45. 4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 223 с. 5. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б. А. Федоришина. – К.: Рад. Школа, 1980. – 160 с. 6. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. В. А. Татенко, Т. М. Титаренко. – К.: Рад. Школа, 1989. – 128 с. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|