ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Каковы признаки государства как социально-правовой организации общества?Кроме обычных признаков, которые характерны для любого государства, социальное правовое государство, как высшая форма политического бытия, которую выработало человечество, имеет ряд специфических признаков (черт): 1. Связанность государственной власти правом и его господство во всех сферах общественной жизни: свобода может быть достигнута только в том случае, если государственная власть ограничивается (преодолевается) правом, ставится под контроль права, функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в рамках права; в Конституции Украины 1996 г. (ст. 8) записано: «В Украине признается и действует принцип верховенства права»; 2. Соответствие закона праву (правовой закон) и его верховенство, т.е. право как мера свободы и справедливости получает отработанное в законе содержание; конституционный закон имеет прямое действие. 3. Связанность законом в равной мере как граждан и их объединений (коммерческих и некоммерческих), так и государственных органов, должностных лиц. В отношении граждан и их объединений действует общедозволительный принцип: «дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»; В отношении властных государственных органов и должностных лиц действует специально-дозволительный принцип: «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом». 4. Законодательное закрепление и реальное обеспечение основных прав человека — наличие отлаженного правового механизма их охраны и защиты (включая уровень прямой конституционной защиты); 5. Построение отношений личности и государства на основе взаимной ответственности: как личность ответственна перед государством, так и государство несет ответственность перед личностью за неисполнение обязанностей; 6. Разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, их независимость и единство; недопустимость подмены функций друг друга; действенность механизма «сдержек и противовесов»; 7. Законный (легальный) путь принятия законов и их изменения — путь выявления воли народа непосредственно (референдум) либо опосредованно (через представительный орган). Вся полнота законодательной власти в представительном органе осуществляется представителями народа, избранными из его среды; 8. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и иных нормативно-правовых актов — отлаженная работа прокуратуры, милиции, службы безопасности, налоговой администрации и других правоохранительных и контрольно-надзорных органов; 9. Возможность личности притязать на конкретный минимум социальных благ благодаря гарантированию государством её социальной безопасности — минимальный (достаточный) уровень жизни каждому гражданину и его повышение; 10. Возможность граждан притязать на обеспечение государством их социальной защиты, поднятие уровня социально-экономических прав до уровня основных прав — формирование социальной среды, создающей условия для благоприятного индивидуального развития личности, равенства стартовых возможностей (а не материального равенства) с помощью государственной системы просвещения и образования, налоговой политики, регулирования рынка труда и контроля условий труда и др.; 11. Осуществление государством социальной помощи гражданам, не способным (не по своей вине) нести ответственность за свое благосостояние — речь идёт об обеспечении гарантированного жизненного уровня социально ранимых слоев населения — старых, нетрудоспособных (больных), безработных по не зависящим от них причинам. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием; 12. Обеспечение государством социальной функции собственности — собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу: наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли (ст.13, 41 Конституции Украины); 13. Проведение государством политики социального компромисса — решения всех вопросов на путях согласия и взаимопонимания различных социальных групп, глубокого уважения к личности независимо от ее социального положения, защиты от всякого посягательства на ее жизнь, здоровье и личное достоинство Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли. 1 Классификация (типология), исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны. 2 Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политиче ские системы. Черты тоталитарной политической системы: - отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью; - ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений; - радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем. Черты авторитарной политической системы: - использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей; - ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции; - централизация управления, подавление региональной и личностной автономии; - сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое. Черты демократической системы: правление большинства; - свобода критики и оппозиции правительству; - защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу; - право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека. 3 В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы полити ческих систем. По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|