ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Становление и развитие (генезис) К гос-ти ПольшиЦентральная и Восточная Европа Термин геополитический, нет точных границ Mitteleuropa (нем.), l’Autre Europ e (франц.) 2009 – Премьер Чехии – мы Центральная Европа, а не Восточная критерии отнесения: 1) геополитический 2) соц-экон 3) особенности КП развития
Страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония), Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Косово, Албания, Черногория, Македония, Болгария
Геополитич – все они образуют единое пространство от Балтийского моря (серев) до Адриатич моря (юг), центр –плоскогорье Дунайского бассейна, юг – Балканы. Нет внутренних естественных границ; волны миграции всегда, населения перемешивается постоянно, территории постоянно подвергались захвату (Австрия, Германия, Россия, Османская империя). Слабое экон развитие, не сложилось единого мультикультурного общества. не было твёрдой террит основы. Язык и религия объединяли. Когда го-ва создавались в соврем границах в условиях заверш-я 1 мир войны – сильная склонность к автократическим режимам, изначально тип полит культуры, в кот проще признать сильную власть. Межвоенный период не смог изменить ситуацию, локальные конфликты, склонность к харизматическому лидеру, размытость электората, усиление бюрократич аппарата. 20е годы – небольшой сдвиг, затем назад. Послевоенные годы – освобождение от оккупации, влияние СССР, партийный спектр заужен, всё го развитие в русле советского гос-ва. Однозначных оценок о роли СССР дать нельзя. Сов система старалась культивировать сама себя – монолит, морально-политич единство, соц стабильность. Реально соц стабильности не было, итог – попытки сохранить => слом системы. К 80-90 – возм-ть сравнивать уровень жизни с ЗЕ. Курс ВЕ нельзя восприн как экон провал. Сущ разные модели развития, нужно учит взаимозависимость всех крупных политич и экон субъектов.
Соц-экон критерий contries in transition – переходные страны - от плановой к рыночной экономике, от авторит к дем режимам 2 процесса: реформы и революц перемены. Термин «рефолюция» Проблемы: Слишком резкая смена курса – Ком-зм – основа – экон сектор, гипертрофированность этой сферы; утверждение новой рыночной экономики – резкое соц расслоение, слом всех соц структур, появление олигархич структур, крупная капит собственность, отстранение народа от ср-в производства. Возвращение властных ф-ий народу, структурная перестройка эконмики. Забыта социальная ориентация экономики Обострение нац проблем – Сов – дружба народов и интернационализм; что делать теперь, как решать нац проблемы? Проблема как выстроить нац политику? Очень много ошибок: го-ва пытались построиться по нац принципу; созд полит партии по нац принципу; дискриминация (разный набор прав для разных национальностей). Проблема усугублялась, когда внутр меньшинство было внешним большинством. (Напр., сербские хорваты и Хорватия; сербское меньшинство в Хорватии). Нац самосознание всегда характерно человеку, оно не меняется… «Свой – чужой» Усиление соц дифференциации – прежде всего, по уровню доходов. Возм-ти соц накоплений, взрыв открытой безработицы
КП развитие 1) Время историч перехода от номинального конституционализма к реальному 2) Необх-ть выстраивать одновременно основы демократии, рыночной экономики и К порядка. (старая полит номенклатура; реформа цен; реформа собственности) <=> новые К основы для многообразия форм собственности <=> демократия (нужна легитимность К режима, согласие граждан). Но народ не одобряет повышение цен, приватизацию и т.д. В ЗЕ демократич основы =>К строй => рынок. Постепенно одно обуславливало другое В отличие от ЗЕ нет гражд общ-ва, нет новых полит сил при сущ-ии парламентов |=> непоследовательная политика 3) Правовой футуризм – закрепили такие нормы и институты, кот никак не соотв действительности, а были лишь целями на будущее. Тенденция была: дем силы => коммунисты => обратно 4) Происх шир заимствование К моделей 5) Поиск нац идентичности. ð постсоциалистическая система. Термин неудачный, акцент на явление, кот не существует. Пустое множество. Развитие всех гос-в происх на «разных скоростях». Это опред историч прошлым и их устремлениями в будущее (назад в Европу, вперёд к собств нац устремлениям).
Польша Гос-во ВЕ, имеющ выход к Балтийскому морю. Нас-е – около 38 млн чел, титульная нация абс большинства (более 90 % - поляки). Бол-во по конфессиональному признаку – около 95 % - католики. Гос язык – польский. Столица – Варшава. Одно из тех гос-в, кот имеют давнюю правовую традицию. Правда, по разл обстоятельствам, традиция эта то актуализировалась, то утрачивалась. На соврем этапе Польша – гос-ва, получившее опыт перехода к новому общ строю. Хар-ка положения Польши: 1) Прошла путь дем реформ 2) Сохр традиции польской нации 3) Не изолируется ни от кого, путь на интеграцию в европ пространство (Совеит Европы, ЕС и др.). Становление и развитие (генезис) К гос-ти Польши 1 этап развития – 1569 г. – Люблинская уния – Rzeczpospolita (Республика Польша) – централиз гос-во с монархич формой правления с привилегиямидля феод землевладельцев (шляхта). Уже тогда шляхта была представлена в Сейме, кот избирал монарха. Сословно-представит монархия. Совет из крупных феодалов при монархи с сильным влиянием. 2 этап – 3 мая 1791 г. – Четырёхлетний Сейм прин первую польскую К – Ustawa Rzadowa (пер. Правительственный устав) – закрепл гос устр-во, орг-ию органов власти, права и свободы граждан – это К по предмету регулирования. К просущ чуть больше года. Первая в Европе К. Идея созд-я К как единого прав док-та. Важный шаг формирования единого польского народа. Сейчас 3 мая – гос праздник. Идеи в К: 1. власть – из воли народа; 2. огранич полномочия монарха; 3. принцип разд-я властей, главенствующая роль у двухпалатного Сейма (органа представительства всего народа, нет наказов избравших дворян) – Сейм мог осущ зак днятельность. Leberum veto отменен (один депутат мог зарубить весь процесс). Вместо это принцип большинства. 4. Парлам контроль за правит-вом – вотум недоверия правительству, юридичекая ответственность. министров можно было привлек к Сеймовому Суду за нарушение норм К. 5. Вопросы бюджета и контроль над его исполнением – у Сейма 6. Закрепление прав и свобод граждан. В основном – шляхте, но опред гарантии для крестьянства и мещанства. Радикальный документ. Даже бунт в Тарговице (синоним полит измены в политич сленге Польши). 1795 г. – Третий раздел Польши. Гос-во перестаёт сущ. Пруссия, Австрия и Россия поделили территории. Различ польские К-ии и К для польских территорий
3 этап – начало XX века – появл возм-ти для восстан-я польской гос-ти и развития польского конституционализма. Возраждение нац-освоб движения. Германия, Австрия и Пруссия – обещали привилегии за мобилизацию. Итог – поражение. Врем правит-во и большевики объявляли, что собир сделать Польшу независимой. По итогам Первой мир войны польское гос-во было признано. 1918 – Декрет о высшей представительной власти Польской Республики 1919 – Учредительный Сейм прин Малую К. – врем документ до прин-я осн К. Малая К сохраняла пост за главой освоб движения – «Начальник гос-ва». После войны продолжался процесс определения границ Польши. В частности, Зап Украина и Зап Белоруссия вошли в Польшу. 1921 – принята К, преемственность Речи Поспалитой, осн принципы дем гос-ва (сув-т народа, разд-е властей, гарантированность прав человека, в т.ч. соц-экон (2 поколение)) Форма правления: парлам республика: През-т изб парламентом, при назначении правит-в учёт расстановки полит сил в парлам, парлам контролир правит-во и мог отправить в отставку его. К предусматривала и коллект, и инд отв-ть отд министров перед Сеймом. През-т мог объявлять войну и мир с согалсия Сейма, конрассигнатура 1926 г – Юзеф Пилсудский – гос переворот – на тот момент в Польше не было устойчивого правит большинства => идеи усиления ИВ и президента. Пилсудский был избран Президентом, но отказался от должности в пользу др чел-ка (учёный, слабый политик). Пилсудсукий – Премьер; военные полномочия… Конструкция разд-я властей пересмотрена: равновесие властей, а не их противостояние. К 35 – источник и носитель всей гос власти – през-т; През-т отвечает только перед Богом; роль парламента сужена; права человека ограничены правами коллектива (фактически гос-ва). Пилсудский умер, другой подобной фигуры не было => фашизма в Польше никогда не было
4 этап – 1 сентября 1939 – нападение Германии на Польшу, оккупация территории, уничтожение 17 сент 1939 – СССР вводит войска в Польшу, Зап Украина и Белорусь – прикрытие для введения войск 28 сент 1939 – СССР и Германия Лог-р «О дружбе и границе м/у СССР и Германией» - фактически раздел Польши Сопротивление официальное было подавлео, ноне прекр полнеостью; правит-во эмигрировало (Фр, затем Англия) През-т в 39 г => Румыния (пойман) => Франция Франция – «Правит-во в эмиграции» к 42 г Правит-во контролир армию Крайова; Польская раб партия (ПРП) – связи с СССР – блок «Армия Людова» С июля 44 – освоб-е польской территории от нем захватчиков; ПРП созд Польский комитет национального освоб-я (ПКНО) ПКНО стремиться укрепить свою соц базу Самоуправление => советы. От власти отстранялись те, кто был реакционными (были за независ-ть) и сотрудничали с оккупантами Аграрная реформа – конфискация земель у «помещиков»; передача земли малозем крестьянам, инвалидам войны, многосемейным середнякам Нац-я ряда предприятий /=> укрепление союза рабочих и крестьян Врем правит-во нац единствам (ВПНЕ) – вошли нек из Правит-ва в эмиграции, но ПРП доминировала ПРП стала именоваться Польская объед раб партия Затем новая Малая К, но гос-во активно отстраивалась по сов модели Новая К Польской Народной Республики, образец – К 36 г СССР – единство гос власти; верх орган – Сейм (выразитель воли трудящихся города и деревни); остальные органы (в т.ч. суды) подчин Сейму; През-та нет, есть Госсовет (коллег); Правит-во назнач Сеймом; В промежутках м/у сессиями Сейса – Госсовет. Упор на соц-эк права. Комм режим не был столь жёстким: не был ликвид частный сектор в экономике, не было такой коллективизации сельского хоз-ва Ещё две партии, кроме ПОРП, Объед крестьянская партия и Дем партия. Сохранялось влияние в общ-век католической церкви, никогда не уничтожалась, не быовоинствующего атеизма, после 78 года влияние церкви увеличилось с избрания Папы Римского Иоанна Павла II. После XX съезда 54 – культ личности Сталина; в Польше программа стр-ва соц-зма в польских условиях Экономика действовала преимущественно по командному принципу; одна партия стремилась доминир в полит и дух сферах 1968 г – волнения в Польше Итог: масштабное привлечение кредитов на Западе = > модернизация экономики (особенно промышленности), но не удалось, поэтому снова кризис, увеличение цен без увеличения зарплат 1976 – Новая редакция К, усилившая черты авторитаризма – рук роль ПОРП в стр-ве соц-зма (по сути, в общ-ве и гос-ве)
5 этап – 80е годы образовано профсоюзное объед-е «Солидарность», затем приобрело политич хар-р многомиллионное выступление трудящихся против существующего режима Итог: военное положение. Идея: не допустить вмешательства Варшавского дог-ра Не получилось решить проблему => переговоры с оппозицией Создан Высший адм суд; К трибунал; Гос трибунал – К контроль, Уполномоч по правам чел-ка 1989 – Круглый стол (длит переговоры). Рез-т: союзники ПОРП перешли на сторону оппонентов; ПОРП осталась на обочине истории. Черты Круглого стола: 1) Власть была вынуждена пойти на переговоры, потеряв поддержку населения 2) Стороны: оппозиция была структурирована. Орг-я, выдержавшая годы преследований, множество сторонников. Согласованная кандидатура: Лех Валенса. Со стороны власти – министр МВД. Все радикальные приверженцы (с обеих сторон) были устранены из переговоров. 3) Большое значение католич церкви – на всех этапах она за продолжение переговоров; Церковь поддерживала Солидарность, но и не противостояла правящей партии. 4) Судьба политич заключённых была решена до переговоров. Лех Валенса мог сесть за переговоры, не потеряв лица. 5) Круг вопросов жёстко ограничен: полит реформа, профсоюзный плюрализм; экон преобразования. Особ-ти переговорного процесса: 1) Структурированность оппозиции, оформленность 2) Изоляция деструктивных сил 3) Предметность обсуждаемых вопросов 4) Спос-ть политиков отделять главное от второстепенного
Итог: апрельская реформа. Восстановлена двухпалатная тсруктура Парлам – Сенат 1000 чел-к от воеводств (избирались); досрочные выборы в Сейм, согласовано кол-во победителей (ПОПР не менее 65% голосов) – отказ от монополии на власть; восстановлен пост Президента. Сейм – 65 – ПОПР и 35% - Солидарность В июне выборы в Сенат – 99 из 100 от Солидарности После этого бол-во депутатов Сейма перешли в Справедливость Президент –избирать должен был Сейм. През-т – от правящей партии, но правит-во в большинстве оппозиционное. 89 – Реформа К. Народная убрана из названия, теперь Польская республика; положения о соц-pvt удалены; республика – дем, правовое гос-во. Политич плюрализм, многообразие форм собственности; свобода предприн деят-ти. Соц режим мирно уходил в прошлое. 89 – в парлам-те создана Конституционная комиссия. Проблема: все полит баталии переносились на обсуждение К. В итоге процесс был затянут. Проекты и замечания: През-т, парламентарии, граждане. 90 – През-т – Лех Валенса. Постепенное движение к през республике Самороспуск Сейма, так как выборы были нелегитимны (65 %). Итог: опять слишком пёстрый состав парламента. Вмешат-во католич церкви в политику и созд-е К. Призыв не поддерживать полит силы за эвтаназию, легализцию абортов и т.д. Ключ вопросы: форма правления; судьба соц прав; положение католич церкви. Хотели принять к 91 г, но не получилось. 92 г – Малая К (третья в истории) – взаимод-е зак и ИВ; террит устр-во Принята новая К. Общая хар-ка К 97: преамбула, 13 разделов, 243 статьи 1-2 разд – принципы обществ строя, правам, свободам и обяз-тям человека и гражданина 3 разд – источники права. Ст. 87 перечисляет источники права: К, з-ны, м/ун дог-ры и распоряжения; акты местных органов помслед разделы – деят-ть органов госвласти, раздел о террит самоупр-ии, разд о публ финансах, о чрезвыч положениях разд 12 – нормы об изм-ии самой К. «Жёсткая К». ст. 235 – инициатива: 1/5 Сейма, Сенат целиком или През-т. Квалифиц бол-во Сейма и абс бол-во Сената. Особо сложная процедура для разд.1,2,12. Может быть проведён референдум по треб-ю През-та, Сената, Сейма. разд 13 – перех и закл положения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|