Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление и развитие (генезис) К гос-ти Польши




Центральная и Восточная Европа

Термин геополитический, нет точных границ

Mitteleuropa (нем.), l’Autre Europ e (франц.)

2009 – Премьер Чехии – мы Центральная Европа, а не Восточная

критерии отнесения:

1) геополитический

2) соц-экон

3) особенности КП развития

 

Страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония), Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Косово, Албания, Черногория, Македония, Болгария

 

Геополитич – все они образуют единое пространство от Балтийского моря (серев) до Адриатич моря (юг), центр –плоскогорье Дунайского бассейна, юг – Балканы. Нет внутренних естественных границ; волны миграции всегда, населения перемешивается постоянно, территории постоянно подвергались захвату (Австрия, Германия, Россия, Османская империя). Слабое экон развитие, не сложилось единого мультикультурного общества. не было твёрдой террит основы. Язык и религия объединяли.

Когда го-ва создавались в соврем границах в условиях заверш-я 1 мир войны – сильная склонность к автократическим режимам, изначально тип полит культуры, в кот проще признать сильную власть. Межвоенный период не смог изменить ситуацию, локальные конфликты, склонность к харизматическому лидеру, размытость электората, усиление бюрократич аппарата. 20е годы – небольшой сдвиг, затем назад.

Послевоенные годы – освобождение от оккупации, влияние СССР, партийный спектр заужен, всё го развитие в русле советского гос-ва.

Однозначных оценок о роли СССР дать нельзя.

Сов система старалась культивировать сама себя – монолит, морально-политич единство, соц стабильность. Реально соц стабильности не было, итог – попытки сохранить => слом системы.

К 80-90 – возм-ть сравнивать уровень жизни с ЗЕ.

Курс ВЕ нельзя восприн как экон провал.

Сущ разные модели развития, нужно учит взаимозависимость всех крупных политич и экон субъектов.

 

Соц-экон критерий

contries in transition – переходные страны - от плановой к рыночной экономике, от авторит к дем режимам

2 процесса: реформы и революц перемены. Термин «рефолюция»

Проблемы:

Слишком резкая смена курса – Ком-зм – основа – экон сектор, гипертрофированность этой сферы; утверждение новой рыночной экономики – резкое соц расслоение, слом всех соц структур, появление олигархич структур, крупная капит собственность, отстранение народа от ср-в производства.

Возвращение властных ф-ий народу, структурная перестройка эконмики. Забыта социальная ориентация экономики

Обострение нац проблем – Сов – дружба народов и интернационализм; что делать теперь, как решать нац проблемы? Проблема как выстроить нац политику? Очень много ошибок: го-ва пытались построиться по нац принципу; созд полит партии по нац принципу; дискриминация (разный набор прав для разных национальностей).

Проблема усугублялась, когда внутр меньшинство было внешним большинством. (Напр., сербские хорваты и Хорватия; сербское меньшинство в Хорватии).

Нац самосознание всегда характерно человеку, оно не меняется… «Свой – чужой»

Усиление соц дифференциации – прежде всего, по уровню доходов. Возм-ти соц накоплений, взрыв открытой безработицы

 

КП развитие

1) Время историч перехода от номинального конституционализма к реальному

2) Необх-ть выстраивать одновременно основы демократии, рыночной экономики и К порядка. (старая полит номенклатура; реформа цен; реформа собственности) <=> новые К основы для многообразия форм собственности <=> демократия (нужна легитимность К режима, согласие граждан). Но народ не одобряет повышение цен, приватизацию и т.д.

В ЗЕ демократич основы =>К строй => рынок. Постепенно одно обуславливало другое

В отличие от ЗЕ нет гражд общ-ва, нет новых полит сил при сущ-ии парламентов

|=> непоследовательная политика

3) Правовой футуризм – закрепили такие нормы и институты, кот никак не соотв действительности, а были лишь целями на будущее. Тенденция была: дем силы => коммунисты => обратно

4) Происх шир заимствование К моделей

5) Поиск нац идентичности.

ð постсоциалистическая система. Термин неудачный, акцент на явление, кот не существует. Пустое множество.

Развитие всех гос-в происх на «разных скоростях». Это опред историч прошлым и их устремлениями в будущее (назад в Европу, вперёд к собств нац устремлениям).

 

Польша

Гос-во ВЕ, имеющ выход к Балтийскому морю. Нас-е – около 38 млн чел, титульная нация абс большинства (более 90 % - поляки). Бол-во по конфессиональному признаку – около 95 % - католики. Гос язык – польский. Столица – Варшава.

Одно из тех гос-в, кот имеют давнюю правовую традицию. Правда, по разл обстоятельствам, традиция эта то актуализировалась, то утрачивалась.

На соврем этапе Польша – гос-ва, получившее опыт перехода к новому общ строю.

Хар-ка положения Польши:

1) Прошла путь дем реформ

2) Сохр традиции польской нации

3) Не изолируется ни от кого, путь на интеграцию в европ пространство (Совеит Европы, ЕС и др.).

Становление и развитие (генезис) К гос-ти Польши

1 этап развития – 1569 г. – Люблинская уния – Rzeczpospolita (Республика Польша) – централиз гос-во с монархич формой правления с привилегиямидля феод землевладельцев (шляхта). Уже тогда шляхта была представлена в Сейме, кот избирал монарха. Сословно-представит монархия. Совет из крупных феодалов при монархи с сильным влиянием.

2 этап – 3 мая 1791 г. – Четырёхлетний Сейм прин первую польскую К – Ustawa Rzadowa (пер. Правительственный устав) – закрепл гос устр-во, орг-ию органов власти, права и свободы граждан – это К по предмету регулирования. К просущ чуть больше года. Первая в Европе К. Идея созд-я К как единого прав док-та. Важный шаг формирования единого польского народа. Сейчас 3 мая – гос праздник.

Идеи в К:

1. власть – из воли народа;

2. огранич полномочия монарха;

3. принцип разд-я властей, главенствующая роль у двухпалатного Сейма (органа представительства всего народа, нет наказов избравших дворян) – Сейм мог осущ зак днятельность. Leberum veto отменен (один депутат мог зарубить весь процесс). Вместо это принцип большинства.

4. Парлам контроль за правит-вом – вотум недоверия правительству, юридичекая ответственность. министров можно было привлек к Сеймовому Суду за нарушение норм К.

5. Вопросы бюджета и контроль над его исполнением – у Сейма

6. Закрепление прав и свобод граждан. В основном – шляхте, но опред гарантии для крестьянства и мещанства.

Радикальный документ. Даже бунт в Тарговице (синоним полит измены в политич сленге Польши).

1795 г. – Третий раздел Польши. Гос-во перестаёт сущ. Пруссия, Австрия и Россия поделили территории.

Различ польские К-ии и К для польских территорий

 

3 этап – начало XX века – появл возм-ти для восстан-я польской гос-ти и развития польского конституционализма. Возраждение нац-освоб движения.

Германия, Австрия и Пруссия – обещали привилегии за мобилизацию. Итог – поражение.

Врем правит-во и большевики объявляли, что собир сделать Польшу независимой.

По итогам Первой мир войны польское гос-во было признано.

1918 – Декрет о высшей представительной власти Польской Республики

1919 – Учредительный Сейм прин Малую К. – врем документ до прин-я осн К. Малая К сохраняла пост за главой освоб движения – «Начальник гос-ва». После войны продолжался процесс определения границ Польши.

В частности, Зап Украина и Зап Белоруссия вошли в Польшу.

1921 – принята К, преемственность Речи Поспалитой, осн принципы дем гос-ва (сув-т народа, разд-е властей, гарантированность прав человека, в т.ч. соц-экон (2 поколение))

Форма правления: парлам республика: През-т изб парламентом, при назначении правит-в учёт расстановки полит сил в парлам, парлам контролир правит-во и мог отправить в отставку его. К предусматривала и коллект, и инд отв-ть отд министров перед Сеймом. През-т мог объявлять войну и мир с согалсия Сейма, конрассигнатура

1926 г – Юзеф Пилсудский – гос переворот –

на тот момент в Польше не было устойчивого правит большинства => идеи усиления ИВ и президента. Пилсудский был избран Президентом, но отказался от должности в пользу др чел-ка (учёный, слабый политик). Пилсудсукий – Премьер; военные полномочия…

Конструкция разд-я властей пересмотрена: равновесие властей, а не их противостояние.

К 35 – источник и носитель всей гос власти – през-т; През-т отвечает только перед Богом; роль парламента сужена; права человека ограничены правами коллектива (фактически гос-ва).

Пилсудский умер, другой подобной фигуры не было => фашизма в Польше никогда не было

 

4 этап – 1 сентября 1939 – нападение Германии на Польшу, оккупация территории, уничтожение

17 сент 1939 – СССР вводит войска в Польшу, Зап Украина и Белорусь – прикрытие для введения войск

28 сент 1939 – СССР и Германия Лог-р «О дружбе и границе м/у СССР и Германией» - фактически раздел Польши

Сопротивление официальное было подавлео, ноне прекр полнеостью; правит-во эмигрировало (Фр, затем Англия)

През-т в 39 г => Румыния (пойман) => Франция

Франция – «Правит-во в эмиграции»

к 42 г Правит-во контролир армию Крайова; Польская раб партия (ПРП) – связи с СССР – блок «Армия Людова»

С июля 44 – освоб-е польской территории от нем захватчиков;

ПРП созд Польский комитет национального освоб-я (ПКНО)

ПКНО стремиться укрепить свою соц базу

Самоуправление => советы. От власти отстранялись те, кто был реакционными (были за независ-ть) и сотрудничали с оккупантами

Аграрная реформа – конфискация земель у «помещиков»; передача земли малозем крестьянам, инвалидам войны, многосемейным середнякам

Нац-я ряда предприятий /=>

укрепление союза рабочих и крестьян

Врем правит-во нац единствам (ВПНЕ) – вошли нек из Правит-ва в эмиграции, но ПРП доминировала

ПРП стала именоваться Польская объед раб партия

Затем новая Малая К, но гос-во активно отстраивалась по сов модели

Новая К Польской Народной Республики, образец – К 36 г СССР – единство гос власти; верх орган – Сейм (выразитель воли трудящихся города и деревни); остальные органы (в т.ч. суды) подчин Сейму; През-та нет, есть Госсовет (коллег); Правит-во назнач Сеймом;

В промежутках м/у сессиями Сейса – Госсовет.

Упор на соц-эк права.

Комм режим не был столь жёстким: не был ликвид частный сектор в экономике, не было такой коллективизации сельского хоз-ва

Ещё две партии, кроме ПОРП, Объед крестьянская партия и Дем партия.

Сохранялось влияние в общ-век католической церкви, никогда не уничтожалась, не быовоинствующего атеизма, после 78 года влияние церкви увеличилось с избрания Папы Римского Иоанна Павла II.

После XX съезда 54 – культ личности Сталина; в Польше программа стр-ва соц-зма в польских условиях

Экономика действовала преимущественно по командному принципу; одна партия стремилась доминир в полит и дух сферах

1968 г – волнения в Польше

Итог: масштабное привлечение кредитов на Западе = > модернизация экономики (особенно промышленности), но не удалось, поэтому снова кризис, увеличение цен без увеличения зарплат

1976 – Новая редакция К, усилившая черты авторитаризма – рук роль ПОРП в стр-ве соц-зма (по сути, в общ-ве и гос-ве)

 

5 этап – 80е годы

образовано профсоюзное объед-е «Солидарность», затем приобрело политич хар-р

многомиллионное выступление трудящихся против существующего режима

Итог: военное положение. Идея: не допустить вмешательства Варшавского дог-ра

Не получилось решить проблему => переговоры с оппозицией

Создан Высший адм суд; К трибунал; Гос трибунал – К контроль, Уполномоч по правам чел-ка

1989 – Круглый стол (длит переговоры). Рез-т: союзники ПОРП перешли на сторону оппонентов; ПОРП осталась на обочине истории.

Черты Круглого стола:

1) Власть была вынуждена пойти на переговоры, потеряв поддержку населения

2) Стороны: оппозиция была структурирована. Орг-я, выдержавшая годы преследований, множество сторонников. Согласованная кандидатура: Лех Валенса. Со стороны власти – министр МВД. Все радикальные приверженцы (с обеих сторон) были устранены из переговоров.

3) Большое значение католич церкви – на всех этапах она за продолжение переговоров; Церковь поддерживала Солидарность, но и не противостояла правящей партии.

4) Судьба политич заключённых была решена до переговоров. Лех Валенса мог сесть за переговоры, не потеряв лица.

5) Круг вопросов жёстко ограничен: полит реформа, профсоюзный плюрализм; экон преобразования.

Особ-ти переговорного процесса:

1) Структурированность оппозиции, оформленность

2) Изоляция деструктивных сил

3) Предметность обсуждаемых вопросов

4) Спос-ть политиков отделять главное от второстепенного

 

Итог: апрельская реформа. Восстановлена двухпалатная тсруктура Парлам – Сенат 1000 чел-к от воеводств (избирались); досрочные выборы в Сейм, согласовано кол-во победителей (ПОПР не менее 65% голосов) – отказ от монополии на власть; восстановлен пост Президента.

Сейм – 65 – ПОПР и 35% - Солидарность

В июне выборы в Сенат – 99 из 100 от Солидарности

После этого бол-во депутатов Сейма перешли в Справедливость

Президент –избирать должен был Сейм.

През-т – от правящей партии, но правит-во в большинстве оппозиционное.

89 – Реформа К. Народная убрана из названия, теперь Польская республика; положения о соц-pvt удалены; республика – дем, правовое гос-во. Политич плюрализм, многообразие форм собственности; свобода предприн деят-ти.

Соц режим мирно уходил в прошлое.

89 – в парлам-те создана Конституционная комиссия. Проблема: все полит баталии переносились на обсуждение К. В итоге процесс был затянут.

Проекты и замечания: През-т, парламентарии, граждане.

90 – През-т – Лех Валенса.

Постепенное движение к през республике

Самороспуск Сейма, так как выборы были нелегитимны (65 %). Итог: опять слишком пёстрый состав парламента.

Вмешат-во католич церкви в политику и созд-е К. Призыв не поддерживать полит силы за эвтаназию, легализцию абортов и т.д.

Ключ вопросы: форма правления; судьба соц прав; положение католич церкви.

Хотели принять к 91 г, но не получилось.

92 г – Малая К (третья в истории) – взаимод-е зак и ИВ; террит устр-во

Принята новая К.

Общая хар-ка К 97:

преамбула, 13 разделов, 243 статьи

1-2 разд – принципы обществ строя, правам, свободам и обяз-тям человека и гражданина

3 разд – источники права. Ст. 87 перечисляет источники права: К, з-ны, м/ун дог-ры и распоряжения; акты местных органов

помслед разделы – деят-ть органов госвласти, раздел о террит самоупр-ии, разд о публ финансах, о чрезвыч положениях

разд 12 – нормы об изм-ии самой К. «Жёсткая К». ст. 235 – инициатива: 1/5 Сейма, Сенат целиком или През-т.

Квалифиц бол-во Сейма и абс бол-во Сената.

Особо сложная процедура для разд.1,2,12. Может быть проведён референдум по треб-ю През-та, Сената, Сейма.

разд 13 – перех и закл положения

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных