Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мусульманское право




Фикх –

 

пост, молитва, миостыня нуждающимся, соверш-е поломничества в Мекку

Коран – кодифиц, но несистем акт

Мухаммад – не писал его, а передавал откровения.

Первый калиф – Абу Бакр – собрал сурры (главы) Корана и разместил их п оразмеру (убыванию). Нет хронологии, логики.

Фундам текст, порадивший цивилизацию. В его составе окооло 5000, но 500 – прав предписанияи менее 100 формулир чётко нормы.

Это требует толкования.

Мусульманин должен выказывать сострадание слабым.

Честно заниматься предпринимательством.

Не предлагать взятку судье. Нет санкции.

 

В связи с этим возн сунны (сост из хадисов – речи пророка или повествование его жизни) –

 

Иджма – согласие спец-тов по к-л вопросу – право юристов

Коран и сунна – основополагающие источники, иджма – производный источник.

Судьи часто ссылались на иджму.

Тезис о непогрешимости мус общины.

Консервация мус права – лишь уточнение положений, не созидание. Благоприятно для единтсва ислама и мус мира.

Ислам – особая культура, основа целой цивилизации.

 

Шариат

акида фикх

муамалаг ибадаг

 

XV в – вторая волна исламизации. Разбили Византийскую империю. 1453 – взятие Константинополя.

Ислам проникает и в Азию.

 

Черты мус права:

1. Не рез-т деят-ти чел-ка или гос-ва, а божественное происх-е.

2. В основе – религия. Она основополагающий фактор жизни, св т.ч. правовой

3. Основа идентичности большого круга людей

4. Вып-е норм мус права основано прежде всего на сознании мусульманина + санкции

Сунниты

Шииты – проявили большую гибкость при приспособлении.

 

Напр., ростовщичество запрещено. Обход нормы.

 

XIX в – с упадком Османской империи европ право проникает в мус право.

Религия норма обязат в отн-ии предпис и запрещ действий.

Рекомендуемые или достойные порицания

Безразличные с точки зрения религии – в их отношении могут быть светские предписания.

Изм-е проц норм. Напр., Египет – не запрещ брак м/у несоверш. В суд порядке споры только по зарег браками, но рег только с соверш зарег браки.

Если согласия в праве достичь не удалось, то зак-ль вправе сам урегулировать.

Гос-во не вправе прин норм, противореч религ нормам, но может их дополнять.

С нач XX в. – кодификация нек отраслей, заимствование зап норм.

Бывш колонии – заинтер с диалоге с западом особенно. Речь не идёт об интеграции, толькл диалог м/у цивилизациями.

Разные пути развития –

Иран – по рез-там рев-ии 78-79 г- установлено исламское гос-во. К – исламская республика, Коран – источник права.

Турция – контрпример – Мустафа Кемаль Ататюрк – война за независ-ть.

с 23 – республика. 24 г. –первая К. Сув-т народа, стремление создать светское гос-во. Связь должна быть духовной, но полит сфера – в стороне от духовной. Широкие заимствования, особенно Франция.

Турция – член НАТО, Совета Европы.

87 г – право инд обращений в ЕСПЧ.

Хотят стать членами ЕС. Ни одно из 35 требований не выполнено.

Партия справедливости у власти – умеренные исламские силы – совмещение религ основы с демократией.

 

«Арабская весна»

с конца 2010 – волнения в гос-вах Сев Африки и Ближнего Востока по цепочке, охватившие гос-ва.

События по сути не законч до сих пор.

Началось в Тунисе 18 дек 2010 – протесты – самосожжение торговца овощами в знак протеста против поли коррупции и жест обращения.

Оскорбление со стороны женщины-полицейского.

Чел-к протестовал не против гос-ва, а было затронуто его личное самосознание.

Итог: волна протество охватила Тунис.

Далее – Египет, Йемен, Иордания и т.д.

Ливия, Сирия, Марокко (всего 1 день), Оман, Ирак, Сауд Аравия, Бахрейн, Кувейт.

Причина событий «арабской весны»:

коррупция, несменяемость власти, клановость, авторитаризм.

комплекс полит, соц и экон причин

Обычно – экон причины, но здесь это не работает, они вторичны.

Неустойчивость банк системы, рост цен на продовольствие…

Но главное –движущая сила – молодёжь.

Демографич эффект в том, что Мубарак в Египте пришёл к власти в начале 80х. Улучшение уровня жизни нас-ю, в частности в здравоохранении => уменьшение детской смертности в разы, рождаемость в тот момент не снижалась (потом уменьшилась).

85-89 – детей рождалось много, умирало мало.

к концу 80х – рождаемость тоже уменьшилась.

Эти люди – самые активные, которые ходят на рынок труда, не связаны с семьями, карьерными перспективами, многие – люди с образованием.

Но нет достойной работы. Статистика: п офиц данным уровень безработицы – 9 %.

Для молодёжи – процент значительно выше.

Не учит абс цифр – десятки-сотни тысяч.

Несправедливое распределение богатства. Соц дифференциация.

Перспективы роста имел только тот, кто причастен к прав верхушке.

информационная составляющая – жизнь в Европе и пр.

Полит причины: авторитарность режима – фасадный хар-р всех дем институтов (выборы без сменяемости власти; утомительный имитационный хар-р выборов; паралич осн институтов власти; выс уровень коррупции, режим ЧП на протяжении нескольких лет – особые полномочия власти).

Особая роль интернета (особенно соц сети, твиттер) – протестные отношения современности.

Бол-во орг моментов проходило через соц сети – дни, место, лозунги.

Координация усилий через интернет – можно собрать поддержку негат лозунгам, но трудно разработать положит программу действия из-за разобщённости сил.

 

Рез-ты:

4 гос-ва, где устранены лидеры (Тунис, Египет, Йемен, Ливия)

смена правит-ва

доп соц выплаты (Сауд Аравия, Кувейт)

 

Отс-е положит программы стало видно, когда развились протестные отношения.

 

Объединение под нац (но много племён и кланов) или религ идеей. Объед идея – ислам.

При опред обстоятельствах ислам может превращ в полит идеологию.

Теперь эти силы претенд на то, чтобы прийти к власти.

Египет – «Братья мусульмане» - умеренная полит сила. Плохо получилос ь с правом, придум людьми, нужно возвращ к праву, данному Аллахом.

Египет 47 % -Братья мусульмане, 23% - радикальные исламисты

През-т – от Братьев мусульман.

Новая К, разработанная в Египте – основа прав системы Египта – шариат.

отс-е принципа равноправие м/у М и Ж

 

По рез-там событий во многих гос-вах неясно, что это было? Мятеж, восстание, рев-ия.

Фитна – называется в арабском мире – смута.

Фауда – смута в смысле общ событий, состояния общества.

 

Власть может преувеличить значение этих протестов. Исп-е несоразмерных репрессий.

В Коране фитна упом 35 раз, но всегда в негат значении.

Ловушка для власти.

Можно только пытаться договариваться, когда против слишком много протестующих.

Мех-зм фитны, скорее всего.

 

Зап полит силы нормально взаимод с авторит силами. Возм-ть сотрудн по важнейшему вопросу – энергетическому.

Ливия – внешние силы подключились к внутр делам.

Роль армии. Зависит от страны – где-то не вмешиваются (напр., Египет), где-то на стороне правит-ва (напр., Ливия) (Свобез – бесполётная зона над Ливией, вмешат-во сил из вне).

 

Марокко. Беспорядки были 1 день. Власть оказалась устойчивой.

Прин-е мер для среднего и малого бизнеса => созд-е раб мест.

В парламенте разные полит силы. Возможен диалог

Марокко – это монархия = > большой вклад вносит то обстоят-во, что глава гос-ва признаётся легитимным.

В Марокко правят наследники Пророка Мухаммеда.

Монарх офиц провозгласил борьбу с коррупцией.

Он дух лидер нации. В борьбе с коррупцией вся сила ислама.

Когда начались протесты, монарх вышел к народу и обещал провести К реформу – доп полн-я парламенту, партии, изм-е хар-ра органа К контроля – Своет => КС (возможность пересмотра зак решений и монарха).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных