ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мусульманское правоФикх –
пост, молитва, миостыня нуждающимся, соверш-е поломничества в Мекку Коран – кодифиц, но несистем акт Мухаммад – не писал его, а передавал откровения. Первый калиф – Абу Бакр – собрал сурры (главы) Корана и разместил их п оразмеру (убыванию). Нет хронологии, логики. Фундам текст, порадивший цивилизацию. В его составе окооло 5000, но 500 – прав предписанияи менее 100 формулир чётко нормы. Это требует толкования. Мусульманин должен выказывать сострадание слабым. Честно заниматься предпринимательством. Не предлагать взятку судье. Нет санкции.
В связи с этим возн сунны (сост из хадисов – речи пророка или повествование его жизни) –
Иджма – согласие спец-тов по к-л вопросу – право юристов Коран и сунна – основополагающие источники, иджма – производный источник. Судьи часто ссылались на иджму. Тезис о непогрешимости мус общины. Консервация мус права – лишь уточнение положений, не созидание. Благоприятно для единтсва ислама и мус мира. Ислам – особая культура, основа целой цивилизации.
Шариат акида фикх муамалаг ибадаг
XV в – вторая волна исламизации. Разбили Византийскую империю. 1453 – взятие Константинополя. Ислам проникает и в Азию.
Черты мус права: 1. Не рез-т деят-ти чел-ка или гос-ва, а божественное происх-е. 2. В основе – религия. Она основополагающий фактор жизни, св т.ч. правовой 3. Основа идентичности большого круга людей 4. Вып-е норм мус права основано прежде всего на сознании мусульманина + санкции Сунниты Шииты – проявили большую гибкость при приспособлении.
Напр., ростовщичество запрещено. Обход нормы.
XIX в – с упадком Османской империи европ право проникает в мус право. Религия норма обязат в отн-ии предпис и запрещ действий. Рекомендуемые или достойные порицания Безразличные с точки зрения религии – в их отношении могут быть светские предписания. Изм-е проц норм. Напр., Египет – не запрещ брак м/у несоверш. В суд порядке споры только по зарег браками, но рег только с соверш зарег браки. Если согласия в праве достичь не удалось, то зак-ль вправе сам урегулировать. Гос-во не вправе прин норм, противореч религ нормам, но может их дополнять. С нач XX в. – кодификация нек отраслей, заимствование зап норм. Бывш колонии – заинтер с диалоге с западом особенно. Речь не идёт об интеграции, толькл диалог м/у цивилизациями. Разные пути развития – Иран – по рез-там рев-ии 78-79 г- установлено исламское гос-во. К – исламская республика, Коран – источник права. Турция – контрпример – Мустафа Кемаль Ататюрк – война за независ-ть. с 23 – республика. 24 г. –первая К. Сув-т народа, стремление создать светское гос-во. Связь должна быть духовной, но полит сфера – в стороне от духовной. Широкие заимствования, особенно Франция. Турция – член НАТО, Совета Европы. 87 г – право инд обращений в ЕСПЧ. Хотят стать членами ЕС. Ни одно из 35 требований не выполнено. Партия справедливости у власти – умеренные исламские силы – совмещение религ основы с демократией.
«Арабская весна» с конца 2010 – волнения в гос-вах Сев Африки и Ближнего Востока по цепочке, охватившие гос-ва. События по сути не законч до сих пор. Началось в Тунисе 18 дек 2010 – протесты – самосожжение торговца овощами в знак протеста против поли коррупции и жест обращения. Оскорбление со стороны женщины-полицейского. Чел-к протестовал не против гос-ва, а было затронуто его личное самосознание. Итог: волна протество охватила Тунис. Далее – Египет, Йемен, Иордания и т.д. Ливия, Сирия, Марокко (всего 1 день), Оман, Ирак, Сауд Аравия, Бахрейн, Кувейт. Причина событий «арабской весны»: коррупция, несменяемость власти, клановость, авторитаризм. комплекс полит, соц и экон причин Обычно – экон причины, но здесь это не работает, они вторичны. Неустойчивость банк системы, рост цен на продовольствие… Но главное –движущая сила – молодёжь. Демографич эффект в том, что Мубарак в Египте пришёл к власти в начале 80х. Улучшение уровня жизни нас-ю, в частности в здравоохранении => уменьшение детской смертности в разы, рождаемость в тот момент не снижалась (потом уменьшилась). 85-89 – детей рождалось много, умирало мало. к концу 80х – рождаемость тоже уменьшилась. Эти люди – самые активные, которые ходят на рынок труда, не связаны с семьями, карьерными перспективами, многие – люди с образованием. Но нет достойной работы. Статистика: п офиц данным уровень безработицы – 9 %. Для молодёжи – процент значительно выше. Не учит абс цифр – десятки-сотни тысяч. Несправедливое распределение богатства. Соц дифференциация. Перспективы роста имел только тот, кто причастен к прав верхушке. информационная составляющая – жизнь в Европе и пр. Полит причины: авторитарность режима – фасадный хар-р всех дем институтов (выборы без сменяемости власти; утомительный имитационный хар-р выборов; паралич осн институтов власти; выс уровень коррупции, режим ЧП на протяжении нескольких лет – особые полномочия власти). Особая роль интернета (особенно соц сети, твиттер) – протестные отношения современности. Бол-во орг моментов проходило через соц сети – дни, место, лозунги. Координация усилий через интернет – можно собрать поддержку негат лозунгам, но трудно разработать положит программу действия из-за разобщённости сил.
Рез-ты: 4 гос-ва, где устранены лидеры (Тунис, Египет, Йемен, Ливия) смена правит-ва доп соц выплаты (Сауд Аравия, Кувейт)
Отс-е положит программы стало видно, когда развились протестные отношения.
Объединение под нац (но много племён и кланов) или религ идеей. Объед идея – ислам. При опред обстоятельствах ислам может превращ в полит идеологию. Теперь эти силы претенд на то, чтобы прийти к власти. Египет – «Братья мусульмане» - умеренная полит сила. Плохо получилос ь с правом, придум людьми, нужно возвращ к праву, данному Аллахом. Египет 47 % -Братья мусульмане, 23% - радикальные исламисты През-т – от Братьев мусульман. Новая К, разработанная в Египте – основа прав системы Египта – шариат. отс-е принципа равноправие м/у М и Ж
По рез-там событий во многих гос-вах неясно, что это было? Мятеж, восстание, рев-ия. Фитна – называется в арабском мире – смута. Фауда – смута в смысле общ событий, состояния общества.
Власть может преувеличить значение этих протестов. Исп-е несоразмерных репрессий. В Коране фитна упом 35 раз, но всегда в негат значении. Ловушка для власти. Можно только пытаться договариваться, когда против слишком много протестующих. Мех-зм фитны, скорее всего.
Зап полит силы нормально взаимод с авторит силами. Возм-ть сотрудн по важнейшему вопросу – энергетическому. Ливия – внешние силы подключились к внутр делам. Роль армии. Зависит от страны – где-то не вмешиваются (напр., Египет), где-то на стороне правит-ва (напр., Ливия) (Свобез – бесполётная зона над Ливией, вмешат-во сил из вне).
Марокко. Беспорядки были 1 день. Власть оказалась устойчивой. Прин-е мер для среднего и малого бизнеса => созд-е раб мест. В парламенте разные полит силы. Возможен диалог Марокко – это монархия = > большой вклад вносит то обстоят-во, что глава гос-ва признаётся легитимным. В Марокко правят наследники Пророка Мухаммеда. Монарх офиц провозгласил борьбу с коррупцией. Он дух лидер нации. В борьбе с коррупцией вся сила ислама. Когда начались протесты, монарх вышел к народу и обещал провести К реформу – доп полн-я парламенту, партии, изм-е хар-ра органа К контроля – Своет => КС (возможность пересмотра зак решений и монарха).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|