![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» М. РОКИЧАМ Рокич различает два класса ценностей терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации Это деление соответствует традиционному делению на ценности цели и ценности-средства Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (написан на отдельных карточках) Список А (терминальные ценности) ~ активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни),
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, - здоровье (физическое и психическое), - интересная работа; - красота природы и искусства (переживание прекрасного - любовь (духовная и физическая близость с любимым - материально обеспеченная жизнь (отсутствие материаль - наличие хороших и верных друзей, - общественное признание (уважение окружающих, коллек - познание (возможность расширения своего образования, - продуктивная жизнь (максимально полное использование - развитие (работа над собой, постоянное физическое и ду - развлечение (приятное, необременительное времяпрепро - свобода (самостоятельность, независимость в суждениях - счастливая семейная жизнь; - счастье других (благосостояние, развитие и совершенство - творчество (возможность творческой деятельности); - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода внут Список Б (инструментальные ценности). - аккуратность (чистоплотность), умение содержась в по - воспитанность(хорошие манеры); - высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие - жизнерадостность(чувство юмора); - исполнительность (дисциплинированность), - независимость(способность действовать самостоятельно, - непримиримость к недостаткам в себе и других, - образованность (широта знаний, высокая общая культура), - ответственность (чувство долга, умение держать слово), - рационализм (умение здраво и логично мыслить, прини - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); - смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение про - широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, - честность (правдивость, искренность); - эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность - чуткость (заботливость) Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимуль-ный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы. Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию, позволяющие сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы- «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни'» «Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким,каким мечтали?» «Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?» «Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?» «Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?» «Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?» «Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?» Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореа лизации и личной жизни и т д Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистические ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т д Это далеко не все возможно сти субъективного структурирования системы ценностных ориентации Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов Обследование лучше проводить индивидуально, но возмож но и групповое тестирование Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного класса, коллектива, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему, имеющий свой жизненный путь и свои индивидуально-психологические особенности Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|