Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА





 


11,#


Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осу­ществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умени­ями, навыками.

Различают качественную и количественную характеристики способностей. Качественная характеристика сводится к индивиду­альному своеобразию сочетания психологических особенностей, лежащих в основе способности. Качественная характеристика определяет виды деятельности, к которым способен человек. Количественная характеристика позволяет сравнить способности разных лиц к определенному виду деятельности. Качественные и количественные характеристики способностей могут изме­ряться с помощью психофизиологических методов, тестов, наблю­дений. Оценка способности состоит в изучении тех ее главных элементов (свойств), которые в основном определяют успеш­ность деятельности. Такой подход называется аналитическим. Синтетический подход состоит в моделировании деятельности в возможно более полном воспроизведении всех ее особеннос­тей в эксперименте. Способности разделяют на общие и специ­альные. Общая способность — это способность ко многим видам деятельности. Специальная способность — это способ­ность к одному виду деятельности. С понятием «способность» тесно связано представление об интеллекте. Для исследования интеллекта используют специальные тесты: Векслера, Равена, «установления закономерностей» и др.

Тест Равена не считается сугубо «интеллектуальным» тестом. С помощью теста Равена исследователи судят скорее не об интел­лекте, а о способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Тест состоит из невербальных заданий, что, по мнению Векслера, имеет важное значение, т.к. он меньше учитывает приобретенные обследуемым в связи с образованием и жизненным опытом знания.

Метод Векслера для исследования интеллекта у взрослых является вариантом, возникшим вследствие переработки ранее широко употреблявшегося теста Векслера-Бельвью.


С помощью этого метода могут быть исследованы лица в возрасте старше 16 лет. Метод состоит из 11 отдельных методик-субтестов. Все субтесты разделены на вербальные и невербальные.

Уровень интеллектуального развития можно исследовать по 16-ФЛО; фактору «В».

Врожденные задатки — это то, что имеется у человека к моменту рождения, т.е. врожденные анатомо-физиологичес-кие особенности его нервной системы и мозга.

Склонность — это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности.

Одаренность — совокупность общих, специальных и час­тных способностей, которая обусловливает успешную деятель­ность человека в определенной области.

Талант — высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.


 

Гениальность — высшая степень одаренности, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности.



10.1. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (МЕТОДИКА «КОС-1»)

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с ак­тивным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские спо­собности, без которых не может быть обеспечен успех в работе.

Главное содержание деятельности работников таких профес­сий — руководство коллективами, обучение, воспитание, куль­турно-просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д.


К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд учителя, мастера профтехучилища, тренера, преподавателя, врача, работника клуба, руководителя различных подразделений, научных учреждений и т.д. Успеш­ность профессиональной деятельности этих работников зави­сит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.

Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек — человек».

Для решения этих задач разработана методика «КОС-1». В аббревиатуре методики отражены ее функциональное значе­ние (исследование коммуникативных и организаторских спо­собностей), номер варианта (1). Авторы данной методики — В. В. Синявский и В. А. Федорошин. В основе разработки — известные проективные методики анкетного типа. Что же касается содержания материала методики, его структурного размещения, формы и способа обработки экспериментального материала, то они выполнены в соответствии с поставленными профконсультационными задачами.

Методика «КОС-1» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различ­ных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее усло­виях основывается на воспроизведении испытуемым своего реаль­ного поведения и реального, пережитого в его опыте отношения

Исходя из этого принципа, создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникатив­ных и организаторских склонностей. Особенность проективно­го метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в ситуацию, пред­ложенную консультантом.

Анкетная часть методики «КОС-1» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительны­ми или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.


Возможности проявления коммуникативных и организа­торских склонностей заложены в соответствующих группах вопросов, совокупность которых представлена в бланке «КОС-1» «Лист вопросов». Спектр вопросов в нем настолько широк, что по результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей. При построении вопросника были учтены также различные формы отношения опрашивае­мых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие — к отрица­тельным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос. В прог­рамму изучения коммуникативных склонностей введены вопро­сы следующего содержания:

а) проявляет ли учащийся стремление к общению, много ли
у него друзей;

б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает
одиночество;

в) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому кол­
лективу;

г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, зна­
комых;

д) любит ли общественную работу, выступает ли на со­
браниях;

е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми
людьми;

ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей.
В соответствии с этим было разработано 20 специальных

вопросов реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения.

Программа изучения организаторских склонностей уча­щихся включает вопросы иного содержания:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, настойчивость, требовательность;

в) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержка;

е) отношение к общественной работе, общительность.


На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склон­ности учащихся

Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные дан­ные испытуемого и результаты его работы.

Для количественной обработки данных консультант ис­пользует «Дешифраторы», в которых поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени отражающие коммуникатив­ные и организаторские склонности.

Обработка материалов испытания крайне проста и прово­дится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочередно на «Лист ответов», подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики Оценочный коэффициент (К) коммуникатив­ных и организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к макси-Шкода оценок коммуникативных склонностей

 

«К» Оценка Уровень проявления ком­муникативных склонностей
0,10-0,45   низкий
0,46-0,55   ниже среднего
0,56-0,65   средний
0,66-0,75   высокий
0,76-1,00   очень высокий
Шкала оценок организаторских склонностей
«К» Оценка Уровень проявления организа­торских склонностей
0,20-0,55   низкий
0,56-0,65 2 _j ниже среднего
0,66-0,70   средний
0,71-0,80   высокий
0,81-1,00   очень высокий

мально возможному числу совпадений (20). При этом удобно использовать простую формулу.

К = n/20,

где К — величина оценочного коэффициента; n — количество совпадающих с дешифратором ответов.

Показатели, полученные по этой методике, могут варьиро­вать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организатор­ских склонностей, близкие же к 0 — о низком уровне.

Оценочный коэффициент (К) — это первичная количе­ственная характеристика материалов испытания. Для каче­ственной стандартизации результатов испытания использу­ются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей «К» соответствует определен­ная оценка.

Испытуемые, получившие оценку «1» (= 1), характери­зуются крайне низким уровнем проявления склонностей к ком­муникативно-организаторской деятельности.

У испытуемых, получивших оценку «2» (= 2), развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Прояв­ление инициативы в общественной деятельности крайне за­нижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку «3» (= 3), характерен средний уровень проявления коммуникативных и организатор­ских склонностей. Обладают в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается


в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной ра­боте с ними по формированию и развитию их коммуникатив­ных и организаторских способностей

Испытуемые, получившие оценку «4» (= 4), отнесены к груп­пе с высоким уровнем проявления коммуникативных и орга­низаторских склонностей Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации обществен­ных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям

И, наконец, та группа испытуемых, которая получила оценку «5» (= 5), обладает очень высоким уровнем прояв­ления коммуникативных и организаторских склонностей Они испытывают потребность в коммуникативной и орга­низаторской деятельности и активно стремятся к ней Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе Испытуе мые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоя тельные решения, отстаивать свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и ор­ганизаторской деятельности

При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий уровень развития комму никативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе даль нейшего развития личности При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий дея­тельности данные склонности могут развиваться


КЛЮЧИ

 

  +   -   +   -
               
  -   +   -   +
               
  +   -   +   -
               
  -   +   -   +
               
  +   -   +   -
               

о

 

  -   +   -   +
               
  +   -   +   -
               
  -   +   -   +
               
  +   -   +   -
               
  -   +   -   +
• 10              

10.2. МЕТОДИКА «ТАБЛИЦЫ РАВЕНА» (ШКАЛА ПРОГРЕССИВНЫХ МАТРИЦ)

Краткая история

создания теста и его характеристика

Тест был создан Равеном в 1936 году В работе с тестом выявилось, что при решении включающихся в тест заданий выступают три основных психических процесса внимание, воображение и мышление Поэтому тест Равена не считается


сугубо интеллектуальным тестом При решении заданий по таблицам Равена большое значение имеет концентрация активного внимания, его достаточный объем и распределение В частности, внимание является тем фактором восприятия который создает определенную установку для перцептивной деятельности С помощью теста Равена исследователи судят скорее не об интеллекте, а о способности к систематизированной планомерной, методичной интеллектуальной деятельности Тест состоит из невербальных заданий, что имеет важное значение, так как он меньше учитывает приобретенные обсле дуемым в связи с образованием и жизненным опытом знания

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий) В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии

В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведен ных в каждой таблице фрагментов Выполнение задания тре бует от обследуемого тщательного анализа структуры основно го изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов Затем происходит слияние фраг мента, его сравнение с окружением недостающей части таблицы

Серия В — построена по принципу аналогии между парами фигур Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой рас положены фигуры в основном образце

Серия С — построена по принципу прогрессивных изменена в фигурах матриц Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому прин ципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигур\

Серия D — построена по принципу перегруппировки фигуо в матрице Обследуемый должен найти эту перегруппировк\ происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях

Серия Е — основана на принципе разложения фиг^, основного изображения на элементы Недостающую фигур\ можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных