![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИВ основе разработки данной методики лежит факт повто рения набора сходных общепсихологических типов в различ ных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк Личко и др) Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (под ростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы невротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа ' В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологи ческие характеристики и рекомендации по коррекции Этапы работы 1 Проведение исследований по тесту Айзенка 2 Обсчет результатов 3 Градация результатов по таблице типов 4 Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5 КЛЮЧ I. Экстраверсия (Э): Да 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, Нет 6, 33, 51, 55, 59 И. Невротизм (Н): Да 2,5, 7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50 52, 54, 56, 58, 60 III. «Ложь»: Да 8, 16, 24, 28, 36, 44 Нет 4, 12, 20, 32, 40, 48 Нормативы для подростков 12-17 лет экстраверсия (Э) — 11-14 баллов, «ложь» — 4-5 баллов, невротизм (Н) — 10-15 баллов
ТАБЛИЦА ТИПОВ
Тип№1 Э:0-4; Н: 0-4 Характерологические Безмятежный, мирный, невозмути- навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен. Воспитателей беспокоят мало, а зна- Пути коррекции чит всегда страдают от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе — повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие. Тип №2 Э: 20-24; Н: 0-4 Характерологические Радостный, общительный, разговор мист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды превращает конфликты в шутку.^Впечатлителен, любит новиз ну Пользуется всеобщей любовью Однако поверхностен, бес печен Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результа тов (увлекается, но быстро остывает). Поощрять трудолюбие, использовать Пути коррекции природный артистизм и склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания). Рекомендуется помочь организовать время (кружко вой работой, участием в экспедициях и т д.). Тип № 3 Э: 20-24; Н: 20-24 Характерологические Активный, имеет хорошо развитые бой мится общаться со всеми «на равных» Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно проти воборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес Основная тактика — подчеркнутое J fr уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне 364 общения При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует выяснять отношения в момент конфликта Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные достижения и т.п.) Тип №4 Э:0-4; Н: 20-24 Характерологические Тип неспокойный, настороженный, не Стремиться поддержать. Оградить от Пути коррекции насмешек. Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными. Тип №5 Э:0-4; Н: 4-8 Характерологические Созерцателен, спокоен. Имеет низкий жизни, а значит, и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен. Остро нуждается в повышении само- Пути коррекции оценки, это разрушает безразличие и повышает уровень притязаний, а следовательно, качество работы или учебы. Желательно найти сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-то увлечь работой. Тип №6 Э:0-4; Н: 16-20 Характерологические Сдержанный, робкий, чувствительный, Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям. „ Стараться поддерживать, опекать, под- Пути коррекции v v черкивать перед группой положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность, чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни. Тип № 7 Э: 0-4; Н: 8-16 Характерологические Человек скромный, активный, на- вый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато морализирующий. Пути коррекции В Деятельности желательно предо- ставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем) Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет Тип № 8 Э: 4-8; Н: 0-4 Характерологические Человек спокойный, склонный к об- одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов. „ Главная задача — активизировать Пути коррекции *, потребность в деятельности. Найти занятие, могущее заинтересовать (скорее, это нечто, связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта. Тип №9 3:8-16; Н: 0-4 Характерологические Активный, жизнерадостный. Общи- Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив. Пути коррекции Режим желателен более жесткий, мо- билизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен, чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию в полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то (поступить в престижный вуз и т.п.). Однако в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Желательно подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками. Тип №10 Э: 16-20; Н: 0-4 Характерологические Артистичен. Любит развлекать. лен. Неглубок. Уравновешен. Пути коррекции Поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей (у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать клоунства. Тип №11 Э: 20-24; Н: 4-8 Характерологические Активный, общительный, благородный, проявления честолюбивый. Легко соглашается <на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. '" склонности. Может быть лидером, но Чадо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно допускать коллективную критику в случае необходимости. Тип №12 Э: 20-24; Н: 8-16 Характерологические Легко подчиняется дисциплине. Обла- ства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен. Лидер по натуре, как эмоционального, Пути коррекции так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане. Тип №13 Э: 20-24, Н: 16-20 Характерологические Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. ло, высокой духовной направленности. Погружен в житейские «в рамках», так как тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружающих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая положительные личностные качества. Можно предложить роль организатора. При этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эстетическое воспитание. Тип №14 Э: 16-20, Н: 20-4 Характерологические Властный, мнительный, подозрительный, венству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабыми Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем. „ Нельзя относиться равнодушно. Мож- Пути коррекции к } но относиться дружелюбно, с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако, при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки. Тип №15 Э:8-16; Н: 20-24 Характерологические Вечно недовольный, ворчливый, бовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий. „ Желательно наладить хотя бы ми- Пути коррекции нимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволяют делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания, индивидуального взаимодействия. Тип №16 Э:4-8; Н: 20-24 Характерологические Высокочувствительный тип, недо- ливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному мышлению. Часто — неуверенность в себе. Пути коррекции В подходе желательны: оберегаю- щий режим, поощрения при одноклассниках, доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства.
Характерологические Очень эмоционален. Восторженный, чивый. В контактах неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дружеские связи.- Поддерживать положительный на- Пути коррекции строи. Желательно развивать эстетические увлечения (поощрять, интересоваться, предлагать выступить перед классом, группой). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний). Тип№ 18 Э: 4-8; Н: 16-20 Характерологические Эмпатичный. Очень жалостливый, почитает интимно-дружеские контакты Настроение чаще спокойно-пониженное. Скромный. Застенчивый. Неуверен в себе. Созерцатель. Легко становится настороженным и подозрительным в неблагоприятных условиях. Пути коррекции Рекомендуется наладить щадяще-раз- вивающий режим. Контролировать исподволь, относиться спокойно, доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются достижение цели, формирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми) Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки. Тип № 19 Э: 4-8; Н: 4-8 Характерологические Спокойный тип. Молчаливый, рас- очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, низко-эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности. Пути коррекции У подростков данного типа надо по- стараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности подростка. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то работу с высокой личной ответственностью (по типу деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме. Тип № 20 Э: 16-20; Н: 16-20 Характерологические Очень демонстративен, не умеет со- Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен. „ Режим взаимодействия мягкий, терпи- Пути коррекции F мыи, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство — в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером. Тип № 21 Э: 12-Н; Н: 8-12 Характерологические Очень энергичен, жизнерадостен. «Лю- стки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой стороны — приучит к упорядоченной работе.
Характерологические Очень пассивно-безразличный. Уве- Пути коррекции Создать У no*POCTKa ощущение, что он интересен воспитателю (тренеру и т.д.). Следует интересоваться мелочами быта, самочувствием. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т. п.). Хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодеятельности). Тип № 23 Э: 16-20; Н: 8-12 Характерологические Общительный, активный, инициатив- управлять собой. Умеет добиваться намеченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлен Пути коррекции Создать возможность лидерства. По- могать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах. Тип № 24 Э: 12-16; Н: 4-8 Характерологические Активный уравновешенный тип. Энер- к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив. Пути коррекции Предпочитает спокойное довери- тельное отношение окружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов. Тип № 25 Э: 8-12; Н: 4-8 Характерологические Активен, иногда взрывчатый, иногда безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной, кропотливой работе. „ Желательно спокойно-деловое отно- Пути коррекции шение Находить и рекомендовать лучше индивидуальные занятия. Хорошо справляются с административной работой Тип № 26 Э: 4-8; Н: 8-12 Характерологические Спокоен, уравновешен, терпелив, пе- лен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив „ Любят доверительные отношения, спо- Пути коррекции г коиныи темп работы. Не склонны к панибратству. Желательно поощрять при классе (группе) за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в своих силах Тип № 27 Э: 4-8; Н: 12-16 Характерологические Уравновешенно-меланхоличный. Тон- ценит доверительно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом — оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессии. Однако чаще — спокойно-задумчив. Пути коррекции Со3датЬ обстановкУ активно-спокой- ной деятельности. Желательно избежать жесткой регламентации. Рекомендовать эстетические и литературные занятия. Тип № 28Э: 8-12; Н: 16-20 Характерологические Меланхоличный, честолюбивый, упор-
на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе. Тип № 29 Э: 12-16; Н: 16-20 Характерологические Жестко-требователен к окружающим: гичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен. Пути коррекции Взаимоотношения строить на ос- нове уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив. Тип № 30 Э: 16-20; Н: 12-16 Характерологические Гордый, стремится к первенству, злопа- Энергичен, упорен Спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижениях Не лишен артистизма, хотя и суховат. Пути коррекции Не Д°пУскать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект. Тип № 31 Э: 8-12; Н: 12-16 Характерологические Застенчив, независтлив, стремится к са- желателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, лательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких-либо мероприятиях (семинарах, конференциях и т.п.). Тип № 32 Э: 12-16; Н: 12-16 Характерологические Честолюбив, неудачи не снижают уве- тен. Энергичен. Упорен. Целеустремлен. Склонен к конфликт ситуациях. Воздействовать через честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект. Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет Соответственно может использоваться: 1. При формировании классных коллективов. 2. При знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь
3. В деятельности работников «службы занятости» и 4. В профессиональном отборе молодежи на различные 5. В профподборе производственных групп в целях дости 6. В спортивной практике при подборе команд. 7. В педагогической практике в целях коррекции взаимоотно Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|