Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Моббинг как форма трудового конфликта.




Моббинг - это любая форма гонения, преследования на рабочем месте. Частые случаи недружественных действий в отношении некоторых работников, унижают честь и достоинство личности, которые провоцируют увольнение человека с места его работы, тяжелую депрессию или самоубийство. Федеративный суд Германии по трудовым спорам понятие моббинг определяет как «систематическое проявление враждебности, издевательства и дискриминации - как среди наемных работников, так и относительно подчиненных со стороны руководства».

Понятие «моббинг» было введено в 1963 г. К. Лоренцем. Он называл моббингом феномен группового нападения нескольких мелких животных на более крупного противника. В современном значении термин был впервые употреблен Х. Лейменном, изучавшим в начале 80-х годов XX века особенности поведения людей в трудовом коллективе. Х. Лейменн назвал отмеченный феномен моббингом и охарактеризовал его как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких человек, направленное против другого человека, в основном одного». Проявление моббинга в обществе основано на противопоставлении «своих» и «чужих» в борьбе за разные ресурсы.

Сейчас многими исследователями признается тот факт, что моббинг присущ человечеству как виду и на протяжении веков является одним из важных этнопсихологических механизмов, обеспечивающих агрессию одних народов по отношению к другим с целью повышения своего места в общей иерархии народов. Этот феномен можно наблюдать как на государственном уровне, так и в трудовых коллективах.

В трудовых коллективах проявления моббинга стали исследоваться и активно обсуждаться в 1980-х гг. Моббинг как социальное явление в трудовых коллективах может значительно снизить эффективность деятельности любой организации.

Выделяют несколько разновидностей моббинга. Горизонтальный - когда угроза исходит от коллег. При вертикальном моббинге задействована иерархическая система: начальство травит подчиненного или, наоборот, подчиненные решили выжить руководителя. Также существует так называемый сэндвич-моббинг - когда нападки идут отовсюду: и со стороны подчиненных, и со стороны руководства.

Признаки, по которым можно оценить, что является травлей, а что - серией конфликтов: протяженность во времени, моббинг всегда направлен на одного человека, а не на группу, он не преследует никаких целей, кроме унижения и запугивания жертвы. Методы, которые используют преследователи, всегда примерно одинаковы. Также можно выделить:

  • изоляцию от неформальных личных контактов. Здесь существует масса возможностей: жертву не зовут с собой обедать, не приглашают на вечеринки, не здороваются;
  • перекрытие каналов служебной информации. Сотрудники могут намеренно скрывать или «забывать» сообщить сведения, касающиеся работы, не пересказывать рабочие новости, слишком поздно доносить служебную информацию, забыть пригласить на совещание;
  • игнорирование успехов. Сотрудники игнорируют любые достижения жертвы, не обращают внимания на ее вклад в общее дело. Руководство систематически оставляет жертву без вознаграждений и продвижения по службе;
  • попытки испортить репутацию - как личную, так и профессиональную.

Противостояние может перейти в открытую фазу - в оскорбления и физическое насилие.

Моббинг - это проявление профессиональных деструкций. Профессионально-деструктивную деятельность характеризует направленность на получение вредного, с точки зрения общества, результата. Руководитель или сотрудники ориентируются на искаженные профессиональные ценности. Они ставит деструктивные, социально неприемлемые цели и использует деструктивные средства их достижения. Ими движет деструктивная направленность, примерами которой может быть стяжательство, нонконформизм, центрирование на сиюминутных выгодах.

Самые распространенные причины моббинга: травля новичков, зависть, боязнь конкуренции, неординарность сотрудника, благосклонность со стороны начальства, внутреннее напряжение в коллективе, требующее выхода, Моббинг со стороны начальства может быть обусловлен такими факторами: чувство неполноценности и желание утвердить свой авторитет за чужой счет, личные счеты с работником,желание освободить рабочее место для кого-то из «своих»

Типичные фазы развития моббинга в трудовом коллективе следующие:

Формирование предпосылок. В качестве предпосылок моббинга могут выступать оставшийся неразрешенным конфликт на рабочем месте или высокая эмоциональная напряженность в связи с неблагоприятным психологическим климатом.

Начальная фаза моббинга. Как средство разрядки и снятия эмоционального напряжения происходит поиск «виновника», и в отношении этого сотрудника начинают проявляться агрессивные выпады коллег или руководства в виде недовольства или насмешек. Как следствие, на этой фазе у жертвы начинают появляться первые нарушения в эмоциональной сфере (эмоциональные срывы), что лишь «подливает масло в огонь» и усиливает психотеррор.

Активная фаза моббинга. В этой фазе агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими, привязаны к объекту моббинга и уже не зависят от его реальных поступков и результатов деятельности. Во всем находится только негативные моменты. В результате у жертвы возникает устойчивое ощущение затравленности, проявляются признаки нарушения здоровья, усиливаются хронические заболевания.

Социальная изоляция жертвы моббинга. В этой фазе происходит полная или частичная изоляция работника от участия в коллективных и общих корпоративных мероприятиях, а также в совместном рабочем процессе. Его не приглашают на корпоративные праздники, отмечание дней рождения коллег, совместные чаепития и т. п. Оказавшись в социальной изоляции и информационном вакууме, работник не получает положительных оценок своим действиям, теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным в профессиональной деятельности. К тому же у него начинают проявляться серьезные физические и психические заболевания, что приводит к большому количеству пропусков по болезни.

Потеря рабочего места. Чаще для сохранения психического и физического здоровья подвергшийся моббингу сотрудник сам находит другое место работы, или ему настоятельно предлагают уйти по собственному желанию.

В Европе проблеме моббинга в служебных коллективах придают очень большое значение. В Германии моббинг оговаривается в трудовых договорах, и в случае, если он действительно имел место, работодатель платит объекту психологического террора немалое материальное возмещение. Этой проблемой занимаются психологи, существуют клиники, специализирующиеся на лечении жертв моббинга, консультационные центры, в которых людям помогают выходить из кризисных состояний.

В странах с высоким уровнем безработицы психотеррору на рабочем месте подвергается до 17% населения. Также установлено, что чем престижнее занимаемое сотрудником место, тем больше вероятность, что он подвергнется психотеррору.

Моббинг на работе приводит к сильным физическим и психическим травмам. Сотрудника терзают сомнения и усиливающийся страх. В результате человек очень скоро становится психологически нестабильным, он тратит всю энергию на то, чтобы постоянно доказывать трудовому коллективу свою профессиональную и социальную состоятельность. Далее, если психотеррор усиливается, то у человека появляются сопутствующие стрессу психосоматические симптомы - мигрени, простуды, нарушения концентрации, бессонница, нарушения кровообращения.

В качестве организационно-управленческих средств профилактики моббинга в служебных коллективах можно выделить следующие:

формирование здоровой организационной культуры в организации

поддержание здорового социально-психологического климата в служебных коллективах

развитие навыков управления у высшего руководства

создание условий, обеспечивающих получение обратной связи от сотрудников

рациональное и четкое разделение труда между отделами, исключение возможности дублированных или пересекающихся заданий различных подразделений

четкое формулирование служебных обязанностей каждого работника с обозначением границ их персональной ответственности

формирование прозрачного механизма принятия управленческих решений, рационализация и открытость информационных потоков в организации

формирование системы кадрового продвижения и возможностей карьерного роста

формирование нетерпимого отношения к разносчикам сплетен и любителям интриг на работе

исключение интимных или родственных связей между подчиненными и руководством

Рекомендации как себя вести, чтобы избежать моббинга на рабочем месте:

Будьте доброжелательны со всеми сотрудниками.

Не сплетничайте, а услышав сплетню, не пересказывайте ее другим.

Никого не унижайте. Напротив, старайтесь хвалить человека, возвышать его в собственных глазах и в глазах других.

Постарайтесь найти золотую середину между тем, чтобы сохранить свое лицо и не выделяться из коллектива.

Не позволяйте унижать себя. Иногда нужно «показать зубы».

Соблюдайте традиции коллектива. Участвуйте в корпоративных мероприятиях.

Если кто-то из сотрудников пытается вас «достать», не нервничайте, спокойно поговорите с ним, выясните, чего он добивается. Старайтесь не реагировать на обидные слова. Помните, что обижают тех, кто обижается.

Не фамильярничайте с начальником. Даже если вы с ним друзья, не афишируйте это, а лучше - дружите за пределами организации.

Добросовестно выполняйте свои обязанности. В случае конфликта начальник будет на вашей стороне, так как он не захочет терять ценного работника.

Методы борьбы с моббингом:

Не хвастайтесь своими успехами перед коллегами. Старайтесь выполнять свою работу качественно.

Советуйтесь с другими, даже если твердо уверены как нужно поступить. Это докажет, что вы считаетесь с мнением других и цените их советы.

Если к вам обратились за помощью или советом, то не стоит отвечать «ты сделал плохо, все не правильно и вообще, как тебе такое могло прийти в голову?». Скажите, например, так «Идея интересная, есть некоторые плюсы в такой реализации, но будь я на твоем месте, я бы сделал (а) так...». Этим вы покажите, что уважаете чужое мнение, к вам можно обратиться за советом.

4. Поговорите с руководством. Попросите, например, о переводе в другой отдел или в другую должность, где вы будете вне досягаемости обидчика. Заранее подготовьте весомые аргументы перевода, естественно, без упоминания о том, что в данный момент на работе вас преследует моббинг. Скажите, что вы чувствуете в себе силы и готовы к новому виду работ, что хорошо знаете область работы. Или наоборот. Попросите перевести обидчика. Но опять же, говоря о нем положительно, что он хороший сотрудник, перерос эту должность. Но перевод должен быть в место подальше от вас и где у моббера не будет на вас никакого влияния.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных