Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции политологии. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики




Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства

Методологическая – использование знаний, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных полит. наук.

Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений

Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.

Социализирующая – приобретение навыков анализа полит. жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной полит. культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма

Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.

Методы политологии:

Социологический- выясняет, как политика зависит от общества.

Структурно-функциональный- рассматривает политику как целостную систему.

Функциональный- изучает политику через зависимости между полит. явлениями.

Системный- рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром.

Антропологический -изучает явления полит. жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения.

Сравнительный- сопоставляет полит. партии, полит. системы, полит. режимы чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения полит. проблем.

Исторический- изучает полит. явления в их историческом развитии.

Эмпирический - изучает политику на основании эмпирических исследований.

ВОПРОС 3 Политика как общественное явление. Функции политики. Взаимосвязь с другими сферами общественной жизни.

Политика – особая сфера человеческой деят-сти, цель которой – направлять развитие общества в благоприятное русло путем определения общих целей и согласованных действий. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Политика возникла более 25 тыс. лет назад. Впервые термин «политика» был употреблен в Древней Греции (от греч. «polis» – государство).

Подходы к пониманию сущности политики:

– политика как способ управления обществом;

– политика как регулирование отношений между различными социальными группами, слоями, государственными образованиями;

– политика как сфера борьбы различных общественных групп интересов и отдельных лиц за власть.

Специфика политики состоит в том, что она призвана обеспечивать целостность общества, регулировать соц. взаимоотношения, согласовывать интересы различных соц. групп. Политика –сфера деят-сти, связанная с отношениями между соц. группами и общественными силами, цель которой – завоевание, удержание и эффективное использование гос. власти.

Политика явилась результатом усложнения соц. жизни, которое было вызвано ростом человеческих потребностей. Примитивные общества Древнего мира не знали политических отношений. Главная цель существования древнего человека – физическое выживание. Отдельный индивид не осознает себя единым целым, он – часть племени. Взаимодействия внутри племени основывались на кровно-родственных связях и регулировались нормами общинной морали, обычаями и верованиями. Власть исходила от рода и была построена на авторитете старейшин, военачальников, жрецов.

Постепенно наращивались материальные возможности человечества, это вело к усилению соц., этнической, культурной дифференциации. Сформировались полит. институты, основанные на использовании средств принуждения. Расслоение общества вызвало несовместимость интересов. Чтобы их согласовать, были созданы специальные полит. институты: государство, армия, господствующая идеология.

Реализация интересов групп в социально неоднородном обществе потребовала использования гос. власти. Без подобного регулирования удовлетворение интересов одних групп существенно изменило бы соц. возможности других групп.

Функции политики в современном обществе

Управленческая, регулятивная – политика осущ. управление соц. процессами общества, регулирует их.

Обеспечения целостности и стабильности общества – политика формирует общественные цели, определяет соц. ориентиры, ценности, изыскивает необходимые для этого ресурсы.

Политической социализации – политика формирует полит. сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения.

Мобилизации и обеспечения общей деят-сти – политика систематизирует общественное взаимодействие.

Гуманитарная – политика обеспечивает гарантии прав и свобод личности, общественного порядка, гражданского мира и согласия.

С общесоц. точки зрения, взаимоотношения политики с другими областями общественной жизни носят двоякий характер: отношения, раскрывающие причинно-следственные связи и обратное влияние политики на другие сферы общества Отношения между политикой, экономикой, моралью часто показывают, какие средства общество выбирает для сохранения своей целостности.

В отношениях политики и экономики определяющая роль в конечном счете принадлежит экономике. Когда политика начинает преобладать, то это может привести к различным результатам: позитивным, нейтральным, негативным. В конечном итоге, эффективность соотношения экономики и политики отражает зрелость полит. власти.

Связи политики с моралью. Выбор средств политики зависит от нравственного потенциала властвующих. Мораль, как и политика, может умножить или ослабить сплоченность общества.

Связь политики и права. Право юридически закрепляет основные принципы политического господства. Право определяет границы деятельности власти и оппозиции, обеспечивает легитимность их деятельности.

Говоря о взаимосвязях политики и месте политики в обществе можно обозначить следующее поле политики:

-полит. явления и процессы являются продуктами существующих общественных структур, обуславливающих предпочитаемые и функционирующие идеологические ценности;

-полит. явления и процессы явл. концентрированным отражением экономики, которая формирует состояние общественного сознания и общественные критерии ценностей;

-перемены, происходящие в общественных структурах, непосредственно обуславливают перемены в сфере полит. процессов и явлений;

-изменения, происходящие в сфере политики, вызывают изменения в идеологических ценностях и тем самым изменяют иерархию полит. целей;

-перемены в экономике модифицируют состояние общественного сознания соц. групп, вызывают изменения групповых интересов и их осознание как собственных;

-изменения в экономике модифицируют общественные критерии оценок, определяющие и иерархизирующие полит. интересы, ценности и цели;

-изменения, происходящие в сфере общественных структур и полит. отношений, обуславливают преобразования в экономике;

-изменения, происходящие в общественном сознании, обуславливают форму и средства полит. процессов.

ВОПРОС 4 Мораль и политика. Нравственные основы политических отношений.

Мораль и политика - одно. из основных и наиболее сложных отношений политики к действующим в обществе нормам нравственности, близкое к этическим оценкам политики.

И мораль и политика представляют собой организационные, регулятивные, контрольные сферы общества, но их существование и функционирование в нём существенно различаются.

В отличие от др.организационно- контрольных сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но прежде всего - в отражении, в признаках и свойствах др.общественных явлений. Вместе с тем, она всеприсутствует, охватывает управляющие обществом сущности, все феномены политики.

Эта специфика морали существенно отличает её от этики (политической). Если мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, но сама стоит вне его и лишь вступает с ним в те или иные отношения, то этика присутствует в политике, она неотделима от неё как одно из её направляющих начал. Поэтому любая политическая философия и нормативная теория, касающиеся политической сферы, так или иначе связаны с поисками ответа на вопросы, поставленные политической этикой и учениями о морали. Уже древнегреческое искусство исследует основную проблему политической этики (Антигона Софокла). Это императивные требования полиса к гражданам, с одной стороны, и семейно-правовые и общечеловеческие обязательства отдельного человека, связанные с заповедями нравственности, - с др. Возникает антиномия нравственной автономии человека и притязаний на универсальность любого рода политических образований.

История политических и этических учений позволяет выделить три основных варианта взаимодействия между моралью и политикой: 1) полное подчинение моралью политики; 2) полный разрыв м. политикой и моралью; 3) попытка сохранить аутентичность политики и морали с поддержанием их напряжённого взаимодействия.

ВОПРОС 5 Политическая мысль Древнего Мира.

В полит. взглядах Др. Востока превалировала мысль о божественном происхождении государства. Однако тенденция отхода от подобных взглядов в этих странах прослеживается уже в 11-7 столетиях до н. э. Она нашла отражение в ряде учений мыслителей Индии, Китая, Персии и других стран.

В развитии древнеиндийской полит. мысли важное место занимает трактат "Артхашастра", специально рассматривающий вопросы государственного управления. В нем доминирует идея сильной централизации гос. власти и неограниченной власти царя всей экономической и полит. жизни рабовладельческого общества. В интересах сохранения власти царь может нарушать законы и использовать любые средства.

В начале 1 тысячелетия до н.э. в Древней Индии появились "Законы Мацу", в которых обожествляется социально-политическое неравенство, закрепленное в виде разделения всех людей на "варны" или касты, из которых одни -"высшие", другие - "низшие", т.е. определенная соц. пирамида, на вершине которой восседают царь и его советники, наиболее богатые и знатные люди - брахманы.

История древнего китайского рабовладельческого общества характеризуется ожесточенной борьбой рабовладельцев и рабов, родовой знати и разоряющихся общинников. Острота классовых конфликтов обусловила борьбу различных направлений полит. мысли. Господствующей была полит. идеология рабовладельческой знати, в которой значительное место уделялось обоснованию идеи божественной природы царской власти. Царь был "сын неба", осуществляющий государственное управление по велению неба.

Одним из великих и оригинальных мыслителей человечества является китайский ученый, поэт и философ Конфуций /551-479 г.г. до н.э. /, который положил начало целому течению в философии и политике - конфуцианству, которое весьма противоречиво. Благо народа - центральный пункт конфуцианской доктрины властвования. А отсюда и представление о государстве как о большой семье, где государь - отец своих подданных, ему преданы чиновники, которые свое право на управление постоянно доказывают знаниями, способностями, мудростью и добродетелью. Народ беспрекословно выполняет волю царя. Одновременно, боясь народных восстаний, Конфуций призывал к "разумному" использованию государственной власти. Конфуцианская модель государственного устройства по своей сути утопична, но многие идеи великого мыслителя находят практическое применение в политике и в наши дни.

В постоянной полемике с конфуцианством сложилось политическое учение Мо-цзы /479-384 г.г. до н.э./, который исходил из признания равенства прав людей от природы. Идея мыслителя о естественных правах связана с его идеей договорного происхождения государства.

Яркими представителями рационалистической мысли древнего Китая были легисты /от латинского " lex" -закон/ или "фацзя" /от китайского "фа" - закон/. "Легисты" или "фацзя" считали, что организация государственного управления должна быть основана не на традициях и ритуале, на чем настаивали конфуцианцы, а на основе единых и строго определенных законов "фа".

Античная цивилизация, культура древних греков и римлян оказали огромное влияние на общий процесс становления и развития мировой культуры, вошли в сокровищницу мировой политической мысли и являются частью современной жизни.

ВОПРОС 6 Политические концепции Средневековья и эпохи Возрождения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных