Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обеспечение и легитимация полит. власти определенной соц. группы или большинства членов данного общества, страны.




Функция полит. коммуникации обеспечивает связь между элементами полит.системы, между полит.системой и средой.

Полит. социализация выражается в формировании полит. культуры, приобщении членов общества к полит. деятельности. В результате личность усваивает определенные полит.знания, нормы, ценности, модели поведения.

Целеполагающая функция полит. системы состоит в определении целей и задач полит., экономического, соц.и культурного развития общества.

Интегративная функция полит. системы позволяет объединить социальные группы и слои вокруг общих соц.-полит. целей, ценностей, идеалов, что дает возможность реализовать интересы системы и отдельных групп.

Мобилизационная функция выражается в выявлении, распределении, мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для достижения общих целей, для удовлетворения соц.потребностей.

Регулятивная функция полит. системы состоит в разработке правил, законов, регулирующих поведение людей, групп, соц. институтов; предполагает их выполнение, пресечение действий, нарушающих правила, урегулирование конфликтов, наложение наказаний.

Защита общества от разрушающих внешних и внутренних воздействий: военной, экономической, идеологической агрессии; от экокатастроф; криминальных групп.

В соответствии с характером полит. режима выделяют демократические,авторитарные и тоталитарные полит. системы.

Демократическая - действуют механизмы контроля граждан за властью, сферы действия которой ограничены.

Тоталитарная - власть, формирующаяся по закрытым от общества каналам, контролирует все сферы общественной жизни, оставаясь при этом недоступной для контроля со стороны общества.

Не менее распространена классификация полит. систем на традиционные и модернизированные.

Традиционная - в основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая распределенность полит. ролей.

Модернизированная – сущ. развитое гражданское общество, множественность полит. ролей, рациональный способ обоснования власти.

Либеральная демократия опирается на ценности свободы. В коммунистических системах либерализму предпочитают равенство в распределении социальных благ. Традиционная система отличается консерватизмом в защите традиционных ценностей. В авторитарно-консервативных системах проводится активная политика по сохранению сложившегося порядка.

Полит. системы подразделяются также на открытые, имеющие динамическую структуру и широкие взаимосвязи со средой, и закрытые с жестко фиксированной структурой и минимизированными связями со средой.

По способу становления полит. системы подразделяются на инструментальные, возникающие как естественный результат соц. и полит. развития, и идеологические, которые создаются принудительно по рационально обоснованной модели.

Сумативные, где интересы личности выше интересов системы, и целостные полит. системы, в которых, наоборот, интересы системы превалируют над интересами частей.

 

ВОПРОС 16 Полит. режим как функциональный аспект полит. системы. Сравнительный анализ полит. режимов.

Полит. режим – это система методов, способов и средств осуществления полит. власти. Любые изменения, прежде всего отражаются на его режиме, который, влияет на форму правления и форму гос. устройства.

Полит.режим – это характеристика полит. системы. Категории «полит. режим» и «полит.система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется. Полит. режим характеризуется системой методов осуществления гос. власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением гос. власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной полит. жизнью.

Типы политических режимов:

– демократический – широкие гражданские права и свободы человека;

– тоталитарный – контроль гос. системы всех сфер жизни общества;

– авторитарный – непререкаемое подчинение власти.

Признаки полит. режима:

– степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

– соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

– гарантированность прав и свобод личности;

– характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

– степень реализации политической власти непосредственно народом;

– положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности гос. аппарата;

– место и роль негос. структур в полит. системе общества;

– соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

– характер правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

– тип полит. поведения;

– характер полит. лидерства;

– учет интересов меньшинства при принятии полит. решений;

– доминирование определенных методов при осуществлении полит. власти;

– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

– принципы взаимоотношения общества и власти;

– полит. и юр. положение и роль в обществе «силовых» структур гос-ва (армии, полиции, органов гос. безопасности);

– мера полит. плюрализма, в том числе многопартийности;

– существование реальных механизмов привлечения к полит. и юр. ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «полит. режим».

 

ВОПРОС 17 Разновидности демократии. Основные принципы демократии, механизмы их осуществления.

В зависимости от особенностей набора методов и средств гос. властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.

Демократический режим – форма гос. устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки демократического режима:

– население участвует в формировании и осуществлении гос. власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

– существование гражданского общества с его развитой структурой;

– реальное осуществление правового гос-ва;

– выборность и сменяемость центральных и местных органов гос.власти, их подотчетность избирателям;

– легитимность гос. власти;

– «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

– доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

– во всех сферах общественной жизни господствует закон;

– провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

– в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

– полит. плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование полит. партий, существование на законных основаниях полит. оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

– гласность, СМИ свободны от цензуры;

– реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику гос-ва) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и полит. структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:

1) с высокой степенью независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США);

2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией подсистем (например, Мексика).

Демократический режим является показателем творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.

ВОПРОС 19 Государство как основной полит. институт. Концепции происхождения и сущности государства.

Государство – это организация полит. власти, содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национ.и т. п.) в пределах определенной территории.

Государство - это центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Различные теории высказывают различные причины возникновения гос-ва: теологическая – Божественная сила; договорная – сила разума, сознания; психологическая – факторы психики человека; органическая – биологические факторы; материалистическая – социально-экономические факторы; теория насилия – военно-политические факторы и т. д.

Формирование гос-ва – длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями.

На Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.) устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др. Первые гос-ва, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Афинах и Риме рабовладельческое гос-во возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

В Риме образование гос-ва было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии. Формирование древнегерманского гос-ва в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий.

Подходы к изучению сущности государства:

1) классовый – гос-во определяется как организация полит. власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения;

2) общесоциальный – гос-во определяется как организация полит. власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и соц.групп. При таком подходе гос-во понимается как средство для обеспечения общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.

Выделяют также и религиозный, и национальный, и расовый подходы в понимании сущности гос-ва, в рамках которых будут доминировать религиозные, национальные, расовые интересы в политике конкретного государства.

ВОПРОС 20 Признаки и функции государства

Государство – это организация полит. власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

Термин «госуд-во» употребляется в двух значениях: как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти, и как организация полит. власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории.

Признаки государства:

1) наличие публичной власти, распространяющейся на всю территорию страны и на всех проживающих там лиц (гос-во обязательно обладает аппаратом управления и принуждения: чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и др.);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения госуд. политики: экономической, социальной, оборонной и т. п., а также для содержания госуд. аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (гос-во объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию и т. д.);

4) суверенитет (присущее госуд-ву верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5) право (госуд-во не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет госуд.власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций госуд-ва и т. п.);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность госуд.власти).

Основные атрибуты государства

Территория – материальная основа госуд-ва, пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

Население – совокупность людей, проживающих на территории данного госуд-ва и подчиняющихся его власти.

Публичная власть – органы, выполняющие функцию управления.

Функции государства – это основные направления деятельности госуд-ва по решению стоящих перед ним задач.

Внутренние функции госуд-ва: соц., хозяйственно-организаторская, организационно-правовая, функция социализации личности.

Внешние функции гос-ва: защита национ. интересов своего госуд-ва; уважение национ. интересов других стран; налаживание сотрудничества с другими странами; обеспечение безопасности народов страны, поддержание мира и др.

Функции госуд-ва и его органов в развитых странах мира сводятся к тому, что государство не командует, не решает непосредственно хозяйственных задач, а воздействует на различные сферы жизни общества через законы, координирует, контролирует, помогает, определяет ориентиры общего движения, приоритеты. Главнейшая задача госуд-ва – выявление потребностей людей, их приоритетов, после чего в соответствующую отрасль производства вкладываются деньги, а результат деятельности приносит пользу как производителям, так и потребителям.

ВОПРОС 21 Форма государства

Форма гос-ва – это способ организации полит. власти, охватывающий форму правления, форму гос. устройства и полит. режим.

Форма гос-ва определяет, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и полит. образования с гос-ом в целом, как осуществляется полит. власть, с помощью каких методов.

Формы гос-ва:

1. По форме правления (порядку образования и организации высших органов гос. власти, их взаимоотношениям друг с другом и населением) гос-ва подразделяются:

– монархические;

– республиканские.

Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. Республики существуют парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия, Аргентина) и смешанные (Франция).

2. По форме государственного устройства (территориальная структура гос-ва, соотношение между гос-ом в целом и его составными территориальными единицами) гос-ва делятся:

– на унитарные;

– федеративные;

– конфедеративные.

Унитарное гос-во характеризуется отношениями «правительство – территориальная администрация». Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном гос-ве имеется единая конституция, единое гражданство, единое право (Греция, Ирландия, Люксембург).

Федеративное гос-во – это союз гос. образований, обладающих юридической и определенной полит. самостоятельностью. Эти образования называются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление (штаты, края, области и т. д.). При федеративном устройстве территория гос-ва не является единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право на собственную конституцию, собственную правовую и судебную систему. Федеративными гос-ми явл. США, Германия, Мексика, Россия.

Конфедерации – это государственно-правовые объединения юридически независимых гос-в. Цель подобного объединения – решение совместных задач в области экономики, обороны, культуры. Создаются совместные органы управления. Является неустойчивой формой территориального устройства, так как взаимосвязи входящих в конфедерацию субъектов слабы и неустойчивы (Сирия и Египет в 1958–1961 гг. образовали Объединенную Арабскую Республику).

ВОПРОС 22 Понятие парламента, его структура и полномочия. Развитие парламентализма в РБ. Судебная власть.

Парламент – высший законодательный орган гос-ва, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Современные парламенты состоят из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать в парламенте федеративного гос-ва представительство населения страны в целом с представительством субъектов федерации. Нижние палаты формируются всеобщими прямыми выборами. Верхние формируются более сложными механизмами. В РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждой области или республики – губернатор, избираемый населением, и глава регионального законодательного собрания. В Англии в Палату лордов входят пэры наследственные, пожизненные и не передающие титул по наследству, а также представители англиканской церкви.

Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности деятельности законодательных и исполнительных институтов, а также арбитром в случае трудноразрешимых проблем. В демократических странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей нормативных правовых актов законодательной и исполнительной властей возлагается на специальный судебный орган

ВОПРОС 24 Правовое гос-во: сущность, основные признаки. Развитие правового гос-ва и гражданского общества в РБ.

Правовое гос-во –полит. организация, при которой осуществляется максимально возможная соц. и политико-юридическая защищенность интересов и прав каждого человека, гарантируется и охраняется нормальное функционирование гражданского общества. Главное в правовом гос-ве – верховенство закона во всех сферах общественной жизни и связанность гос-ва и его органов законами.

Право – механизм, форма регулирования поведения людей, соц. общностей, которые устанавливаются гос-ом в целях достижения и осуществления общественной стабильности и порядка. Правовое гос-во можно определить как правовую форму организации и деятельности полит. власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Оно выступает основой взаимной соц. ответственности личности и общества.

Принципы правового гос-ва:

1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования. Правовое гос-во должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Гос-во должно разработать такую систему соц. действий, при которой права человека и гражданина явл. первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций гос. власти выступает вторичной, производной. Например, в ст. 2 Конституции РФ установлено, что «человек, его права и свободы явл. высшей ценностью». Современная правовая наука в виде естественных признает систему гражданских (личных), полит., экономических, соц. и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

2. Наиболее последовательное «связывание» гос. власти правом, формирование для гос. структур правового режима ограничения:

– разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;

– федерализм, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

– верховенство закона. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти;

– взаимная ответственность гос-ва и личности;

– высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

– наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового гос-ва – это идея взаимоуправления гражданского общества и гос-ва, предполагающая разрушение монополии гос-ва на власть с одновременным изменением соотношения свободы гос-ва и общества в пользу последнего и отдельной личности.

Принципы правового гос-ва необходимо рассматривать во взаимосвязи. Они отражают привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель, а также средства достижения названных целей.

Становление правового гос-ва – длительный процесс, зависящий от целого ряда факторов. Наиболее существенными из них являются:

– уровень соц.-экономического и культурного развития общества;

– наличие истор. традиций правовой жизни и правовой культуры, которые приобретаются обществом под воздействием гос-ва и общественной морали на протяжении веков;

– совершенство самого права, регулирующего общественную жизнь.

Правовое гос-во – это «идеальный тип» гос-ва, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Оно сочетает в себе все лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике гос. строительства.

Созданию и укреплению правового гос-ва могут способствовать следующие меры.

Совершенствование существующего законодательства путем его модификации и систематизации – создание широкого круга новых законодательных актов, обеспечивающих правовые основы регулирования жизнедеятельности общества.

Формирование у граждан и должностных лиц устойчивого правового сознания – привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона как гаранта благополучия членов общества.

ВОПРОС 25 Понятие, признаки, предпосылки формирования гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности соц., культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности. Среди институтов гражданского общества выделяют:

– семью;– церковь;– систему образования;– научные, проф. объединения;– объединения по интересам, спортивные организации;– профсоюзы;– фонды, ассоциации.

Гражданское общество – это совокупность соц. образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности гос-ва.

Понятие гражданского общества раскрывается в широком и узком смыслах. В широком смысле гражданское общество включает все соц. структуры и отношения, которые не регулируются непосредственно гос-ом. В таком случае элементы гражданского общества присутствуют в любом гос-ве, даже тоталитарном, т.к. невозможно полностью ликвидировать естественные формы жизнедеятельности людей.

Гражданское общество в узком смысле – это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает соц.-экономической основой демократического и правового гос-ва.

Если для гос. власти и гос. структур характерны вертикальные отношения подчинения, то гражданское общество строится на отношениях по горизонтали – солидарности и справедливой конкуренции свободных и равноправных партнеров.

Особенность гражданского общества состоит в разделении полит. и соц. сфер, полит. и соц. функций. Правовой статус человека противопоставлен его соц.-экономической роли в гражданском обществе. Частные права, частные интересы освобождены от контроля со стороны гос-ва.

Главное предназначение гражданского общества – достижение согласия, или консенсуса, между различными соц. силами и интересами, противодействие различным разрушительным силам и направление их в созидательное русло. Гражданское общество существует за счет органического сосуществования в его рамках разнородных соц. сил, институтов, организаций, заинтересованных групп, которые объединены стремлением к общей гармоничной жизни.

Одна из основных характеристик гражданского общества – светское начало (в отличие от средневековой теократии – господства религии в общественной жизни). Гос-во демократическое не нуждается в религии для своего признания, а вера – личное дело верующего, который сам выбирает церковь, конфессию. Свобода совести – одно из основополагающих прав личности и гражданина.

Единицей соц. взаимодействий в гражданском обществе является группа. Группа –совокупность людей, объединяющихся для реализации определенной цели. Характерная черта группы – функциональная зависимость ее членов друг от друга. Группа действует в силу своих интересов, установок, ценностей. Если эти цели будут сформулированы четко и определенно, жизнеспособность группы будет эффективной. Группы классифицируются:

– по роли в жизни общества; – размерам;– предназначению;– функциям.

Существуют так называемые заинтересованные группы, объединенные общностью интересов, например ассоциации финансистов, предпринимателей, врачей, адвокатов; молодежные, женские организации.

ВОПРОС 26 Понятие, признаки, возникновение и развитие полит. партий.

Партия в переводе с латинского означает «часть», «группа». Понятие партии получило распространение еще в Древнем мире. Однако полит. партии как действующий элемент полит. системы появляются лишь в процессе становления демократии и парламентаризма (18-19 вв.).

Полит. партия –наиболее активная и организованная часть соц. группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за полит. власть.

Цели полит. партии – преследование определенных целей, достижение решающих позиций в осуществлении гос. власти, влияние на полит. жизнь и организацию общества. В полит. системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и соц. слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики. Партии занимают значительное место в полит. системе общества. Если другие институты полит. системы – профсоюзы, ассоциации, объединения и другие общественные организации – занимаются полит. деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту соц.-экономических и иных интересов их членов, то главным призванием полит. партий являются стремление к завоеванию и осуществлению власти, борьба за руководство государственными делами.

Полит. партия как наиболее последовательный выразитель устремлений определенного класса, слоев общества представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать гос. власть для реализации своих основных интересов.

Партия является звеном вертикальной связи между гос-ом и гражданским обществом, участвующим во всех фазах полит. процесса: от мониторинга интересов до принятия и осуществления решений.

Роль партий в полит. жизни:

– формирование вариантов правительственной политики;

– влияние на полит. социализацию;

– мобилизация избирателей.

При столкновении интересов гос-ва и гражданского общества полит. партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие госуд. структур путем борьбы за полит.власть конкретными методами и средствами.

Народные массы влияют на программы и полит. платформы партий, формируя и направляя их. В свою очередь, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.

Основные признаки полит. партии:

– организация идеологического характера, носитель определенной идеологии;

– объединение, существующее относительно продолжительное время;

– организация, стремящаяся к завоеванию и осуществлению полит. власти;

– организация, стремящаяся к обеспечению себе массовой поддержки со стороны населения того или иного гос-ва;

– организация, имеющая устав и программу;

– объединение, активно участвующее в избирательных кампаниях.

Т.к. сущность партии состоит в объективном выражении, защите и проведении в жизнь полит. интересов определенных соц. групп и слоев общества, партию можно определить как определенную группу полит. интересов.

Структуру полит. партий составляют:

– партийный аппарат – организованная группа людей, для которых партийная, полит. деятельность является профессией;

– рядовые члены (партийная масса).

Соц. базу партии составляют ее сторонники, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени. Избиратели, регулярно отдающие данной партии свои голоса на выборах, составляют ее электорат.

ВОПРОС 27 Типология и функции полит. партий.

Функции полит. партий:

– выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших соц. групп;

– активизация и интеграция определенной части людей;

– борьба за полит. власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;

– подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

– разработка партийной идеологии, создание и реализация полит. программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

– полит. воспитание общества в целом или его части;

– подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы гос-ва и борьба за их избрание. Полит. партии развитых демократических стран явл. элементами полит. организации гражданского общества. Они не обладают гос. функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят полит. руководителей, с тем чтобы, войдя в гос. структуры, через своих представителей управлять гос. и общественной жизнью страны.

Партии и гос.во четко разделяют сферы своих функций. Партии организуют полит. процесс, а власть находится у гос-ва. Полит. партии не обладают гос. властью, но, становясь парламентскими, они частью своих представителей-депутатов выполняют гос. функции. При этом партии и гос-во не противостоят друг другу, а служат взаимодополняющим противовесом.

Типы партийных систем:

1) в зависимости от характера полит. режима выделяют партийные системы:

– демократические широкие гражданские права и свободы человека;

– авторитарные непререкаемое подчинение власти;

– тоталитарные контроль гос. системы всех сфер жизни общества;

2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

– однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление полит. власти в обществе (Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая);

– двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США);

– многопартийные в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия);

« двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия);

3) в зависимости от соотношения партий с различным полит. статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные

ВОПРОС 28 Современные партийные системы и их классификация. Хар-ка полит. партий в РБ.

Классификация полит. партий:

1) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (ориентированные на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного полит. лидера);

2) по соц. направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.;

3) по методам выполнения программы: революционные (направленные на радикальное качественное преобразование общества) и реформаторские (стремящиеся улучшить качество общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5) по месту в полит. спектре: левые, центристские и правые;

6) по представительству в высших органах гос. власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (которые в силу своего юридического статуса могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами – демократические и антидемократические;

8) по характеру членства: кадровые (хар-ся немногочисленностью, свободным членством, организационной нестабильностью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, укрепить связи, упрочить структуру);

9) по организационной структуре: парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (действующие на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов);

10) по интересам отдельных классов и соц. групп (рабочие, крестьянские, буржуазные, интеллигенции).

В 90-е годы в РБ сформировалась реальная много партийность, что является важнейшим фактором демократизации общества. На наш взгляд, правомерен тот факт в республике, что в современных условиях осуществляется институционализация партий - регламентация их образования и деятельности посредством особого правового механизма. Это обусловлено той ролью, которую партии играют в нынешней полит. системе РБ, а также попыткой при помощи законов установить определенные ограничения, гарантирующие, что деятельность партий не будет выходить за пределы основных принципов и целей белорусского современного гос-ва. Для регистрации полит. партий требуется соблюдение определенных и четко фиксированных требований. Наше законодательство требует, чтобы партии строились на демократической основе, постоянно информировали о составе руководства, источниках финансирования и использования средств.

Следует, однако, заметить, что полит. партии в РБ пока не пользуются особым доверием населения. Тем не менее в условиях переходного периода становления и развития нашего общества полит. вес партий республики как представителей интересов различных слоев населения важен и необходим. Их задача сегодня и в обозримом будущем - как защита национальных интересов и традиций, так и разрешение соц., полит. и экономических конфликтов, обеспечение консенсуса в обществе, формирование и использование механизмов достижения легитимности полит. системы. Без этого не может быть реального становления государственности РБ.

ВОПРОС 29 Понятие «общественная организация» и «общественное движение». Их место и роль в полит. системе.

Общественно-полит. организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.

Они представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к полит. власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы). Как правило, в движение вливаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя рамками их уставов и программ, а также не имеющие четко выраженных полит. интересов. Общественные организации – это инструмент для реализации потребностей, соц. и полит. интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Соц. база движений широкая, пестрая – к одному и тому же общественному движению могут принадлежать представители различных соц., идеологических, национальных, конфессиональных и др. групп.

Признаками общественно-полит. организации являются: широкая соц. основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Общественно-полит. движения, как правило, придерживаются только одной полит. концепции и добиваются решения одной крупной полит. проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей (как партии).

Общественно-полит. движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, обращая внимание данной власти на решение своих проблем. Центром полит. активности в общественно-полит. движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы. В отличие от полит. партии, в общественно-полит. движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных соц., профессиональных, возрастных и других групп общества.

Основные типы общественно-полит. организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.

Виды общественно-полит. движений:

– в зависимости от сферы деятельности: социально-полит., этнополит., конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные;

– в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические;

– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;

– в зависимости от места в полит. спектре: левые, центристские и правые;

– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;

– в зависимости от соц. состава: профессиональные, женские, молодежные;

– в зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные;

– в зависимости от методов действий: насильственные и ненасильственные.

ВОПРОС 30 Сущность и структура полит. процесса, его стадии, виды.

Полит. процесс – это совокупная деятельность соц. общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные полит. цели; деятельность соц. субъектов по осуществлению полит. решений.

Полит. процесс раскрывает две основные формы полит. волеизъявления граждан:

– различные способы презентации рядовыми участниками полит. процесса своих интересов – участие в выборах, референдумах, членство в полит. партиях;

– формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемых полит. лидерами и элитами.

Полит. процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться в оппозиции к нему. Однако все формы полит. поведения и деятельности субъектов объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые гос. властью полит. решения. Поэтому основная цель полит. процесса состоит в принятии и реализации таких полит. решений, которые должны сочетать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества.

Полит. процесс осуществляется в рамках полит. системы общества, в региональных и глобальных масштабах. Внутри общества полит. процесс осуществляется:

– на гос. уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне;

– внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, трудовых коллективов;

– в тех или иных полит. партиях и общественных движениях.

Изменения и преобразования в полит. сфере общества происходят в результате взаимодействия различных субъектов политики и влияния ряда факторов.

Основные этапы формирования и развития полит. процесса:

– этап выработки и представления полит. интересов групп и граждан институтам, принимающим полит. решения;

– этап принятия полит. решений, в которых концентрируется межгрупповая, гос. и коллективная полит. воля;

– реализация полит. решений, воплощение волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики.

Демократические полит. процессы сочетают различные формы прямого и представительного народовластия. Недемократические полит. процессы характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих полит. партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной полит. культуры и менталитета граждан. Стабильный полит. процесс характеризуется устойчивыми формами полит. мобилизации и поведения граждан, а также отработанными механизмами принятия полит. решений. Нестабильный полит. процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, соц. конфликты. Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп должным образом и вызывает нестабильность полит. процесса.

Основные виды полит. процессов:

– формирование органов полит. системы (институтов) – создаются ранее не существовавшие полит. учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов и признаков полит. системы в процессе ее функционирования – полит. жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших полит. отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии. Здесь используются такие механизмы, как традиции, процедуры, юр. и идеологические предписания;

– принятие и исполнение полит. решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения полит. целей, направления полит. действий. Взаимодействуя, эти процессы рождают действия, направленные на обеспечение постоянства, незыблемости полит. отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

Структура полит. процесса состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий (в различных источниках рассматриваются по-разному):

1 Конституирование. Эта стадия происходит обычно в переломный, революционный период: повторяется и закрепляется, видоизменяется и обновляется исторический тип полит. системы, ее классовая природа. Связи с другими подсистемами общества. Воссоздаются полит. отношения и институты, полит. нормы и ценности, символы. Воспроизводятся сами участники полит. процесса как выразители определенных полит. позиций, носители соответствующих взглядов, исполнители тех или иных полит. ролей.

2 Вторая стадия представляет собой принятие политико-управленческих решений. Сюда включаются такие обязательные элементы, как выделение из полит. контекста конкретных проблем, сбор информации, рассмотрение возможных альтернатив, последствий принимаемых решений, выбор и корректировка плана действий.

3 Третья стадия предстает реализация политико-управленческих решений. Главным вопросом здесь выступает выбор средств и методов количественного регулирования. Они могут быть насильственными и ненасильственными, идеологизированными и неидеологизированными.

ВОПРОС 31 Роль выборов в полит. системе современного общества. Избирательный процесс, типы избирательных систем.

Выборы – процедура непосредственного избрания тех или иных лиц путем открытого или тайного голосования для выполнения каких-либо гос. или общественных (в том числе партийных) функций.

Обязательные элементы процедуры выборов: назначение выборов и даты их проведения; определение избирательных округов и избирательных участков; создание избирательных комиссий (Центральной, окружных, территориальных, участковых); составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; проведение предвыборной агитации; голосование; подсчет голосов; обнародование результатов голосования; проведение в случае необходимости повторного голосования и повторных выборов, контроль за ходом голосования; контроль подсчета голосов; связь со СМИ; юр. сопровождение для оперативного реагирования на факты нарушения законодательства о выборах; обеспечение явки избирателей для голосования.

Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и т. д. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.

Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах.

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юр. нормах, а также сложившейся практикой деятельности гос. и общественных организаций (мажоритарные и пропорциональные системы).

- Мажоритарная избирательная система (избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов), направлена на преимущественное обеспечение стабильности и управляемости общественной жизни, а вторая - наилучшей представительности интересов различных соц. групп.

- Пропорциональная избирательная система (распределение мандатов между партиями, участвовавшими в выборах, производится в соответствии с количеством поданных за них голосов (пропорционально им). В странах с пропорциональной системой избиратель голосует за список полит. партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата).

ВОПРОС 32 Личность как субъект политики. Типы полит. позиций личности.

Идея об огромной роли человека как субъекта политики получила широкое признание в истории полит. мысли. В произведении «Республика» Платон выделял различные полит. позиции в зависимости от типа человеческой природы. В «Политике» Аристотель исходил из предположения, что человек по природе является полит. существом.

В теоретическом плане идеи врастания человека в полит. отношения можно свести к различным моделям. Так, существует модель «подчинения», получившая первоначальное развитие в концепции Т. Гоббса. Он считал, что первейшей характеристикой природы человека является вечное и бесконечное желание одних власти над другими, которое прекратится только смертью. Каждый отдельный человек неразумен, эгоистичен и неспособен совладать со своими страстями, поэтому его подчинение монополисту власти является единственной альтернативой анархии («война всех против всех»).

В настоящее время идея «подчинения» кардинальной модификации фактически не получила, изменилась лишь ее мотивировка. Так, у Д. Белла, У. Мура, С. Липсета – это потребности управления; необходимость достижения большего равенства – у Дж. Роулса, Г. Гонса, К. Джонкинса; устойчивость демократии – у Р. Даля, У. Корнхаузера.

Сущ. модель «интереса». Она предполагает более опосредованные отношения между человеком и властью и более сложную структуру человеческой личности. Суть модели в следующем: интерес является тем психологическим механизмом, который приводит в движение политику. При этом человек делает только то, в чем видит свой интерес.

В современных условиях идет интенсивный поиск новых теоретических подходов к проблемам взаимоотношения человека и политики. Особенно актуальной выступает теория ролей (Дюверже, Хайек, Коэн, Липсет, Д. Белл и др.) Ее сущность сводится к идее о том, что полит. процесс представляет игру «серьезных людей», в которой участники подчиняются определенным правилам игры.

ВОПРОС 33 Полит. социализация личности как детерминанта полит. поведения.

Полит. социализация – процесс усвоения определенных полит. знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения полит. опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником полит. жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс полит. социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления соц.-полит. опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.

Факторы, влияющие на процесс полит. социализации: учреждения (семья, школа, институт, предприятие); группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам); СМИ (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы); характер и тип гос. устройства, полит. институты, партии и движения; культура, наука, искусство; национальные традиции.

Выделяют следующие типы полит. социализации:

– гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, гос-ву, гражданским обязанностям;

– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым соц. и полит. системам, кроме «своей»;

– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами и характеризующий его способность менять свои полит. пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.

ВОПРОС 35 Полит. поведение и полит. участие личности: мотивы, формы. Причины неучастия в полит. жизни.

Полит. поведение – это разновидность соц. активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер, и выражает реализацию ими своих полит. статусов. С другой стороны полит. поведение представляет универсальную хар-ку полит. жизни, применимую к любым субъектам властных отношений. Полит. поведение бывает индивидуальным, групповым, массовым, институализированным и неинституализированным. Но в полит. науке сложились разные подходы к пониманию полит. поведения:

- как совокупность любых действий в сфере политики;

- как область выражения смыслополагающих (М. Вебер) или инстинктивно выраженных мотиваций;

- как связь с достижением определенного уровня взаимоотношений полит. субъектов, в котором они разделяются на «друзей» и «врагов», с наличием организационно-институциональной оформленности носителей власти.

Содержание и характер полит. поведения зависит от:

- типа субъекта;

- мотивов его действий;

- средств достижения целей;

- состояния соц. среды, в которой совершаются действия;

- типа объекта воздействия.

В целом на полит. поведение человека значительное действие оказывают биологические, психологические и социокультурные факторы.

Типы полит. поведения:

1. С точки зрения осмысленности действий, выделяются:

- осознанные действия, в основе которых лежат ценностные, рациональные мотивы;

- неосознанные, при которых мотивация выведена из-под контроля сознания. Например, к ним можно отнести действия, возникающие в толпе в качестве реакции на нестандартные ситуации (охлократия – власть толпы, события в Югославии, Грузии, Украине, Кыргызстане).

2. С точки зрения публичного хар-ра действий выделяются:

- открытые (например, участие в выборах, манифестациях, митингах);

- закрытые (например, полит. пассивность, абсентеизм, деятельность подпольных организаций).

3. По соответствию официальным, господствующим нормам полит. системы, полит. поведение подразделяется на:

- нормативное (законопослушание, лояльность, конформизм);

- девиантное, отклоняющееся от официальных предписаний (например, терроризм).

4. С точки зрения преемственности полит. развития:

- традиционное полит. поведение, характерное для данного общества, режима, менталитета;

- инновационное (новые черты как в отношениях между субъектами, так и с институтами власти).

5. По доминирующему характеру мотиваций полит. поведение делят на:

- автономное (действие определяют сами субъекты полит. процесса);

- мобилизационное (действия вызваны по преимуществу внешними причинами, навязаны извне).

Полит. участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на гос. или общественную политику, управление гос. делами или на выбор полит. руководства, лидеров на любом уровне полит. власти. Различают политическое участие:

– индивидуальное и коллективное; – добровольное и принудительное; – активное и пассивное;– традиционное и новаторское; – легитимное и нелегитимное.

По масштабу полит. участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:

1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

2) регулярное участие во всякого рода выборах, полит. компаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе полит. лидеров и контроле за их деятельностью;

3) участие в деятельности полит. организаций, движений, партий;

4) выполнение полит. обязанностей в рамках гос. органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью полит. институтов;

5) посещение полит. собраний, освоение и передача полит. информации, участие в полит. дискуссиях;

6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение полит. институтов через такие формы полит. участия, как: митинги; демонстрации; забастовки; голодовки; кампании неповиновения или бойкот; освободительные войны и революции;

7) воздействие на ход полит. процессов через обращения и письма;

8) встречи с полит. лидерами, представителями гос. и полит. организаций и движений.

Конкретные формы, виды, способы, уровни участия граждан в политике выражают функциональные свойства данной полит. системы и являются результатом воздействия и проявления полит. интересов, расстановки соц.-классовых сил, особенностей полит. режима, властных структур, полит. сознания, традиций и культуры. Для авторитарныхполит. систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных режимов – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических режимов – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.

ВОПРОС 36 Суть полит. лидерства. Роль лидерства в полит. системе.

Лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида

Полит. лидерство – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого они выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих полит., властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

Хаар-ки полит. лидерства:

1) наличие собственной полит. программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны лидером или выдвигаются от его имени;

2) умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы;

3) определенные черты хар-ра, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т. д.);

4) необходимый уровень полит. культуры;

5) имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе;

6 ) популярность, умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности или иные качества, как-то заменяющие их;

7) наличие «команды» помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников;

8) умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций;

9) умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог приблизиться к лидеру;

10) выступление от имени общества или той группы, интересы которой представляет лидер, демонстративное подчеркивание приоритета общественного над личным.

В политике различают лидеров трех уровней:

1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы.

2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные соц. слои ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов.

3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой полит. лидерство представлено в виде соц. института.

Существует целый ряд современных теорий, пытающихся объяснить феномен лидерства. Марксистская концепция исследует это явление, отталкиваясь от классового принципа. Полит. лидер – последовательный, сознательный и умелый выразитель интересов и воли класса, играющий по отношению к классу в известном смысле вспомогательную, служебную роль. Основоположники марксизма пытались показать, что историю творят люди.

Концепция «личностно-психологических качеств» трактует лидерство как индивидуально-психологическое явление. З. Фрейд полагал, что некоторые люди в своей ориентации на лидерство и упорной борьбе за самоутверждение и власть компенсируют возникший в детстве или юности комплекс неполноценности.

Концепция «черт лидерства» основана на бихевиористском подходе: необходимо выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Американский социолог Э. Богардус перечислил качества, которыми должен обладать лидер, – ум, энергия, способность предвидеть, привлекать к себе внимание, такт, чувство юмора, твердый характер.

Концепция «функций ситуации». Ее сторонники исходят из того, что те или иные черты лидера варьируются в зависимости от ситуаций. Они полагают, что лидерство – это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации, и убеждены, что в ситуациях, весьма благоприятных или, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на решение ключевых задач, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей.

ВОПРОС 37 Функции и типы полит. лидерства.

1. Типология лидерства по М. Веберу – в зависимости от идеальных типов господства: традиционное – основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке; легальное – основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка; харизматическое – основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера исключительных качеств.

2. Типология лидерства по Г. Лассуэллу – в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения: агитационное – воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером; организационное – влияющее на полит. процесс посредством использования возможностей структуры, организации; теоретическое – воздействующее силой интеллекта, логики.

4. Типология лидерства по Р. Такеру – в зависимости от целей лидеров и от воздействия на общество: консервативное – базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде; реформаторское – стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур; революционное – ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации.

В зависимости от вида институциональности выделяют формальное (функциональные отношения) и неформальное (личные отношения участников) лидерство.

По хар-ру деятельности лидера различают: универсальное (постоянно проявляющееся качество лидера) и ситуационное (проявляющееся в определенной ситуации).

По используемым лидерами методам управления обществом: демократическое – выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению; авторитарное – предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах.

По содержанию лидерство полит. делится на творческое, когда лидер разрабатывает и предлагает программу поведения, и исполнительное, когда лидер выступает лишь исполнителем уже заданной программы.

В зависимости от субъектов может быть индивидуальное и групповое полит. лидерство, в зависимости от объекта – общенациональное, партийное, территориальное.

По отношению к власти выделяют правящее и оппозиционное лидерство.

В зависимости от срока действия полит. лидерство может быть временное и постоянное.

Функции лидерства: соц.-организационная (интегративная) – организация и управление, мотивация и интеграция в единую соц. общность; культурно-организационная (социокультурная) – социализация ценностной ориентации людей; нормативно-регулятивная – координация и регулирование полит. интересов.

ВОПРОС 38 Основные теории элит. Функции, типология, циркуляция элит.

Французское слово «элита» означает лучший, отборный, избранный.

Полит. элита – это большая соц. группа, обладающая определенным уровнем полит. влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества.

Корни концепции элит у






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных