Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политические партии Республики Беларусь 2 страница




 

47. Понятие политической деятельности и политического поведения, их структура и виды.

Политическое поведение — это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность политической системы. Под политическим поведением также понимается совокупность действий различных субъектов (акторов), реализующих свои внутренние установки и статусные позиции. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов определенной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений.

Участие в политике — это конкретные практические действия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем, речь идет о целенаправленных действиях, сознательно совершаемых. Например, сознательно спланированный поход на митинг расценивается как политическое участие, а случайное появление там — не относится к участию.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной); опосредованной (представительной).

Прямое участие характерно для небольших политических общин, для местного самоуправления, референдумов, собраний, когда граждане непосредственно принимают участие в решении государственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти.

Английский ученый А. Марш предложил следующую классификацию типов политического участия:

1. ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, устойчивость политической системы;

2. неортодоксальное ~ несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы (протестное поведение);

3. политические преступления — деятельность, связанная с использованием нелегитимного насилия (захват заложников, убийства, похищения, войны, революции, саботаж и др.).

Политическое участие подразделяют также на автономное (свободная добровольная деятельность инвалидов) и мобилизационное (имеет принудительный характер, стимулами становятся страх, принуждение).

Особое значение для государства имеют протестные формы политического участия граждан. Политический протест — это проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее нормам, ценностям; негативное воздействие индивида (группы) на сложившуюся ситуацию или конкретные действия властей.

К протестным формам относятся митинги, демонстрации, шествия. Факторами недовольства могут быть экономический спад, рост налогов и цен, утрата привычного социального статуса.

В любом государстве политический протест протекает в конвенциональных (разрешенных властями) акциях и некон- венциональных формах (запрещенных действиях). Крайней формой неконвенционального протеста является полити-ческий терроризм, цель которого убийства, провоцирование взрывной ситуации в стране, захват заложников. Ядро террористических организаций составляют лица в возрасте от 20 до 30 лет, зачастую с завышенными притязаниями, агрессивные, обвиняющие других в собственных неудачах.

Политический процесс состоит из действий. Политическое действие — вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

Понятия «политическое участие» и «политическая деятельность» в учебной литературе плохо разграничены. Хотелось бы внести некоторые уточнения. Понятие «политическое участие» сложилось в западной политологической литературе. Понятие «политическая деятельность» формировалось в рамках марксистской социальной науки, где анализ начинается не с отдельного индивида, а социума как целостности. Еще одна сложность в определении понятия «политическая деятельность» состоит в том, что в ряде учебников акцент делается на «сознательных и добровольных действиях», а затем авторы вынуждены признать, что деятельность может быть как организованной, так и стихийной, как рациональной, так и иррациональной.

Итак, политическая деятельность социальных групп или индивидов связана со стремлением усовершенствовать или

изменить социально-экономический и политический порядок. Политические действия связаны с выражением интересов различных групп.

Политические действия можно разделить на рациональные и иррациональные. Рациональное действие означает, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам.

Политические действия могут быть стихийными или организованными. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы.

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. Максимальным радиусом влияния обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, кре-стьянская война.

Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Социальные революции возникают как следствие нарастания противоречий в обществе. Революционный взрыв могут вызвать война, политический кризис, интервенция, тупики в решении социальных проблем, политическая коррупция и т.д. Выделяются следующие типы социальных революций: антиимпериалистические (национально-освободительные, антиколониальные), буржуазные, народные, народно-демократические, социалистические.

В связи с тем, что не все слои населения поддерживают революционные изменения в обществе, формируется движение, которое выступает против революции. Контрреволюция - это политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями и теми, кто порвал с революцией. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков.

Открытое сопротивление народа законной власти может выражаться в мятежах, бунтах, крестьянских войнах. Бунт — результат возмущения масс действиями местных властей, перерастающего в беспорядок, погромы.

Второй тип политических действий составляют рефор мы. Они ведут к общественным переменам, не подрывая основ существующего строя и власти правящего класса. Классическим примером успешных реформ, проведенных в XX в., можно считать реформы капитализма в развитых странах, которые способствовали решению многих социальных проблем, предотвращению социальных конфликтов.

К третьему типу политических действий относятся политические перевороты, государственный переворот, путч, дворцовый переворот, военный заговор. Государственные перевороты — это, как правило, дело рук представителей аппарата власти или самих правящих групп, тогда как путч - дело политических аутсайдеров.

Специфическим типом политических действий является популизм, который принято определять как деятельность, имеющую целью обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер.

В современных условиях разумной альтернативы реформам нет. Всем политическим силам необходимо стремиться к согласию, создавая атмосферу доверия. Альтернатива гражданского согласия — вражда. Насилие порождает только ответное насилие и вражду.

 

48. Участие граждан в политической жизни общества.

Россия

Гражданин — это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Между гражданином и государством устанавливаются гражданско-правовые отношения на основе правоспособности и дееспособности гражданина

— Правоспособность — возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности.

— Дееспособность — способность приобретать и осуществлять гражданские права. До 18 лет

человек обладает неполной (частичной) дееспособностью. С 18 лет наступает полная реализация дееспособности.

Каждый гражданин имеет права:

- политические,

- гражданские,

- социальные,

- экономические

- культурные.

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод личности, создает условия для их реального воплощения в жизнь.

Наряду с правами, каждый гражданин имеет свои обязанности

Он должен:

- исполнять законы и нормы, установленные государством,

- не нарушать интересы субъектов права и законов,

- не причинять вред здоровью других людей, окружающей природной среде,

- стоять на защите общества и государства

В свою очередь, государство обязуется быть ответственным перед гражданином в лице своих органов и должностных лиц, защищать права и свободы граждан на территории государства и вне его пределов.

Типы участия личности в политике:

- полностью бессознательное - напр. поведение человека в толпе;

- полусознательное - политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном

подчинении требованиям своей социальной среды, даже в случаях расхождения во мнениях с ней;

- сознательное участие - способность изменить свою роль и свое положение в соответствии со своим

сознанием и волей.

Мотивы и факторы участия в политике:

- стремление защитить интересы др. граждан;

- обеспечение справедливости для всех;

- содействовать решению проблем государства и общества;

- эгоистические цели (личные: престиж, карьера и т.п.);

- неосознанные мотивы.

Причины пассивности или неучастия в политике:

- отсутствие вознаграждения (нет выгоды, не окупаемость затрат и т.п.);

- слабая теоретическая подготовка (не знание законодательства, теории государства и права);

- распространенное мнение: «Один в поле не воин», «А что я могу сделать?» и т.п.;

Факторы, влияющие на уровень политической деятельности:

- состояние экономики страны (подъем экономики ведет к спаду политической активности);

- тип политического режима в стране;

- существующая идеология в стране;

- уровень культуры общества и самой личности;

- личные взгляды, убеждения и ценности человека;

 

49. Политическая культура: сущность, структура, функции.

Термин «политическая культура» ввел в научный обиход немецкий философ-просветитель Иоганн Готфрид Гер- дер. Истоки теории политической культуры связаны с исследованиями в области культурной и политической антропологии, социальной и этнической психологии, теории национального характера.

Теория политической культуры сформировалась в 50—60- е гг. XX в. В 1963 г. вышла книщ американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура», в которой была целостно изложена концепция политической культуры. В дальнейшем теорию политической культуры развивали Л. Пай, Р. Фейген, С. Липсет, Р. Пэтнэм, Р. Инглахарт.

Г. Алмонд считал, что политическая культура — это совокупность ориентаций на политическую систему. Эти ориентации делятся на познавательные (знания о политике, политических институтах, механизмах осуществления власти); эмоциональные (чувства людей к тем, кто осуществляет власть, доверие, презрение и т.д.); оценочные (суждения, мнения, опирающиеся на ценности, стандарты).

Политическая культура — это совокупность знаний, ценностей, идеалов, идей, норм, моделей политического поведения, обеспечивающих единство и взаимодействие участников политического процесса. Политическая культура проявляется в политическом поведении, в отношении к политике.

Политической культуре свойственны определенные функции:

1. идентификации (потребность человека в принадлежности к группе, общности);

2. ориентации (понимание человеком собственных возможностей при реализации прав и свобод);

3. адаптации (потребность человека в приспособлении к меняющейся среде);

4. социализации (становление человека как гражданина, выполнение политических функций, реализация гражданских прав);

5. интеграции (сосуществование в рамках определенной политической системы);

~ коммуникации (взаимодействие субъектов политики на базе общепринятых норм, стереотипов).

Под воздействием политической культуры воспроизводятся устойчивые формы политической жизни, ценности. Потому и в условиях реформ целые слои населения могут поддерживать прежние порядки, а революции заканчиваются либо возвратом к прежним стандартам, либо террором, чтобы принудить людей принять новые порядки.

Как сложное многоуровневое явление политическая культура имеет определенную структуру. Так, В. Розенбаум считает, что ориентации людей есть базовые компоненты политической культуры. Он выделяет следующие блоки:

6. ориентации относительно институтов государственного управления;

7. ориентации относительно «других» через осознание принадлежности к нации, государству;

8. ориентации относительно собственной политической деятельности.

Политические культуры различаются по ценностным ори- ентациям, способам политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, конфессиональным и другим группам. Тем самым выделяются политические субкультуры — религиозные, этнические, элитарные, молодежные. Компонентами политической культуры выступают стереотипы, мифы, символы.

 

50. Основные типы политической культуры. Политическая культура Республики Беларусь.

Известность получила классификация, предложенная Г. Ал- мондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (1963 г.). Авторы проанализировали функционирование политических систем Англии, Италии, ФРГ, США, Мексики и выделили три «чистых» типа политической культуры:

1. патриархальный («местечковый», приходской), для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политике и ожиданий от политической системы. Граждане ориентированы на местные ценности - общину, род, клан, деревню, племя;

2. подданнический тип отличается сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем активности граждан. Человек связывает свои ожидания с политической системой, но в то же время опасается санкций, наказания с ее стороны;

3. активистский, партиципаторный (от англ.participation — участие) тип характеризуется участием граждан в политической жизни, их включенностью в общественные дела. Через выборы, группы интересов, партии граждане артикулируют свои интересы и влияют на процессы принятия политических решений. В то же время они законопослушны, лояльны к политической системе.

Однако в реальной политической жизни, отмечают авторы, данные типы культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Самой массовой и оптимальной с точки зрения стабильности политического режима является культура гражданственности. Такая культура характерна для демократической политической системы. «Идеальный» гражданин должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность. Именно гражданская политическая культура с ее терпимостью по отношению к другим ценно стям, легитимностью власти, ее компетентностью является прочной основой демократических политических режимов.

Учитывая особую роль государства в воспроизводстве традиций, образцов политического мышления, различают официальную, поддерживаемую государством, и реальную политическую культуру. Можно говорить о рыночной политической культуре, в которой политика понимается как разновидность бизнеса, как свободный обмен деятельностью граждан, и этатистской, которая отличается гла-венствующей ролью государства в жизни общества.

Практически политическая культура той или иной страны представляет собой сочетание различных субкультур. Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование разных идеологий и стилей гражданского поведения, объединяющего позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, при этом ограничивая влияние политического экстремизма и радикализма.

 

51. Понятие, структура и функции политической идеологии.

Политическая идеология является одой из форм проявления политического сознания. Термин «идеология» имеет

древнегреческое происхождение и дословно означает «учение об идеях» (idea - идея, образ, logos - учение). В научный оборот его ввел французский философ-просветитель Лнтуан Дестют de Траси (1754—1836).

Политическая идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, которая отражает интересы определенных слоев и служит закреплению или изменению общественных отношений. Возникновение политической идеологии как способа социально-группового мышления тесно связано со становлением современного индустриального общества. Выражая интересы социальных групп, формулируя политические проблемы различного уровня сложности на доступном для рядового избирателя языке, идеологии способствуют политизации граждан. Плюрализм идеологий и мнений является основой развития демократии.

Идеология имеет два важнейших аспекта. С одной стороны, это теоретически оформленное знание о социальном бытии и способах его изменения. С другой стороны, идеология - это система ценностей, задающих ориентиры социального действия. Роль идеологий в современном мире обусловлена их способностью организовывать социальные действия через наделение их важным для человека личностным смыслом.

В структуре политической идеологии можно выделить ряд элементов:

1. Политические теории и учения. Благодаря им идеология служит целям политического просвещения граждан.

2. Ценности и нормы, позволяющие не только описать, но и объяснить социальную действительность, оценить ее и выработать к ней определенное отношение.

3. Элементы утопии - совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, «американская мечта» в американском либерализме).

4. Проекты и программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг планов воплощения общественных идеалов.

5. Мифологическое начало присутствует в идеологии в силу склонности людей подчинять свои действия и суждения чувствам, связанным со сферой сакрального. Элементы мифа в идеологии - мессианские идеи, культ героя, эсхатологическое мышление.

В зависимости от степени близости идеологических систем к повседневной жизни можно выделить три их уровня: теоретико-концептуальный (элитарный); программно-политический (пропагандистско-просветительный)\ актуализированный (житейский).1

15.3. Функции политической идеологии

Идеологии превращают политические идеи в действия, что осуществляется в процессе реализации ими ряда функций.

1. Смыслообразующая функция идеологии обеспечивает объяснение общественно-политической ситуации и обоснование адекватного ей способа поведения.

1. Когнитивная (познавательная) функция состоит в политическом просвещении граждан. Любая идеология содержит определенную долю истинных знаний об обществе (о классовой борьбе, о конфликтах, о рынке, о традициях и др.).

1. Нормативная. Идеология очерчивает ценностные параметры, критерии оценки политических явлений, событий, действий.

1. Интегративная. Идеология не только сплачивает социальные группы и индивидов, но также поддерживает веру людей в общность их целей, интересов или идеалов.

1. Мобилизационная, позволяющая политическим идеологиям быть «идеями-в-действии». Идеология выступает средством приведения социальных сил в движение.

1. Коммуникативная. В широком смысле слова коммуникативная функция идеологии связана с организацией информационного пространства, а в узком смысле слова - с последовательным привнесением в сознание масс определенной системы политических ориентиров.

1. Конструктивная (прогностическая). Идеология служит постановке целей и задач. Она создает модель социального идеала или же просто приемлемого общественного устройства.

1. Легитимизационная (делегитимизационная). Идеология способна оправдывать и разоблачать власть (притязания на власть).

Социально-психологическая (компенсаторная). Для идеологии важно не найти истину, а создать социальный комфорт, компенсировать личности и обществу недовольство социальным бытием. Идеология дает человеку готовые мировоззренческие шаблоны, образы врагов и друзей, модели разрешения типичных проблем, надежду обретения контроля над своей судьбой.

Многообразие функций идеологии показывает, что цель любой политической идеологии состоит в овладении массовым сознанием и воздействии на политические ориентации субъектов.

15.4. ТИПЫ политических идеологий

По классовому критерию можно выделить буржуазные, пролетарские, помещичьи и др. идеологии. Сегодня на основании положения групп в общественной системе разделения труда можно выделить идеологии лиц наемного труда, предпринимателей и др.

По отношению к социальным изменениям можно выделить охранительные идеологии, контридеологии и реформистские идеологии.

2. Охранительные идеологии обосновывают поддержание status quo, защищают то, что существует. Как правило, такие идеологии являются господствующими.

3. Контридеологии не приемлют того, что есть, и требуют радикальных преобразований (включая как прогрессивные, так и реакционные).

4. Реформистские идеологии включают в себя черты первых двух, т. е. обосновывают постепенные изменения, обновление общества через приспособление его к новым условиям жизни при сохранении фундаментальных ценностей. Одна и та же идеология в различные периоды времени может принимать различные виды.

По месту в идейно-политическом спектре идеологии бывают правые, левые и центристские. Правые выступают за частную собственность, конкуренцию, рыночную экономику. Левые идеологии выступают за равенство, солидарность, обобществление собственности, использование государственных механизмов регулирования экономических отношений.

По содержанию, т. е. в зависимости от иерархии ценностей, идеологии бывают либеральные, консервативные и социалистические (например, марксизм и социал-демократизм) (табл. 12). Остальные идеологии не претендуют на сплочение столь больших групп, как первые три, и представляют собой их сочетание или модификацию.

 

 

52. Либерализм как идейно-политический феномен.

Либерализм (от лат. liberalis — свободный) возникает в XVII в. как идеология буржуазии, но принципы либерализма были привлекательными для всех, кто выступал против феодальных порядков (все третье сословие). Основным принципом либерализма является признание индивидуальной свободы. Основоположники — Дж. Локк, А. Смит, Ш.Л. Монтескье.

Либерализм защищал естественные права и свободы человека, равенство всех перед законом, невмешательство государства в сферу экономики. Один из основоположников либерализма Дж. Локк считал, что индивидуальные права человека выше прав общества и государства. Главные права по Локку — право на жизнь, свободу, собственность. В политике либералы защищали правовое государство: верховенство закона, представительное правление, разделение властей (Монтескье). Либералы были последовательными защитниками свободы слова.

Идеи об изменении классического либерализма высказывал Дж.Ст. Милль. Он показал, что существуют пределы свободы личности, которые устанавливаются не только государством, но и деятельностью самих индивидов, т.е обществом. Государство и общественный сектор экономики могут стать средством реализации свободы.

Итак, в конце XIX — начале XX вв. либерализм видоизменяется и превращается в либеральный реформизм (неолиберализм). Его обосновал экономист Дж. Кейнс. На практике либеральный реформизм был реализован президентом США Ф. Рузвельтом, который пришел к власти в 1934 г. Его политика получила название «нового курса». Благодаря этому курсу США вышли из мирового экономического кризиса 1929— 33 гг. После Второй мировой войны либеральный реформизм утвердился не только в Америке, но и в Европе.

Либеральный реформизм отличался от классического либерализма тем, что защищал вмешательство государства в экономику, социальную сферу, т.е. его сторонники считали, что государство должно регулировать рынок и придавать экономике социальную направленность.

Либерализм оказал огромное влияние на развитие западного общества и всего человечества. Принципы либерализма нашли свое закрепление во Всеобщей декларации прав человека ООН в 1948 г. Главное достоинство либерализма в защите прав и свобод человека.

В 70-е годы XX в. возникает либертсигизм как попытка защиты классических либеральных ценностей. Представители: Ф. Хайек, Л. фон Мизес, Р. Нозик. Либертализм выдвигает следующие принципы: любое экономическое планирование ведет к диктатуре, конкуренция — символ свободы; основа развития общества ~ принцип индивидуализма, частной собственности и свободного рынка, а значит — «нулевого государства» или «ультраминималистского государства».

В 70-е годы XX в. развитие либерализма происходило также благодаря идеям Джона Ролза, высказанным в работе «Теория справедливости». Ролз поставил задачу теоретически обосновать возможность совместимости принципов свободы и равенства

 

53. Консерватизм как идейно-политическое течение.

Консерватизм возникает в самом конце XVIII — начале

1. вв. Консерватизм был реакцией на Великую Французскую революцию и либерализм. Основоположники: Э. Берк, Ж. де Местр, Лю де Бональд.

Консерватизм выражал интересы тех сословий, которые больше всего пострадали в революции, т.е. дворянства и духовенства. Но принципы консерватизма оказались привлекательными для очень многих, кто устал от революции (крестьянство, буржуазия). Поэтому консерватизм к XIX в. превращается в буржуазную идеологию.

Консервативная идеология — идеология охранительная. Само слово «консерватизм» означает сохранение. Консерваторы считали, что главное в обществе — традиция преемственности, защита нравственных ценностей. Над обществом нельзя экспериментировать. Революционные и гражданские войны приносят чрезвычайный вред обществу. Изменение в обществе должно носить медленный эво-люционный характер. Надо ценить обычную жизнь, человеческие устои, моральные ценности.

В сфере политики консерваторы были сторонниками элитарного правления. Власть должна принадлежать лучшим, профи, подготовленным людям. Это меритократия — власть достойных. Наверх могут подняться и люди из низов, но если они достойны и профессионально подготовлены.

В XIX в. консерватизм воспринял некоторые идеи либерализма — равенство перед законом, представительное правление, разделение властей.

Огромное влияние консерватизм приобрел с конца 70-х гг.

в. В это время возникает неоконсерватизм. Он сочетает в себе принципы классического либерализма и консерватизма: от либерализма взяты принципы свободы и ответственности личности, от консерватизма — приоритет локальных ценностей, нравственных норм. Основа неоконсерватизма: справедливость, солидарность, субсидиарность. В экономической сфере необходимо стимулировать само занятость и самостоятельную активность граждан. Неконсервативный курс проводили М. Тетчер, Р. Рейган, Г. Коль

 

54. Виды социалистической идеологии, их характеристика.

Социалистическая идеология

Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший "Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

На протяжении XVII-XIX вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатством, все-таки изобиловал и нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А. Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных