Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политические партии Республики Беларусь 4 страница




В 1974 г. Экономический и Социальный Совет ООН создал Комиссию по транснациональным корпорациям и Центр по транснациональным корпорациям в качестве координирующих органов в Секретариате ООН по всем вопросам, относящимся к транснациональным корпорациям. Центр действует как секретариат Комиссии, состоящий из 48 членов, и с 1983 г. обслуживает ее специальную сессию, которая рассматривает вопрос о соблюдении кодекса поведения транснациональных корпораций. Центр оказывает также поддержку межправительственной рабочей группе экспертов по международным стандартам отчетности и представлению докладов.

В настоящее время международных неправительственных организаций значительно больше, чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет наблюдается устойчивый рост их числа. В росте численности и влияния таких организаций проявляется тенденция формирования такой системы международных отношений, в которой взаимодей ствие людей будет осуществляться не через институты го сударства, а непосредственно, с помощью различных форм прямого действия.

58. Внешняя политика государств. Национальные интересы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

Международные отношения складываются из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются участниками международных отношений самостоятельно либо как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика - это действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов.

Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

Базовым принципом, на котором строится внешняя политика, являются национальные интересы. Национальные интересы — это система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.

Сам термин «национальные интересы» возник в американской политической науке, в работах Ганса Морген- тау. Национальные интересы рассматриваются им сквозь призму «интересов», «целей», «государственной мощи», «угроз», «ценностей». В политический оборот термин «национальные интересы» введен президентом Т. Рузвельтом (в послании Конгрессу 1904 г.). Окончательно понятие «на-циональный интерес» утвердилось после принятия закона о Национальной безопасности США в 1947 г.

Национальные интересы - это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они являются социальными по своей природе и государственными по предназначению. Национальные интересы тесно связаны с национальной безопасностью. Национальная безопасность - это способ контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии с общественным мнением данного государства являются необходимыми для обеспечения самоопределения и автономии, процветания и благосостояния.

С особенностями внешней политики как особой сферы деятельности государства связаны ее цели и функции.

Важнейшая функция внешней политики — охранительная, ибо одной из главных целей внешней политики является обеспечение безопасности государства. Охранительная функция связана с защитой прав и интересов граждан за пределами страны. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства.

Информационно-представительская функция означает создание положительного имиджа государства в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего государства с другими странами. Эта функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно- представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.

Регулирующая функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе политических связей. Специальными институтами, предназначенными для реализации описанных функций, являются посольства, консульства, представительства, разведка и контрразведка.

Средства реализации внешней политики делятся на политические, экономические, военные, пропагандистские и др. К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене. Действенными экономическими средствами являются эмбарго или, наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как прямо, так и косвенно. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Ко вторым — испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных Партнеров. С помощью средств массовой информации в глазах мировой общественности формируется по-ложительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам.

Внешняя политика государства, как стратегия в международных делах, должна сочетать национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных проблем в контексте современных геополитических моделей.

Базовые национально-государственные интересы Беларуси - сохранение и укрепление независимости и суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях. Экономические интересы: поддержание обеспеченности экономики страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие.

Основные приоритеты и принципы внешней политики государства, как правило, закреплены в нормативных документах. Основные принципы внешней политики Республики Беларусь изложены в Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 года и Конституции Республики Беларусь. С момента обретения независимости Республика Беларусь установила дипломатические отношения с 154 странами мира, заключила более 2 тыс. международных договоров, имеет 52 представительства в разных странах, в г. Минске расположено 34 посольства.

 

59. Геополитика и политическая география. Теории геополитики.

Геополитика (geopolitics) - междисциплинарное научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и характера международных отношений от системы политических, экономических и военных стратегий, обусловленных географическим положением страны (региона) и рядом природно-экономико-географиче- ских факторов (климатом, природными ресурсами, рассе-лением и т.д.). Цель геополитики — разработка геостратегии государства, т.е. обоснование направлений и механизмов его внешнеполитической деятельности.

Геополитика как наука установила, что иногда преимущества получает то государство, которое контролирует геостратегически ключевые точки пространства. Было показано, что потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другими.

Среди отцов-основателей геополитики следует назвать Ф. Ратцеля, Р. Челлена, А. Мэхена, X. Маккиндера, К. Ха- усхофера, Н. Спайкмена и др.

Введение в научный оборот самого термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя Рудольфа Челлена (1846-1922). Р. Челлен изучал пути создания сильного государства, а также его географические основы. Геополитику Р. Челлен называл наукой, которая рассматривает государство в качестве географического организма, феномена пространства.

Хотя Р. Челлен ввел слово «геополитика» в научный оборот, отцом геополитики называют немецкого ученого Фридриха Ратцеля (1844-1904). Ф. Ратцель в своих трудах использовал термин «политическая география». Ратцель рассматривал земной шар как единое целое, неотъемлемой частью которого является человек. Человек должен приспосабливаться к окружающей среде. Сущностные характеристики государства определяются территорией и местонахождением государства, его благополучие зависит от приспособления к среде. Государство — это живой, пространственно укорененный организм. Оно, подобно живому существу, рождается, растет и умирает.

Ф. Ратцель предложил определение «мировой державы»: у больших стран есть тенденция к максимальной географической экспансии, постепенно выходящей на планетарный уровень; море — источник могущества народов.

Английский ученый Хэлфорд Маккиндер (1861-1947) в известнейшей работе «Географическая ось истории» изложил новое видение истории и географии. С планетарной точки зрения самое выгодное положение занимает Евразийский континент - «сердце мира». Евразию окружает окраинный полумесяц или пояс, совпадающий с береговыми пространствами евразийского континента. Это зона наиболее интенсивного развития цивилизации. Внешний круг или «островной полумесяц» составляют Америка, Африка, Австралия.

Формула X. Маккиндера: тот, кто контролирует Восточную Европу, тот доминирует над Евразией. Маккиндер разделил всю геополитическую историю мира на три этапа: 1) Доколумбова эпоха: народы, принадлежащие «внутреннему полумесяцу», живут под угрозой завоевания со стороны «сердца мира»; 2) Колумбова эпоха: береговые зоны («внутренний полумесяц») отправляются на завое-вание неизвестных территорий; 3) Постколумбова эпоха: незавоеванных земель не существует.

Альфред Мэхен (1840—1914) - адмирал американского флота — утверждал, что морская мощь во многом определяет исторические судьбы народов. Основные критерии геополитического статуса государства: географическое положение страны; протяженность сухопутных и морских границ; конфигурация морских побережий; способность контролировать стратегически важные регионы; национальный характер как способность торговать; политический характер правления. Мэхен предложил формулу морского могущества: военный флот + морской флот + военно-мор ские базы. Мэхен также обосновал пути превращения США в мировую державу, указывая, что главная опасность для морской цивилизации - континентальные государства (Россия, Китай, Германия). Мэхена называют интеллектуальным отцом современного атлантизма.

Карл Хаусхофер (1869—1946) — немецкий геополитик, профессиональный военный, а затем профессор Мюнхенского университета. Ключевым для Хаусхофера был вопрос о положении Германии в системе европейских и мировых держав. Он вывел картину «планетарного дуализма»: «морские силы против континентальных сил». Хаусхофер разграничивал «власть посредством моря» и «власть посредством суши». Хаусхофер был сторонником национальной идеи и стремился определить место Германии в системе планетарного дуализма «сухопутных» и «морских» сил. Он считал, что географическое положение Германии в центре Европы делает ее естественным противником морских держав - Англии, Франции, США. Хаусхофер предлагал создать Евразийский альянс (континентальный геополитический блок) по оси Берлин — Москва — Токио.

Николас Спайкмен (1893—1943) рассматривал геополитику как инструмент конкретной внешней политики государства, как аналитический метод, позволяющий выработать эффективную стратегию государства. Форму X. Маккиндера «кто контролирует Восточную Европу, тот доминирует на Мировым островом (Евразией)» Спайкмен меняет: «кто доминирует над внешним полумесяцем Евразии, тот доминирует над Европой, кто доминирует над Европой ~ тот держит судьбу мира в своих руках». Спайкмен выделял три центра мировой мощи: побережье Северной Америки, Европейское побережье, Дальний Восток Евразии. Для США особое значение имеют европейские регионы с выходом на Атлантику. Спайкмен предвосхитил создание НАТО.

20.2. Постклассические геополитические модели

Концепция системного анализа мира М. Валлерстайна отталкивается от того, что в XVI в. борьба мировых империй, основанных на политическом властвовании, и мировых экономик, основанных на торговле, завершилась становлением современной мировой капиталистической сис темы. Произошло поэтапное перемещение центров силы из Испании в Голландию, далее в Великобританию и, наконец, в США. Анализ 500-летней динамики позволил Валлерстайну выявить ряд закономерностей: страна-гегемон обеспечивает свою геополитическую и идеологическую защиту под лозунгами свободной торговли и идей либерализма; развитие начинается с агропромышленной сферы; наибольший подъем приходится на этап торговли; переход к этапу банковско-финансовых операций означает утрату гегемонии. Валлерстайн прогнозирует перемещение мирового центра силы в XXI веке в азиатско-тихоокеанский регион.

Концепция американского исследователя С. Хантингтона основана на том, что мир после конца «холодной войны» и развала Советского Союза определяется уже не идеологическим противостоянием, а взаимодействием (конкуренцией и борьбой) 7—8 различных цивилизаций: индо-буддистской китайско-конфуцианской, арабо-му- сульманской, западно-христианской, славяно-православной, японской, латиноамериканской и африканской. Хантингтон подчеркивает важную роль религиозных идей и национальных политических культур в современном мире. Между Западом и остальным миром будет проходить главная ось международных отношений, западные страны при этом будут играть все меньшую роль. Цивилизационный разлом проходит и через США, результатом которого может быть разрушение Америки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных