Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Истоки, периодизация и основные черты античной философии.




Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VI в. до н.э. и до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей. Экономическим основанием античной философии были значительно более высокий уровень производительных сил (в сравнении с первобытнообщинным, родовым строем), дифференциация труда и ремесел, расцвет торговли, усиление роли свободных людей. Получают все большее распространение города и зреют города-полисы. Основные периоды античной философии включают: 1. Досократический период или Ранняя натурфилософия (6-5 вв до н.э.) – Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Пифагор, Гераклит, Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон), Демокрит, Анаксагор. Это период зарождения и формирования философии. 2. Классический период (5-4 вв.доо н.э.) – Сократ, Платон, Аристотель, софисты. Период зрелости и расцвета античной философии. 3. Эллинистический греко-римский период (4в.до н.э. – 5 в.н.э.) – Эпикур, Стоики, Скептики, Киники. Начало заката, затем упадок и гибель античной философии.

Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Представители классического периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков": • меньше уделяли внимания поиску первоначала; • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего; • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; • положили начало спору между материализмом и идеализмом; • проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; • от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; • внесли вклад в развитие логики. Отличительные черты эллинистической философии: • кризис античных моральных и философских ценностей; • снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; • поиск физической и духовной опоры в самом себе; • стремление к отрешению от действительности. Отличительной особенностью античной философии является стремление к рациональному объяснению всеобщего как объекта. Для нее значим лишь разумный аргумент, логическая мотивация, логос. Недостаточно констатировать, определить данные факта, опыта: философия должна идти дальше фактов и опыта, находить причины с помощью разума. Цель античной философии - чистое созерцание истины, желание достичь ее. В целом для античной философии характерно рассмотрение человека прежде всего в рамках системы мироздания как одного из подчиненных ее элементов, выделение в качестве главного и самого ценного – разумного начала в человеке, признание созерцательной деятельности ума наиболее совершенной формой истинной деятельности. Широкое разнообразие и богатство античной философской мысли обусловили ее неизменно высокую значимость и огромное влияние не только на средневековую (христианскую, мусульманскую), но и на всю последующую европейскую философию и науку.

 

18. Становление философской проблематики Нового времени: эмпиризм и рационализм, проблема субстанции (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза).

Разум, свобода, активность — символы философии Нового времени. Становление капитализма было связано с развитием производства и торговли, что стимулировало интерес к естествознанию. Учение о природе переходит в ведение науки. Поскольку актуализируется проблема метода познания, то в философии на передний план выходит гносеология. Перед гносеологией стояла задача объяснить процесс познания и найти оптимальные пути постижения истины. В объяснении процесса познания возникло противостояние между эмпириками и рационалистами. Первые делали ставку на чувственный опыт, а вторые — на разум, несущий в себе неограниченные возможности познания мира. Но и те и другие были единодушны в том, что знание — сила. Становление философии Нового времени проходит под знаком борьбы с религией.

Важнейшими идеями философии нового времени были эмпиризм и рационализм. Основоположником методологии познания мира в условиях Нового времени явился Фрэнсис Бэкон, последний философ эпохи Возрождения и первый мыслитель Нового времени. Его перу принадлежат трактаты «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон наук», «О началах и истоках», «Новая Атлантида» и др. Ф. Бэкон видел истину в явлениях и процессах мира и ориентировал искать ее в природе. В своем сочинении «Новый Органон наук, или Истинные указания для истолкования природы» философ провозглашает принцип эмпиризма как основы познания и разрабатывает индуктивный метод. Суть индуктивного метода заключается в получении общих положений, общего знания о мире путем изучения многообразия явлений и процессов этого мира. Но путь к познанию преграждают четыре вида заблуждений. Таким образом, эмпиризм занимал философскую позицию, согласно которой всё знание выводимо из опыта. Рационализм, в отличие от эмпиризма, более тесно связан со средневековой традицией. Для представителей рационализма характерно построение универсальных систем, основанных на очевидных принципах, из которых методом рассуждений выводилось знание о мире в целом. Основателем рационализма в философии Нового времени считается французский философ Рене Декарт. Его сочинения: «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Размышление о новой философии» и др. Сделав ставку на разум, Декарт, в противовес эмпиризму, оптимальным методом познания считает восхождение от очевидных общих и простых идей к идеям сложным.В противовес бэконовской индукции, Декарт выдвинул дедукцию. Как основоположник рационализма Декарт уравнял все вещи мира перед человеческим интеллектом. Р.Декарт определил правила для руководства ума:1) Истинно лишь то, что отчётливо и очевидно;2) Нужно разделять сложную проблему на простые составные части и элементы;3) Мыслить по порядку, ничего не пропуская;

4) Составлять полные перечни и обзоры. В рационалистическую методологию внес определенный вклад и Спиноза. В своем философском трактате «Этика» Спиноза призывает различать два класса идей. Одни возникают в нашем представлении, воображении и связаны с нашими чувствами. Другие идеи принадлежат нашему разуму. Чувственные идеи порождаются «беспорядочным (смутным) опытом». Таким образом, рационализм занимает философскую позицию, рассматривающую разум как единственную основу познания. Различные философы Нового времени по-разному трактовали проблему субстанции. СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие для обозначения объективной реальности. Она неизменна в отличие от меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. Согласно Декарту, в основе мира лежат 2 независимых друг от друга первоначала: мыслящая субстанция и материальная "протяженная субстанция”. Материальная субстанция характеризуется протяженностью, а духовная — неделимостью. Традицию отождествления материи с протяженностью продолжают Т. Гоббс и И. Ньютон. Их усилиями складывается механистическая картина мира, где материи отводилась роль инертной субстанции, не связанной в своем существовании с пространством и временем. В этой картине мира субъектом познания выступает отдельный индивид с его познавательными способностями — чувствами и разумом. Объектом познания выступает природа. Цель познания — открытие универсальных и вечных законов бытия, которые в основном сводились к законам механики. Б. Спиноза дуализму философии Декарта противопоставляет учение о единой субстанции. Мышление (душа) и протяженность (телесность) являются всего лишь атрибутами единой и неделимой субстанции.

19. Философия казахских просветителей: Ч. Валиханов, И. Алтынсарин. А. Кунанбаев.

Главными, классическими представителями эпохи казахского просвещения стали Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, а также самородок казахской культуры Абай Кунанбаев. Основоположником казахского просвещения стал Чокан Валиханов - казахский ученый и выдающийся просветитель-демократ. Он написал массу блестящих работ по географии, этнографии, истории, фольклористике, религиоведению, востоковедению, философии, социологии и т.д. Ч. Валиханов считал, что политика - это власть и способы ее устройства. Он вел неустанную борьбу за ограничение власти имущих слоев казахского общества народным мнением и защищал демократические и гуманистические элементы обычного права казахов и древнего суда биев от нападков чиновников царского правительства. Ч. Валиханов по своим философским взглядам стоит на позициях признания единства природы и человеческого сознания. Он придерживается идеи антропологического материализма, что отражено в «Записке судебной реформы». Природа, по признанию Валиханова, существует вне человеческого сознания, она не сотворена никаким божеством. Ч. Валиханов рассматривал человека и общество как продукт развития природы. Являясь частью природы, общество, как и природа в целом, развивается закономерно, т.е. на основе законов, которые носят объективный характер. Он представлял себе, что законы общества отличаются от законов природы прежде всего тем, что являются более сложными. В обществе они являются результатом взаимодействия различных сословий, умственные, нравственные и политические качества которых никогда не бывают одинаковыми и, как правило, вызывают противоречия и острую борьбу между ними. Именно в противоречии и борьбе сословий, полагал Ч. Валиханов, кроются многие причины и законы общественных явлений и событий. Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин - выдающийся казахский просветитель и демократ. Он был страстным поборником русско-казахской дружбы и пропагандистом передовой культуры в Казахстане. Как и Ч. Валиханов, И. Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения, полагая, что в основе прогресса всех сторон общественной жизни лежит именно просвещение. При этом он считал, что под просвещением следует понимать такие знания, которые основаны на науке и могут служить делу исторического прогресса. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество. В свою очередь невежество не может ничего дать, кроме застоя.И. Алтынсарин считал, что казахи – народ, способный к прогрессу и восприятию самой высокой культуры. Вместе с тем, он полагал, что казахский народ еще далек от цивилизованности, что он находится в «переходном состоянии» от бескультурья и невежества к образованности и цивилизации. В такой период народ особенно нуждается в духовной пище. Литературные, и научные труды просветителя были проникнуты духом народности. В них последовательно проводились идеи справедливости и равенства. Абай Кунанбаев как поэт и мыслитель всю жизнь провел в борьбе за интересы казахской бедноты, народных масс. Как и все прогрессивные мыслители своего времени, Абай Кунанбаев превосходно понимал полную несостоятельность и реакционную сущность религии. Поэтому он подверг ее критике. Этико-философские взгляды Абая были изложены им в духовном завещании - Книге слов (Слова назидания). Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности. Он хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек должен вносить в это свою посильную лепту. Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», было одним из главных направлений творчества Абая. Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел, прежде всего, в труде как средстве достижения и расцвета материальных и духовных благ общества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных