Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные особенности средневековой арабо-мусульманской философии




Особенности арабо-мусульманской философии определялись в Средние века условиями ее развития. На арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философская мысль находилась под гораздо меньшим воздействием религии, чем в Европе и Восточной Азии. Кроме того, объединение разрозненных арабских племен в единое огромное государство (Халифат) способствовало средоточию лучших умов в его научных центрах и достижению наиболее высокого уровня развития философской мысли. Процесс взаимодействия культур различных народов, подчиненных арабами, породил новую высокоразвитую культуру, идеологической основой которой стал ислам, а языком – арабский. Арабо-исламская философия впитала в себя черты зороастризма, гностицизма, христианства и буддизма. Огромное влияние оказала и античная мысль. Первые философские идеи возникали в среде переводчиков и комментаторов греческих философов. В средневековой арабо-мусульманской философии выделяют 3 основных направления: калам, мусульманский перипатетизм и суфизм. В начальной форме арабской философской мысли, которую называли «калам», доминировали логические рассуждения о религиозных догмах Корана. Калам обслуживал религию, «теоретически» оправдывая богословие. Возник калам в начале VIII века. Это учение на всё налагало Божью волю: она творит чудеса, воздействуя абсолютно на все явления природы. Так, тень есть не результат отсутствия освещения, а следствие Божьей воли. Мусульманский перипатетизм развивал античные модели философствования, особенно аристотелевскую. Он является детищем «переводческого движения», начавшегося в 8 в. На востоке мусульманского мира крупнейшими из перипатетиков были аль-Фа̄ра̄бӣ и Ибн Сӣна. На мусульманском Западе (арабская Испания и Северная Африка) перипатетическую традицию развивали Ибн Ба̄джжа, Ибн Т̣уфайль и Ибн Рушд. Перипатетики разрабатывали философию как всеобъемлющую систему знания, «науку наук». Науки они делили на «теоретические» (изучающие вещи, существование которых не зависит от человеческой деятельности, и направленные на постижение истины) и «практические» (исследующие саму эту деятельность и направленные на достижение блага). К первой группе относятся физика, математика и метафизика. «Практические» науки включали в себя этику, домострой (экономику) и политику. Центральная задача мусульманского перипатетизма – доказать существование Первоначала (Бога) и объяснить происхождение от него сущих (Вселенной). Религиозная мистическая философия (суфизм) искала пути к постижению божественного первоначала через слияние бога с миром. Целью суфизма является воспитание «совершенного человека», свободного от мирской суеты и сумевшего возвыситься над негативными качествами своей природы. Одна из особенностей арабо-мусульманской философии состоит в том, что она развивалась не только на фоне мифологий разных народов и религии (исламе), но и на базе высокоразвитой науки. Расцвет арабской культуры (науки, искусства, техники, медицины) на рубеже I—II тысячелетий отразился на содержании философии. Внимание к опытному знанию и естественнонаучным дисциплинам отличает арабских философов Средневековья от их коллег европейцев. Постепенно у арабов развилась собственная оригинальная философия, в определенной мере связанная с теологией. Философия считалась «Наукой наук» в арабо-мусульманском мире. Арабо-мусульманские мыслители стремились свести философские системы древних в единое универсальное знание. При всей широте интересов можно наметить основной круг тем, рассматривавшихся ими: разум, материя, сущность божества, душа, общее и единое, добро и зло, загробная жизнь, сущность и метод познания, пророчество, молитва, идеальное государство. Арабо-мусульманская философия оказала влияние и на европейскую философию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных