ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Буддизм как религиозно-философское учение.Буддизм-одна из 3х (наряду с христианств и исламом) мировых религий; возникла в Др Индии в VI-V вв. до н. э. Основателем ее считается принц Сиддхартха Гаутама, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой — «просветленным». Хотя БУДДИЗМ развивался как учение, оппозиционное ведическим философско-религиозным системам, всё же он заимствовал некоторые их фундаментальные положения. В Буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление ''изменчивых» форм. Учение БУДДИЗМА заключается в постепенном самоуглублении, в сосредоточенных размышлениях об истинах веры. Основная духовно-практическая идея БУДДИЗМА связана с учением о «четырех благородных истинах»: 1) существует страдание, источником которого служит возобновляющийся цикл рождений и смертей; 2) причина страданий — в помраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве; 3) прекращение страданий — в достижении «просветленного» состояния, при котором можно выйти из кругооборота земного бытия; 4) путь к прекращению страданий состоит в постепенном самоуглублении и приближении к «великой истине», заключающейся в том, что единственная достойная человека цель есть освобождение, свобода от всего, и в т.ч. и от самого себя. Сегодня БУДДИЗМ исповедуют свыше 500 млн. человек. В пантеоне БУДДИЗМА огромное количество богов и святых. Количество священных книг также намного больше, чем в других религиях. В БУДДИЗМЕ отсутствует единое для всех направлений и школ священное писание, а буддийские вероучения имеют между собой гораздо меньше сходных черт, чем учения христ или исламских конфессий. Столь же велико и количество философских школ, связанных с БУДДИЗМОМ. Общим, однако, является признание Будды высшим существом, нирваны как конечной цели освобождения, несмотря на разные интерпретации этих важнейших понятий, а также отрицание существования творца всего сущего.
7)Натурфилософский период в становлении древнегреческой философии: основные школы и понятия Натурфилософия является попыткой рационального объяснения действительности и считается исторически первой формой философии. Она может быть определена как умозрительное истолкование природы. Натурфилософия возникает в период кризиса сознания, пытаясь преодолеть метафоричность мифологического восприятия мира, натурфилософия начинает оперировать понятиями-абстракциями, в которых отражаются явления природы, а так же связи, возникающие между этими явлениями. В этом смысле ранняя философия нацелена на поиск рационального, или представляющегося таковым, истолкования происхождения и сущности природы. Стихийно-материалистические тенденции натурфилософии проявились в стремление придать опытному естествознанию форму осмысления. Ряд выдвинутых древнегреческими натурфилософами гипотез сыграл заметную роль в истории становления науки. В частности, подобным примером может послужить постановка проблемы о первоначале сущего. Первенство в этом вопросе принадлежит одному из легендарных семи мудрецов Фалесу который оказался основоположником демифологического истолкования мира. По его представлению природа управляется не антропоморфными небожителями, а развивается из единого начала, внутренне присущего миру. Таким первоначалом он называет воду. И природные образования, и живые существа рождаются и гибнут, но вода остаётся вечно. За первоначало мира философы природы принимали и другие формы материального мира. Например, Анаксимен утверждал, что все вещи возникают из воздуха и являются его модификациями. Воздух также источник самой жизни. А по Гераклиту начало мира тождественно огню. Мир вообще никогда никем не был создан, он есть “вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий”. При этом и Анаксимен и Гераклит толкуют первоначало не как вещество в обычном смысле, а как источник существования природы и жизни. Другим примером натурфилософских исканий является учение пифагорейцев о числе, согласно которому вещи и числа неотделимы друг от друга. Главная особенность этого учения состоит в утверждении принципиальной несводимости всего существующего в мире к материальной стихии. Число считалось здесь не только своеобразным образом предмета, но и его сущностью. Поздний пифагореизм с числовым выражением отождествлял также понятия как благо, добро, справедливость, добродетель и т.п.У поздних натурфилософов -Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита – проблема первоначала выводится на новый уровень. Так, Эмпедокл предпринимает попытку синтезировать разрабатывавшиеся ранее идеи в истолковании природы сущего. Он называет четыре традиционные стихии(воду, воздух, землю и огонь)элементами, которые являются самотождественными и неизменяемыми субстанциями. Натурфилософское учение Анаксагора интересно тем, что он разрабатывал идею внешней силы, с помощью которой бесформенная и статичная материя приобретает способность к движению. Анаксагор называет подобную силу нусом- т.е умом и придаёт ей характер источника возникновения мира.Таким образом, в натурфилософском миропонимании прослеживается попытка вывести теоретически обобщённое, абстрагированное от природного начала. И в этом плане значение “любомудрия” первых философов природы для всей последующей античной мысли трудно переоценить.
8) Зарождение античной антропологии: софисты, Сократ Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа. Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Посещая занятия софистов, Сократ вступал в дискуссии с многими из них, но больше всего уделял внимание Продику, считая его своим учителем и особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений. Главная цель философии Сократа -восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. В своем стремлении к убедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что он ничего не знает. В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов, человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа--это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика. Он считал, что толкователи мифологии трудятся малоэффективно. Главное содержание, цель философии Сократа-этические вопросы. Аристотель позднее в «Метафизике» скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал»Ум человека, по мнению нашего философа, чреват истинами, которые требуют лишь известного ухода и, в крайнем случае, операции, чтобы явиться на свет Божий. Эти истины подобны младенцам, скрытым в чреве матери, и роль философа в том и сострит, чтобы помочь родильнице-разуму, в ее родах. Сущность сократовского метода: она заключается в достижении положительных заключений путем отрицательных инстанций, а это, как известно, составляет сущность и индуктивного метода. Но несмотря на такие серьезные недостатки диалектический метод произвел целую революцию в приемах греческого мышления: истина перестала приниматься на веру, в силу ли окружающего ее авторитета или «горячего слова убежденья»; она стала объектом разумного понимания, требующим сознательной работы мысли, и покоилась на критически выработанных устоях. С другой же стороны, стал невозможен и догматизм: отрицательный процесс сократовского метода (эленх), подобно тем химическим реактивам, против которых могут устоять одни лишь благородные металлы, безжалостно разрушал все, что покоилось на глиняных ногах: мнения, не имевшие за собой ничего, кроме популярности или привычки, падали и разбивались как истуканы, сброшенные неверующей рукой, и только те из них имели шансы уцелеть, которые могли указать на происхождение более высокое, нежели предрассудок. Истоки древнеиндийской философии, основные понятия и принципы мироотношения. Философские школы Древней Индии. Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы. Ортодоксальные философские школы1. Веданта (IV-II в.в.до н.э.)2. Миманса (VI в. до н.э.)3. Санкхья (VI в. до н, э.)4. Ньяя (II в. до н.э.)5. Йога (IIв.до.н.э.)6. Вайшешика (VI-Vв.в.до н.э.) Неортодоксальные философские школы 1. Джайнизм (VI в. до н. э.)2. Буддизм (VII в.-VI в. до н.э.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|