Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Буддизм как религиозно-философское учение.




Буддизм-одна из 3х (наряду с христианств и исламом) мировых религий; возникла в Др Индии в VI-V вв. до н. э. Основателем ее считается принц Сиддхартха Гаутама, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой — «просветленным». Хотя БУДДИЗМ развивался как учение, оппозиционное ведическим философско-религиозным системам, всё же он заимствовал некоторые их фундаментальные положения.

В Буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление ''изменчивых» форм. Учение БУДДИЗМА заключается в постепенном самоуглублении, в сосредоточенных размышлениях об истинах веры. Основная духовно-практическая идея БУДДИЗМА связана с учением о «четырех благородных истинах»: 1) существует страдание, источником которого служит возобновляющийся цикл рождений и смертей; 2) причина страданий — в помраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве; 3) прекращение страданий — в достижении «просветленного» состояния, при котором можно выйти из кругооборота земного бытия; 4) путь к прекращению страданий состоит в постепенном самоуглублении и приближении к «великой истине», заключающейся в том, что единственная достойная человека цель есть освобождение, свобода от всего, и в т.ч. и от самого себя. Сегодня БУДДИЗМ исповедуют свыше 500 млн. человек. В пантеоне БУДДИЗМА огромное количество богов и святых. Количество священных книг также намного больше, чем в других религиях. В БУДДИЗМЕ отсутствует единое для всех направлений и школ священное писание, а буддийские вероучения имеют между собой гораздо меньше сходных черт, чем учения христ или исламских конфессий. Столь же велико и количество философских школ, связанных с БУДДИЗМОМ. Общим, однако, является признание Будды высшим существом, нирваны как конечной цели освобождения, несмотря на разные интерпретации этих важнейших понятий, а также отрицание существования творца всего сущего.

 

7)Натурфилософский период в становлении древнегреческой философии: основные школы и понятия

Натурфилософия является попыткой рационального объяснения действительности и считается исторически первой формой философии. Она может быть определена как умозрительное истолкование природы. Натурфилософия возникает в период кризиса сознания, пытаясь преодолеть метафоричность мифологического восприятия мира, натурфилософия начинает оперировать понятиями-абстракциями, в которых отражаются явления природы, а так же связи, возникающие между этими явлениями. В этом смысле ранняя философия нацелена на поиск рационального, или представляющегося таковым, истолкования происхождения и сущности природы. Стихийно-материалистические тенденции натурфилософии проявились в стремление придать опытному естествознанию форму осмысления. Ряд выдвинутых древнегреческими натурфилософами гипотез сыграл заметную роль в истории становления науки. В частности, подобным примером может послужить постановка проблемы о первоначале сущего. Первенство в этом вопросе принадлежит одному из легендарных семи мудрецов Фалесу который оказался основоположником демифологического истолкования мира. По его представлению природа управляется не антропоморфными небожителями, а развивается из единого начала, внутренне присущего миру. Таким первоначалом он называет воду. И природные образования, и живые существа рождаются и гибнут, но вода остаётся вечно. За первоначало мира философы природы принимали и другие формы материального мира. Например, Анаксимен утверждал, что все вещи возникают из воздуха и являются его модификациями. Воздух также источник самой жизни. А по Гераклиту начало мира тождественно огню. Мир вообще никогда никем не был создан, он есть “вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий”. При этом и Анаксимен и Гераклит толкуют первоначало не как вещество в обычном смысле, а как источник существования природы и жизни. Другим примером натурфилософских исканий является учение пифагорейцев о числе, согласно которому вещи и числа неотделимы друг от друга. Главная особенность этого учения состоит в утверждении принципиальной несводимости всего существующего в мире к материальной стихии. Число считалось здесь не только своеобразным образом предмета, но и его сущностью. Поздний пифагореизм с числовым выражением отождествлял также понятия как благо, добро, справедливость, добродетель и т.п.У поздних натурфилософов -Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита – проблема первоначала выводится на новый уровень. Так, Эмпедокл предпринимает попытку синтезировать разрабатывавшиеся ранее идеи в истолковании природы сущего. Он называет четыре традиционные стихии(воду, воздух, землю и огонь)элементами, которые являются самотождественными и неизменяемыми субстанциями. Натурфилософское учение Анаксагора интересно тем, что он разрабатывал идею внешней силы, с помощью которой бесформенная и статичная материя приобретает способность к движению. Анаксагор называет подобную силу нусом- т.е умом и придаёт ей характер источника возникновения мира.Таким образом, в натурфилософском миропонимании прослеживается попытка вывести теоретически обобщённое, абстрагированное от природного начала. И в этом плане значение “любомудрия” первых философов природы для всей последующей античной мысли трудно переоценить.

 

 

8) Зарождение античной антропологии: софисты, Сократ

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа. Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Посещая занятия софистов, Сократ вступал в дискуссии с многими из них, но больше всего уделял внимание Продику, считая его своим учителем и особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений. Главная цель философии Сократа -восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. В своем стремлении к убедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что он ничего не знает. В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов, человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа--это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика. Он считал, что толкователи мифологии трудятся малоэффективно. Главное содержание, цель философии Сократа-этические вопросы. Аристотель позднее в «Метафизике» скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал»Ум человека, по мнению нашего философа, чреват истинами, которые требуют лишь известного ухода и, в крайнем случае, операции, чтобы явиться на свет Божий. Эти истины подобны младенцам, скрытым в чреве матери, и роль философа в том и сострит, чтобы помочь родильнице-разуму, в ее родах. Сущность сократовского метода: она заключается в достижении положительных заключений путем отрицательных инстанций, а это, как известно, составляет сущность и индуктивного метода. Но несмотря на такие серьезные недостатки диалектический метод произвел целую революцию в приемах греческого мышления: истина перестала приниматься на веру, в силу ли окружающего ее авторитета или «горячего слова убежденья»; она стала объектом разумного понимания, требующим сознательной работы мысли, и покоилась на критически выработанных устоях. С другой же стороны, стал невозможен и догматизм: отрицательный процесс сократовского метода (эленх), подобно тем химическим реактивам, против которых могут устоять одни лишь благородные металлы, безжалостно разрушал все, что покоилось на глиняных ногах: мнения, не имевшие за собой ничего, кроме популярности или привычки, падали и разбивались как истуканы, сброшенные неверующей рукой, и только те из них имели шансы уцелеть, которые могли указать на происхождение более высокое, нежели предрассудок.

Истоки древнеиндийской философии, основные понятия и принципы мироотношения. Философские школы Древней Индии.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы. Ортодоксальные философские школы1. Веданта (IV-II в.в.до н.э.)2. Миманса (VI в. до н.э.)3. Санкхья (VI в. до н, э.)4. Ньяя (II в. до н.э.)5. Йога (IIв.до.н.э.)6. Вайшешика (VI-Vв.в.до н.э.) Неортодоксальные философские школы 1. Джайнизм (VI в. до н. э.)2. Буддизм (VII в.-VI в. до н.э.)
3. Чарвака-локаята.Ортодоксальные философские школы - признающие в качестве главного авторитета авторитет Вед. Неортодоксальные школы - не признающие ведические тексты в качестве главного авторитета. Так, вайшешика - древнеиндийская материалистическая школа. Это первая школа атомизма. Ее целью было - достижение избавления от страданий через истинное познание. Субстанций, по ее мнению, пять: вода, земля, свет, воздух, эфир. Это физические элементы, которые сами состоят из вечных, неделимых атомов. Все действия атомов восходят к воле Бога.Другая школа - чарвака-локаята - тоже древнейшее материалистическое учение, но другой традиции: эта школа отрицала существование другого мира, кроме материального. Веданта - философская школа, непосредственно опирающаяся на Веды. Веды рассматриваются в ней в качестве священного источника, подобно древнееврейской Библии в иудаизме или Новому Завету в христианстве. Мир в представлении веданты - это школа жизни для каждого человека. Джайнизм возник в 6 в. до н.э. на почве несогласия с социальной дифференциацией, освященной Ведами. Джайнизм – это "школа мудрецов".Основное содержание философии джайнизма – этика, учение об избавлении от "страстей", победе над ними. Целью джайнизма является освобождение от разного рода телесной зависимости. Человек должен быть развит духовно. Если его душа тождественна телу, то он не может быть свободным и нравственным.Цель учения джайнизма – получение знания, которое освободит душу человека. Одно из средств такого освобождения – этика аскетизма. Буддизм возник в 7-6 в.в. до н.э. Основный смысл буддизма выражен в учении Будды, основателя учения, о "четырех благородных истинах", или в "истинах о страдании".

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных