Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Жена Лота, дочери Лота




 

Лоту было сказано выйти из Содома и не оглядываться.

26 ст 19 гл «И оглянулась жена его вспять и бысть соляной столп». Столп в еврейском языке это не столб, а это тот, кто поставлен «нициф». Если человек поставлен на службу, то он приставник. Если многие поставлены, то они ставленники, гарнизон, пост, отряд. То есть, жена Лота преарстилась в пост соляной. Жена Лота как бы стоит на посту. Это, для нас, этот пост для нас знак. И мы должны его понимать. Что это не столб, а это пост, и он поставлен для того, чтобы служить нашему пониманию каких-то духовных истин.

Почему ангелы сказали Лоту «не озирайся вспять»? И почему обернулась жена? И почему она превратилась в соляной столп?

Если я смотрю на предмет, то я воздействовую на него. Следовательно, и он воздействует на меня. Так считали древние. Греки, например, полагали, что зрение есть истечение мельчайших частиц, оно идёт от глаза к предмету и от предмета к глазам. На некоторые вещи нельзя смотреть. В мифологии, когда герой выходит из предисподней, он не должен оборачиваться. Но всё-таки, почему обернулась жена? Возможно такое мнение: она не могла не обернуться. Один из русских писателей, величайших, их тех, кто много думал о природе греха, он в своей повести выйскивает причину страшной гибели героя от нечистой силы. Автор ищет как бы првопричину греха в человечестве. Первое греховное греховное движение души это неодолимое, почти непроизвольное движение взора, похоть очей, одно маленькое движение глаз – посмотрел и тебя увидели, увидели и убили. Это «Вий» Гоголя.

Однако, вот, эти все соображения, которые я привёл, это всё соображения по поводу. Соображений может быть много, а ключь к истолкованию символа «жена Лота» нужно искать в Евангелии. Жена Лота почему-то превратилась в соляной столп, почему?

Окрестность Содома была очищена. «Как было во дни Лота..» Говорит Христос «…ели, пили покупали продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, одождил Господь огонь и серу с неба и погубил всех. Так будет в день, в который Сын человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, не обращайся вспять. Вспоминайте жену Лотову.» Это слова Христа (Лк 17 гл). Вспоминайте жену Лотову. Что говорит Господь? Бывает такое время в жизни человека, и такие периоды в истории, когда делом спасения нужно заниматься каждое мгновение. В истории такие периоды короткие. И не многим избранным Христос говорил: оставь всё и следуй за Мной. Однако, для каждого человека, когда приходит настоящая теснота, становится абсолютно необходимым оставить всё и идти по пути спасения. Раньше человек принуждал Бога оказать ему милость. Но приходит минута, и теперь милость принуждает человека спасаться. В тот день, решительный день, в тот день нужно вспомнить жену Лотову. Спасение человека не есть продолжение естественного развития человека и человечества. Приход Спасителя был событием чрезвычайным. И чтобы принять спасение от Спасителя, нужно быть готовым на то, чтобы покинуть естественное течение жизни. Приход Спасителя был событием чрезвычайным, и чтобы принять спасение, нужно выбиться из колеи, покинуть привычное естественное течение жизни. Спасение по смыслу слова предполагает необходимость чрезвычайных мер. Когда приходят вместе спасение и суд, это грань жизни, и тогда нужно с решимостью покинуть привычное и обжитое. Решимость спасаться абсолютно необходимо для спасения. Решимость спасаться это очень важное качество, необходимое. В противном случае само естество человека терпит превращение, превращается в соляной столп.

Когда ангелы говорили Лоту «не озирайся вспять» это означало «будь решителен и помни, что тебя помиловали, не оглядывайся на тех, кого не помиловали». А иначе что будет? А почему жена Лотова превратилась именно в соль? Окрестность Содома была очищена, а жизнь там уничтожена посредством серы и огня. Уничтожает и очищает сера, уничтожает и очищает огонь, уничтожает и очищает соль. Взглянув на то, что подлежит сере и огню, жена Лота превратилась в соль. Был человек стал столп соли. Это называется «превращением» или «катастрофа». Жена Лота превратилась в соляной пост. И нам необходимо помнить о ней, помнить о том, что спасение есть, всё таки, событие в нашей жизни чрезвычайное. И необходима решимость, чтобы спасаться, и в этот момент нужно не оглядываться, когда тебя помиловали, и не оглядываться на тех, кого не помиловали.

Жена Лота превратилась в соляной пост. Но не одна жена Лота посмотрела на Содом. Авраам также смотрел на Содом. Оба события происходили одновременно, утром.

27 ст 19 гл «Поднявшись же утром Авраам пошёл на место, где он стоял пред Господом». Так, Авраам пошёл на место, где он стоял пред Господом. От Хеврона, где жил Авраам, до Содома, примерно 40 километров. Какую-то часть этого пути по направлению к Содому прошёл Авраам и оттуда увидел место катастрофы.

28 ст «И воззрел Авраам на лицо Содома и Гоморры и на лицо земли окрестной и увидел. И вот восходил пламень земли, как дым печи». Картина жуткая. Не потому только, что печь имеется в виду плавильная, или для обжига (евр. «кефшан»), которая сильно дымит. Такая же печь упомянута при описании знамения на горе Синай. Это дым густой как туча. Авраам увидел картину того, что такое превращение или ниспровержение или карастрофа. Была круглая долина, где располагалось пятиградие. Она орошалась как Рай Божий. А в Раю пар восходил от Земли и орошал всё лицо Земли, сказано. Теперь же восходил дым земли как дым печи. Вот, катастрофа! Авраам увидел горящую и дымящуюся землю. Он видел то же, что видела жена Лота. Почему жена Лота погибла, а Авраам – нет? Давайте спросим. Почему жена Лота погибла, превратилась в соляной столп, Авраам смотрел на тот же самый предмет и остался жив?

Если Авраам и жена Лота видели одно и то же, то дело очевидно не в самой картине катастрофы. Жена Лота поззрела вспять, Авраам воззрел на лицо Содома и Гоморры, в этом различие? Или нет? Лоту с семейством было сказано не оборачиваться. Аврааму ничего такого не говорили, чтобы он туда не смотрел, в этом различие? Нет. Ответ где нужно искать ответ, когда мы сталкиваемся с серъезными затруднениями по смыслу? Где мы имеет ответ на сложные места в Ветхом Завете? Ответ в Евангелие.

Читаем в Евангелие, что спасение происходит через Сына Божьего. «И суд и спасение Отец отдал в одни руки» он отдал их Богу Сыну. Иначе быть не может. У кого спасение, у того и суд. Бог судит только после того, как Он спасающихся спас. Смотирте, Бог судит только после того, как Он тех, кто хотел спасаться, спас. Содом – пример того, как совершается суд для нечестивых. Это превращение, катастрофа, крайняя точка гнева Божьего. Весь суд, сказано в Евангелии от Иоанна 5 гл 22 ст «Весь суд» имеется в виду до конечной катастрофы «отец отдал Сыну». А с другой стороны, всякий, кто верит в Сына, как в Сына. Всякий. Суду не подлежит. Он не подсуден. (Ев. Иоанна 5 гл 24 ст) «Истинно, истинно говорю вам, слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». Вот какой человек Авраам. То, что Авраам смотрит на горящий Содом, как жена Лота, но она мертва, а он жив, есть свидетельство веры Авраамовой. Когда Аврааму явилась Троица, Господь сказал ему, что познал его. Но это значит, что и Авраам нечто познал в Боге. Если Бог познал Авраама, то и Авраам познал нечто в Боге. Авраам стал ходатаем о спасении: помните, как он заступался за жителей Содома. Авраам стал ходатаем о спасении, и вера Авраамова тогда сделала ещё один шаг. Это стала вера спасительная. Авраам – сын Божий, ещё ближе усыновился Богу. Вера спасительная это такая, когда человек не идёт на суд. Вот, что значит верить. Вот есть такой этап движения по пути веры, когда человек уже на суд не идёт. Это вера спасительная. Он достигает это. Человеку дано было это достичь. Ветхозаветному человеку, такому как Авраам.

И эту мысль нельзя потерять. Вера спасительная это такая, когда человек уже на суд не идёт. Нельзя потенять эту мысль, поэтому Писание делает обощающее заключение ко всей истории Содома. Лот спасён не потому, что был праведен. А Лот был праведен. Но Лот спасён не потому, что был праведен, а потому, что Бог вспомнил Авраама. Когда завершался Потоп, Бог вспомнил Ноя. Это 8 гл 1ст. Когда Бог судил Содом, Бог вспомнил Авраама. И вот, завершающий по смыслу весь эпизод стих это 29 ст 19 гл.

«И было, когда истребил Господь все города страны той, вспомнил Бог Авраама и выслал Лота из среды ниспроверщения, когда ниспроверг Господь города, в которых обитал Лот». То есть, Лот был праведник. Лот был удивительный, удивляющий человек. Бог не погубит праведного с нечестивым, однако в спасении Лота из Содома, Писание выделает, что Лот получил спасение через Авраама. И всё сошлось у нас. Вера Авраама стала спасительной для Лота. Верующий человек становится источником веры для других.

Когда у человека вера спасительная, она спасительная для других. Стяжи веру спасительную и многие вокруг тебя спасутся. Что такое спасительная вера, Писание расскажет в отдельном богословском сюжете, когда Авраам и Сарра окажутся в Гераре. Это гл 20.

А сейчас другой сюжет, который тоже имеет отношение к теме спасения. Этот сюжет – дочери Лота. Мы рассказали о жене Лота, теперь – другой сюжет. Дочери Лота.

В истории семейства Лота тема спасения делает самый неожиданный поворот. Это история о дочерях Лота, которые пожелали избегнуть уничтожения их рода.

30 ст 19 гл «Поднялся же Лот из Сигора и поселился в горе сам и обе дочери его с ним ибо он убоялся селиться в Сигоре и вселился в пещеру сам и две дочери его с ним». Ну замечательно, никакой благодарности. Спаситель Сигора. А ведь он спас Сигор. Этот город спас Лот, помните. Никакой благодарности спаситель Сигора не получил. И пришлось ему по слову ангелов по слову ангелов, та кему и сказали 17 ст 19 гл. Пришлось Лоту жить в горе (т.е. в пещере). Сказала же первородная к младшей. Это очень редкое слово употребление. Первородная по отношению к дочери. «Сказала же первородная к младшей: отец наш стар и никого нет на Земле, кто войдёт к нам, какой есть путь всей Земли» Никто не войдёт к нам, каков есть путь всей земли. Еврейское выражение «идти в путь всей земли» означает умирать. С такой же неизбежностью, как люди должны умирать, женщины должны рождать. Вот такое убеждение было у старшей дочери Лота, которая названа и ощущает себя как первородная. То есть, она также, с такой же неизбежностью, как люди умирают, с такой же неизбежностью они должны зачать и родить. Вот так она убеждена. То есть, ради спасения рода дело, которое она задумала… смотрите какой поворот сюжета. Ради спасения рода дело, которое она задумала не противоестественное, но естественное. А задумала она что?

«Приди, напоим отца нашего вином и приспим с ним и сохраним в живых от отца нашего семя». Замечательная мысль. Сохраним вживых семя. На греческий перевели неудачно. «Восстановим семя». Неудачный перевод, потому что здесь речь о другом. Действительно был обычай восстановить семя умершему брату. Затем был закон восстановить имя умершему брату. Дочери Лота совсем другое делают. Они сохраняют вживых семя отца внутри себя как в Ковчеге. Именно так должен был делать Ной – вводить в Ковчег животных, чтобы сохранить в живых. Так сказано «сохранить в живых». Имеется в виду саму их породу. Эта параллель с историей Потопа говорит, что дочери Лота исполняли, как они его поняли свой долг – спасение рода человеческого. Замечательно, что и Златоуст так думает: «Дочери думали, что всё в мире совершенно погибло. То, что при других условиях было бы извращением, в контексте Библейской истории выглядит как подвиг».

33 ст «Напоили же они отца своего вином в ночь ту и вошедше первородная преспала с отцом своим той ночью и он не ведал, когда она приспала и когда встала. Было же наутро и сказала первородная младшей: вот я преспала вчера с отцом нашим, упоим его вином и в эту ночь и ты вошедши преспи с ним и сохраним в живых от отца нашего семя. Упоили же и в ту ночь отца своего вином и восшедше младшая преспала с отцом своим и он не ведал когда он преспала и когда встала. И зачали обе дочери Лота от отца своего и родила первородная сына и назвала имя ему Моав, говоря от отца моего.» Сей отец моавитян до нынешнего дня. «Родила же и младшая сына и назвала имя ему Бенами, сын народа моего» Сей отец аммонитян до нынешнего дня. Имя Моав «миав» означает «от отца». Моавитяне жили к юговостоку от Мертвого моря. И, кстати, Моавитянкой была Руфь, прорадительница царя Давида, она упомянута в родословии Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. «Бен ами» переводится «сын народа моего». Аммонитяне жили к северо-востоку от мертвого моря. То есть, и Моав (моавитяне) и Бенами (аммонитяне), они жили на востоке от мертвого моря.

Златоуст пишет так: «Никто да не дерзнёт осуждать праведника и дочерей его, как будто такое кровосмешение произошло от невоздержания. Обрати своё внимание на цель и ты освободишь их от всякого осудения. Дочери думали, что всё в мире совершенно погибло. Они говорят: чтобы не прекратился род наш и нам не подвергнуться совершенному уничтожению, упоим отца нашего вином, так как отец наш сам никогда не потерпит и слышать об этом. Лот же подвергся опьянению не столько от невоздержания, сколько от скорби душевной и свыше устроено было так, что по причине глубокого сна и омрачения от вина он вовсе не знал случившегося». Таково рассуждение Златоуста. Обратим внимание, как святитель умеет избегнуть осуждения. Это качество его писаний. Златоуст мастер в этом отношении. Когда он рассуждает, он умеет не осуждать. И Златоусту вторит русский философ Розанов, он тоже не дерзает осуждать Лота и его дочерей и очень уместно добавляет, что ведь зачатие произошло и у старшей и у младшей дочери с одного разу, и они родили сыновей, и от сыновей произошли народы. Такие вещи не происходят сами собой.

Дочери Лота совершили противоестественное дело. На него можно взглянуть как на извращение. Тогда дочерей Лота нужно поместить в один разряд, или близко к нему, с жителями Содома. Также дочерей Лота можно сопоставить с их матерью. Жена Лота, когда увидела превращение Содома, жители которого превратили свою человеческую природу, сама превратилась в соляной столп, а после и её дочери решились на противоественное зачатие. Нет. Не об этом нам говорит Писание. И не так толкует нам Златоуст. Если осудить дочерей Лота, как виновниц кровосмешения, вот нельзя этого делать. Но если осудить дочерей Лота как виновниц кровосмешения, то потеряется богословский смысл этого сюжета. Писание помещает дочерей Лота в один разряд с Авраамом и Лотом. История с дочерями Лота занимает своё место в том разделе учения о Спасении, которое посвящено проработке сложной темы «спасение и суд». Вот куда вписывается этот богословский сюжет «дочери Лоты». Этот богословский сюжет вписывается в сложную тему «спасение и суд». После того, как Лот был спасён из города, подвергшегося суду, его дочери желают послужить спасению своего рода, и совершают дело с крайней степенью дерзновения. Дочери Лота представляют свои тела как кивот для семени отца. Поскольку речь заходит о спасении, у Авраама, у Лота, у дочерей Лота дерзновение есть общая черта. Дерзновение необходимо для спасения. Писание как бы говорит нам и повторяет как хороший учитель. Три раза повторяет. Чтобы спасаться нужна решимость. Эту решимость ничем нельзя ослабить. В каком-то смысле она должна быть безоглядной. Спасение человека не есть продолжение естественного развития человека и человечества. Чтобы спастись, нужно уметь с решимостью покинуть естественное течение жизни. Отсюда и происходит дерзновение Авраама пред Богом, дерзновение Лота пред Богом и против естества поведение дочерей Лота. Таким образом, тема «спасение и суд» в Книге Бытия исчерпана. Но тема спасения не исчерпана. Она продолжается. Тема спасения поднимается на следующую ступень. Это будет большая тема, тема многих бесед: «Ветхий завет и Спасение».

 


 

Вера спасительная

 

После суда над Содомом и событиями, которые произошли с Лотом, его женой и дочерьми, повествование возвращается к Аврааму и Сарре. И тема спасения через Сарру и Авраама получает дальнейшее развитие. То есть тема спасения продолжается, но она входит как бы теперь в другую область.

Ветхий завет и спасение - вот тема ближайших наших бесед.

Ко времени суда над Содомом Авраам и Сарра, муж и жена это Церковь. Члены той Церкви были испытаны доброй вестью. Вот есть и такие испытания. И эти испытания очень не простые. Они были испытаны, Авраам и Сарра, были испытаны доброй вестью. У Авраама и Сарры должен родиться сын. И оба рассмеялись. Авраам от радости, Сарра – от недоверия. Церковь, можно сказать, нуждается в укреплении веры, это касается Сарры, и в том, чтобы вера Авраама явилась миру. И это будет одно спасения. Укрепление веры это будет для Сарры, а вера Авраама, уже совершившаяся, вера спасительная. Я не правильно сказал «совершившаяся». Есть ещё несколько ступеней совершенства, но вот вера Авраама, она стала спасительная, она должна явиться миру.

Сарра не могла поверить. Теперь она должна вновь проявить главную добродетель жены. Вспоминайте, братья и сестры, какова главная добродетель жены. Вот сейчас про себя кто-то думает: целомудрие, терпение, послушание, чадородие. Ничего подобного. Главная добродетель жены в том, что спасение произойдёт через жену. Вот что должно явиться. Это будут события в Гераре. К этому времени вера Авраама стала спасительная, и она явится в чужом народе. И в следующем богословском сюжете мы увидим, что спасение произойдёт по молитве праведника, Авраама.

Спасение по молитве – важнейшая тема. Спасение по молитве праведника, и он назван в этой связи пророком. Этот сюжет – Авраам и Сарра у Авимелеха. Начинаем его изучать.

Авраам больше не может жить в хевроне. Вероятно потому, что из соседней котловины, что была когда-то долиной Сидим, поднимались серные газы. Авраам вынужден сняться с места и уйти из Хеврона.

1 ст 20 гл «И двинулся от туда Авраам в землю на юг и поселился между Кадисом и между Суром и обитал в Гераре». Кадис и пустыня Сур это юг и юго-запад от Хеврона. Герар это город Филистимлян, недалеко от Газы. Он находился примерно в 90 км к северу от Кадиса. Ну, во всяком случае, этот город Филистимский, недалеко от Газы, Герар.

«Сказал же Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя, ибо он убоялся сказать она жена моя чтобы не убили его мужи города того за неё.». Послал же Авимелех, царь Герарский и взял Сарру. Так, будем разбираться. Во-первых Авимелех. Авимеле, это имя означает «отец мой царь». И могло служить титулом Филистимских царей, как например фараон у Египтян. То есть, может быть это и не собственное имя «Авимелех». Так, опять Авраам говорит о Сарре, жене своей «она сестра моя», вот, и Авимелех берёт Сарру ко двору.

Так, вспоминаем, много лет назад, когда уже тогда Сарра была пожилой женщиной, вельможи Фараона увидели, что Сарра вельможна (12 гл 15 ст). Вельможи увидели, что Сарра вельможна. Сарра значит «госпожа» вельможная. И взяли её ко двору Фараона. Теперь Сарра уже точно совершенно, старая женщина. Он она внушительна и в старости. Её берут ко двору Авимелеха. Филистимский царь мог желать через сестру Авраама укрепить свой союз со влиятельным домом Авраама. Авраам и Сарра попадают в ту же самую ситуацию, что много лет назад в Египте.

Если мы найдём различия между этими двумя сюжетами «Авраам и Сарра в Египте» и «Авраам и Сара в Гераре», то почувствуем, как движется и как далеко ушла богословская мысль Книги Бытия. То есть, Авраам и Сарра в Египте – это один богословский сюжет. Авраам и Сарра в Гераре это совершенно другой богословский сюжет. И мы должны найти различия между ними, несмотря на то, что внешний рисунок событий один и тот же «Авраам сказал она моя сестра».

Итак, что нового сравнительно с Египтом, приключилось, с Авраамом и Саррой в Гераре?

3 ст 20 гл «И пришёл Бог к Авимелегу во сне ночью и сказал: вот ты умираешь за женщину, которую ты взял. Она же замужем за мужем» (это с еврейского я перевёл «веолад баал») Замужем за мужем. То есть, противоестественно иметь отношения с мужней женой.

Вот пришёл Бог и сказал нечто Авимелеху. Вещие сны были. Вещи явления во сне позднее были Фараону (это 41 гл Быт). Затем – Новохудоносору - это Книга Даниила 4 гл. То были вещие сны от Бога. Но ни о египетском и о вавилонском царе не сказано как о царе филистимском, что Бог пришёл к нему во сне. Авимелех не Фараон и не Новохудоносор. Авимелех желал быть справедливым и благочестивым. Это важное обстоятельство. Следы истинного богопочетания ещё не исчезли у этого племени Филистимлян. Значит, Бог явился и сказал в прямой речи. Понимаете, ничего истолковывать не надо. Это удивительное явление. Авимелех всё-таки был человек необыкновенный среди язычников.

4 ст «Авимелех же не прикоснулся к ней и он сказал: Господи, народ не ведущий и праведный погубишь?». Вот речь филистимлялила Авимелеха напоминает речь праведного Авраама. Нет погибели праведному с нечестивым. То есть, ну не верит Авимелех, что Господь погубит невинного человека и невинный народ. И к тому же, в устах царя самоопределение народа Фелестимского весьма высокое. Во-первых, это народ не ведующий о невольном преступлении царя. А разве Господь карает за преступление, если оно совершено в неведении? Вот таково благочестие язычника. И второе: «народ праведный» говорит он о своём народе. Во всяком случае таким он хочет его видеть.

«Не сам ли мне он сказал: она сестра моя. И она, также и она сказала мне «он брат мой». В простоте сердца моего и в чистоте рук моих я сотворил сие». Похоже царя больше всего удивило поведение Сарры. Вот так в тексте звучит. «И она, также и она сказала мне». И дальше «в простоте сердца моего и в чистоте рук (ладоней) моих..». Главный аргумент Авимелеха: невинного нельзя карать. Простота.. вот, в простоте сердца. Здесь еврейский термин «том». Он соотносится с целостностью. А чистота – она соотносится с невинностью. В псалме сказано так: «омою в чистоте руки (ладони букв.) мои». То есть, жест омовения рук, как знак невинности (помните его совершил Пилат) был понятен жителям Востока.

Заметим ещё одно удивительное обстоятельство. Разговор происходит во сне. То есть, царь ведёт себя во сне. То есть, это всё-таки не сознательное состояние души, но царь отвечает вполне сознательно во сне. То есть, где-то на очень глубоком уровне своего существа царь уверен, что невиновен, а Бог таков, что невиновного не покарает.

«Сказал же ему Бог во сне». Ну это просто удивительно. Это совсем не то, что вещие сны Фараону или Новохуодоносору, которые нуждались в толковании и в толкователе. Это путь и во сне, но, обратите внимание, беседа была эта Бога с царём филистимским, с царём языческим. Бог есть Бог обрезанных и не обрезанных. Бог беседует с царём языческим, который желает быть праведным, Он беседует с ним во сне.

«Сказал же ему Бог во сне: и Я познал, что в простоте сердца ты сотворил сие. И сохранил Я тебя, чтобы ты не грешил ко Мне. Сего ради я не попустил тебе прикоснуться к ней». Сохранил Я тебя. Вот так сказано. Ну, есть такие эпизоды в св. Писании, где отчётливо говорится, что Господь хранил от зла. Вот в 1 кн. Царств это царь Давид говорит, когда Господь удержал его от пролития невинной крови. Яхве раба своего сохранил от зла. Господь хранит от зла. В данном случае Господь сохранил от зла язычника. Чтобы ты не грешил ко Мне, говорит Господь.

Златоуст поясняет: «Авраам и Сарра Мои. И всё случившееся хорошее или худое отношу к Себе». Ну что здесь можно сказать. В отношении Авраама и Сарры царь Филистимский вёл себя безупречно. Наказывать Авимелеха на за что. О чём здесь вообще говорить! Нет, есть о чём. Потому что речь идёт о спасении. А для спасения не достаночно невиновности.

Вот, братья и сестры, вот эта вот мысль она тяжелая для восприятия и, может быть и сердце сопротивляется, но нужно это всё-таки постичь, что для спасения не достаточно невиновности. Авимелех справшивает: за что? А Господь отвечает: «ни за что». «Я же невиновен» говорит человек. А Господь отвечает: «ты невиновен, но ты погибаешь». Таков мир после грехопадения. Она, вообще, такая истина страшная. Но её надо пережить: для спасения не достаточно невиновности. В истории с царём Филистимским звучит вопрос о грехопадении. «Если Адам и Ева согрешили, за что я погибаю»? А ответ лежит совсем в другой плоскости чем задан вопрос «В мире, где есть воздаяние равным за содеянное, нет спасения». Если человек не признаёт, что он пусть и невинное терпит и это праведно, такой человек не сможет принять помощь Спасителя, Который невинно пострадал. То есть, человек должен признать, что он пусть и невинен, но страдание терпит, и это праведно, и тогда он сможет принять помощь Спасителя, Который мы точно знаем, Который был без греха, что Он невинно пострадал. То есть, движение навстречу Спасению идёт вразрез со всей логикой мира сего, который хочет наказывать за вину и воздавать по заслугам.

Человек спасается лично, но если он говорит «моё спасение» - он погиб. «Я невинен и я спасаюсь» - человек погиб. Спасение требует не только чрезвычайных мер по спасению, оно требует изменить взгляд на расстановку сил мироздания. На одной чаше весов может оказаться масса разбойничьих дел. А на другой чаше – опознание, что рядом - страдающий невинно. И последнее перевесит и разбойник спасётся.

Во веремена Авраама дело спасения человеческого рода висело на тонкой струнке одного человеческого сердца. И за этот, можно сказать, волосок, Господь вытащил грешных из погибели. Человек может быть невиновен, как Авимемлех. Человек может быть праведен как Лот. И то и другое оказывается несоизмеримым с той милостью, которая нужна для спасения. Сравнительно с ней, невинность и праведность человека – ничто. Тяжелая мысль, но её нужно пережить. Когда Бог говорит человеку: «вот ты невинный, но погибаешь». Человек должен духом понять, что перед лицом смерти человек нищ и пуст.

Что же будет с Авимелехом? Разбирается конкретное дело «говар». Авимелех и, как будет сказано в конце истории, весь его дом, наказаны по делу «алдевар» Сарры, жены Авраама.

Господь продолжает 7 ст 20 гл «Ныне же отдай жену мужу ибо он пророк. И помолится о тебе и жив будешь. Если же не отдашь, познай, что умереть умрёшь ты и всё твоё». «Умереть умрёшь» означает – «непременно», «иначе не может быть».

Вот новый богословский сюжет – спасение язычника. Ни о чём подобном не шла речь, когда Авраам и Сарра оказались в сходной ситуации в Египте. Спасение язычника. Во-первых, какого язычника. Во-вторых, каково спасение.

Благочестие Авимелеха твёрдо держится на двух основанияю: Бог не карает за грех, совершённый в неведении. Его народ и он сам в этом деле праведный. Чисты, просты, невинны. И мы понимаем, что не даром Авимелех был удостоен посещения во сне от Бога. Этот язычник имеет понятие о праведности, о том, что Бог не совершит неправды, и этот язычник желает быть праведным. Авимелех это ещё один урок о спасении. А все наши беседы в нашем цикле, они посвящены спасению. Авимелех это ещё один урок, о том, что такое спасение. Из него мы узнаём, что невинность, понятие о праведности, вера, что Бог благ, желание быть праведным и даже сама праведность не достаточна для спасения. Для спасения нужен Спаситель. А в эпоху Ветхого Завета – тот, кто не Него указывает. А кто на Него указывает? Это Авраам. Спасение произойдёт, когда придёл человек Господь с Неба - Христос. Человек – Господь с Неба придёт когда, то спасение произойдёт. По плоти это человек, Христос, произойдёт от Авраама. Как в истории Лота: «вспомнил Бог Авраама и был спасён Лот». Так теперь Авимелех получает спасение через Авраама. Одако есть и различия.

За Лота, приобщённого к Откровению, Авраам мог ходатайствовать даже с некоторым правом, а по сути дерзко. О спасении язычника, который желает держаться праведности, Авраам может молиться. Вот что! И Господь велит Аврааму молиться за язычника. И понятным становится, почему первым из людей именно Авраам назван «нави» - пророк. О чём пророчествовали пророки? О Мессии, Христе, Иисусе. О чём пророчествовал Авраам, если он ничего не изрёк о Мессии? Авраам делом пророчествовал, также и Ной когда строил Ковчег, делом проповедовал («проповедывал» говорит ап. Пётр во втором послании 2 гл). Ной проповедывал. А где же он проповедывал, если он ничего не говорил? А он строил Ковчег и тем проповедывал. И так же делом проповедывал Авраам. Авраам должен помолиться за язычника, желающего быть праведным. Авраам действием пророчествовал о Христе, Который примет в Новый Завет обрезанных и не обрезанных. Авраам – первый пророк. Авимелех – первый образ язычников, которые спасутся.

Главным пророческим действием первого пророка была молитва не о чём-то, а молитва за кого-то - «баат» по-еврейски. Так молились за народ Авраам, Моисей, Самуил. В спасении Авимелеха Авраам не посредник, не ходатай, не молитвенник. Он – пророк. Это значит, что в Аврааме действует Спаситель. И само действие Авраама по этому пророческое о Спасителе.

8 ст 20 гл «И встал утром рано Авимелех и позвал всех слуг своих и сказал все слова сии в уши их. Убоялись же все человеки весьма. И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что это ты сотворил нам? Разве чем мы согрешили на тебя, что ты навёл на меня и на царство моё грех великий? Дела, какие не делаются ты сделал со мной.. (это оборот внутреннего содержания с отрицанием. То есть это упрёк в противоестественном поведении.). Дела, какие не делаются ты сделал со мной. И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, что сотворил такое?». А вот теперь представим, что Авимелех, он весьма убоялся явления Божия. Однако во сне и одинаково же на яву, царь так уверен, что Бог не сотворит неправды, что всё дело во-первых Авимелех предаёт огласке, а во-вторых он не смущается допрашивать Авраама. Он публично допрашивает Авраама, зная, что от Авраама зависит спасение всего народа. Вот это свидетельство праведности филистимского царя! Такой он был человек. Решительный и убеждённый в своей правоте.

Прозвучал вопрос: «в чём был твой замысел, Авраам» как бы спросил его филистимский царь.

11 ст «Сказал же Авраам: потому что я сказал в себе, ведь нет страха Божия на месте сем, и убьют меня ради жены моей, ибо истинно она и сестра моя по отцу, но ое по матери стала она мне женой. И было, когда вывел меня Бог из дома отца моего, и я сказал ей: милость такую сотвори для меня во всякое место, если куда придём там говори обо мне, что он брат мой». Что говорит Авраам: «и я правдив, просто мы не всю правду тебе сказали, потому что мы сговорились с женой объявлять. Но ведь мы и не лгали». Авраам объясняет, что поскольку такой договор с Саррой был заключён при самом начале странствий, никакого умысла лично против Авимелеха здесь не было. То есть, лично Авимелеху Авраам зла не желал. Вот такая его позиция.

«Взял же Авимелех тысячу дидрахм, овец и тельцов и рабов и рабынь и дал Аврааму и отдал ему Сарру, жену его, и сказал Авимелех Аврааму: се земля моя пред тобою. Где, если угодно тебе, поселись.». Авимелех, заметим, оказался в таком же точно положении как некогда фараон, ну, похожее положение. Но на сколько Авимелех праведнее Фараона, потому что Фараон-то выслал Авраама из Египта. С честью выслал, но под присмотром. Можно сказать, выпроводил. Авимелех наоборот желает удержать пророка в своей земле. Таков был первый язысник, спасённый по молитве праведника. К Сарре Авимелех обращается не как к жене Авраама, но если тот хочет, обращается как к сестре.

«Сарре же сказал: вот я дал тысячу дидрахм брату твоему. Это будет тебе для чести лица твоего и всем, кто с тобой. Будь во всём истинной.» Или, будеь во всём доказана. То есть, доказана в правоте. Ты подверглась разбирательству, ты проверена, ты невиновна. Златоуст поясняет: это означает, пусть узнают от тебя, что ты вышла из дома моего неприкосновенною.

17 ст «Помолился же Авраам Богу и излечил Бог Авимелеха и жену его и рабынь его и они рождали ибо заключением заключил Господь снаружи всякую материнскую утробу в дому Авимелеха ради Сарры, жены Авраама». В последнем стихе нам сообщают, что оказывается бесплодие поразило дом царя, что может означать весь народ. Вот последняя деталь, она сообщает всему событию особенный колорит. То есть, бесплодие народа это что? Это генноцид. Угроза вымирания постигла весь народ не за грех царя или народа. Ведь страшная это вещь генноцид да? Весь народ мог вымереть. Вот угроза вымирания она постигла весь народ не за какой за грех. Таков был Промысел Божий, чтобы в царстве Авимелеха явились дела Божьи. Если понимаете, я цитирую Евангелие. «Явились дела Божьи». Свидетельство того, что именно молитва Авраама избавила царство Авимелеха от смерти. Конечно мы вспоминаем Евангелие, потому что история об Аврааме и Авимелехе аналогична истории об исцелении слепорождённого Исусом Христом. Иисус объяснил ученикам, что слепота этого человека не есть наказание за грех. Почему он родился слепым? Согрешил? Господь сказал: «нет, не согрешил ни он ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божьи.» (Ев. от Иоанна 9 гл 2 ст).

То же произошло с народом Герара. Люди пострадали не за грех. Авраам помолился и на них явились дела Божии.

На этом заканчивается история пребывания Авраама и Сарры у Авимелеха. Мы узнали, если кто хочет принять от Бога спасение, он должен быть готов к тому, что в мире Божьей правды есть невинное страдание. В мире Божьей правды есть невинное страдание. Для спасения нужен спаситель. И когда Он пришёл, Спаситель показал на Себе, что есть невинное страдание.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных