Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и виды административно-правовых методов.




Метод управления является способом практического осуществления задач и за ключается в том, что находится во взаимодействии субъекта и объекта управления.

Методы управления:

  • реализуются в процессе государственно-упра вленческой деятельности, органически связаны с целевым назначением исполнительной ветви госу дарственной власти;
  • используются субъектами исполнительной власти в качестве средства реализации закреплен ной за ними компетенции;
  • в них находят свое непосредственное выраже ние юридически-властные полномочия субъектов исполнительной власти;
  • выбор конкретных методов управляющего воз действия находится в прямой зависимости от осо бенностей объекта управления (например, от формы собственности, индивидуального или коллективного характера, ведомственной принадлежности и т. п.);
  • поскольку управляющее воздействие осущест вляется как нормативное либо индивидуальное юридически-властное волеизъявление субъекта управления, методы управления находят свое выра жение в установлении обязательных для конкретных адресатов, иногда общеобязательных правил пове дения либо в формулировании индивидуальных предписаний, вносящихся к конкретным объектам и по конкретным вопросам (распорядительство);
  • методы управления нуждаются в правовой форме их непосредственного выражения, которая придает им обязательный характер;
  • свое наиболее ощутимое проявление методы получают в правовых актах управления.

Следовательно, метод — практический инструмент управления, выраженный в используе мых в повседневной деятельности субъектов упра вления административно-правовых формах. Соот ношение метода управления с методом правового регулирования: методы правового регулирования распространяются на всех участников управленче ских отношений, включая исполнительные органы (должностных лиц), а методы управления использу ются только ими; первые всегда нормативны, вто рые же индивидуализированы.

Таким образом, метод правового регулирования есть функция административного права; метод управления есть функция субъекта административ ного права, являющегося одновременно субъектом исполнительной власти.

В повседневной работе исполнительные органы используют также различные способы принятия управленческ??х решений, но они не являются мето дами управления, так какие выражают управляющее воздействие и связи субъекта и объекта управления. Это — внутриорганизационные действия, не оказывающие влияния на объект управления. Они раз личаются:

  • методы управляющего воздействия: они всег да имеют внешнее юридически-властное значение и выражение, и поэтому являются методами упра вления;
  • методы организации работы аппарата управления;
  • методы совершения отдельных управленче ских действий: это методы процедурного характера.

Административные методы обычно квалифици руются в качестве способов или средств прямого или внеэкономического управляющего воздей ствия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на поведение объектов управления.

Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления явля ется сознательно-волевое поведение управляемых (будь то гражданин или юридическое лицо), должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых (соподчинение воль). При этом используются сред ства убеждения и принуждения. Допускается воз-можность юридического принуждения, что, однако, не дает оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.

Характер и объем использования подобных мето дов прямо связаны с повышением роли государства в регулировании рыночной экономики. В частности, без административных методов практически невозможно обеспечить в экономической сфере преодо ление монополизма, защиту прав и законных инте ресов участников экономической деятельности, ответственность субъектов рынка за нарушение за конодательства, реальный контроль за законностью предпринимательства. Главная характеристика за ключается в том, что с их помощью субъекты упра-вления добиваются должного поведения управляе мых путем воздействия на их материальные интересы, т. е. опосредованно, в отличие от спосо-бов прямого властного воздействия.

Средства прямого (административного) и кос венного (экономического) назначения используют ся с единой конечной целью — реализацией упра-вляющего воздействия субъекта управления на поведение объекта управления.

Прямые и косвенные средства используются в практической деятельности исполнительных орга нов в качестве одностороннего и властного воле изъявления субъекта управления. Для реализации прямого и косвенного управляющего воздействия требуется единая правовая форма. Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно правовые.

В правовых актах управления можно заметить сочетание экономического содержания того или иного решения и его административно-правовой формы. Конкретное содержание административно-правовых методов управления достаточно разнообразно.

Без административных методов невозможно обеспечить упорядоченность управляемой сферы, быстрое и эффективное решение всех возникающих в ней индивидуальных проблем

  • Формы административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. Виды юридических форм административного права: • нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права; • административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права; • административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем; • правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления; • административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам. Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти). Основополагающий источник административного права – нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы кромано-германской правовой системе. Виды нормативных правовых актов – форм административного права: - Конституция; - федеральные конституционные законы; - федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; - законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; - указы Президента РФ; - постановления Правительства РФ; - постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; - конституции и уставы субъектов РФ; - законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; - нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; - нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; - локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций). Формы административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный). Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных