Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия как соц.-к. феномен 1 страница




Термин греч происхождения «любовь к мудрости». Это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Одна из наиболее древнейших областей чел знания. Зачатки Ф возникают уже в первобытном обществе, но как целостный взгляд формируется только в период госуд-сти Философия как особая форма общественного соз­нания, духовное явление в своем возникновении опи­рается на духовные компоненты: мифологию, религию, древнее искусство и эмпи­рические знания.

Первый период освоения человеком мира -период мифологич знания, т.е. основу мировоззрения людей составлял миф. Мифология- это фантастич отражение действительности, возникающее в рез-те одушевления природы первобытным сознанием. Миф сознание зафиксировало различия между естеств.В мифе слито воедино мысли и сознание, объект и субъект, знания и верования. Значение мифологии состоит в том, что был начат поиск от­ветов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождения мира, человека, о ценностном отношении к сущему. У философии и религии имеется общая цель - вывести че­ловека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, от­крыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика религии и философии - духовно-нравственная.Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу рели­гиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Первоначально было совокупное знание древних, именовав­шееся философией. Отражая эту ситуацию, Аристотель назвал философию “госпожой наук”. Постепенно происходила специа­лизация знаний, формировались конкретные науки, отделяясь от совокупного знания. Параллельно шло и развитие философии. Научная картина мира, особенно начиная с XIX в., строилась со­вместно науками и философией. В каче­стве особой науки философию обособил Платон. Первую попыт­ку выделить ее как специфическую область теоретического знания, как учение о первопринципах сущего, предпринял Аристо­тель. Свою философию Кант характеризует как систему всех принципов чистого разума. В этой связи он вводит понятие чис­той философии, называя ее метафизикой. Одним из своеобразных системообразующих факторов философского знания является сформулированный в марксизме основной вопрос философии, который имеет две сторон:: 1) что первично — материя или сознание? 2) познаваем ли мир? В зависимости от отве­та на первый вопрос определяется принадлежность конкретной философской системы, школы или течения к одному из глав­ных философских течений — материализму или идеализму. Согласно материалистическому решению основного вопроса философии, первична материя, а сознание является свойством одного из ее видов — высокоорганизованной материи. В соот­ветствии с его идеалистическим решением первично сознание, являющееся творческим, формообразующим началом, выпол­няющим активную роль по отношению к пассивной, косной, инертной материи.Одна из основных функций философии – выявление универсалий культуры и выражения их содержания в системе философских категорий, т.е. поиск общего в культуре.

Мировоззренческая функция состоит в выработке обоб­щенных представлений человека о реальности, образе его пове­дения и деятельности.

Методологическая функция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации,

Гносеологическая функция выполняется в рамках учения о познании, т.е. о путях познания, его формах и критериях истинности полученных знаний.

Аксиологическая функция предполагает выработку сред­ствами философии критериев оценки значимости явлений при­родной, социальной или духовной реальности для человека, со­циальной группы или общества в целом.

Идеологическая функция состоит в обосновании средства­ми философии идеологии как теоретической системы, отража­ющей общественное положение, цели, интересы и идеалы опре­деленной социальной группы.

Праксиологическая функция связана с выявлением и вы­работкой в русле философии смыслов, основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности.

Критическая функция философии состоит в выявлении ее средствами заблуждений, догм и устаревших стереотипов мыш­ления и практической деятельности, направляющих их по лож­ному или неоптимальному пути.

Прогностическая функция охватывает совокупность пред­ставлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тен­денции развития событий в различных сферах человеческой де­ятельности и глобальных процессов.

 

2. Понятие мировоззрения его структура и типы

Мировоззрение – совокупность представлений о реальности, сис-ма принципов, эталонов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного чел-ка, соц. группы или общества в целом. Оно складывается из элементов, принадлежащих науке, философии, искусству, религии, нравственному сознанию, пра­восознанию, политической идеологии, т.е. не имеет присущих только ему форм выражения своего содержания, а "заимству­ет" их у названных форм общественного сознания, а также в сфере обыденного сознания и общественной психологии.

Основные типы — мифологическое, ре­лигиозное, повседневно-обыденное, философское и научно-фи­лософское.

Мифологическое мировоззрение — это совокупность пред­ставлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъес­тественные силы, их сходство с человеком и человеческим по­ведением.

Религиозное мировоззрение — это совокупность представ­лений о мире и его происхождении, месте в нем человека, осно­ванных на вере в сверхъестественную силу и существование двух миров — высшего (совершенного небесного) и низшего (несовершенного земного).

Повседневно-обыденное мировоззрение — это совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом человеке, нормах и эталонах его поведения и деятель­ности, основанных па здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности

Философское мировоззрение — это система рационально обоснованных представлений о мире, месте в нем человека, направленности, принципах и целях его деятельности.

Научно-философское мировоззрение — это система пред­ставлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека, которая строится на основе фило­софского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие.

В его структуре выделяют три основные компонента: познавательную, ценностную и деятельностно-поведенческую.

Познавательная компонента включает представления о происхождении, строении и законах развития реальности.

Ценностная компонента содержит ряд характеристик, выражающих значимость явлений действительности для чело­века, а та к же предполагаемый ему набор специфических отноше­ний к явлениям природной реальности и другим людям.

Деятельностно-поведенческая компонента охватывает со­вокупность предписываемых человеку правил, норм, принци­пов, эталонов поведения (не убивай, не укради, не лжесвиде­тельствуй, помогай другим и т.д.) и деятельности (выбирай вы­полнимые цели и подходящие средства)

 

3. Генезис и способы существования сознания

Материалистическая философия рассматривает сознание в его соотнесенности с материей, с отражением как ее свойством. Д. Дидро связывал развитие материальных систем с уровнем их организации и рассматривал способность к ощущению как "всеобщее свойство материи или продукт ее организованности". Ф. Энгельс считал, что материя в процессе восходящего развития своих форм вырабатывает такие свойства и способности, вершиной которых является "мыслящий дух". В. И. Ленин выдвинул гипотезу, что в фундаменте материи имеется родственное ощущениям свойство - "отражение".

Отражение есть всеобщее свойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности других предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего.

Отражение в неживой природе (в относительно простейшем виде) связано с такими видами материальных взаимодействий, как физическое (и механическое как его разновидность) и хими­ческое, различные их сочетания. Оно содержит элементы ин­формационных процессов, суть которых связана с соответстви­ем структур.

Качественным скачком в развитии Вселенной явилось воз­никновение органической жизни на Земле и соответственно био­логических форм отражения, которые управляют приспособительным поведением биосистем. Информационные связи стано­вятся более подвижными и активными. Возникли такие виды от­ражения, как раздражимость, возбудимость и психика. В отраже­нии проявляются воздействие внешней среды и реализация внут­ренних установок живого существа. Специализация и развитие аппарата информационного отражения привели на уровне психи­ки к появлению развитого головного мозга. Мозг - основной ре­зультат досоциальных этапов отражения.

Сознание - продукт природы и общественного развития. Мозг, нервная система - лишь возможность человеческого со­знания. Она превращается в действительность в общении. Цели и содержание деятельности сознания задаются не мозгом, а соци­альным образом жизни человека. Среда (социальная и природ­ная) и труд - главные условия, предпосылки формирования чело­века и его сознания. Большие полушария человеческого головного мозга стали физиологическим фундаментом трансформации рефлексов в со­циальную рефлексию, инстинктов - в интуицию, манипулирова­ния предметами внешней среды - в целенаправленную деятель­ность, стадности — в осознанную коллективность, т. е. явились предпосылкой мышления и речи, труда и социальности, духов­ной жизни и культуры.

Сознание - своеобразный элемент бытия. У Г. Лейбница со­знание предстает общим принципом бытия. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон и их последователи сознание рассматрива­ли в слитности с "жизненной реальностью" как вид бытия, как спонтанную самопроизвольную силу в формах "воли к власти", "жизненного порыва", "жизненного разума" и т. п. Э. Гуссерль сознание понимал как первичную основу, в которой нам дан мир и где рождаются исходные смыслы всех форм человеческой ак­тивности.

В диалектико-материалистической философии сознание предстает как духовная, идеальная сторона бытия, как его обна­ружение и раскрытие. К. Маркс анализировал сознание как "вплетенное" в бытие людей. Сознание - не пассивное отражение сущего. Оно участвует в формировании, упорядочении и органи­зации социальной жизни, вносит в мир начала ценности и свобо­ды; задает в известных границах характер, направление и пер­спективы развития человеческих сообществ, культуры, цивили­зации, является их стержнем и скрепляющим началом; открывает человеку самого себя в мире, разгадывает (через познание) со­держание собственного опыта. Сознание - совокупность психи­ческих процессов и духовных способностей, посредством кото­рых человек воспринимает, переживает, постигает и осмысливает мир, других людей и самого себя.

Сознание тесно связано с языком — наиболее эффективным способом передачи социальной информации. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических фун­кций. Для него характерны такие функции, как экспрессивная (посредством языка человек выражает мысли); когнитивная (он служит важнейшим средством познания); коммуникативная, состоящая в осуществлении общения между людьми, и кумуля­тивная (обеспечивающая накопление и сохранение знаний).

Расширение потребностей человека в общении и познании приводит к тому, что он, не удовлетворяясь естественными языками, складывающимися в основном стихийно, создает так называемые "искусственные" языки (язык формул и графиков, "машинный" язык).

Таким образом, труд и язык оказываются мощными социаль­ными факторами, стимулирующими процесс развития сознания. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это про­является не только в его происхождении, но и в повседневной жизни, ибо вне социальной среды оно не может нормально фун­кционировать.

5. Язык философии. Фил категории как мировозренч основания. Ф выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно историч жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают кактегории. Они отражают наиболее общие связи, отношения вещей. Их совокупность(категорий) составляет основу всякого человеческого интеллекта.

Категории: бытие, материя, процесс, отношения, развитие,, случайность необходимость, часть цеой, элемент структура, предмет, явление, свойство, изменение, причина следствие.

Категории приложимы к любым явлениям, а не к какой то одной области явлений. Ни в повседнейвной жизни, ни в науке, ни в различных формах практич деятельности нельзя обойтись, например, без понятия причины, такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Поэтому их относят к универсальным формам культуры. Классич фил от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учением о категориях. Многие века философы считали категории вечными формами чистого разума. Но всё же категории формируются и воплощаются в языке.

 

6. Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового. Метафизика сохраняет статус одного из центральных философии на всем протяжении истории со времен античности до наших дней. Для многих философов она является синонимом философии в целом. В конце своей основополагающей «Критики чистого разума» Кант формулирует три вопроса, которые и поныне приводятся не только при изложении его учения, но и как аутентичное выражение подлинного смысла любого философского исследования вообще: 1.Что я могу знать? 2.Что я должен делать? 3.На что я могу надеяться Метафизический характер приведенных вопросов наглядно выявляется, если их сформулировать в ином, негативном ракурсе: 1.Что я не могу знать? 2.Что я не должен делать? 3.На что я не могу надеяться? Все учение Канта – принцип непознаваемости «вещей в себе», категорический императив, постулаты чистого практического разума – является ответом как на позитивную, так и на негативную формулировку указанных вопросов. Метафизика всегда была учением о бытии, безотносительно к его особенным предметным видам, в особенности же учением о высшем бытии, Боге, и сверхопытной, трансцендентальной реальности. Но Кант считал принципиально невозможным познание трансцендентного, сверхопытного, доказывая, что метафизика как познание запредельной реальности является в основе своей ложной, да и в сущности, ненужной и лишь по видимости выражает действительные метафизические потребности человеческого существа.

 

7. Онтология – это раздел философского знания, аккумулирующий в себе учение о бытии. Категория «бытие» выступает как универсалия культуры. Основными формами бытия являются природный мир, социальный мир, духовный мир. Особое место в некоторых современных философских учениях отводится загадке человеческого бытия.

Формы бытия: 1. природы: бытийствование природы как единого целого; бытийствование вещей и предметов природы; бытие «второй» природы (предметы повседневного обихода, техника и тд). 2. человека: бытие человека в мире вещей; бытийствование собственно человеческое; социальное бытийствование.

3. духовного (идеального): бытие индивидуального духовного (сознание индивидуального человека); бытие объективного духовного (представления о мире, Боге, добре, истине и тд). 4. социального: бытие отдельного человека в обществе и истории; бытие общества.

Различные акценты проблемы бытия обосновываются в философских концепциях монизма, дуализма и плюрализма. Монистическая традиция утверждает единственное начало бытия, материальное или идеальное. Дуалистическая позиция связана с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного. Основоположником философского дуализма является французский философ XVII в. Р. Декарт. Он утверждал наличие двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций. Плюралистическая позиция признает существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия. Плюрализм может быть констатирован не только в онтологическом, но и в гносеологическом, идеологическом, социологическом и др. смыслах, утверждая множественность идей, взглядов, интересов, социальных институтов, не сводимых к единому и независимых друг от друга. В процессе исторического развития философского знания имеет место смещение исследовательского интереса в рассмотрении различных форм бытия. Если для классической философии этот интерес аккумулировался преимущественно в плоскости философского изучения природы и соответствующих ей форм бытия и их познания, то в постклассической философии в качестве центральной философской проблемы признается бытие человека. Наибольшую разработку эта тема получает в экзистенциальной философии, в частности, в творчестве немецкого философа ХХ в. М. Хайдеггера и французского философа Ж.-П. Сартра. В работах этих авторов, как и в целом в экзистенциализме, основной темой исследования является аналитика человеческого бытия.

 

8. Проблема субстанциального единства

Исторически проблема единства мира связывалась с развитием фил и ест научн знания. Уже древние говорили о единстве мира. Фалес видел его в воде как материальном первоначале всего сущего, Гераклит в огне, Анаксимен в воздухе, Демокрит в том,что всё состоит из атомов. Материалисты стремились найти единство мира в чем-то конкретном, вещественном. К сер 18 века накопилось достаточно данных для того, чтобы на основе частичных связей сделать вывод о всеобщей связи явлений и процессов. Открытия, сделанные в 19 веке позволили сформировать положения о матер единстве мира. Ф представления о единстве мира должны ориентировать его общие непереходные стороны. Тогда матер единство мира обнаруживается в абсолютности и вечности материи. Идея матер единства мира является одним из исходных принципов диалектики-материал концепций бытия. Среди множества форм проявления мат единства мира наиболее существенно его субстанциональное единство. Всё многообразие свойств, вещей, отношений имеет общую основу-материю. Для более глубокого раскрытия сущности мат единства фундаментальных структур вселенной и непосредственно с ней связанный антропный принцип. Появление во вселенной человека и чел разума оказалось обеспеченным уже на уровне фундаментальных законов природы. Согласно этому принципу, на определенных стадиях своего развития природа необходимоп порождает жизнь человека. Именно раволюционное значение для понимания единства мира имеют принципы как теории самоорганизации. Под самоорг понимается процесс спонтанного и автономного структурирования неравновесных открытых систем. Материя. Центральной категорией многих субстанциальных онтологических учений является понятие «материя». Оно может совпадать (в материализме) или не совпадать (в идеализме) с понятием «субстанция». Оценка этой категории в разных философских традициях также различна. Этимологическое значение понятия «материя» восходит к латинскому термину «materia», что означает «вещество». Эволюция этого понятия может быть прослежена в ракурсе триады «вещь – свойство – отношение». В античной философии формируются различные трактовки понятия материи. С одной стороны, понимание материи было связано с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи как первоосновы всех существующих явлений («ранние физики», атомистическое учение). С другой стороны, в частности, в трудах Платона, материя играла роль одного из начал наряду с идеями и космическим духом: начала множественности, не имеющего определенных форм и качеств и недоступного ясному пониманию. Вне мира идей материя для Платона есть Ничто, нечто на грани небытия.

 

9. Системн ограниз бытия. Категория бытия – самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку. Все что обладает статусом бытия может быть объективной реальностью (вне и независимо от сознания чел-ка) и субъективная реальность (вне чел-ка существовать не может). Бытие как сокупная реальность в основном в 4х формах: 1) бытие природы (первая природа (процессы, не тронутые чел-ком: гидросфера, атмосфера), вторая природа (преорг-ванная чел-ком природа (промышленность, энергетик, города); 2) бытие человека (бытие чел-ка в мире вещей (чел-к как вещь среди вещей) и собственное человеческое бытие (чел-к как субъект, который подчин не только закон природ, но и сущ как социально духовн-нравственное сущ-во); 3)бытие духовного (индивидуалис-нное духовное (личност ное сознание каждого чел-ка) и объективированное духовное (достояние не чел-ка, а общества); 4) бытие социального: (бытие отдельного чел-ка в общ-веи бытие самого общества). Материя структурно организована: 1) Неживая сфера (космические сис-мы, макроскопическ-й, молекулярн-й, атомный, ядерный, элементарный, субэлементарный); 2) Живая сфера (биосфера, биоценозы,, виды, организмы, клетки, доклеточн уровень); 3) Социально-организованная сфера (общество, цивилизации, этносы, гос-ва, социальн группы, семья, чел-к).

 

10. Концепция процессуальности. Движение в философии – это всякое изменение вообще. В это понятие входят: 1.Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые, электрические, гравитационные, информационные, социальные, химические, физические, биологические и др.). 2.Изменение состояний (биологических, физических, химических, энергетических, структурных, квантовых, социальных и др.). 3.Переходы из одного состояния в другое (качественные, количественные, агрегатные, фазовые, энергетические, социальные и др.). 4.Изменение положения тела в пространстве (механическое перемещение, вращение, квантово-механическое перемещение). 5.Возникновение новых явлений и объектов (социальных, физических, искусственных и природных). 6.Изменения в форме (изменение внешнего очертания). 7.Изменение размера (увеличение, уменьшение объема, линейных размеров или пропорций). 8.Системные изменения (смена циклов, приоритетов, направлений, порядка, хронологии и т.д. групповых или парных взаимодействий)

и т.д. и т.п., то есть движение – это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления. Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления.

Качественно движение подразделяется на три своих основных вида: становление, изменение и развитие: 1.Становление – это спонтанное, стихийное, естественное и постоянное изменение всех элементов бытия. Эта категория выражает непрестанный процесс происходящих изменений, которые охватывают весь мир. В становлении мир постоянно «становится» чем-то, что он не есть сейчас, но при этом остается тем же самым, что был всегда. Становление выражает свойство движения быть единством изменчивости и устойчивости текущего состояния. Становление есть также единство бытия и небытия, ведь бытие существует в состоянии своего постоянного перехода в небытие, когда бытие каждое новое мгновение становится другим, оставаясь бытием, но его предшествующее состояние исчезает, то есть переходит в небытие. 2.Изменение – это превращение объекта, системы или явления в нечто другое. Эта категория выражает свойство движения быть единством непрерывности потока изменений и прерывности его качественных состояний. Ведь объект, система или явление никогда не существуют сразу в двух своих видах – в прежнем виде и в текущем виде, так как смена текущих состояний происходит прерывным образом в процессе непрерывных изменений, когда прежнее состояние сменяется текущим и сразу же исчезает из бытия. 3.Развитие – это целенаправленное, закономерное и поступательное изменение объекта или системы, предусматривающее переход к необратимо новому состоянию. Таким образом, развитие, это некая единая во времени линия (поступательность) накопления необходимых, а не случайных изменений (закономерность) для формирования стабильного, а не временного (необратимость) качественно нового вида объекта или системы (целенаправленность).

 

11. простр-врем организации объективного мира

Структурность материи-это способ ее организации, обеспечивающий устойчивость материальных образований. Специфика структурируемых образований выражается в понятиях «уровни» и «виды» материи. Их содержания составляют данные конкретных наук. Задача философии- систематизировать эти данные путем путем корректировки количества уровней и видов материи, выявить главные критерии различий между ними и механизмы взаимодействия в целостной системе. В соврем представлениях о строении материи выделяют структурные уровни неживой, живой и соц материи. Они включ в себя объекты, которые характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Части этого множества- виды материи. Основные виды материи- вещество и поле, а неосновные – антивещество и антиполе. Это объекты как живой, так и неживой природы. При описании структурных уровней материи и форм ее движения использовались представления о пространстве и времени. Пространство и время явл неотъемлимым атрибутом материи. Для установления органической связи материи с пространством- временем потребовалась длит эволюция научных и философских представлений. Материя не существует вне пространства и времени, точно так же пространство-время не сущ вне материи. Пространство – форма существования м, выражающая протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех матер системах: взаимное расположение объектов (впереди, сзади, внутри, вне), их способность занимать определенный объем(ширина, длина), свойство объектов иметь опред форму (внутреннюю структуру и внешнюю-очертания). Время –форма существования материи, выражающая длительность сущ-ния и смену состояний в изменении и развитии всех материальных систем: продолжительность существования предметов, явлений, порядок следования смены состояний, событий и пр-ов матер объектов (до и после), скорость и ритм пр-ов изменения и развития(быстро,медленно). Выделяют основные свойства пространства и времени как форм сущ материи.

Осн свойства пр-ва: протяженность, однородность, изохронность, трехмерность.

Осе св-ва времени: длительность, однородность, одномерность, необратимость.

Протяженность и длительность – свойства, выражающие саму сущность пространства и времени, поскольку без них не может быть раскрыто содержание других свойств пространства и времени. Однородность пр-ва и вр означает равноправие всех точек пр-ва и моментов вр, отсутствие выделенных мест и интервалов вр. Изохронность пр-ва – это равнозначность всех его возможных направлений. Однородность и изохронность пр-ва и вр. Связаны с фундамент физ законами, прежде всего с законами сохранении. Трехмерность как наиболее характерное свойство пространства связано с возможностью определить положение любого объекта с помощью трех независимых измерений. Многомерность пространства явл математич понятием, посредством которого можно более последовательно и системно описать возможные состояния матер.объектов, в частности простр-врем структуру реальности после очередного фазового перехода физ вакуума.

12. Многообразие методов философского исследования действительности.

Диалектика — это понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассмат­риваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии. Факти­чески она формировалась на протяжении всего периода сущес­твования философии.

Одним из первых философов древности, кто гениально преду­гадал многие стороны диалектического миропонимания и мыш­ления, был Гераклит. Он вышел за рамки мистики чисел и рели­гиозно-этических построений и попытался определить единую объективно-логическую закономерность, которая лежит в основе всякого процесса и состояния, называя ее диалектикой, логосом, мировой душой. Каждое явление, согласно Гераклиту, — это тождество противоположностей, которые являются источником движения, изменчивости и текучести всего сущего. Однако пер­воначально понимание диалектики ассоциировалось преимущес­твенно с представлением об искусстве вести беседу или полеми­ку, в ходе которой доказывалась предпочтительность той или иной точки зрения и истинность суждений о предмете разговора. Таким образом, первона­чально диалектика формировалась и развивалась в форме ди­алога, причем в основном стихийно.

Одной из исторически первых альтернатив диалектики является – метафизика - это способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга.(существование мира божественного, духовного). Метафизика характеризуется: односторонностью, абстрактностью, абсолютизированностью. Особая форма выражения метафизики – эклектика – некритичное смешивание чего-либо. Альтернативой противоположной эклектике – релятивизм. Второй альтернативой диалектики является софистика - это способ рассуждения, основанный на пред­намеренном нарушении законов и принципов логики, на упот­реблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за пра­вильные

13. Диалектическое учение о развитии. Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных