Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия как соц.-к. феномен 2 страница




Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Было время, когда представления о развиты как таковом вообще не существовало. Для этого недоставало конкретных знаний о развивающихся объектах (геологических биологических и других). Античные диалектики больше всего интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие. правильно представляя мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвя-занными, переходящими друг в друга, греки в то же время смогли подняться до понимания развития как постоянного воникновения чего-то принципиально нового, необратимого. Понять развитие как процесс качественных изменений, появ­ления принципиально нового по сравнению с прошлым можно было, только осмыслив время как особое объективное свойство окружающего мира. Шаг в этом направлении был сделан в сред­ние. Для христианского мировоззрения жизнь есть напряженное ожидание будущего (грядущего пришествия спасителя, мессии). Она устремлена впе­ред, как бы развернута от прошлого в будущее. Так, хотя и на идеалистической, религиозной основе, возникает представление о временной направленности, неповторимости событий индивидуаль­ной и общественной жизни. Ранний христианский философ и богослов Августин уподоблял историю общества человеческой жизни: младенчеству, детству, отрочеству, юности, зрелости, ста­рости, смерти. Важный шаг к идее развития мира сделал Декарт. Бог, соз­давая мир, полагал он, дал ему импульс, толчок, подобно тому как часовщик, заводя часы, сообщает им движение. Получив этот импульс, природа начала «распутывать первоначальный хаос», порождая новые формы. У Декарта понятие развития не распро­странялось на общество. Но эпоха буржуазных революций застав­ляла задумываться и об этом, пробуждала интерес к истории. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития, включающего и этапы революционных преобразований. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непре­рывном прогрессе как преобладающей форме общественного раз­вития. Движущими силами развития общества у всех этих мысли­телей оказывались духовные факторы (моральные, религиозные и другие идеи). Синтез разных догадок и формирование теории развития были осуществлены в немецкой классической философии. Применив понятие развития к Солнечной системе и другим звездным мирам, Кант вместе с тем поставил вопрос и о развитии нравственности, о социальном развитии человека. Его ученик Гердер предпринял первую попытку последовательного рассмотрения исторического развития народов и культур. Целостную концепцию развития, прежде всего исторического развития человечества с позиций объективного идеализма, разработал Гегель. Учение Гегеля было выдающимся достижением мысли, существенно продвинувшим философское понимание развития. Вместе с тем оно явилось необходимой предпосылкой для следующего; серьезного шага — разработки Марксом и Энгельсом материалистической диалектики — богатого, емкого учения о развитии природных, общественных, духовных явлений. Закон - это форма знания,выражающая внутр, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Закон-1 из важн компонентов научн знания. Следует различать закон как наличие внутр устойчивых, необходимых, существенных связей между объектами самой реальности и закон как форму отражения таких связей, которое всегда будет их неполным,неточным воспроизведением. Закон диалектики- форма фил знания, выражающая всеобщую связь явл природы, общества и мышления, обуславливающую их развитие. Закон носит объект хар-р. От понятия закона следует отлич понятие закономерность. З-сть это свойство явлений и пр-ов осуществляемых не хаотично, а в соотв.с действием определенной совокупности объективн законов. Законы диал внутр связаны между собой. В реальн мире они действуют не параллельно, а в системе целостного механизма развития. Сущ 3 унииверс закона: 1) Закон единства и борьбы противоположностей – вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов. Основная заслуга в обосновании принципа единства противоположностей принадлежит Гегелю. "Противоречие – вот что на самом деле движет миром..." - считал он. Основные понятия закона. Противоположности – это стороны, моменты, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга. Отношения противоположностей принято называть противоречием, которое есть только там, где есть развитие и самодвижение.

Основные виды противоречий. Внутренние – это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, которые находятся внутри системы. Внешние – это противоречия между системами (предметами и явлениями). Основные – это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино. Главные – это противоречия, которые на данном этапе, в определенных условиях определяют развитие. Законы диалектики имеют важное мировоззренческое и ме­тодологическое значение. Знание их необходимо для понима­ния процессов, происходящих в изменяющемся мире, особенно в переходные периоды, которые, как правило, не имеют анало­гов в истории. Адекватное осмысление их причин и тенденций зависит от того, какая будет выбрана методология исследова­ния. И здесь, безусловно, помогут законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей сориентирует на обна­ружение внутреннего источника изменения и развития; закон взаимного перехода качественных и количественных измене­ний — на выбор адекватных средств и методов качественного и количественного анализа; закон отрицания — на выявление тенденций в развитии.

14. Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления, они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами. Кате­гории — это основное средство выражения философского знания, отражающее наиболее общие свойства и отношения реальности и задающее фундаментальные способы ее фрагментации и синтеза.

Единичное — философская категория, выражающая свой­ства и связи, присущие отдельным предметам (явлениям, про­цессам) и отсутствующие у других предметов (явлений, процес­сов). Единичное — значит не "в одном экземпляре", а у одного предмета. Неповторимы, например, детали механизма наслед­ственности. Единичное можно выделить, детально проанализировав свойства и отношения отдельных предметов. У многих из них най­дется что-то индивидуальное (оригинальное и неповторимое). Носитель их известен — конкретный предмет.

Общее — философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенному множеству предметов (явле­ний, процессов).

Особенное — философская категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга.

Часть — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), образующие другие, более сложные пред­меты (явления, процессы).

Целое — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), включающие в себя в качестве составных частей другие предметы (явления, процессы).

Часть и целое — соотносительные категории. Это значит, что вне связи друг с другом они не имеют смысла.

Система — философская категория, обозначающая сово­купность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определенную целостность.

Элемент — философская категория, обозначающая состав­ную часть системы. В системах выделяют субстратные и про­цессуальные элементы, а в системах управления — элементы управляемого и управляющего уровней. Структура — философская категория, обозначающая со­вокупность устойчивых связей элементов, обеспечивающих це­лостность системы и сохранение ее основных свойств при внеш­них и внутренних изменениях. Содержание — философская категория, обозначающая сово­купность элементов, образующих вещь (явление, процесс), вза­имодействий элементов и результатов взаимодействий. Форма — философская категория, обозначающая совокупность относительно устойчивых отноше­ний и связей элементов, образующих предмет (явление, про­цесс). Содержание определяет основное качество предмета (яв­ления, процесса), его тип. Форма фиксирует, закрепляет дос­тигнутое качество, образовавшийся тип объекта.

Содержание и форма неразрывны — в реальности они не су­ществуют друг без друга (всякое содержание оформлено, вся­кая форма содержательна). С точки зрения материалистич диалектики явление и сущность-различные уровни объективной реальности. Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета.

Явление –это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета. Явл и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг другом. Они не совпадают и в обычных ситуациях.Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектич характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности. Понятие сущности не продполагает какого то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д., всё основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности.

Относительный хар-р понятий «сущность и явление» означает,что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность по отношению к его собственным проявлениям.

Явление и сущность-понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний.

Иначе говоря, категории сущности и явления выражают некий вектор познания, его общую ориентированность.

15. Философия эпохи Эллинизма

Школа эпикурейцев Эпикур - написал большую работу о природе(37 книг) отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Считал, что необходимо, чтобы первоначала были субстанциями. Атомы движутся непрерывно, и это связано с внутр. св-ми атома. Бесконечно лишь количество атомов, количество же их форм ограничено, поскольку атомы не могут обладать большой тяжестью, при этом атомы могут самопроизвольно отклоняться. Удовольствие это отсутствие телесного страдания

Школа стоицизма. Основоположник Зенон, главное с стоицизме это этика, кот. заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. (Пасейдоний, Аврелий, Сенека) сторонники Аристотеля и Гераклита.

Школа скептицизма провозглашала умение человека наслаждаться малым, быть независимым от гос-ва, общества, даже от культуры и семьи.

киренаики По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение (гедонистическая или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом, добродетель — умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Философия киренаиков оказывала и прямое разрушительное действие на человека: поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше свести счеты с жизнью (Гегесий). Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую. В проведении своей программы кинизм отталкивался от общепринятых взглядов и развивал новые, прямо противоположные существующим, пользуясь методом «негативной филиации идей»

Римский период

Тит Лукреций Кар Единственно сущим он считает атомы и пустоту. У мыслителя можно встретить наметки эволюционного учения. Только развитие материалистической культуры привело к тому что человеческое стадо постепенно превращалось в общество, он считает что гос-во возникло в результате взаимного соглашения людей. Рождение веры Лукреций объясняет страхом смерти «Первых богов на земле создал страх».

Проблему человека в Античности рассмотрели Протогор (через его ощущения) Сократ (душа разуму), Платон (делит на разумную и вожделеющую), Аристотель (человек- политическое животное)

4. Основные характеристики классической и неклассической философии

Классическая философия: в соц. плане – свидетельство идейного пробуждения 3-го сословия в Германии.. Нем. класс. философия – результат развития английской, французской и голландской философии. Она представила вершину философствования:

1. критика познания, как средство постижения философских выводов (Кант)

2. теоретическое выражение рефлексии свободы и равенства

3. замена утилитарной этики философскими доказательствами с помощью абстракций

4. историзм в изучении общества

5. диалектическая концепция близкая к реальному миру

6. разработка законов объективной и субъективной диалектики

Немецкая классическая философия -- период в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII до середины XIX вв, представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.

Для немецкой классической философии характерны: систематическая целостность и внутренняя завершенность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике, глубокое убеждение в естественной упорядоченности мироздания, постигаемой рациональным путем.

Критицизм, подвергающий все суду разума, явился отличительной особенностью стиля мышления новой философской традиции. Вместе с ней в философию вошла деятельностная парадигма. Преодолевая созерцательность предшествующей философской метафизики, немецкая классическая философия, начиная с И. Канта, впервые обосновала творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления и деятельности. На идеалистической основе в ней получила разработку идея практической обусловленности познания. Впервые в истории философской мысли в немецкой классической философии была создана целостная диалектическая концепция развития.

Неклассическая философия: отвергается безграничная вера в человеческий разум. Существует нечто сверх разума. Возникают понятия: Воля, Страх, Трепет. Учения критикуют разум, не строят всеобщих моделей. Критика со стороны материализма (Фейербах, Маркс) и иррационализма (Ницше, Шопенгауэр, Кьеркегор).

16. Фил. основы психоанализа. Одно из наиболее влиятельных идейных течений XX в, — пси­хоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-пси­хиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). Свои главные идеи Фрейд обосновал в работах "Я и Оно", "Тотем и табу", "Тол­кова мне сновидений и др. Его психоаналитическая концепция была ориентиро­вана прежде всего на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики. Фрейд исходил из гипо­тезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого якобы происходит особая жизнь, не­достаточно изученная, по реально значимая. Согласно Фрейду, психика подразделяется на три уровня: "Оно" — совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний; "Я" — соз­нание субъекта; "Сверх-Я" — инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера. "Я", по мнению Фрейда, как бы постоянно балансирует между "Оно" и "Сверх-Я". С одной стороны, на пего давят ком­плексы и инстинкты, из которых самые значительные — поло­вой и инстинкт агрессии, с другой — правила поведения и мо­ральная цензура. В данной связи душевная жизнь человека бес­прерывно потрясается конфликтами. Их разрешение сопряжено, в свою очередь,- с защитными механизмами, которые позволяют человеку приспособиться к окружающей действительности. По Фрейду, человек в своей жизни руководствуется двумя принци­пами — удовольствия и реальности. В рамках первого принци­па бессознательные влечения направлены на получение макси­мального удовольствия. Второй принцип корректирует проте­кание психических процессов в соответствии с требованиями окружения. Разрешение внутренних конфликтов Фрейд видел в сублимации. Последняя означает переключение энергии с соци­ально и культурно неприемлемых, низменных целей и объектов на высшие и возвышенные. Иными словами, сублимация — это процесс переориентации сексуального влечения {либидо) на другую цель, весьма далекую от сексуального удовлетворения. А это уже преобразование энергии инстинктов в социально при­емлемую, нравственно одобряемую деятельность.

Постижение бессознательного осуществляется в психоана­лизе не чем иным, как восстановлением (припоминанием) в па­мяти человека ранее полученного знания. Психоанализ объяс­няет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека. Это все увязывается с сексуальными отношениями, чувствами в семье между детьми и родителями. Завершается познание бес­сознательного обнаружением "эдипова комплекса" — тех пер­воначальных сексуальных влечений, под воздействием кото­рых структурируется вся человеческая деятельность.

Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям челове­ка, полагая, что силы бессознательного проявляются в них наи­более адекватно. Им разработана подробная символика снови­дений, с помощью которой можно было бы истолковывать сны.

Учение великого первооткрывателя универсума бессозна­тельного получило широкую известность во всем мире, и не только потому, что органично вошло в психотерапевтическую практику, оно глубоко гуманистично уже по самой своей сути. Значительно дальше Фрейда шагнул в своих воззрениях Карл Густав Юнг (1875—1961) — швейцарский психолог и куль­туролог, основатель аналитической психологии. Он разошелся с ним во взглядах на природу бессозна­тельного, а также в понимании либидо и первичных форм адап­тации человека к социуму. В программном труде "Метаморфозы и символы либидо" понятием "либидо" он охватывает все проявления жизненной энергии человека, воспринимаемые последним в качестве бес­сознательного желания. На этой основе Юнг строит свою культурологическую концепцию, связанную с пониманием бессознательного как коллективного и безличного.

"Коллективное бессознательное" предстает у него как сово­купность архетипов (прообразов) — древних способов представ­ления и переживания мира. Архетип, по Юнгу, это закодирован­ная в структуре головного мозга некая возможность представле­ний, "дремлющие мысле-формы", присущие от рождения всем людям. Они являются человеку в снах и мифах, составляя основу общечеловеческой символики. Архе­типы не могут быть поняты разумом, они — тайна. Все наиболее действенные идеалы человека представляют собой определенные варианты архетипа — мудрость в образе древнего старца, родина в образе матери и т.д. Юнг полагал, что в каждом образе выкрис­таллизована частица человеческой психики и человеческой судь­бы — переживаний, которые несчетное количество раз повторя­лись у наших предков, в общем и в целом всегда принимая один и тот же вариант эмоционально-психологической реакции. Поэ­тому неудивительно, по мнению Юнга, что современный чело­век, оказавшись в типической ситуации, вдруг чувствует себя как на крыльях, его внезапно подхватывает некая неодолимая сила. В такие мгновения человек уже не индивидуальное сущес­тво, он — голос рода, голос всего человечества, неожиданно про­будившийся в нем.

Согласно Юнгу, архетип есть своеобразная готовность раз за разом воспроизводить те же самые или сходные мифические представления. Проявляя себя в сновидениях, фантазиях, а также в реальной жизни, он захватывает психику, вызывая ил­люзии и одержимость людей как в хорошем, так и в дурном. По этой причине, считает Юнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов. Современному человеку не­обходимо осознанно принимать идею Бога, ибо в противном случае Богом для него может стать нечто другое, весьма неудовлетворительное и глупое.

Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывая влияние на целые народы и исторические эпохи. Если личные комплексы человека — компенсация за дефектные или однос­торонние установки сознания, то точно так же мифы религиоз­ного происхождения можно, по мнению Юнга, рассматривать как определенный вид ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества.

Итак, во многом благодаря Юнгу в центр научных исследо­ваний психологов и философов были поставлены бессознатель­ное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике. Сознание, в свою очередь, стало рассматриваться как природ­ное и культурное, как чувственное и рациональное, как лич­ностное и коллективное. Такой подход для исследователей ока­зался более обоснованным и плодотворным.

17. Часть и целое. Структура и система

Часть- философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), образующие другие, более сложные пред­меты (явления, процессы).

Целое — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), включающие в себя в качестве составных частей другие предметы (явления, процессы).

Часть и целое — соотносительные категории. Это значит, что вне связи друг с другом они не имеют смысла.

Соответственно характеру связей, объединяющих части, выделяют три основных типа целого:

неорганизованное — тип целого, части которого объедине­ны только пространственными связями (куча песка или щебня, случайное скопление людей в определенном месте);

организованное- тип целого, части которого объединены композиционными и функциональными связями (физические тела, сплавы металлов);

органическое — тип целого, части которого сохраняют свое качество только в его рамках и развиваются одновременно с развитием целого (живые организмы, и прежде всего человек).

Система — философская категория, обозначающая сово­купность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определенную целостность Элемент — философская категория, обозначающая состав­ную часть системы. В системах выделяют субстратные и про­цессуальные элементы, а в системах управления — элементы управляемого и управляющего уровней. Субстратными элемен­тами являются материальные носители определенных свойств системы и протекающих в ней процессов, процессуальные элементы — это группы специфических, присущих данной систе­ме взаимодействий, обеспечивающих ее целостность и функци­онирование.

Структура — философская категория, обозначающая со­вокупность устойчивых связей элементов, обеспечивающих це­лостность системы и сохранение ее основных свойств при внеш­них и внутренних изменениях. Структурные связи включают различные по своему характеру типы связей — пространствен­ные, генетические, функциональные.

18. "Причина" и "следствие" как категории диалектики.

Причина — философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, на­зываемое следствием.

Следствие — философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причи­ной. (Причина нагревания проводника — про­хождение по нему электрического тока)

Для выяснения специфики причинно-следственных связей недостаточно иметь представление об их общей структуре, не­обходимо еще знание определенной совокупности обстоятель­ств, сопутствующих их установлению. Она фиксируется в по­нятии причинного основания. Причинное основание — это со­вокупность всех обстоятельств, при которых наступает след­ствие. Оно включает следующие элементы:

собственно причины как явления, порождающие или из­меняющие другие явления;

условия — обстановка, в которой осуществляются причин­но-следственные связи;

повод — обстоятельство, приближающее начало причин­но-следственного взаимодействия;

стимулы — обстоятельства, ускоряющие порождение следст­вия.

Установление причинно-следственных связей делает мыш­ление доказательным. В этом состоит непреходящее значение категорий "причина" и "следствие' для процессов интеллекту­альной человеческой деятельности.

Необходимость — философская категория, выражающая устойчивую регулярную связь явлений.(смена времён года).

Случайность — философская катего­рия, выражающая связь явлений, не обладающую четко обоз­наченной регулярностью и устойчивостью. (ДТП).

Необходимость — это неотвратимость, обязательность осу­ществления связей (наступления определенных событий) в строго определенном "однозначном" варианте, случайность — подвижность, непохожесть вариантов связи. Вероятность — это степень необходимого в случайном, выраженная количественно величинами от нуля до единицы. Вероятность определяется количественным соотношением ситуаций (случаев), при которых данное (интересую­щее нас) явление произошло, и ситуаций (случаев), при кото­рых оно могло произойти.

Возможность — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), еще не ставшие наличным бы­тием, но предпосылки возникновения которых уже имеются в действительности.

Действительность -философская категория, обознача­ющая реально существующие предметы, явления, процессы. Это еще и сфера существования всех возможностей, поскольку кроме как в дей­ствительности им негде быть и неоткуда возникнуть.

Таким образом, возможность и действительность не исклю­чают, а предполагают одна другую. Возможности противостоит не действительность, а невозможность. Невозможность — это понятие, обозначающее предметы (явления, процессы), воз­никновение которых исключается закономерностями действи­тельности.

19. Футурология

в широком значении – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы

социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. Термин предложил 1943 немецкий социолог О. Флехтхем в качестве названия некоей надклассовой “философии будущего”, которую он

противопоставлял идеологии и утопии. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - в узком значении - специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления. П. в этом значении выступает в качестве формы научного предвидения. По предмету могут быть выделены П. естествоведческое и обществоведческое. Объекты естествоведческого П. характеризуются неуправляемостью или незначительной степенью управляемости; предсказание в рамках естествоведческого П. является безусловным и ориентированным на приспособление действий к ожидаемому состоянию объекта. В рамках обществоведческого П. может иметь место самоосуществление либо саморазрушение прогноза как результат его учета. Т.обр., П. управляемых процессов (гл. обр. обществоведческое П.) ориентируется на оценку вероятного (при условии сохранения наблюдаемых тенденций) и желательного (при условии заранее заданных норм) состояний объекта с целью оптимизации принимаемых решений (поисковые и нормативные прогнозы соответственно). Источниками информации о будущем, лежащими в основе П., являются: основанная на опыте, аналогии оценка путей развития и перспектив прогнозируемого явления; экстраполяция известных тенденций; модель состояния явления в будущем, основанная на учете изменения (желательного или ожидаемого) тех показателей, перспективы развития которых достаточно известны. Соответственно возможны три основных класса методов П. в социальной сфере (используемых как взаимодополняющие): 1) опрос населения (экспертов) с целью упорядочения, объективизации субъективных оценок прогнозного характера; 2) экстраполирование и интерполирование - построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого процесса; 3) моделирование - построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления на основе наличных данных о масштабе и направлении изменений. В П. используются методы аналогии, индукции и дедукции, статистические, экономические, социологические и др. Типовая методика П. включает следующие этапы: 1) предпро-гнозная ориентация (определение объекта, предмета, проблемы, цели, задач, времени упреждения, рабочих гипотез, методов, структуры, организации исследования); 2) сбор данных прогнозного фона (т.е. влияющих на развитие объекта по непрофильным, смежным отраслям П.); 3) построение исходной (базовой) модели (т.е. системы показателей, параметров, отображающая характер и структуру объекта); 4) поисковый прогноз (проекция в будущее исходной модели по наблюдаемой тенденции с учетом факторов прогнозного фона; цель - выявление подлежащих решению перспективных проблем); 5) нормативный прогноз (проекция исходной модели в будущее в соответствии с заданными целями и нормами по заданным критериям); 6) оценка степени достоверности и уточнение прогностических моделей; 7) выработка рекомендаций.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных