ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философия как соц.-к. феномен 2 страницаИдея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Было время, когда представления о развиты как таковом вообще не существовало. Для этого недоставало конкретных знаний о развивающихся объектах (геологических биологических и других). Античные диалектики больше всего интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие. правильно представляя мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвя-занными, переходящими друг в друга, греки в то же время смогли подняться до понимания развития как постоянного воникновения чего-то принципиально нового, необратимого. Понять развитие как процесс качественных изменений, появления принципиально нового по сравнению с прошлым можно было, только осмыслив время как особое объективное свойство окружающего мира. Шаг в этом направлении был сделан в средние. Для христианского мировоззрения жизнь есть напряженное ожидание будущего (грядущего пришествия спасителя, мессии). Она устремлена вперед, как бы развернута от прошлого в будущее. Так, хотя и на идеалистической, религиозной основе, возникает представление о временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни. Ранний христианский философ и богослов Августин уподоблял историю общества человеческой жизни: младенчеству, детству, отрочеству, юности, зрелости, старости, смерти. Важный шаг к идее развития мира сделал Декарт. Бог, создавая мир, полагал он, дал ему импульс, толчок, подобно тому как часовщик, заводя часы, сообщает им движение. Получив этот импульс, природа начала «распутывать первоначальный хаос», порождая новые формы. У Декарта понятие развития не распространялось на общество. Но эпоха буржуазных революций заставляла задумываться и об этом, пробуждала интерес к истории. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития, включающего и этапы революционных преобразований. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития. Движущими силами развития общества у всех этих мыслителей оказывались духовные факторы (моральные, религиозные и другие идеи). Синтез разных догадок и формирование теории развития были осуществлены в немецкой классической философии. Применив понятие развития к Солнечной системе и другим звездным мирам, Кант вместе с тем поставил вопрос и о развитии нравственности, о социальном развитии человека. Его ученик Гердер предпринял первую попытку последовательного рассмотрения исторического развития народов и культур. Целостную концепцию развития, прежде всего исторического развития человечества с позиций объективного идеализма, разработал Гегель. Учение Гегеля было выдающимся достижением мысли, существенно продвинувшим философское понимание развития. Вместе с тем оно явилось необходимой предпосылкой для следующего; серьезного шага — разработки Марксом и Энгельсом материалистической диалектики — богатого, емкого учения о развитии природных, общественных, духовных явлений. Закон - это форма знания,выражающая внутр, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Закон-1 из важн компонентов научн знания. Следует различать закон как наличие внутр устойчивых, необходимых, существенных связей между объектами самой реальности и закон как форму отражения таких связей, которое всегда будет их неполным,неточным воспроизведением. Закон диалектики- форма фил знания, выражающая всеобщую связь явл природы, общества и мышления, обуславливающую их развитие. Закон носит объект хар-р. От понятия закона следует отлич понятие закономерность. З-сть это свойство явлений и пр-ов осуществляемых не хаотично, а в соотв.с действием определенной совокупности объективн законов. Законы диал внутр связаны между собой. В реальн мире они действуют не параллельно, а в системе целостного механизма развития. Сущ 3 унииверс закона: 1) Закон единства и борьбы противоположностей – вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов. Основная заслуга в обосновании принципа единства противоположностей принадлежит Гегелю. "Противоречие – вот что на самом деле движет миром..." - считал он. Основные понятия закона. Противоположности – это стороны, моменты, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга. Отношения противоположностей принято называть противоречием, которое есть только там, где есть развитие и самодвижение. Основные виды противоречий. Внутренние – это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, которые находятся внутри системы. Внешние – это противоречия между системами (предметами и явлениями). Основные – это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино. Главные – это противоречия, которые на данном этапе, в определенных условиях определяют развитие. Законы диалектики имеют важное мировоззренческое и методологическое значение. Знание их необходимо для понимания процессов, происходящих в изменяющемся мире, особенно в переходные периоды, которые, как правило, не имеют аналогов в истории. Адекватное осмысление их причин и тенденций зависит от того, какая будет выбрана методология исследования. И здесь, безусловно, помогут законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей сориентирует на обнаружение внутреннего источника изменения и развития; закон взаимного перехода качественных и количественных изменений — на выбор адекватных средств и методов качественного и количественного анализа; закон отрицания — на выявление тенденций в развитии. 14. Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления, они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят: Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами. Категории — это основное средство выражения философского знания, отражающее наиболее общие свойства и отношения реальности и задающее фундаментальные способы ее фрагментации и синтеза. Единичное — философская категория, выражающая свойства и связи, присущие отдельным предметам (явлениям, процессам) и отсутствующие у других предметов (явлений, процессов). Единичное — значит не "в одном экземпляре", а у одного предмета. Неповторимы, например, детали механизма наследственности. Единичное можно выделить, детально проанализировав свойства и отношения отдельных предметов. У многих из них найдется что-то индивидуальное (оригинальное и неповторимое). Носитель их известен — конкретный предмет. Общее — философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенному множеству предметов (явлений, процессов). Особенное — философская категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга. Часть — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), образующие другие, более сложные предметы (явления, процессы). Целое — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), включающие в себя в качестве составных частей другие предметы (явления, процессы). Часть и целое — соотносительные категории. Это значит, что вне связи друг с другом они не имеют смысла. Система — философская категория, обозначающая совокупность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определенную целостность. Элемент — философская категория, обозначающая составную часть системы. В системах выделяют субстратные и процессуальные элементы, а в системах управления — элементы управляемого и управляющего уровней. Структура — философская категория, обозначающая совокупность устойчивых связей элементов, обеспечивающих целостность системы и сохранение ее основных свойств при внешних и внутренних изменениях. Содержание — философская категория, обозначающая совокупность элементов, образующих вещь (явление, процесс), взаимодействий элементов и результатов взаимодействий. Форма — философская категория, обозначающая совокупность относительно устойчивых отношений и связей элементов, образующих предмет (явление, процесс). Содержание определяет основное качество предмета (явления, процесса), его тип. Форма фиксирует, закрепляет достигнутое качество, образовавшийся тип объекта. Содержание и форма неразрывны — в реальности они не существуют друг без друга (всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна). С точки зрения материалистич диалектики явление и сущность-различные уровни объективной реальности. Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета. Явление –это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета. Явл и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг другом. Они не совпадают и в обычных ситуациях.Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектич характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности. Понятие сущности не продполагает какого то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д., всё основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности. Относительный хар-р понятий «сущность и явление» означает,что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность по отношению к его собственным проявлениям. Явление и сущность-понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. Иначе говоря, категории сущности и явления выражают некий вектор познания, его общую ориентированность. 15. Философия эпохи Эллинизма Школа эпикурейцев Эпикур - написал большую работу о природе(37 книг) отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Считал, что необходимо, чтобы первоначала были субстанциями. Атомы движутся непрерывно, и это связано с внутр. св-ми атома. Бесконечно лишь количество атомов, количество же их форм ограничено, поскольку атомы не могут обладать большой тяжестью, при этом атомы могут самопроизвольно отклоняться. Удовольствие это отсутствие телесного страдания Школа стоицизма. Основоположник Зенон, главное с стоицизме это этика, кот. заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. (Пасейдоний, Аврелий, Сенека) сторонники Аристотеля и Гераклита. Школа скептицизма провозглашала умение человека наслаждаться малым, быть независимым от гос-ва, общества, даже от культуры и семьи. киренаики По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение (гедонистическая или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом, добродетель — умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Философия киренаиков оказывала и прямое разрушительное действие на человека: поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше свести счеты с жизнью (Гегесий). Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую. В проведении своей программы кинизм отталкивался от общепринятых взглядов и развивал новые, прямо противоположные существующим, пользуясь методом «негативной филиации идей» Римский период Тит Лукреций Кар Единственно сущим он считает атомы и пустоту. У мыслителя можно встретить наметки эволюционного учения. Только развитие материалистической культуры привело к тому что человеческое стадо постепенно превращалось в общество, он считает что гос-во возникло в результате взаимного соглашения людей. Рождение веры Лукреций объясняет страхом смерти «Первых богов на земле создал страх». Проблему человека в Античности рассмотрели Протогор (через его ощущения) Сократ (душа разуму), Платон (делит на разумную и вожделеющую), Аристотель (человек- политическое животное) 4. Основные характеристики классической и неклассической философии Классическая философия: в соц. плане – свидетельство идейного пробуждения 3-го сословия в Германии.. Нем. класс. философия – результат развития английской, французской и голландской философии. Она представила вершину философствования: 1. критика познания, как средство постижения философских выводов (Кант) 2. теоретическое выражение рефлексии свободы и равенства 3. замена утилитарной этики философскими доказательствами с помощью абстракций 4. историзм в изучении общества 5. диалектическая концепция близкая к реальному миру 6. разработка законов объективной и субъективной диалектики Немецкая классическая философия -- период в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII до середины XIX вв, представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Для немецкой классической философии характерны: систематическая целостность и внутренняя завершенность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике, глубокое убеждение в естественной упорядоченности мироздания, постигаемой рациональным путем. Критицизм, подвергающий все суду разума, явился отличительной особенностью стиля мышления новой философской традиции. Вместе с ней в философию вошла деятельностная парадигма. Преодолевая созерцательность предшествующей философской метафизики, немецкая классическая философия, начиная с И. Канта, впервые обосновала творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления и деятельности. На идеалистической основе в ней получила разработку идея практической обусловленности познания. Впервые в истории философской мысли в немецкой классической философии была создана целостная диалектическая концепция развития. Неклассическая философия: отвергается безграничная вера в человеческий разум. Существует нечто сверх разума. Возникают понятия: Воля, Страх, Трепет. Учения критикуют разум, не строят всеобщих моделей. Критика со стороны материализма (Фейербах, Маркс) и иррационализма (Ницше, Шопенгауэр, Кьеркегор). 16. Фил. основы психоанализа. Одно из наиболее влиятельных идейных течений XX в, — психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). Свои главные идеи Фрейд обосновал в работах "Я и Оно", "Тотем и табу", "Толкова мне сновидений и др. Его психоаналитическая концепция была ориентирована прежде всего на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики. Фрейд исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого якобы происходит особая жизнь, недостаточно изученная, по реально значимая. Согласно Фрейду, психика подразделяется на три уровня: "Оно" — совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний; "Я" — сознание субъекта; "Сверх-Я" — инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера. "Я", по мнению Фрейда, как бы постоянно балансирует между "Оно" и "Сверх-Я". С одной стороны, на пего давят комплексы и инстинкты, из которых самые значительные — половой и инстинкт агрессии, с другой — правила поведения и моральная цензура. В данной связи душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами. Их разрешение сопряжено, в свою очередь,- с защитными механизмами, которые позволяют человеку приспособиться к окружающей действительности. По Фрейду, человек в своей жизни руководствуется двумя принципами — удовольствия и реальности. В рамках первого принципа бессознательные влечения направлены на получение максимального удовольствия. Второй принцип корректирует протекание психических процессов в соответствии с требованиями окружения. Разрешение внутренних конфликтов Фрейд видел в сублимации. Последняя означает переключение энергии с социально и культурно неприемлемых, низменных целей и объектов на высшие и возвышенные. Иными словами, сублимация — это процесс переориентации сексуального влечения {либидо) на другую цель, весьма далекую от сексуального удовлетворения. А это уже преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Постижение бессознательного осуществляется в психоанализе не чем иным, как восстановлением (припоминанием) в памяти человека ранее полученного знания. Психоанализ объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека. Это все увязывается с сексуальными отношениями, чувствами в семье между детьми и родителями. Завершается познание бессознательного обнаружением "эдипова комплекса" — тех первоначальных сексуальных влечений, под воздействием которых структурируется вся человеческая деятельность. Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям человека, полагая, что силы бессознательного проявляются в них наиболее адекватно. Им разработана подробная символика сновидений, с помощью которой можно было бы истолковывать сны. Учение великого первооткрывателя универсума бессознательного получило широкую известность во всем мире, и не только потому, что органично вошло в психотерапевтическую практику, оно глубоко гуманистично уже по самой своей сути. Значительно дальше Фрейда шагнул в своих воззрениях Карл Густав Юнг (1875—1961) — швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Он разошелся с ним во взглядах на природу бессознательного, а также в понимании либидо и первичных форм адаптации человека к социуму. В программном труде "Метаморфозы и символы либидо" понятием "либидо" он охватывает все проявления жизненной энергии человека, воспринимаемые последним в качестве бессознательного желания. На этой основе Юнг строит свою культурологическую концепцию, связанную с пониманием бессознательного как коллективного и безличного. "Коллективное бессознательное" предстает у него как совокупность архетипов (прообразов) — древних способов представления и переживания мира. Архетип, по Юнгу, это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, "дремлющие мысле-формы", присущие от рождения всем людям. Они являются человеку в снах и мифах, составляя основу общечеловеческой символики. Архетипы не могут быть поняты разумом, они — тайна. Все наиболее действенные идеалы человека представляют собой определенные варианты архетипа — мудрость в образе древнего старца, родина в образе матери и т.д. Юнг полагал, что в каждом образе выкристаллизована частица человеческой психики и человеческой судьбы — переживаний, которые несчетное количество раз повторялись у наших предков, в общем и в целом всегда принимая один и тот же вариант эмоционально-психологической реакции. Поэтому неудивительно, по мнению Юнга, что современный человек, оказавшись в типической ситуации, вдруг чувствует себя как на крыльях, его внезапно подхватывает некая неодолимая сила. В такие мгновения человек уже не индивидуальное существо, он — голос рода, голос всего человечества, неожиданно пробудившийся в нем. Согласно Юнгу, архетип есть своеобразная готовность раз за разом воспроизводить те же самые или сходные мифические представления. Проявляя себя в сновидениях, фантазиях, а также в реальной жизни, он захватывает психику, вызывая иллюзии и одержимость людей как в хорошем, так и в дурном. По этой причине, считает Юнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов. Современному человеку необходимо осознанно принимать идею Бога, ибо в противном случае Богом для него может стать нечто другое, весьма неудовлетворительное и глупое. Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывая влияние на целые народы и исторические эпохи. Если личные комплексы человека — компенсация за дефектные или односторонние установки сознания, то точно так же мифы религиозного происхождения можно, по мнению Юнга, рассматривать как определенный вид ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества. Итак, во многом благодаря Юнгу в центр научных исследований психологов и философов были поставлены бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике. Сознание, в свою очередь, стало рассматриваться как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Такой подход для исследователей оказался более обоснованным и плодотворным. 17. Часть и целое. Структура и система Часть- философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), образующие другие, более сложные предметы (явления, процессы). Целое — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), включающие в себя в качестве составных частей другие предметы (явления, процессы). Часть и целое — соотносительные категории. Это значит, что вне связи друг с другом они не имеют смысла. Соответственно характеру связей, объединяющих части, выделяют три основных типа целого: неорганизованное — тип целого, части которого объединены только пространственными связями (куча песка или щебня, случайное скопление людей в определенном месте); организованное- тип целого, части которого объединены композиционными и функциональными связями (физические тела, сплавы металлов); органическое — тип целого, части которого сохраняют свое качество только в его рамках и развиваются одновременно с развитием целого (живые организмы, и прежде всего человек). Система — философская категория, обозначающая совокупность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определенную целостность Элемент — философская категория, обозначающая составную часть системы. В системах выделяют субстратные и процессуальные элементы, а в системах управления — элементы управляемого и управляющего уровней. Субстратными элементами являются материальные носители определенных свойств системы и протекающих в ней процессов, процессуальные элементы — это группы специфических, присущих данной системе взаимодействий, обеспечивающих ее целостность и функционирование. Структура — философская категория, обозначающая совокупность устойчивых связей элементов, обеспечивающих целостность системы и сохранение ее основных свойств при внешних и внутренних изменениях. Структурные связи включают различные по своему характеру типы связей — пространственные, генетические, функциональные. 18. "Причина" и "следствие" как категории диалектики. Причина — философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Следствие — философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной. (Причина нагревания проводника — прохождение по нему электрического тока) Для выяснения специфики причинно-следственных связей недостаточно иметь представление об их общей структуре, необходимо еще знание определенной совокупности обстоятельств, сопутствующих их установлению. Она фиксируется в понятии причинного основания. Причинное основание — это совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие. Оно включает следующие элементы: собственно причины как явления, порождающие или изменяющие другие явления; условия — обстановка, в которой осуществляются причинно-следственные связи; повод — обстоятельство, приближающее начало причинно-следственного взаимодействия; стимулы — обстоятельства, ускоряющие порождение следствия. Установление причинно-следственных связей делает мышление доказательным. В этом состоит непреходящее значение категорий "причина" и "следствие' для процессов интеллектуальной человеческой деятельности. Необходимость — философская категория, выражающая устойчивую регулярную связь явлений.(смена времён года). Случайность — философская категория, выражающая связь явлений, не обладающую четко обозначенной регулярностью и устойчивостью. (ДТП). Необходимость — это неотвратимость, обязательность осуществления связей (наступления определенных событий) в строго определенном "однозначном" варианте, случайность — подвижность, непохожесть вариантов связи. Вероятность — это степень необходимого в случайном, выраженная количественно величинами от нуля до единицы. Вероятность определяется количественным соотношением ситуаций (случаев), при которых данное (интересующее нас) явление произошло, и ситуаций (случаев), при которых оно могло произойти. Возможность — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), еще не ставшие наличным бытием, но предпосылки возникновения которых уже имеются в действительности. Действительность -философская категория, обозначающая реально существующие предметы, явления, процессы. Это еще и сфера существования всех возможностей, поскольку кроме как в действительности им негде быть и неоткуда возникнуть. Таким образом, возможность и действительность не исключают, а предполагают одна другую. Возможности противостоит не действительность, а невозможность. Невозможность — это понятие, обозначающее предметы (явления, процессы), возникновение которых исключается закономерностями действительности. 19. Футурология в широком значении – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. Термин предложил 1943 немецкий социолог О. Флехтхем в качестве названия некоей надклассовой “философии будущего”, которую он противопоставлял идеологии и утопии. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - в узком значении - специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления. П. в этом значении выступает в качестве формы научного предвидения. По предмету могут быть выделены П. естествоведческое и обществоведческое. Объекты естествоведческого П. характеризуются неуправляемостью или незначительной степенью управляемости; предсказание в рамках естествоведческого П. является безусловным и ориентированным на приспособление действий к ожидаемому состоянию объекта. В рамках обществоведческого П. может иметь место самоосуществление либо саморазрушение прогноза как результат его учета. Т.обр., П. управляемых процессов (гл. обр. обществоведческое П.) ориентируется на оценку вероятного (при условии сохранения наблюдаемых тенденций) и желательного (при условии заранее заданных норм) состояний объекта с целью оптимизации принимаемых решений (поисковые и нормативные прогнозы соответственно). Источниками информации о будущем, лежащими в основе П., являются: основанная на опыте, аналогии оценка путей развития и перспектив прогнозируемого явления; экстраполяция известных тенденций; модель состояния явления в будущем, основанная на учете изменения (желательного или ожидаемого) тех показателей, перспективы развития которых достаточно известны. Соответственно возможны три основных класса методов П. в социальной сфере (используемых как взаимодополняющие): 1) опрос населения (экспертов) с целью упорядочения, объективизации субъективных оценок прогнозного характера; 2) экстраполирование и интерполирование - построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого процесса; 3) моделирование - построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления на основе наличных данных о масштабе и направлении изменений. В П. используются методы аналогии, индукции и дедукции, статистические, экономические, социологические и др. Типовая методика П. включает следующие этапы: 1) предпро-гнозная ориентация (определение объекта, предмета, проблемы, цели, задач, времени упреждения, рабочих гипотез, методов, структуры, организации исследования); 2) сбор данных прогнозного фона (т.е. влияющих на развитие объекта по непрофильным, смежным отраслям П.); 3) построение исходной (базовой) модели (т.е. системы показателей, параметров, отображающая характер и структуру объекта); 4) поисковый прогноз (проекция в будущее исходной модели по наблюдаемой тенденции с учетом факторов прогнозного фона; цель - выявление подлежащих решению перспективных проблем); 5) нормативный прогноз (проекция исходной модели в будущее в соответствии с заданными целями и нормами по заданным критериям); 6) оценка степени достоверности и уточнение прогностических моделей; 7) выработка рекомендаций. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|