Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 14.27. Государство и право Беларуси в межвоенное время




1. Взаимоотношения БССР и РСФСР. Образование СССР.

2. Возвращение в состав БССР восточных районов. Административно-территориальная реформа1920-1930 гг.

3. Политика белорусизации и репрессии 1920-1930 гг.

Федеративное и унитарное государственное устройство, IV Всебелорусский съезд Советов, I съезд Советов СССР, договор об образовании СССР, вхождение Беларуси в состав СССР, восстановление территории Беларуси, административно-территориальная реформа, политика белорусизации, репрессии на Беларуси.

После образования ССРБ 1 января 1919г. необходимо было решить вопрос об урегулировании взаимоотношений новой Советской республики с РФСР.

Постановлением от 31 января 1919 г. Президиум ВЦИК РСФСР признает независимость ССРБ, а 2 фев­раля 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов было принято постановление о начале переговоров с РСФСР «по установлению федеративной связи». Внутренняя и внешняя обстановка требовала более тесных взаимоот­ношений советских республик.

1 июня 1919 г. ВЦИК РСФСР с целью объединения усилий всех советских республик в условиях граждан­ской войны принимает декрет «Об объединении совет­ских республик», т.е. оформляется военный союз совет­ских республик.

Признавалось необходимым провести тесное объеди­нение:

1) военной организации и военного командования;

2) советов народного хозяйства;

3) железнодорожного управления и хозяйства;

4) финансов;

5) комиссариатов труда.

В этот период активизировалась деятельность выс­ших органов власти и управления.

18 декабря 1920 г. на первой сессии ЦИК ССРБ был образован Совет Народных Комиссаров, который при­нимал меры по восстановлению промышленности, сель­ского хозяйства, реализации программы перехода к но­вой экономической политике, уделял внимание разви­тию народного образования, подготовке кадров, стаби­лизации обстановки, укреплению советской власти.

Качественно новые взаимоотношения ССРБ и РСФСР за­конодательно закрепил Союзный рабоче-крестьянский дого­вор от 16 января 1921 года. В нем признавались «независи­мость и суверенность» каждой из договаривающихся сторон.

С целью упрочнения военного и хозяйственного со­юза правительства обеих республик в Договоре объяв­ляют об объединении наркоматов:

1) военных и морских дел;

2) Высшего Совета Народного Хозяйства;

3) внешней торговли;

4) финансов;

5) труда;

6) почт и телеграфов;

7) путей сообщения.

В августе 1922 г. ЦК РКП (б) создал специальную ко­миссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях советских республик.

Проходивший 14 декабря 1922 г. IV Всебелорусский съезд Советов принял постановление о необходймості объединения республик на основе взаимного равенства тесных экономических и политических отношений.

30 декабря на I съезде Советов СССР Беларусь была принята в состав Советского Союза. На съезде, в основном, были утверждены проекты Договора об образова­нии СССР и Декларация об образовании СССР, которые ввиду их чрезвычайной важности передавались на допол­нительное рассмотрение республик.

Весной 1923 г. Президиум ЦИК БССР образовал ко­миссию для изучения проекта Конституции СССР и раз­работки предложений по его улучшению. Поправки к тексту проекта Конституции СССР были переданы в Конституционную комиссию Президиума ЦИК СССР, которая большую часть поправок включила в текст про­екта Конституции СССР. Конституция СССР была принята и введена в действие ЦИК СССР 6 июля 1923 г. который принял постановление дополнительно направите ее на обсуждение в высшие органы советских республик ЦИК ССРБ, его Президиум, СНК ССРБ принимали ак­тивное участие в выработке окончательной редакции Конституции СССР.

В январе 1924 г. V Всебелорусский съезд Советов одобрил доработанный текст Конституции СССР, кото­рая была утверждена 31 января 1924 года II Всесоюз­ным съездом Советов.

В рассматриваемый период одним из важнейших этапов национально-государственого строительства явилась административно-территориальная реформа 1920 1930 гг. Как известно, территория Беларуси, соединяя Рос­сию и Западную Европу, имеет большое стра­тегическое значение. Как следствие многочисленных войн, Беларусь неоднократно меняла свои границы и ад­министративно-территориальное деление. 1 января 1919г. была впервые провозглашена ССРБ в составе Ви­тебской, Гродненской, Смоленской, Могилевской, Мин­ской губерний и белорусских поветов Виленской и Ковенской губерний, со столицей в Минске.

Однако 16 января 1919 г. ЦК РКП(б) принял решение о присоединении к РСФСР Витебской, Могилевской и Смоленской губерний.

Литбел создавалась как противовес в борьбе против БНР и Литовской буржуазной республики за установле­ние своей власти, для предотвращения войны между Польшей и Советской Россией.

ЦК РКП (б) шел на отделение от ССРБ Витебской и Могилевской губерний достаточно продуманно, потому что знал о настроениях Польши, требовавшей возвра­щения Беларуси с целью воссоздания Речи Посполитой. Поэтому предполагалось, что при захвате Польшей дру­гих территорий эти губернии стали бы основой для воз­рождения белорусской государственности.

В августе 1919 г. территория Литбел была полнос­тью оккупирована польскими войсками и только в июле 1920 г. состоялось вторичное провозглашение БССР.

Осенью 1920 г. было новое наступление Польши, и оккупация значительной части Беларуси. По Рижскому мирному договору (предварительным условиям) Бела­русь теряла 108 тыс. кв. км. и 4 млн. человек в пользу Польши.

Фактически после второго провозглашения ССРБ она включала территорию одной Минской губернии. Толь­ко образование СССР в 1922 г. и переход к мирному стро­ительству создал благоприятные условия для справед­ливого решения территориального вопроса. Неоднократ­но проходили укрупнения БССР (в 1924, 1926 гг.), след­ствием которых было изменение административно - тер­риториального деления республики. В 1938 г. в БССР было введено областное деление, а в 1939 г. после при­соединения Западной Беларуси БССР насчитывала в сво­ем составе 10 областей и 197 районов: Витебскую - 20, Гомельскую - 14, Могилевскую - 21, Минскую - 20, Полесскую - 15, Барановическую - 26, Белостокскую -24, Брестскую - 24, Вилейскую - 22 и Пинскую -11.

В 1921 г. был открыт ряд учебных заведений; в том числе Белорусский государственный университет. Для работы в Белорусском университете выехала в Минск большая группа профессоров из России. Наркомпросом было предоставлено университету научное оборудова­ние, а также денежные средства для приобретения не­обходимого оснащения в РСФСР и за границей. Затем были открыты институт белорусской культу­ры, Государственная библиотека и Центральный архив. Было создано издательство «Советская Беларусь», где печатались книги, газеты и журналы на белорусском языке. Был открыт Белорусский государственный театр имени Я. Купалы. Создавались техникумы и училища. где преподавание велось на белорусском языке. Совнар­ком РСФСР принял решение об откомандировании в рас­поряжение Наркомпроса БССР работающих в России белорусских работников культуры. Для издания бело­русской литературы СНК РСФСР предоставил типогра­фии Москвы и Петрограда и выделил соответствующие средства. ЦИК БССР обратился к Наркомпросу РСФСР с просьбой о выдаче из книгохранилищ РСФСР книг на белорусском языке или касающихся Белоруссии. Это ходатайство было удовлетворено.

В 1924 г. на сессии ЦИК БССР было принято поста­новление от 15 июля «О практических мероприятиях по проведению национальной политики» и официально объявлено о «белорусизации, как о государственной по­литике». Активную роль в процессе белорусизации сыг­рали комиссия, созданная Президиумом ЦИК БССР во главе с С.А Хацкевичем, и комиссии при всех окруж­ных исполкомах. В течение 1924-1925 г.г. проводилась разъяснительная работа задач белорусизации. И хотя в Белоруссии было 4 государственных языка (белорусский, русский, еврейский, польский), но особое внимание уде­лялось белорусскому языку. Сотрудники государствен­ных учреждений должны были обязательно владеть рус­ским и белорусским языками. К 1927 г. 80% государ­ственных служащих владели белорусским языком. В частях Красной Армии на Беларуси вводилось изучение белорусского языка. В 20-е годы появилась целая плея­да выдающихся белорусских писателей и поэтов. В этиже годы появились кружки по изучению истории и при­роды своего края.

В 1926 г. прошел I Всебелорусский краеведческий съезд. Всего в Беларуси было 240 краеведческих орга­низаций. Члены этих организаций читали научные док­лады, участвовали в экскурсиях и экспедициях, издава­ли рукописные сборники и журналы, собирали фольк­лорный материал.

В этот же период времени жили и работали такие выдающиеся представители белорусской культуры, как Тишка Гартны, М. Горецкий, М. Зарецкий, историки В. Игнатовский, В. Пичета, кинорежиссер Ю. Тарич и другие.

В 1925-1926 учебном году в 88 семилетних школах было введено преподавание полностью на белорусском язы­ке, а в 3794 школах - частично. Учителя, обучавшие де­тей на польском, русском и еврейском языках, проходи­ли подготовку по белорусскому языку в особых секци­ях института народного образования и на специальных курсах.

Но в конце 20-х годов процесс белорусизации был приостановлен. Тем не менее, белорусизация содейство­вала развитию национальной культуры, языка, нацио­нальному возрождению.

Демократизация общества, начало которой было положено в середине 80-х гг., осветила многие «черные страницы» истории нашего государства, откры­ла новые направления в историографии.

Массовая реабилитация началась в 1954 г., а фактические материалы получили освещение в средствах мас­совой информации с середины 80-х гг., но даже сегодня цельного исследования по вопросам массовых реп­рессий нет.

Тоталитарный режим тяжело отразился и на бело­русском народе. Особое место в нем занимают полити­ческие репрессии 1930-1940-х гг. В их основе лежало ложное теоретическое утверждение Сталина об обо­стрении классовой борьбы. Репрессии направлялись против сотен тысяч людей.

Жертвами репрессий являлись граждане БССР, СССР, иностранных государств, лица без гражданства, привлечен­ные на территории Белоруссии судебными или несудебны­ми органами по политическим, социальным, национальным и другим мотивам к уголовной ответственности. В общем, в 30-40-е гг. в БССР по политическим моти­вам было репрессировано свыше 600 тыс. человек.

Основную часть дел (83,3%) рассматривали внесу­дебные органы:

- «двойки» - комиссия НКВД СССР и Прокурор СССР Образованы в 1934 г.;

- «тройки» - комиссии в составе трех человек. Во гла­ве «тройки» стоял начальник управления НКВД, а так­же входили представители партийных органов и про­куратуры (окончательно сформировались к 1934 г.).

 

Контрольные вопросы:

1. Назвать основные этапы вхождения Советской Беларуси в Советский Союз. Договор об образовании СССР

2. Реформирование административно-территориального деления БССР в 20-30 годы

3. Основные периоды политики белорусизации в 20-30 годы. Репрессивная политика

 

 


Тема 15. Государство и право БССР в межвоенный период (1920-30 гг.)

Лекция 15.28. БССР накануне Второй мировой войны

1. Органы управления Западной Беларусью в составе буржуазной Польши. Народной собрание Западной Беларуси. Воссоединение БССР с Западной Беларусью.

2. Развитие права БССР в 20-30 гг.

1. Развитие конституционноо законодательства БССР: Конституции 1927,1937 г.г.

2. Развитие отраслевого законодательства: гражданское, уголовное и другие отрасли права.

Административно-территоиальное деление, воеводства, поветы, гмины, громады, солтыс, войт, Народное собрание, отраслевые кодексы, уголовное право, гражданское право, земельное право, трудовое право и т.д., Конституции 1927 и 1937 г.г., система высших органов государственной власти.

Польские власти в 20-30 годах проводили в Западной Беларуси политику полонизации коренного населения, чтобы сделать страну этнически польской и таким образом навсегда закрепить собственное господствование на наших землях. На территории Западной Беларуси в отмеченный период устанавливалось административно-территориальное деление, а также система местного государственного управления польского образца.

На территории воеводства главой администрации назначался воевода, на территории повета – староста, гмины – войт, громады - солтыс. Одновременно продолжали действовать органы местного территориального самоуправления – воеводские, поветовые, гминные управы и собрания. Однако самостоятельными полномочиями они фактически не обладали и целиком подчинялись местным главам администраций.

22 октября 1939 года на территории Западной Беларуси стал осуществлять свою деятельность высший законодательный орган этого края – Народное Собрание Западной Беларуси. В этот день были приняты 4 государственных декларации, которые регламентировали конфискацию помещичьей земли, национализацию земли, транспорта, торговли, присоединение Западной Беларуси к БССР.

После принятия в состав БССР Западной Белоруссии на ее территории создается система местных органов власти и управления, соответствующая Конституции республики 1937 года.

В декабре 1939 г. Президиум Верховного Совета БССР утвердил состав областных исполнительных комитетов, а они в свою очередь образовали исполкомы районных и сельских Советов. Исполкомы местных Советов формировались из бывших депутатов Народного собрания и местных жителей, работавших во временных управлениях и крестьянских комитетах.

В это же время развернулась подготовка к избранию в западных областях Белоруссии депутатов местных Советов в соответствии с Конституцией БССР и действовавшим в респуб­лике Положением о выборах в областные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся БССР.

Четвертая сессия Верховного Совета БССР (апрель 1940 г.) определила нормы для образования избирательных округов по выборам в местные Советы западных областей Белоруссии. Как и в восточных областях республики, эти нор­мы дифференцировались в зависимости от размера области, города, района. Один избирательный округ по выборам в областные Советы создавался - на территории с населением 10000—15000, в городские Советы—350—600 человек населения, в районные Советы — на каждые 500 человек в районе с населением свыше 20 000 человек, но не более 250 округов.

Выборы в областные, городские - районные, сельские н поселковые Советы депутатов трудящихся, состоялись в западных областях республики 15 декабря 1940 г. Депутатами были избраны лучшие представители рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. В местные Советы западных областей Белоруссии (5 областных, 98 районных, 43 городских, 1474 сельских и поселковых) было избрано 40074 депутата.

Развитие права в БССР в восстановительный период шло по нескольким направлениям: во-первых, специальными постановлениями ЦИК БССР вводились в действие на территории БССР законодательные акты РСФСР; во-вторых, органы власти и управления БССР (Всебелорусский съезд Советов, ЦИК, СНК) принимали собственные нормативно-правовые акты; в-третьих, дей­ствовали законодательные акты РСФСР, которые поста­новлением ВЦИК вводились в действие «на всей терри­тории РСФСР и всех союзных и автономных республик».

Используя опыт законотворчества, накопленный РСФСР, на территории Беларуси вводились в действие законодательные акты Российской Федерации. Так, дей­ствие закона «Об основных частных имущественных пра­вах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых ее судами» с 2 августа 1922 года было рас­пространено ЦИК БССР и на территорию Беларуси. Та­ким же образом были введены в действие ГК РСФСР, ГПК РСФСР, УК РСФСР и другие.

Гражданское право. Законодательство восстановительного периода было направлено, прежде всего, на укрепление государствен­ной собственности. Законодательные акты БССР конк­ретизировали и дополняли законы РСФСР, в том числе Гражданский кодекс и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, введенные в действие на территории рес­публики в 1923 году. Гражданский кодекс закрепил об­щее правило неотчуждаемости государственных пред­приятий в собственность частных лиц. Однако в связи с НЭПом постановлением ЦИК и СНК БССР от 31 января 1925 года было разрешено отчуждение бездействующих предприятий, но наибольшую исковую защиту получи­ла государственная собственность. Ее можно было ис­требовать из любого незаконного владения, исковая дав­ность при этом не применялась. Объявлялись недействи­тельными сделки, которые влекли явный убыток для государства. Большое внимание было уделено коопера­тивной собственности. Частным лицам разрешалось от­крывать торговые и промышленные предприятия. Посте­пенно расширялись имущественные права граждан, а также круг наследников по закону в результате вклю­чения в него усыновленных и их нисходящих.

Уголовное право. Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 июля 1922 года, действовал также на территории Бе­ларуси. Он состоял из общей и особенной частей, насчитывавших 227 статей, 56 из которых приходилось на об­щую часть. Особенная часть состояла из 8 глав, в кото­рых регламентировались уголовно-правовые отношения, касающиеся следующих видов преступлений:

1) государственные преступления;

2) должностные преступления;

3) нарушение правил об отделении церкви от государ­ства;

4) преступления хозяйственные;

5) преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;

6) имущественные преступления;

7) воинские преступления;

8) нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок.

За совершение контрреволюционных действий, бан­дитизм и других особо опасных преступлений предусмат­ривалась высшая мера наказания - расстрел.

Преступления подразделялись на 2 категории, направ­ленные против основ нового порядка или признаваемые наиболее опасными, и все остальные преступления.

Мерами социальной защиты являлись (в ст. 32 УК дан перечень наказаний):

- лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой;

- изгнание из пределов страны на срок или бессрочно;

- принудительные работы без содержания под стражей;

- условное осуждение;

- поражение прав и другие.

В 30-х годах карательная политика ожесточается пу­тем усиления уголовной ответственности за отдельные виды преступлений и введением новых составов преступ­лений. Так, 7 августа 1932 г. было принято Постановле­ние ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государ­ственных предприятий, колхозов и кооперации и укреп­лении общественной (социалистической) собственности», по которому за хищение грузов на транспорте, имуще­ства колхозов и совхозов предусматривалась высшая мера наказания (расстрел) с конфискацией имущества, и лишь при смягчающих обстоятельствах эта мера за­менялась лишением свободы не ниже 10 лет с конфис­кацией имущества. По Постановлению ЦИК СССР от 8 июня 1934 года УК был дополнен статьями об измене Родине, которые предусматривали такое же наказание, как и за хищение имущества.

Земельное право. Аграрные преобразования, проводимые в республи­ке, получили закрепление в Земельном кодексе, приня­том ЦИК БССР 29 марта и введенном в действие 15 ап­реля 1923 г Кодекс состоял из 3-х частей, регулирую­щих трудовое крестьянское землепользование, исполь­зование государственных земель, землеустройство и переселение. В нем устанавливалась предельная норма земли для крестьянского хозяйства.

Кодекс земельный, утвержденный Президиумом ЦИК БССР 21 февраля 1925 г., введен в действие с 1 апреля 1925 г. Он в основном повторял принципиальные поло­жения предыдущего кодекса, но уже не предусматри­вал общинное землепользование, закрепляя товарищес­кое и подворно-участковое землепользование.

Лесной кодекс БССР, введенный в действие с 1 авгус­та 1924 г., рассматривался как «продолжение Земель­ного кодекса» и закреплял государственную собствен­ность на весь лесной фонд, состоящий из лесов местно­го и общегосударственного значения. В нем содержались нормы, устанавливающие порядок управления лесами, условия передачи лесов во временное и постоянное пользование и т.д.

Трудовое законодательство. Правовой формой привлечения рабочих к труду яв­лялся коллективный и индивидуальный договоры. Зак­реплялся 8-ми часовой рабочий день. Был предусмот­рен ряд мер по охране труда. Отдельная глава кодекса посвящалась профсоюзам. Перед ними ставились новые задачи в связи с переводом предприятий на хозрасчет и разрешением деятельности частных предприятий.

В результате образования Союза ССР на террито­рии БССР действовали все законодательные акты СССР, в соответствии с нормами которого вносились изменения в законодательство республики.

Конституционное законодательство. Всебелорусский чрезвычайный съезд Советов, проходивший 9-15 января 1924 г., поручил ЦИК БССР подготовить в соответствии с Конституцией Со­юза ССР и изменившимся территориально-администра­тивным делением республики проект новой Конститу­ции Белоруссии и представить его на утверждение VII Всебелорусскому съезду Советов. Созданная 15 ян­варя на съезде Конституционная комиссия представила в феврале 1925 г. на рассмотрение четвертой сессии ЦИК БССР проект новой Конституции.

Сессия ЦИК БССР, одобрив работу комиссии, реши­ла направить подготовленный ею проект местным испол­нительным комитетам для изучения и обсуждения сре­ди широких масс рабочих и крестьян. В процессе обсуж­дения трудящиеся предложили внести ряд изменений и дополнений в отдельные статьи проекта.

Вначале предполагалось рассмотреть проект Консти­туции БССР и принять ее на VII Всебелорусском съезде Советов, но на этом съезде вопрос о принятии новой Кон­ституции не обсуждался, так как часть внесенных в про­ект при обсуждении предложений требовала дополни­тельного изучения.

В связи с необходимостью доработки проекта Кон­ституции ЦК Компартии Белоруссии 15 января 1927 г создал комиссию в составе 5 человек (А.Г. Червякова (председатель), А.И. Кривицкого, И.А. Адамовича, М.А Сегаля и А.И. Бейлина). В марте 1927 г. Бюро ЦК КПБ (б) рассмотрело основные положения проекта Конституции и внесло в проект ряд поправок. Окончательное редак­тирование с учетом поправок, предложенных на заседа­нии Бюро ЦК КПБ (б), было поручено Конституционной комиссии.

Проект Конституции БССР обсуждался также комис­сией фракции ВКП (б) в Президиуме ЦИК Союза ССР под председательством А.С. Енукидзе. Комиссия сделала ряд замечаний и подчеркнула особую важность обстоятель­ного обсуждения основных положений Конституции БССР на сессии ЦИК БССР и широкими массами трудящихся.

Конституционная комиссия с учетом замечаний от­редактировала проект Конституции БССР и внесла его на рассмотрение VIII съезда Советов, делегаты которо­го после обсуждения 11 апреля 1927 г. приняли новую Конституцию Белорусской Советской Социалистической Республики.

В Конституции четко определялся классовый харак­тер Советского государства. В ст. 2 записано. «Белорус­ская Советская Социалистическая Республика есть со­циалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочих и крестьян». Носителем верховной власти являлся Всебе­лорусский съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет БССР (ст. 3)

Закрепляя принцип всевластия Советов, Конституция провозглашала: «Вся власть в пределах БССР принад­лежит Советам рабочих, крестьянских и красноармей­ских депутатов».

Подтверждая социалистический характер государ­ства. Конституция в ст. 5 закрепляла государственную собственность на все земли, леса, недра, воды, фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транс­порт и средства связи.

Оговорен в Конституции и вопрос о статусе БССР в связи с образованием СССР В ст. 4 записано, что БССР, «как союзная республика, передает Союзу полномочия, определенные ст. 1-й Конституции Союза Советских Со­циалистических Республик» и сохраняет «право свобод­ного выхода из Союза» согласно ст. 4 Конституции СССР.

Четко определяет Конституция и суверенные права БССР: принимать и изменять Конституцию республики, решать вопрос об изменении границ (ст. 24), создавать свои органы власти и управления (ст. 3, 31, 45, 53 и др.). Боль­шое внимание в Конституции уделено вопросам системы, структуры и компетенции высших органов власти и уп­равления. Отражая особенность сложившейся системы органов власти и управления, Конституция БССР 1927 г. закрепляет, что носителями верховной власти в респуб­лике являются Всебелорусские съезды Советов, а в пе­риод между съездами Советов - ЦИК БССР (ст. 3).

Высокое положение занимает и Президиум ЦИК, ко­торый согласно ст. 34 Конституции является «высшим законодательным, распорядительным и контролирую­щим органом».

Для общего управления БССР согласно ст. 40 Консти­туции образуется СНК, который через народные комисса­риаты, исполнительные комитеты и Советы осуществляет свою деятельность. Конституция 1927 г., как и Конститу­ция ССРБ 1919 г. и Конституция СССР 1924 г., наделяет этот орган управления правом издавать «декреты и поста­новления, обязательные к исполнению на всей территории Белорусской Советской Социалистической Республики» (ст. 41). Совет народных комиссаров согласно ст. 42 ответ­ственен перед Всебелорусским съездом Советов и ЦИКом БССР. Постоянный контроль за его текущей деятельнос­тью осуществляет ЦИК БССР и его Президиум. Именно эти органы могут отменить или приостановить согласно ст. 43 «всякое постановление» СНК.

Отраслевыми органами, с помощью которых СНК БССР осуществляет руководство отдельными отрасля­ми управления, являются народные комиссариаты, пе­речень которых дан в статье 45.

Не все народные комиссариаты имели равный право­вой статус, ибо 5 из них (народные комиссариаты финан­сов, труда, торговли, рабоче-крестьянской инспекции и Высший Совет Народного Хозяйства, в целом подчиня­ясь ЦИКу БССР, его Президиуму, СНК БССР, должны были осуществлять «в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Совет­ских Социалистических Республик» (ст. 46). Кроме того, при СНК БССР находились уполномоченные народных комиссариатов СССР: по иностранным делам, по воен­ным и морским делам, путей сообщения, почт и теле­графов. Это означает, что Конституция БССР предусматривает в силу образования СССР и Конституции СССР 1924 г. 3 вида народных комиссариатов: респуб­ликанские, союзно-республиканские и союзные.

К сожалению, не все вопросы, касающиеся высших органов власти и управления, нашли отражение в Кон­ституции. Так, в ней ничего не сказано о периодичности созыва сессий ЦИК, о составе Президиума вообще не упомянуто.

Местным органам власти и управления в Конститу­ции посвящено четыре главы (УП-Х), в которых раскры­ваются их система, структура, порядок комплектования. Что же касается компетенции, то она не получила дол­жного отражения и дана в общем плане. Законодатель в ст. 54 дает перечень шести направлений работы местных Советов (окружных и районных съездов Советов, их ис­полкомов, а также городских, местечковых и сельских Советов), которые называет «задачами Советов».

При комплектовании как высших, так и местных ор­ганов власти и управления Конституция закрепляет ярко выраженный классовый принцип. Так, в главе XI, где речь идет об избирательном праве, в ст. 71 указывается семь категорий лиц, которые не могут избирать и не могут быть избранными. Этот перечень не нов: он абсолютно идентичен тому, который содержался в Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 65). В ст. 70 отмечается, что «все, добывающие средства жизни производительным и обще­ственно полезным трудом, а также лица, занятые домаш­ним хозяйством, обеспечивающие для первых возмож­ность производительного труда, могут избирать и быть избранными». Лица, состоящие в Красной Армии и Красном флоте, также не ограничивались в избирательных правах.

По Конституции БССР 1927 г. избирательное право не только не было всеобщим, но оно было и неравным, и непрямым (ст. ст. 26,57).

В отличие от Конституции СССР 1924 г., которая не содержит ни раздела, ни главы о правах и свободах граж­дан СССР, Конституция БССР 1927 г. в первой главе «Общие положения» закрепляет демократические пра­ва и свободы, устанавливает обязанности граждан БССР. Из 23 статей этой главы 17 посвящено правам, свободам и обязанностям. Так, не только провозглашается, но и гарантируется право на создание организаций, право на проведение митингов, шествий, свобода выражения мне­ний, свобода совести, равенство прав граждан независи­мо от расовой и национальной принадлежности, право свободного пользования родным языком и другие права и свободы. И лишь две обязанности возлагаются на граж­дан БССР - обязанность трудиться (ст. 7) и всеобщая воинская повинность (ст. 13).

До принятия новой Конституции БССР в 1937 г., т.е. за 10 лет, в Конституцию БССР 1927 г. были внесены отдельные изменения, коснувшиеся прав и свобод граж­дан, органов управления и административно-территориального деления республики.

Очередной Основной Закон Республики - был утвержден 18 января 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов, а 19 февраля 1937 г. была принята Конституция БССР.

В ней были четко определены экономические и политические основы советского общества: социалистическа собственность на орудия и средства производства; Сове­ты депутатов трудящихся.

Закреплялись важнейшие принципы социализма: пол­ное политическое и социальное равноправие всех граж­дан БССР независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания, их права и свободы.

Высшим органом власти в БССР являлся Верховный Совет, а в период между сессиями Верховного Совета - Президиум Верховного Совета БССР.

Верховный Совет осуществлял законодательную власть, избирал Президиум Верховного Совета БССР формировал и утверждал правительство - СНК БССР контролировал их деятельность. Впервые Конституция содержала разделы о бюджете республики, суде и про­куроре. Следует отметить, что законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Сове­ту БССР В случае необходимости между сессиями Вер­ховного Совета его Президиум мог внести изменения в действующее законодательство с последующим утвер­ждением на очередной сессии Верховного Совета. Впер­вые было произведено разграничение между органами государственной власти и центральными органами госу­дарственного управления. Образуемый Верховным Со­ветом и подотчетный ему СНК являлся высшим испол­нительным и распорядительным органом БССР. Мест­ные Советы депутатов трудящихся, образованные вмес­то съездов Советов рабочих, крестьянских и красноар­мейских депутатов, являлись органами государственной власти. Исполкомы местных Советов были отнесены к органам государственного управления.

Конституция БССР внесла большие принципиальные изменения в советскую избирательную систему: выбо­ры в Советы осуществлялись на основе всеобщего, рав­ного и прямого избирательного права при тайном голо­совании.

Конституцией БССР утвержден герб, флаг республи­ки, т.е. символы белорусской государственности (ст. 119 и 120), а также столица (ст. 121).

Конституция БССР привела политическую надстрой­ку в соответствие с экономическим базисом и социаль­ной структурой общества, сложившимися к середине 30-х годов XX в. Принятие ее дало новый толчок для разви­тия всех отраслей советского права.

Контрольные вопросы:

1. Назвать основные черты административно-территоиального деления Западной Беларуси

2. Народное собрание Западной Беларуси: порядок формирования и деятельности

3. Развитие отраслевого законодательства БССР в 20-30 годы

4. Развитие конституционализма БССР в предвоенный период. Общая характеристика Конституций 1927 и 1937 года

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных