![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальные и духовные основы конституционного строя РФВ структуре общественной жизни обычно выделяют, как мы уже говорили, следующие основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную. Основным формам общественной жизни соответствуют определенные направления политического руководства обществом, одним из которых является регулирование социальных процессов и отношений, целенаправленное воздействие на них государства, т.е. определенная государственная политика, а точнее - социальная политика государства. Что такое социальная политика? В научной литературе имеется характеристика ее в широком и узком смысле. В широком смысле социальная политика охватывает всю совокупность отношений между классами, социальными группами и слоями, нациями и народностями, в том числе и их отношение к обществу и государству, которые направлены на преобразование или сохранение существующей социально-классовой структуры. В узком смысле слова социальная политика выражает отношения между классами, большими и малыми социальными группами по поводу их мета и роли в обществе, методов удовлетворения таких жизненно важных потребностей, как потребность в труде, в образовании, в охране здоровья, в социальном обеспечении, в создании социально-бытовых и социально-культурных условий жизнедеятельности. Мы будем говорить о социальной политике в узком смысле. Что такое социальное государство? Термин "социальное государство" лишь в середине XX века начал входить в конституционные документы, отражая новую, возрастающую роль государства, его заботу о человеке, поддержку менее социально-защищенных слоев населения и др. В ФРГ, например, эта возрастающая роль государства нашла свое отражение в статье 28 Основного закона в виде соединения понятий "правовое" и "социальное" - "социально-правовое государство". В политологической и государственно-правовой литературе появилась новая формулировка такого государства - "социальное государство -государство всеобщего благоденствия". Для такого государства характерны следующие моменты: В сфере экономической жизни - превосходство "социального государства" объясняется существованием смешанной экономики, которая призвана объединять достоинства частного предпринимательства с гарантиями защиты общественных интересов. Сторонники социального государства высказываются против принципов политики "свободной конкуренции" и одновременно усиленно отвергают программу обобществления средств производства; В сфере политической жизни - для обоснования идеи превосходства социального государства выдвигается утверждение, будто государство "благоденствия" уже не несет классовой сущности, а выражает общенародные интересы; В сфере права - в социальном государстве могут издаваться такие законы, которые соответствуют перечисленным в Основном законе правам и эти законы неукоснительно должны соблюдаться на практике. Представители концепции "государство благоденствия" одобряли государственный интервенционализм, т. е. увеличение степени его вмешательства в хозяйственную и общественную жизнь, в расширении функций государства в защите системы, базирующейся на частной собственности на средства производства. Как оценивают идею правового социального государства западногерманские политологи и государствоведы? Приведем одно из таких высказываний, какое принадлежит представителю консервативного течения в политической науке ФРГ В Веберу (1970 г.). Он, в частности, говорит: "Между правовым и социальным государством существует определенная связь, которая проявляется в том, что исходным пунктом и центральной категорией той и другой концепции является индивид и если правовое государство имеет своей целью защиту свободы и прав индивида, то социальное государство предназначено для гарантирования ему достойного существования. Социальное государство, в то же время, становится административным государством. Управленческий аппарат неимоверно разбухает, при этом законы утрачивают свой юридический смысл, принимая облик административных решений, превращаясь в планы, программы исполнительной власти". "Правовое государство, - говорит В. Вебер, - исходит из теории разделения властей и предполагает ее. Социальное государство становится индифферентно к этому принципу, обладая тенденцией к размыванию границ между законодательной и исполнительной властью". Вывод, к которому приходит В. Вебер, следующий: "... оказывается, что социальное и правовое государство суть понятия, исклю- А что вкладывает в понятие "социальное государство" Конституция Российской Федерации? Понятие "социальное государство" ново для российского законодательства. Оно впервые употреблено в Конституции Российской Федерации 1993 года и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека - ч. 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Смысл такой обязанности государства основывается на следующем обязывающем положении: каждый человек вправе рассчитывать на такой уровень жизни, который позволил бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных благ. Однако, обязанность государства оказывать социальные услуги населению не означает замену государственным попечительство экономической свободы и активности, хозяйственной и предпринимательской инициативы членов общества. Речь идет о создании благоприятных правовых и организационных условий (возможностей), чтобы граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи. Часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации определяет принцип социального государства и как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий жизнеобеспеченности его граждан. В соответствии с этим, п. "е" статьи 71 Конституции Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития. Пункты "е" и "ж" статьи 12 Конституции Российской Федерации указывают, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также координация вопросов здравоохранения, защита, включая социальное обеспечение. В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения. Поэтому правовая система, как важнейший признак правового государства, должна включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц всех уровней нормами права предполагает закрепление в них (т. е. в правовых нормах) социальных гарантий. В части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации закреплены основные направления социальной политики государства, которые одновременно могут считаться и наиболее значимыми социальными гарантиями. чающие друг друга". / Современная буржуазная политическая наука. Проблемы государства и демократии. М., изд. "Наука". 1982. С. 292-296. К ним относятся: государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; назначение пенсий инвалидами другим нетрудоспособным лицам; создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице; выплата государственных пенсий и социальных пособий; охрана здоровья и труда людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; Социальная политика Российского государства не исчерпывается названными в ст. 7 Конституции направлениями. Перечень социальных гарантий, о которых мы говорили, является открытым, т.е. он может быть дополнен и расширен федеральным законом, поскольку сама статья 7 Конституции предусматривает, что кроме перечисленных могут быть установлены и иные гарантии социальной защиты. Более подробно социальные гарантии определены в статьях 37-43 главы второй Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина". Эти статьи не только дают развернутую характеристику социальных прав, но и существенно дополняют перечень гарантий, которые содержаться в ч. 2 статьи 7 Конституции. К ним можно отнести право на жилище, право на отдых, право на благоприятную окружающую среду, право на образование и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|