Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономические, социальные и культурные права 3 страница




Ст. 56 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения. Правовой режим чрезвычайного положения устанавливается федеральным конституционным законом, что свидетельствует о том, что ограничение, даже временное, закрепленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина должно происходить в особом порядке. Чрезвычайное положение, как определяет Федеральный конституционный закон от 31 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», - это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В соответствии с Конституцией РФ ограничения прав и свобод вводятся в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Федеральный конституционный закон устанавливает два вида обстоятельств, которые могут служить основанием для введения чрезвычайного положения: во-первых, это обстоятельства социально-политического характера (попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), а во-вторых, обстоятельства природно-техногенного характера (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ). Перечень оснований введения чрезвычайного положения является исчерпывающим. Закон указывает также на степень опасности этих обстоятельств: они должны представлять собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение этой угрозы невозможно без применения чрезвычайных мер. Поэтому, например повторяющаяся ежегодно обычная эпидемия гриппа не может быть основанием для введения чрезвычайного положения.

Часть 3 ст. 56 Конституции РФ <QUEST12< FONT>содержит перечень прав и свобод, которые не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения. К ним относятся следующие:

  • право на жизнь (ст.20 Конституции РФ);
  • право на достоинство (ст.21 Конституции РФ);
  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);
  • право лица на ограничение сбора, использования, хранения и распространения информации о его частной жизни, и право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24 Конституции РФ);
  • свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);
  • свобода на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом деятельности (ч.1 ст. 34 Конституции);
  • право на жилище (ч.1 ст.40 Конституции РФ);
  • право на защиту прав и свобод и конституционные гарантии этого права (ст.45 -54 Конституции РФ).

Чрезвычайное положение может вводиться как на всей территории РФ так и в отдельных местностях. Конституция предусматривает порядок введения ЧП – оно вводится указом Президента РФ с незамедлительным уведомлением об этом обеих палат Федерального Собрания. Указ Президента РФ должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Указ Президента РФ подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания в течение 72 часов. Указ Президента РФ, не утвержденный в указанный срок, утрачивает свою силу, о чем население должно быть незамедлительно уведомлено.

Режим ЧП может вводиться на территории России на срок до 30 суток, а в отдельных местностях – до 60 суток. Если по истечении указанных сроков обстоятельства, явившиеся основанием для введения ЧП не были исчерпаны, возможно продление данного режима в том же порядке, что и его введение.

Указом Президента Российской Федерации на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

а) полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее,

в) усиление охраны общественного порядка, объектов и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

и некоторые другие меры обеспечивающие безопасность населения.

При введении ЧП по социально-политическим обстоятельствам дополнительно к общим мерам и ограничениям могут применяться такие меры:

а) введение комендантского часа;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники;

в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, спиртных напитков.

е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения;

ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

В случае введения ЧП по обстоятельствам природно-техногенного характера закон разрешает введение дополнительно к общим мерам безопасности следующих мер:

а) временное отселение жителей в безопасные районы;

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

д) мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Федеральный конституционный закон, устанавливая меры, которые могут применяться в условиях ЧП, закрепляет правовые гарантии того, что указанные меры не будут чрезмерными и права граждан будут ограничены только в той мере, в которой этого требует острота создавшегося положения. Так, для проведения аварийно-спасательных работ могут привлекаться только трудоспособные граждане, и соблюдение правил охраны труда является обязательным. Продление срока содержания под стражей применяется в отношении лиц, подозреваемых только в преступлениях указанных в законе (терроризм и тяжкие преступления) и только на срок до 3-х месяцев. Лица, нарушившие комендантский час, могут быть задержаны но только до окончания комендантского часа. Если же у них отсутствуют документы, удостоверяющие личность, то задержание возможно для выяснения их личности до 72 часов, и только по решению суда – до 10 дней.

Важнейшей гарантией прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения является то, что правосудие в условиях ЧП осуществляется только судом и нормы Конституции, устанавливающие процессуальные гарантии, продолжают действовать. Учреждение каких либо чрезвычайных судов не допускается. При невозможности функционирования судов на данной территории Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе изменить территориальную подсудность, т.е. вправе передать рассмотрение судебных дел в соответствующие суды других территорий.

<QUEST13< FONT>Международно-правовой гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина в условиях ЧП является обязательность извещения Организации Объединенных Наций, Совета Европы и сопредельных государств о причинах введения чрезвычайного положения и об объеме ограничения прав человека и гражданина.

В случае агрессии и или непосредственной угрозы агрессии против России на всей ее территории или в отдельных местностях может быть введен особый режим военного положения. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1- ФКЗ «О военном положении» определяет понятие агрессии в соответствии с общепризнанными принципами и действующими нормам международного права как применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН. Ст.3 указанного Закона содержит перечень оснований для введения военного положения, в частности, вторжение, нападение, бомбардировка или применение иного оружия иностранным государством (группой государств), блокада портов или берегов России и др. подобные обстоятельства.

Военное положение вводится указом Президента РФ, который немедленно извещает об этом Совет Федерации и Государственную Думу. Указ подлежит утверждению Советом Федерации в течение 48 часов. Если Совет Федерации не сможет собраться в связи с чрезвычайными и непреодолимыми при данных условиях обстоятельствами, указ Президента может быть рассмотрен позднее указанного срока. Если Совет Федерации не утвердит указ Президента РФ, режим военного положения прекращает свое действие.

На территории, на которой введено военное положение, могут применяться меры, предусмотренные ст. 7 ФКЗ «О военном положении», такие как усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы; приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию; привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны и т.д.

В период военного положения закон в соответствии со ст. 56 Конституции РФ разрешает ограничение таких прав и свобод, как свобода передвижения и выбора места жительства; право на забастовку и свобода труда; свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий; свобода средств массовой информации; свобода экономической деятельности и некоторые другие.

Кроме того, в условиях военного положения к защите Отечества привлекается более широкий круг лиц, чем в мирное время. Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении» допускается привлечение граждан независимо от пола к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями.

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); § 9. Институт гражданства РФ. Понятие, правовая природа, значение и признаки гражданства

Традиционно термин "гражданство" противопоставлялся термину "подданство", так как считалось, что граждане обладают правами и свободами, которых у подданных быть не может. Однако в настоящее время, когда подавляющее большинство государств признают и защищают права и свободы человека и гражданина, целесообразность отграничения граждан от подданных отсутствует. Термин "подданные" в настоящее время существует в некоторых государствах, в которых сохраняется форма правления в виде монархии, в большей степени как дань традиции, поскольку подданные в одних странах обладают таким же объемом прав и свобод, что и граждане в других (Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1997. С. 265). По справедливому утверждению В.Е. Чиркина, "в демократических государствах - монархиях (Великобритания, Бельгия, Дания, Япония и др.) содержание термина "подданство" не отличается от понятия "гражданство", и он все более вытесняется последним, а в некоторых странах (Испания и др.) совсем не употребляется" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 115) В качестве незначительного правового отличия статуса подданных от статуса граждан можно указать лишь на тот факт, что "подданный наделяется определенным объемом прав, свобод и обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране" (Конституционное право России: Учебник /Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристъ, 2003. С. 158), тогда как граждане признаются единственными носителями верховной власти в государстве. В частности, Конституция РФ гласит, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

В литературе существует несколько подходов к определению правовой природы гражданства. В частности, гражданство может пониматься как политико-правовая принадлежность лица к государству, членство в нем, состояние, юридическое отношение (Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М., 1997. С. 100). Также возможно понимание гражданства как одного из суверенных прав государства, публично-правового состояния индивидов и как конституционно-правовой институт (Конституционное право России: Учебник /Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристъ, 2003. С. 157).

Некоторые авторы придерживаются смешанной трактовки понятия гражданства. Так, Л.Д. Воеводин рассматривает гражданство как объективное право (совокупность норм) и одновременно как неотъемлемое личное (субъективное) право каждого человека (Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М., 1997. С. 104). И.С. Яценко рассматривает гражданство в качестве атрибутивного признака государства, который реализуется в системном единстве национального и международного правовых институтов, и, основываясь на легальном определении гражданства, данный автор полагает, что гражданство можно рассматривать с трех позиций: 1) основа правового статуса человека и гражданина; 2) правоотношение; 3) конституционно-правовой институт (Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 204-205).

В литературе высказываются доводы как в пользу, так и против тех или иных трактовок правовой природы гражданства. Так, против определения гражданства с позиции принадлежности лица государству выступает, в частности, И.С. Яценко, который отмечает, что данная трактовка гражданства неприемлема в связи с тем, что "принадлежность носит вещный характер (данный подход, по мнению указанного автора не допустим в отношении личности). Кроме того, И.С. Яценко полагает, что указанный подход противоречит принципу приоритета прав и свобод человека (Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 205).

По мнению Р.В. Енгибаряна, "односторонность и ограниченность такого понимания гражданства состоит в том, что его определение лишь как принадлежности лица к данному государству сводит сущность этого института к однобокой зависимости личности от государства, подчеркивает его подчиненность этому государству и не выражает двусторонний характер отношений гражданства, налагающих соответствующие права и обязанности как на личность, так и на государство" (Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юристъ, 2002. С. 151). Аналогичным образом рассуждает и В.Е. Чиркин, который справедливо полагает, что "гражданство нельзя смешивать с политическими симпатиями или антипатиями лица, в том числе по отношению к государству" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 115). Наконец, С.В. Каграманов отмечает, что подобная трактовка гражданства по сути означает "право государства распоряжаться поведением гражданина, его правами и свободами, тогда как гражданство основывается на двустороннем характере взаимоотношений человека с государством" (Каграманов С.В. Институт гражданства в федеративном российском государстве. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 14). При этом указанный автор отстаивает "правильность определения гражданства как правовой связи лица и государства, основанного на взаимной ответственности" (Каграманов С.В. Институт гражданства в федеративном российском государстве. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 14).

Как отмечается в литературе, гражданство это не всякая правовая связь лица с государством, а лишь устойчивая (Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юристъ, 2002. С. 151), причем "гражданство - это правовое, а не фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда, когда он находится за пределами страны или постоянно проживает за рубежом" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 116).

Принципы российского гражданства

В литературе существует несколько подходов к определению перечня принципов российского гражданства. Так, В.Е. Чиркин выделяет семь признаков российского гражданства: единое гражданство, равное гражданство, экстерриториальное гражданство, свободный характер российского гражданства, неотъемлемость российского гражданства, изменение гражданства Российской Федерации на основании волеизъявления лица, принцип защиты и покровительства гражданина его государством и одновременно обязанности гражданина по отношению к государству (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 117-119). Некоторые авторы выделяют такой принцип как допустимость двойного гражданства. (Конституционное право России: курс лекций / С.И. Некрасов, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедев [и др.]; отв. ред. Ю.Л. Шульженко. - М., 2007. С. 166-167; Конституционное право России: Учебник /Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристъ, 2003. С. 160-162). Наконец, некоторые авторы выделяют и такой признак как недискриминационный характер российского гражданства (Конституционное право России: курс лекций / С.И. Некрасов, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедев [и др.]; отв. ред. Ю.Л. Шульженко. - М., 2007. С. 163-164). Рассмотрим некоторые важнейшие признаки российского гражданства более подробно.

Единство и равенство гражданства. <QUEST14< FONT>Данный принцип российского гражданства закреплен прежде всего в части первой статьи 6 Конституции РФ, которая предусматривает, что "гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения", а также в части второй статьи 4 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Некоторые авторы отмечают, что "российские граждане независимо от того, являются ли они таковыми по рождению или приняли гражданство по закону (натурализовались), обладают равными правами и свободами и несут равные обязанности" (Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М., 1997. С. 105). "права и обязанности гражданина не ставят в зависимость от оснований приобретения гражданства, от времени его приобретения и других обстоятельств" (Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 118). Аналогичную трактовку данного принципа российского гражданства дают такие авторы, как И.С. Яценко (Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 205). Данный принцип также означает, что "в законодательстве России не существует разных по своему правовому характеру гражданств субъектов Российской Федерации и самой Федерации" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 117), что "республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает" (Конституционное право России: Учебник /Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристъ, 2003. С. 159). Также следует отметить, что невозможно приобрести гражданство республики в составе Российской Федерации и при этом не являться гражданином Российской Федерации, что "институт гражданства Российской Федерации совмещает институт общефедерального гражданства и гражданства республик в её составе. Двухуровневое гражданство предопределено историческими условиями, тем не менее в правовом отношении существование гражданства республики без федерального гражданства невозможно" (Калинин В.Н. Институт гражданства в российском праве (общетеоретический аспект). Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8).

Более категоричные выводы по вопросу о соотношении федерального и республиканского гражданства делает С.А. Авакьян, который, апеллируя к толкованию норм Конституции Российской Федерации в практике Конституционного суда Российской Федерации приходит к мнению о том, что "в нашей стране существует только единое гражданство Российской Федерации" (Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 35-37).

В отличие от некоторых стран, например, Соединенных Штатов Америки Конституция и российские законы не ставят возможность возникновения тех или прав гражданина Российской Федерации в зависимости от оснований приобретения гражданства. Так, Президентом США может лишь стать американский гражданин, являющийся гражданином США по рождению Данный пример стал по сути хрестоматийным и приводится во многих учебниках и монографиях по проблемам гражданства (См., например, Конституционное право России: курс лекций / С.И. Некрасов, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедев [и др.]; отв. ред. Ю.Л. Шульженко. - М., 2007. С. 164). Натурализованные граждане такого права не имеют. В отличие от законодательства некоторых иностранных государств, российское законодательство таких ограничений для лиц, получивших гражданство Российской Федерации по иным, чем по рождению, основаниям, не знает. Как указывает в этой связи С.А. Авакьян, "все лица, имеющие гражданство России, имеют одинаковый конституционно-правовой статус, обладают в равной мере правами, свободами, несут обязанности, вытекающие из российского законодательства" (Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 29). Вместе с тем является допустимым установление определенных требований к осуществлению некоторых прав, свобод, а равным образом обязанностей. В качестве примера такого рода требований в литературе, в частности, указывают на тот факт, что право выдвигаться на пост Президента Российской Федерации обладает лишь гражданин Российской Федерации, проживший на территории Российской Федерации не менее 10 лет (Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 29).

Недопустимость лишения гражданства и права на изменение гражданства. Данный признак российского гражданства означает, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Как верно отмечает В.Е. Чиркин, "право на выход связано с тем, что гражданство - это не принадлежность лица к государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию. Такое расторжение может быть ограничено лишь временно и только по указанным в законе обстоятельствам (обладание государственной тайной, нахождение под стражей по приговору суда, вступившему в законную силу и т.д.)" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 118). При этом многие авторы расценивают данный признак российского гражданства как проявление устойчивой правовой связи индивида и государства (Конституционное право России: курс лекций / С.И. Некрасов, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедев [и др.]; отв. ред. Ю.Л. Шульженко. - М., 2007. С. 164). Изменение гражданства Российской Федерации на основании волеизъявления лица в том числе значит, что "автоматический характер приобретения или утраты гражданства исключается" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 119). При этом "запрет на применение лишения гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей между человеком и государством, образующим отношения гражданства и предполагающего недопустимость расторжения этой связи как одной, так и другой стороной без взаимного согласия" (Хомина И.С. Институт гражданства Российской Федерации: Теоретические и практические вопросы. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 14-15).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных