Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономические, социальные и культурные права 4 страница




Недопустимость высылки граждан РФ за пределы РФ либо выдачи другому государству. Данный принцип сформулирован в статье 61 Конституции РФ: гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Аналогичное положение содержится в пункте 5 статьи 4 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Допустимость двойного гражданства. Как Конституция РФ, так и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" допускают возможность для граждан Российской Федерации иметь гражданство другого государства, т.е допускают двойное гражданство (Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. - М.: Юристъ, 2005. С. 524-525). В этом смысле российское законодательство придерживается диаметрально противоположных взглядов на вопросы двойного гражданства, тогда как "в период существования Советского Союза отрицание двойного гражданства было связано, главным образом, со стремлением оградить граждан СССР от зарубежного влияния и зарубежных связей" (Каграманов С.В. Институт гражданства в федеративном российском государстве. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 23).

Статья 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гласит: гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

В отличие от советского законодательства, исключавшего возможность наличия у гражданина СССР двойного гражданства, статья 62 Конституции РФ предусматривает, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, но подразумевает, что "Российская Федерация признает те правовые последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т.д.) гражданство у российских граждан не основано на законах или международных договорах" (Конституционное право России: Учебник /Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристъ, 2003. С. 160-161). На сегодняшний момент международные договоры, предусматривающие двойное гражданство, Российской Федерацией заключены с двумя странами - с Туркменистаном - Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. (СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 830) и Таджикистаном - Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г. (СЗ РФ. 2005. № 7. Ст. 495). Таким образом, граждане иных государств не вправе претендовать на двойное гражданство с Российской Федерацией.

Вместе с тем в научной литературе, посвященной вопросам правового положения лиц с двойным гражданством (бипатридов), указывается на ряд правовых проблем, касающихся статуса бипатридов. Так, в литературе выделяются такие проблемы как проблемы лояльности бипатридов, проблемы безопасности государства в контексте двойного гражданства, проблема выполнения воинского долга бипатридами, проблемы избирательных прав бипатридов и проблемы дипломатической защиты прав бипатридов.

По-видимому, именно данным обстоятельством является тот факт, что законодатель, исходя из проблем лояльности бипатридов, предусмотрел определенные механизмы для минимизации возможных рисков. Так, ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 "О государственной тайне" устанавливает, что допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (Российская газета. № 182. 21.09.1993; Российские вести. № 189. 30.09.1993; СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673; СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; СЗ РФ. 2003, № 46 (ч. 2). Ст. 4449; СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607). В соответствии с данной статьей Правительством Российской Федерации было разработано Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 1003 от 22.08.1999 (СЗ РФ. 1998. № 35. ст. 4407). Согласно данному нормативному акту бипатриды допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом "секретно" только после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности. Однако по смыслу и Закона "О государственной тайне" и изданных на его основе подзаконных актов, отказ в доступе к сведениям, составляющим государственную тайну, лишь на основании наличия у лица двойного гражданства не допускается.

В свою очередь, п. "г" части первой статьи 4 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3466; СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336; СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 614; СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3317; СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2785; СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033; СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 160; СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; СЗ РФ. 2003. № 52 (часть I). Ст. 5038; СЗ РФ. 2004. № 17. Ст. 1588; СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2484; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607; СЗ РФ. 2004. № 51. Ст. 5128; СЗ РФ. 2005. № 19. Ст. 1749; СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104; СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3123; СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3427; СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 40; СЗ РФ. 2007. № 6. Ст. 683)от 08.05.1994 года № 3-ФЗ предусматривает такое основание для досрочного прекращения статуса члена Совета Федерации и депутата Государственный Думы соответственно является приобретение, наряду с российским, другого гражданства, а п. 6 части первой статьи 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 636) от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ устанавливает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в том числе и в случае приобретения гражданства другого государства.

Согласно ст. 7 ФКЗ "О Правительстве РФ" (СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 1; СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2478; СЗ РФ. 2004. № 45. Ст. 4376; СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2197; СЗ РФ. 2007. № 6. Ст. 680) от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Статья 9 того же Закона гласит, что заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

В соответствие с пунктом 3.1. статьи 4 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3642; СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5132; СЗ РФ. 2003. № 26. Ст. 2572; СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2711; СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. II). Ст. 2716; СЗ РФ. 2003. № 52 (часть I). Ст. 5038; СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2335; СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3368; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607; СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 4950; СЗ РФ. 2005. № 27. Ст. 2708; СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104; СЗ РФ. 2006. № 29; Ст. 3124; СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3125; СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3427; СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5303; СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 37; СЗ РФ. 2007. № 6. Ст. 681) от 12.06.2002 года № 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Принцип защиты и покровительства гражданина его государством. Данный принцип российского гражданства находит воплощение, во-первых, в статье 61 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами, а во-вторых, в статье 7 ФЗ "О гражданстве", в соответствие с которой органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы. При этом Российская Федерация может помогать своим гражданам в форме оказания юридической и материальной помощи, консультаций, организации лечения и т.д.

Экстерриториальный характер российского гражданства. Данный принцип означает, что наличие у лица статуса гражданина Российской Федерации не зависит от места его проживания, что "проживание гражданина за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 118).

Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации

Согласно ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации приобретается, а равно прекращается в общем либо упрощенном порядке.

Статья 11 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает, что гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению. В качестве наиболее распространенного способа приобретения гражданства рассматривается приобретение гражданства того или иного государства по рождению (филиация). Данный термин происходит от латинского слова filialis - сыновний. Не является здесь и исключением Российская Федерация. Отнюдь не случайно ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в качестве первого основания приобретения российского гражданства называет получение такового по рождению.

Согласно части первой ст. 12 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Кроме того, ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (часть вторая статьи 12 ФЗ о гражданстве РФ).

В зависимости от подходов к вопросу приобретения гражданства в силу рождения в литературе принято выделять два принципа - принцип "права крови" (jus sanguinis) и принцип "права почвы" (jus soli). При этом, как следует из текста ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", российское законодательство восприняло оба указанных принципа.

При уяснении смысла положения пункта "а" части первой ст. 12 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" следует иметь в виду, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.04.2005 года № 118-О "По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом "а" части первой стати 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", "положение пункта "а" части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" о приобретении ребенком гражданства Российской Федерации по рождению - в его конституционно-правовом смысле…распространяется также на лицо, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, при условии, что оно являлось гражданином бывшего СССР, не изъявило свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, не является гражданином другого государства и прибыло на постоянное жительство в пределы Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. № 22. Ст. 2196). Аналогичная правовая позиция была высказана Конституционным судом Российской Федерации и в Определении от 24.05.2005 года № 235-О "По жалобе гражданки Ахметзяновой Залмиры Вадутовны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" и частью первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3202).

Приобретение гражданства Российской Федерации в порядке приема в гражданство Российской Федерации. Общий порядок. Вторым основанием для приобретения гражданства Российской Федерации является принятие в гражданство Российской Федерации. При этом следует учитывать, что вопросы применения многих норм, касающихся приема в гражданство Российской Федерации, урегулированы Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации от 14.11.2002 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 1325 (далее - Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства) (СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571; СЗ РФ. 2004. № 1. Ст. 16; СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4670).

Статья 13 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства заявитель также представляет документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:

  • документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией):
  • до 1 сентября 1991 г. - на территории государства, входившего в состав СССР;
  • после 1 сентября 1991 г. - на территории Российской Федерации;
  • сертификатом о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданным образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому (которой) Министерством образования Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;
  • документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании.

От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются:

  • мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет;
  • недееспособные лица;
  • инвалиды I группы.

При этом согласно части третьей статьи 13 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения вышеуказанных условий.

Срок проживания на территории Российской Федерации, необходимый для принятия в гражданство Российской Федерации, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

В соответствие с п. 12 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства в этом случае прием в гражданство Российской Федерации осуществляется на основании обращения к Президенту Российской Федерации федерального органа государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации и при наличии заявления лица, имеющего особые заслуги перед Российской Федерацией.

В обращении указываются особые заслуги лица перед Российской Федерацией, которыми являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации и другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России.

С.А. Авакьян для обозначения указанных случаев использует выражение "наличие интересов России" (Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. - М.: Юристъ, 2005. С. 546).

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий о сроки проживания на территории Российской Федерации и без представления вида на жительство.

Согласно п. 12.1. Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства при приеме в гражданство Российской Федерации военнослужащих на основании части четвертой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке представляются:

  • ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, срок действия и форма которого устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации;
  • один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих владение русским языком;
  • обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части.

Военнослужащие, проходящие военную службу на территории Российской Федерации, представляют заявление и указанные документы в орган внутренних дел по месту прохождения военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

В случае если военнослужащий не может лично подать заявление и указанные документы, они могут быть переданы в полномочные органы через другое лицо либо направлены по почте. При этом подлинность подписи военнослужащего в заявлении и соответствие прилагаемых к заявлению копий документов подлинникам удостоверяются командиром воинской части.

Согласно ст. 89 Конституции Российской Федерации решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища относится к компетенции Президента Российской Федерации. Более подробно вопрос о порядке подачи ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации и о принятии решения по такому ходатайству будет рассмотрен далее.

Приобретение гражданства Российской Федерации в порядке приема в гражданство Российской Федерации. Упрощенный порядок. Согласно ст. 14 ФЗ о гражданстве иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 указанного Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 Закона о гражданстве, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 Закона о гражданстве, и без представления вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 Закона о гражданстве, если они до 1 января 2008 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой статьи 13 Федерального закона "О гражданстве РФ", и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

Наконец, в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Восстановление в гражданстве Российской Федерации. Согласно ст. 15 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 указанного Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет. Как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 23.05.2006 года № 184-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Бориса Тимофеевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", статья 15 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", определяющая условия и порядок восстановления в гражданстве Российской Федерации, сама по себе не нарушает какие-либо конституционные права и свободы заявителя в его конкретном деле (Справочно-правовая система "Консультант Плюс").

Оптация. <QUEST15< FONT>Следующим основаниям для приобретения гражданства Российской Федерации является оптация, т.е. выбор гражданства Российской Федерации при изменении границы Российской Федерации. Данная ситуация упомянута в ст. 17 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации": "при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации".

Основания и порядок прекращения гражданства

Согласно статье 18 ФЗ "О гражданстве РФ" гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных