Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Источники КП как отрасли науки.




 

Источниками КП являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Источники КП – форма закрепления (внешнее выражение) общих правил поведения, регулирующая КПО. Нормативные правовые акты (НПА) – источники КП, многообразны и делятся на следующие виды:

1. НПА, действующие на всей территории РФ – особое место занимает Конституция РФ, являющаяся основным источником отрасли конституционного права. Конституция характеризуется основополагающими нормами общего характера, широтой содержания своих норм, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы; федеральные конституционные законы; закон РФ о поправках к Конституции РФ (особый правовой акт); указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства; регламенты палат Федерального Собрания; договоры между органами РФ и ее субъектами, международные договоры, договоры с конкретными субъектами Федерации;

2. НПА, действующие только на территории конкретного субъекта РФ – конституции республик и уставы других субъектов РФ; законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами субъекта и содержащие конституционно-правовые нормы;

3. НПА, действующие только на территории муниципального образования.

Источниками отрасли КП являются также:

· правовые акты представительных органов МСУ, содержащие конституционно-правовые нормы (уставы (положения));

· особого рода источниками считаются постановления Конституционного Суда РФ – хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. Так, на их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов РФ. На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как они не создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, что постановления КС обжалованию не подлежат. Точно так е как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА!;

· особое место занимают Декларации – Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года (I Съезд народных депутатов), Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года (Верховный совет РСФСР), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года (Верховный совет РСФСР) – формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства (признание языкового суверенитета каждого народа; права и свободы от рождения; носитель суверенитета – многонациональный народ);

· источники КП, действующие только на территории субъектов РФ – конституции республик и уставы других субъектов Федерации, носящие учредительный характер; содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов гос. власти; должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам;

· ДоговорыФедеративные Договоры (3 штуки) от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти РФ и органами власти ее субъектов (автономных областей, автономных округов, республик, краев и т.д.).

Действующие ФКЗ РФ:

· о конституционном суде РФ 21.07.1994 (организация КС РФ и статус судей, общие правила производства в КС РФ);

· о референдуме РФ от 28.06.2004;

· о судебной системе РФ от 31.12.1996;

· об уполномоченном по правам человека в РФ от 26.02.1997;

· о правительстве РФ 17.12.1997;

· о военных судах РФ 23.06.1999;

· о государственном флаге РФ от 25.12.2000;

· о государственном гербе РФ от 25.12.2000;

· о государственном гимне РФ от 25.12.2000;

· о чрезвычайном положении 20.05.2001;

· о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ от 17.12.2001;

· о военном положении от 30.01.2002.

Действующие ФЗ РФ:

· об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 24.07.1998;

· о правовом положении иностранных граждан в РФ от 25.07.2002;

· о беженцах от 19.02.1993

 

Виды законов в РФ.

Закон нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Классификация законов:

1. По юридической силе:

- Конституция РФ (закон высшей юридической силы);

- ФКЗ РФ – существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) – акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Не могут быть отклонены президентом РФ.

- Закон РФ о поправке к Конституции РФ – ни разу не принимался - возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

- ФЗ РФ (ординарные) – основной вид закона РФ – принимается Госдумой и советом Федерации – не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.

2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться

- ФКЗ – по вопросам, предусмотренным Конституцией.

- Закон РФ о поправке к Конституции РФ;

- ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);

3. по территориальному признаку:

- федеральные законы;

- законы субъектов РФ – принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ

- ФКЗ – президент не обладает отлагательным вето;

- ФЗ – президент обладает отлагательным вето.

Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятии;

4) по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных