ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Часть I Основные положения и принципы социального государстваКОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Обсуждена и принята на заседании круглого стола 19 ноября 2002 г. Введение В 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила Россию демократическим федеративным правовым социальным государством. Предметом рассмотрения в данном документе является Концепция социального государства в соответствии со ст. 7 Конституции, которая гласит: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»1. Разработка Концепции социального государства в Российской Федерации диктуется настоятельной необходимостью теоретического осмысления связанных с этим проблем, создания методологической основы, которая могла бы оказать помощь в практической деятельности общественным объединениям граждан, органам государственной власти и местного самоуправления, субъектам системы социального партнерства по реализации норм ст. 7 Конституции Российской Федерации. Это обусловлено рядом причин, в том числе внутренних — востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение социальной политики, отвечающей сути и принципам социального государства. Разработка Концепции вызвана и внешними причинами — необходимостью гармонизации и сближения законодательства и практики со странами СНГ, ЕврАзЭс, Союзного государства, многие из которых по своим конституциям являются социальными, а также необходимостью ратификации Европейской социальной хартии. В настоящей Концепции сделана попытка изложить теоретико-методологические взгляды, принципы и основные механизмы реализации этой одной из важнейших норм российской Конституции. При разработке Концепции учитывался отечественный опыт и опыт зарубежных стран, в том числе ФРГ, Франции, скандинавских стран, являющихся по конституциям социальными государствами.
Часть I Основные положения и принципы социального государства Социальное государство — это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданам достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Социальное государство — самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого на достойную жизнь. Вкачестве «права на достойную жизнь» в настоящей Концепции понимается предоставление каждому трудоспособному гражданину реальной возможности за счет напряженного, квалифицированного и инициативного труда обеспечить достойный, в меру сложившихся социальных стандартов, уровень жизни. Это достигается за счет обеспечения равных прав доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, к иному общественному достоянию, за счет чего формируется совместными усилиями высокопродуктивная среда обитания и жизнедеятельности. Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий — богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Эти положения должны быть законодательно закреплены в виде обязанностей государства перед гражданами, а также прав и обязанностей граждан социального государства. Правовая и социальная государственность — категории однопорядковые и существуют в органическом единстве. Становление социально-правового государства в России должно представлять собой единый, целостный, взаимосвязанный процесс. Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции правовыми, социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как: § экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе принципа социального партнерства; § доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование (спрос, предложение, ценообразование, конкуренция); § ответственность государства за «игру» рыночных сил, выработку законодательства и соблюдение правил этой «игры», создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; § социальная справедливость и социальная солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным; § тендерное равенство мужчин и женщин; § участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Практическая деятельность субъектов социальной политики должна быть направлена на реализацию гарантий и прав граждан, установленных Конституцией РФ, с учетом этих и других принципов социального государства. Принцип тендерного равенства мужчин и женщин во всех областях общественной жизнедеятельности неразрывно связан с формированием гражданского общества, демократизацией общественной жизни, созданием правового и социального государства. Этот принцип должен стать своеобразным идеологическим критерием с точки зрения обеспечения всей совокупности прав человека как системы ценностей, поскольку именно его реализация делает право, в том числе и на достойную жизнь, конкретным и обоснованным, независимым от возможностей власти и усмотрения чиновников. Особенно важно выделить гендерное равенство при обосновании перспектив развития сферы занятости, рынка труда и политики доходов. Критериями для оценки степени социальности государства является также соблюдение: § права на свободу человека; § гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»; § обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; § адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения; § гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; § соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника и работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений; § гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести определенную социальную ответственность; § права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
На современном этапе в решении главных социальных задач социальное государство устанавливает следующие приоритеты: 1. В сфере занятости: структурная перестройка экономики в интересах всех граждан России, современная кадровая политика; повышение экономической активности, направленной на созидание и прогресс; обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости трудоспособного населения; создание современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников через социальное партнерство; содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству. В сфере политики доходов: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом; обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе — рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы; социальная направленность налоговой политики и принятие необходимых мер по контролю над инфляцией. В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда и повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, средств транспорта и связи за счет средств населения и бюджетного финансирования; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах, не имеющих постоянно действующих коммуникаций с основной территорией страны. В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы борьбы с бедностью; создание многопрофильной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения и социального вспомоществования; осуществление социальной защиты семьи, материнства, отцовства и дететва, инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан; улучшение демографической ситуации в стране. В сфере охраны окружающей среды: создание условий рационального природопользования с минимизацией ущерба среде обитания человека; обеспечение экологической безопасности. В сфере формирования социокультурной среды: культивирование в обществе созидательных ценностей; повышение цивилизованности социального обустройства административно-территориальных мест проживания людей; повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию. Проведение региональной социальной политики и интегральная оценка ее эффективности на основе единства федеральной и региональной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полномочий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|