Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Идеи «русского космизма». «Философия общего дела» Н.Федорова. Теория ноосферы В.Вернадского. Космическая этика К.Циолковского, А.Чижевского.




По мнению современного специалиста по русскому космизму, автору многих работ, посвященных жизни и творчеству Н.Ф.Федорова, С.Г.Семеновой принципиально новой чертой русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Поэтому С.Г.Семенова предлагает определять это направление философии не столько космическим, сколько активно-эволюционным. Человек для русских косимистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу. Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой грандиозной программы. В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма (Земли, биосферы, космоса), так и микрокосма (человека, как биологического отражения макрокосма). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма.

Главным для Фёдорова является вопрос о жизни и смерти, о том, «почему живущее страдает и умирает». Жизнь — это насущнейшее, необходимейшее для человека; жизнь и смерть оказываются синонимами добра и зла: «жизнь, то есть жизнь бессмертная, есть истинное добро, а смерть — истинное зло».[9] Природа предстаёт для Фёдорова источником зла, страданий и смерти — слепой механической силой, которая должна быть подчинена и управляема человеком.

Смерть не только должна быть побеждена — Фёдоров ставит целью «всеобщее возвращение жизни, всеобщее воскрешение» всех наших предков, всех когда-либо живших людей. Всякий человек живёт за счёт смерти своих предков, живёт, вытесняя их, и это делает каждое поколение виновным в смерти предшествующего, делает нас преступными; этот счёт должен быть оплачен. Именно и только всеобщее спасение и бессмертие — а не индивидуальное, не только для ныне живущих поколений, и не для одних только праведников — Фёдоров считает единственно моральным. Это чувство ответственности каждого за всех и стремление к всеобщему спасению Бердяев называет характернейшей чертой русского духа, нашедшей предельное выражение в учении Фёдорова[10].

Учение Фёдорова «требует рая, Царства Божия, не потустороннего, а посюстороннего, требует преображения посюсторонней, земной действительности, преображения, распространяющегося на все небесные миры и сближающего нас с неведомым нам потусторонним миром: рай, или Царство Божие, не внутри лишь нас, не мысленное только, не духовное лишь, но и видимое, осязаемое». И этот земной рай должен быть достигнут трудом самого человечества, а не дан ему свыше.

Для осуществления этого общего дела должно быть достигнуто братское единение людей и синтез культуры. Должно произойти объединение всех народов, всехсословий — учёных и неучёных (интеллигенции и народа), верующих и неверующих; синтез науки и искусства, который воплотится в религии, синтез теоретического и практического разума в общем деле человечества — овладении природой для победы над смертью.

Своё учение Фёдоров связывает с христианством, считая его живым, подлинным воплощением христианских, в особенности православных, идеалов. Тем не менее в некоторых существенных вопросах учение Фёдорова значительно отступает от христианского мировоззрения.

В.И. Вернадский верил в силу человеческого разума. Им было разработано учение о ноосфере. Под ноосферой понимается качественно новое состояние биосферы - сферы взаимодействия природы и общества, в которой разумная деятельность людей становится главным, определяющим фактором развития. Название ноосфера происходит от греческого "ноос" - разум и обозначает, таким образом, сферу разума. В учении В.И. Вернадского ноосфера рассматривается как высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и развивая технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход всех процессов в биосфере, глубоко изменяя ее своим трудом. В. И. Вернадский обосновал единство человека и биосферы. Он отмечал, что живая материя - носитель разума - по весу составляет небольшую часть биосферы. Появление человека на Земле предопределило неизбежность возникновения нового состояния биосферы - переход ее в ноосферу, оболочку разума, охваченную социальной целенаправленной деятельностью человека. Причем периоду сознательной деятельности человека предшествовал длительный период его дикого, полудикого и в целом стихийного существования.

Мыслители признавали активную творческую позицию человека в Космосе, но она осмысливалась ими по-разному. Циолковским – как активное преображение окружающего мира. Чижевским ноосферные задачи понимались как коэволюция: с одной стороны – познание и подчинение законам природы, гармонизация общественной жизни на солнечно-биосферных началах; с другой – нейтрализация наиболее опасных и губительных для человека природных явлений (пенетрантной радиации, эпидемий, эпизоотий, нашествий вредителей, засух и неурожаев), то есть привнесение в стихийные природные процессы организующего начала. Соответственно, освоение космоса понималось Циолковским как выполнение долга человеком – вершиной космической эволюции перед «страдающей материей», как единственный путь достижения всеобщего счастья, в том числе и человеческого. Чижевский, проявлявший большой интерес к данной проблеме, тем не менее, ее не разрабатывал. В освоении Космоса он видел способ спасения человечества от грядущих глобальных катаклизмов. Таким образом, мы видим две нравственные позиции: этику любви ко всему Космосу и этику любви к человеку. Человечество в философии Циолковского выполняет «волю вселенной», при этом ему отводится активно-эволюционная роль. Чижевским делается акцент на единстве человека и природы, зависимости человечества от Космоса во всех сферах жизнедеятельности. Человечеству отводится роль творческого сотрудника, поддерживающего равновесие между своими интересами и природными силами. Изменение должно быть встречносогласованным, приспосабливать окружающую среду к нашим потребностям можно только при условии собственного изменения, которое должно следовать нравственным, культурным принципам.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных