Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционные основы и пути формирования социального государства в РФ




 

В части 1 ст. 7 Конституции РФ провозглашено: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Приведенная конституционная формула означает не что иное, как конституционную цель и конституционный принцип, общенациональный проект по реализации конституционной установки о том, что в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Положение, содержащееся в части 1 ст. 7 Конституции, находит конкретизацию, развитие и гарантирование в последующих статьях.

Конституции РФ. К ним можно отнести следующие конституционные установления: достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21); все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); государство гаран тирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, места жительства и других обстоятельств (ч. 2 ст. 19); мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 9). В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (см. так- же ст. 38–41 Конституции РФ). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), на получение бесплатного образования (ст. 43), каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научно-технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44).

Социальное демократическое правовое государство в России — это конституционный, общенациональный проект, для реализации которого необходимы гигантские усилия, совместные действия государства, гражданского общества, бизнеса и всех граждан в течение длительного периода времени. Не все благополучно в социальной практике в Российской Федерации. Государственное и политическое руководство постоянно подчеркивает, что реформы и модернизация — это средство решения давно назревших проблем в экономике и в социальной сфере, имеют своей главной целью улучшение жизни населения, каждого человека. В послании Президента РФ Д. А. Медведева 2010 года в обрисованной им политической стратегии акцент сделан на модернизацию, на переход к качественно новому этапу социальной деятельности российской государственности.

Актуальнейшей, острейшей задачей современной социальной политики и практики остается борьба с бедностью и нищетой многочисленного слоя населения, преодоления резкого различия в имущественном положении. В России расслоение общества на бедных, включая большой слой маргиналов, и богатых, весьма богатых, которые цинично демонстрируют свой праздный образ жизни, превысило предельно допустимые нормы для развитых стран в десятки раз. В результате проведенных «шоковых» реформ их плодами пользуются не более четверти населения страны, а половина населения по-прежнему ведет борьбу за выживание. В послании Президента РФ Д. А. Медведева 2010 года одной из стратегических целей названа государственная забота и поддержка детей, подростков, молодежи, положение которых не может удовлетворить современное гражданское общество. В России 2 млн подростков неграмотны; уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей, отклонения по здоровью имеют две трети подростков; на начало года в очереди в детские сады стояло 1 684 тыс. детей; более 700 тыс. детей являются сиротами; 130 тыс. подростков остаются вне семейной заботы; для 545 тыс. детей-инвалидов не создана соответствующая инфраструктура; в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тыс. подростков и школьников[8].

Президент РФ Д. А. Медведев предложил ряд мер по исправлению негативной ситуации в социальной сфере, в частности в положении детей, подростков и молодежи, предусмотрев включение в этот процесс не только федеральной власти, но и региональных властей и муниципальных образований.

Важным направлением в социальной сфере является повышение социальной ответственности капитала, укрепление союза государства, предпринимателей, работников и профсоюзов. Большую ошибку допустили авторы Трудового кодекса РФ, отказавшись от социально-правовой категории трудового коллектива, как это было и культивировалось в советское время. Но это не означает, что их фактически нет в организациях и объединениях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые одновременно выступают в качестве трудовых коллективов, функционирующих на принципах социального партнерства, социальной солидарности и общественной пользы.

При всем различии интересов работодателей и наемных работников у них есть и совпадающие интересы, составляющие основу для формирования трудового коллектива. В формировании социального правового государства, в соблюдении, обеспечении и защите социальных прав в России следует учитывать региональные аспекты. Обеспечение и реализация социальных прав граждан зависит от действия как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Регионы в России отличаются (подчас весьма существенно) по социально-экономическим показателям, имеют особенности по национальному и конфессиональному составу, по своим традициям и обычаям. Многие субъекты Российской Федерации являются дотационными, не имеют достаточной финансовой базы и не могут самостоятельно в должной мере реализовывать общенациональные проекты, федеральные и региональные социальные программы. Жесткая и избыточная централизация в федеративных отношениях ведет к сужению прав субъектов Российской Федерации и прав местного самоуправления, прежде всего в сфере социальных отношений. Во многих случаях передача полномочий по осуществлению социальной политики на уровень субъектов Российской Федерации и местного самоуправления осуществляется без создания соответствующей финансово-экономической основы. В Российской Федерации сложилось крайне неравномерное распределение финансовых ресурсов по регионам[9].

 

Заключение

Изучение концепций правового и социального государства, сформированных в трудах отечественных ученых, и форм реализации этих концепций правового государства позволяет сделать следующие выводы:

1. Основополагающий смысл правового государства состоит в обеспечении господства права или правового закона, а не просто верховенства закона во всех сферах общественных отношений. Главный смысл такого различия заключается в признании специфики права как системы воплощения в нем общепринятых принципов и демократических ценностей.

2. Идеи правового государства на протяжении второй половины XIX– начала XX века, а затем в конце XX – начала XXI века пропагандировались и разрабатывались в России. Теоретическую завершенность концепции правового государства в России получили в произведениях видных правоведов и философов второй половины XIX – начала XX. В конце XX – начала XXI века в России появились концепции правового государства, достойные реализации в современной Российской Федерации.

3. Становление идеи социальной государственности и её воплощение в жизнь не могут происходить вне экономического, политического, идеологического и духовно-культурного контекстов. Только экономически, политически, идеологически и духовно сильное Российское государство может рассчитывать на приобретение ещё одной важнейшей своей грани - социальное.

4. Между правовым и социальным государством есть существенные различия. Социальное государство, по сути, должно вмешиваться в жизнь общества, обеспечивать правовыми способами его социальную стабильность, гарантировать и защищать жизненно важные права его членов.

Глоссарий

 

№ п/п Понятие Определение
  Государственный аппарат Система государственных органов, наделенных властными полномочиями.
  Государственный орган Структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности
  Государственный режим Элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти.
  Государственный суверенитет Верховенство государственной власти внутри страны и независимость её во внешнеполитической сфере
  Государство Суверенная политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории.
  Право Система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другим условиями жизни государственную волю общества, её общечеловеческий и классовый характер.
  Правовое государство Это всеохватывающая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и наиболее последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений
  Публичная власть Аппарат власти и управления, состоящий из особого слоя людей, а также аппарат принуждения.
  Федеральное государство Государство, состоящее из нескольких государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти.
  Функции государства Главные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных