Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политическая система: понятие и структура. Типология политических систем.




2. Понятие и критерии определения политического режима.

3. Авторитарный политический режим.

4. Тоталитарный политический режим.

5.Политический режим переходного типа.

Дополнительные вопросы:

1. Назовите страны, где до сих пор существуют тоталитарные режимы.

2. Почему тоталитарные режимы считаются нежизнеспособными?

3. В ХХ веке тоталитаризм часто приходил на смену демократии. Как вы думаете, почему?

4. Назовите страны, где сегодня существуют эффективные авторитарные режимы. Чем обусловлена их эффективность?

5. Какие различия имеют место среди режимов переходного типа?

 

Практические задания:

Комментарии:

§ Великий немецкий философ Вильгельм Фридрих Гегель однажды сказал о том, что каждый народ имеет государственное устройство, «которое ему впору и подходит ему…». Иногда его слова передают так: «каждый народ имеет то правительство, которого он достоин». Согласны ли вы с этими высказываниями?

 

Работа в группах:

§ «Сравнительный анализ политических режимов» (Формируются три группы по 7-8 человек. Каждая группа получает общий список черт и должна выбрать такие, которые характеризуют какой-то определенный тип политического режима. Допущенные ошибки анализируются в ходе презентации.)

 

Тест:

Где и когда политического лидера называли:

§ «отец народов»

§ «комманданте»

§ «дуче»

§ «фюрер»

§ «любимый вождь»

§ «вождь мирового пролетариата»

§ «аятолла»

 

Игра:

«Политические ассоциации». Смысл игры заключается в том, чтобы в занимательной форме акцентировать внимание на особых характеристиках различных режимов власти. Группа делится на 2 команды (можно команду мальчиков и команду девочек), которые в процессе игре выступают в качестве групп поддержки. Из членов команды выбирают по 2 человека. Один из них в скрытом от глаз месте (это может быть обратная сторона подвижной доски или лист ватмана) пишет ассоциации, которые у него вызывает слово демократия. Другая команда делает то же самое, только о слове тоталитаризм. После этого, второму члену команды (который ничего не видел) предлагается выполнять то же самое задание публично и устно. При каждом совпадении с тем, что уже написал его напарник, команда получает очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

 

Темы презентаций:

1) Тоталитаризм сегодня (на выбор – Северная Корея, Туркменистан).

2) Культ личности: исторические подробности (на выбор – Сталин, Мао, Гитлер).

3) Пол Пот и политика геноцида в Камбодже.

4) Противоречивость фигуры Пиночета (Чили).

5) «Шоковая терапия» как способ политической трансформации.

 

Основная литература:

1. Политология: учебник под ред С.В. Решетникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тетра Системс, 2010. С. 87 – 105; 105 – 115.

2. Круглова Г. А. Политология: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений. – Минск: Асар, 2009. С. 90 – 98; 99 – 103.

3. Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 171 – 198.

 

Дополнительная литература:

Авторитаризм и демократия в третьем мире. – М., 1996.

Белобродский Д.Г. Основные особенности тоталитаризма // Вестник БГУ, Серия 3. 1996. № 1.

Истягин Л.Г. Исследования по тоталитаризму: в поисках нового обоснования концепции // Полис. 1997. № 2.

Клямкин И.М. Посткоммунистическая демократия и ее исторические особенности в России // Полис. 1993. № 2.

Клямкин И.М., Лапкин В.В., Пантин В.Н. Между авторитаризмом и демократией // Полис. 1995. № 2.

Либман А.М. «Вторая трансформация» в постсоветских странах // Общественные науки и современность. 2007. № №.

Сумбатян Ю.Г. Исторический генезис и сущность политических режимов // Вестник МГУ. Серия 12. 1995. № 6.

 

 

Семинар 4

Тема: «Демократия: теория и практика»

Основные вопросы:

1. Особенности демократического политического режима. Определение демократии.

2. Исторические формы и модели демократии.

3. Особенности современной демократии.

4. Переход к демократии. Предпосылки демократизации.

5. Политическая трансформация. Модели перехода к демократии.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы относитесь к мнению о том, что «народ всегда прав»?

2. В чем, по вашему мнению, заключается опасность политического популизма?

3. Благодаря электронной демократии в современном обществе расширяются возможности для прямой демократии. Какие плюсы и минусы можно в этом увидеть?

4. Существует ли средний класс в Республике Беларусь? Кто в него входит и какой процент населения он на сегодня составляет?

Практические задания:

Упражнение:

Вставьте пропущенные слова в таблицу. Попробуйте дать развернутый комментарий достоинств и недостатков референдума как способа принятия решений в политике.

 

«П Л Ю С Ы» «М И Н У С Ы»
Прямое (без посредников) выражение (чего?) … Чреват (чем?) …
Высший арбитр в споре между (кем?)... Большие (что?)…
Активизирует (что?)…. Не разобравшись, народ может (сделать что?)…
Заставляет задуматься над (чем?)… Возможность манипуляции (чем?) …

«Брейн-сторминг»:

§ «Демократия: плюсы и минусы». Противоречия демократии были известны еще философам античности. Уже тогда обнаружились некоторые ее «слабости», чреватые общественными потрясениями. В древности проявились и сильные стороны демократии, сохраняющие свое значение до сих пор. Что это за плюсы и минусы?

 

Эссе:

§ «Что значит для меня свобода?» Российский писатель А.И. Чехов однажды сказал, что каждому человеку приходится по капле выдавливать из себя раба. История нашей страны такова, что нам всем еще предстоит научиться ценить полученную свободу, быть по-настоящему ответственными за ее использование. Как вы сами понимаете слово «свобода»? Что конкретно она для вас означает?

 

Темы презентаций:

1) Демократия античного полиса.

2) Плюрализм и толерантность в современном обществе.

3) Референдум как форма народного волеизъявления (исторический аспект)

4) Популизм как болезнь неразвитой демократии.

5) Что такое теледемократия?

6) В чем проявляется электронная демократия?

7) «Шоковая» терапия (польский пример)

8) Проблемы строительства демократии в Украине (или в стране по выбору).

 

Основная литература:

1. Политология: учебник под ред С.В. Решетникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тетра Системс, 2010. С. 115 – 122.

2. Круглова Г. А. Политология: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений. – Минск: Асар, 2009. С. 103 – 106.

3. Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 198 – 248.

 

Дополнительная литература:

1. Гуггенбергер Б. Теория демократии // Полис. 1991. № 4.

2. Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003.

3. Демократические переходы: варианты путей и неопределенность результатов (Круглый стол) // Полис. 1998. № 3.

4. Ильин М.В., Мельвиль А,Ю., Федоров Ю.Е. Демократия и демократизация // Полис. 1996. № 5.

5. Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе. М., 2000.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных