![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Семинар 5 Государство как основной политический институтОсновные вопросы: 1. Понятие государства, его признаки и функции. 2. Формы государства (формы правления и территориального устройства). 3. Государственный аппарат. 4. Бюрократия и бюрократизм. Вопросы для обсуждения: 1. Почему в современном обществе сохраняется столько монархий? В чем причина их живучести? 2. Чем привлекательна для народа монархия и республика? 3. В чем преимущества президентской формы правления? 4. В чем ее недостатки? 5. Какова, на ваш взгляд, наилучшая форма правления? 6. Как вы думаете, какое государство ученые называют патерналистским? В чем проявляются его недостатки? Практические задания: Комментарии: § Прокомментируйте следующее высказывание: «Понимание сильного государства с течением времени сильно изменилось. В средние века таковым считалось государство, которое убивает много людей за пределами государства. Сегодня – государство, которое сохраняет людей внутри себя» (неизвестный автор). «Брейн-сторминг»: § Какие средства борьбы с коррупцией в государственном аппарате выработала мировая практика? Какие из них можно признать наиболее эффективными?
Дискуссия: § «Каждый народ вправе менять свою конституцию, когда ему заблагорассудится?» (Существует две противоположных точки зрения на изменение и сохранение государственной конституции. Одна из них делает упор на праве народа в любой момент менять основной закон страны по собственному усмотрению. Другая – подчеркивая особую значимость этого документа для жизни общества, призывает делать это только в крайнем случае. Что вы сами думаете по этому поводу? Обоснуйте свою точку зрения на этот счет?) Темы презентаций и рефератов: 1) Государственный чиновник в императорском Китае. 2) Монархия в современном мире (по выбору - Великобритании, Японии Бельгии, Швеции). 3) Что такое республика (исторический экскурс)? 4) Что такое империя (исторический экскурс)? 5) Для чего нужен двухпалатный парламент? 6) Особенности системы правления в Швейцарии. 7) Трагедия царской семьи: исторические подробности.
Основная литература: 1. Политология: учебник под ред С.В. Решетникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тетра Системс, 2010. С. 123 – 133. 2. Круглова Г. А. Политология: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений. – Минск: Асар, 2009. С. 110 – 122. 3. Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 248 – 254; 260 – 267.
Дополнительная литература: Багратян Г.А. Общество и государство. М., 2000. Гоббс Т. Левиафан. – Сочинения. Т. 2. М., 1991. Зазнаев О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис. 2006. № 1. Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. 2000. № 5. Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Президент, Конгресс, законодательство (Опыт взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти) // Государство и право. 1998. №1. Коукли Д. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах // Полис. 1997. №3. Крозье М. Современное государство – скромное государство. Другая стратегия изменения. – Антология политической мысли. Т. 2. М., 1997. Магун А.В. Империализация (Понятие империи и современный мир) // Полис 2007. № 2. Макиавелли Н. Государь. – Избранные произведения. М., 1982. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 5. Парламентаризм и правительственная система: определение и разграничения // Полис. 1992. № 3. Савельев В.Н. Президент и принцип разделения властей: история и современность // США: Экономика, политика, идеология. 1992. № 1. Сумбатян Ю.Г. Концепция разделения властей: история и современность // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. 2000. № 2. Чудаков М.Ф. Институт президентства в правовом государстве // Право и демократия. Вып. 5. Мн., 1992. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5. Семинар 6. Тема: «Органы государственной власти в Республике Беларусь» Основные вопросы: 1. Глава государства. Президент.
Вопросы для обсуждения: 1. Как вы думаете, в чем смысл существующего во многих странах законодательного ограничения сроков избрания на пост президента? 2. В какой развитой демократической стране нет государственной конституции, а есть лишь заменяющие ее отдельные нормативные акты? 3. Для чего в некоторых странах практикуется пожизненное назначение судей? 4. Охарактеризуйте состояние местного самоуправления в Республике Беларусь. 5. Охарактеризуйте состояние судебной системы в Республике Беларусь. 6. Кто в Республике Беларусь обладает законодательной инициативой? 7. В какой стране, на ваш взгляд, система власти организована и функционирует наилучшим образом? 8. Какая форма правления, на ваш взгляд, наилучшим образом подходит современному белорусскому обществу? Аргументируйте свою позицию.
Практические задания: Комментарии: 1. Английский философ Карл Поппер вместо традиционного вопроса «кто должен править» предложил задаться вопросом о том, как «организовать политические учреждения так, чтобы плохие и некомпетентные правители не нанесли обществу слишком большого урона»? Прокомментируйте его высказывание.
Упражнение: Заполнение таблицы «Недостатки и преимущества различных форм правления»
Поразмышляем: Выбирая президентскую республику, отцы-основатели США исходили из того, что данный тип верховной власти имеет много преимуществ. Среди таковых они выделяли: высокую дееспособность (принимать решения одному проще, быстрее, эффективнее); высокую ответственность (спрашивать за промахи и неудачи с одного легче, чем с коллектива); быструю сменяемость (отстранить от должности одного человека легче, чем группу); высокую подконтрольность (его легче контролировать – он один и у всех на виду); экономичность (его содержание обходится дешевле, чем содержание армии управленцев). Каково ваше мнение по поводу данной аргументации? С какими из ее пунктов вы бы согласились, а с какими нет? Темы презентаций и рефератов:
Основная литература: 1.Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Мн., 2006. 2. Политология: учебник под ред С.В. Решетникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тетра Системс, 2010. С. 133 – 231. 3. Круглова Г. А. Политология: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. – Минск: Асар, 2009. С. 128 – 152.
Дополнительная литература: 1. Василевич Г. А. Органы государственной власти Республики Беларусь: (Конституционно-правовой статус). Мн., 1998. 2. Денисюк Н.П. Избирательная система Республики Беларусь. Мн., 1997.Голубев А.Н. 3. 3. Беларусь: опыт самостоятельности / Беларуская думка 2003. № 3. 4. Кувалдин В.В. Президентская и парламентская республика как формы демократического транзита // Полис. 2000, № 5. 5. Круталевіч В.А., Юхо І. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі (1917 – 1945). Мн., 2000. 6. Мельников А.П. Местное самоуправление. Мн., 2000. 7. Паречина С.Г. Институт президентства: История и современность. Мн., 2003. 8. Реут В.И. Закон, декрет, указ: проблема соотношения юридической силы // Вестн. Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь. 1999. № 2 – 3. 9. Тиковенко А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. 1997. № 1. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|