Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социокультурные аспекты политики




Вставьте пропущенное слово или словосочетание

6.1. Система исторически сложившихся, относительно устойчивых знаний и убеждений, ценностей и ориентаций, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политической системы и ее институтов называется

……………………………………

6.2. Политическая культура общества представляет собой…
1) всё многообразие идей, представленных в обществе
2) государственную идеологию
3) всё многообразие духовного мира
4) совокупность политических субкультур

 

6.3. Политическая культура осуществляет функции

А. Познавательную

Б. Интегративную

В. Коммуникативную

Г. Воспитательную

1) АБВ 2) БВГ 3) АВГ 4) все перечисленные

 

Вставьте пропущенные слова

6.4. Структура политической культуры

1)………………..2)………………….3)………………….

 

6.5. Г. Алмонд и С. Верба выделили 3 типа политической культуры

1) патриархальный, коммунистический, либеральный

2) открытый, коммунистический, активистский

3) коммунистический, демократический, восточный

4) патриархальный, подданический, активистский

 

6.6. Патриархальная политическая культура характеризуется

1) полным отсутствием у населения знаний о политике и политической системе, абсолютным отрывом от политики и власти

2) отсутствием знаний о политике у одних слоев населения и активной деятельностью в

политической сфере у других

3) активным участием граждан в политической сфере, их попытками воздействия на принятие политических решений

4) пассивным политическим поведением, некритическим отношением к господствующим в обществе ценностям при очень слабом их осмыслении

 

6.7. Политические субкультуры обусловлены

1) распределением мест в парламенте

2) результатами деятельности политических партий

3) классовыми, этническими, демографическими и иными различиями

4) ходом политического процесса

 

6.8. Термин «политическая культура» в том значении, в каком он употребляется в современной политической науке, ввел в оборот

1) Р. Арон 2) Г. Алмонд

3) Э. Фромм 4) Ф. Ратцель

 

6.9. Гражданская культура - это тип политической культуры

1) наиболее соответствующий патриархальному типу

2) смешанный

3) наиболее соответствующий подданическому типу

4) присущий странам Восточной Европы, вставших на путь демократизации

 

6.10. Тип политической культуры (согласно классификации Г. Алмонда и С. Вербы), ориентирующийся на местные ценности (ценности племени, клана, рода):

1) подданнический

2) патриархальный

3) фрагментарный

4) активистский

 

6.11 Идеология обладает функцией

1) терапевтической 2) регулятивной

3) мобилизационной 4) все указанные выше

 

6.12. Утверждал, что экономически господствующий класс стремится навязать свою идеологию всему обществу

1) М. Вебер 2) Т. Гоббс

2) К.Маркс 4) Ж.- Ж Руссо

 

6. 13. Вставьте пропущенное слово

Идейно-политическое течение, ставящее целью ликвидацию или смягчение различных форм принуждения по отношению к индивиду, ограничение сферы деятельности государства называется…………………………

 

6.14. Термин «политическая социализация» означает
1) предоставление человеку политических прав и свобод
2) социальную деятельность людей в сфере политики
3) включение человека в политические процессы; освоение знаний, умений и навыков, значимых в политической сфере
4) превращение человека в субъекты и объекты политики

6.15. Идеологии консерватизма соответствует высказывание:
1) равенство – это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу
2) верховный государственный орган можно сравнивать не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить
3) государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность
4) человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно

 

2. Практические задания по разделу «Политика как общественное явление»

1. Известный отечественный поэт Осип Мандельштам писал, «власть отвратительна как руки брадобрея». Согласны ли Вы с такой трактовкой сущности и роли власти, скрытой в этой фразе? Если согласны, или, напротив, не согласны дайте обоснования Вашей точки зрения.

 

2. Если политика есть деятельность и отношения между классами, то почему в истории неоднократно имела место внутриклассовая политическая борьба, принимавшая подчас весьма резкие формы? В частности, чем объяснить клановые династические схватки внутри господствующего феодального класса? Или, как объяснить опричнину, направленную против родовитого боярства – составной части единого класса феодалов?

 

3. Существует точка зрения, что политика возникает как средство, способ преодоления межгрупповых противоречий. А поскольку противоречия и конфликты существовали всегда, например, конфликты между мужчинами и женщинами, то вечно существует и политика. Согласны ли Вы с такой трактовкой происхождения политики. Ответ обоснуйте.

 

4. Известно, Президент страны лично провожал российскую команду спортсменов на Олимпийские игры, а после ее окончания встречался с победителями. Чем это объяснить? Какое свойство политики проявляется в этом примере?

 

5. Игнорирование (недооценка) какого принципа политической стратегии и тактики императором Павлом I было допущено им (наряду с другими ошибками) во время своего правления и во многом повлияло на трагический итог его власти?

 

6. На примере политической деятельности Петра I раскройте диалектику внутренней и внешней политики России в начале XVIII века.

 

7. Известно, что Анна Иоановна Курляндская согласилась на «кондиции» членов Верховного тайного совета, (условия на царский трон, серьезно ограничивавшие ее власть), а приехав в Москву, она их разорвала. Какая закономерность (закономерности) проявляется в этом политическом поступке?

 

8. В политике существует принцип выделения основного звена в цепи задач, стоящих перед политиком. Какая проблема была важнейшей задачей в конце 20-х годов XX века для советского руководства? Какую главную задачу считает современное руководство России?

 

9. Известно, что одним из принципов политической стратегии и тактики является принцип преемственности политики и власти. Он заключается в том, что в целях успешного и эффективного решения проблем и прогрессивного развития общества необходимо опираться на положительный политический опыт предшественников. Раскройте цели, условия, пределы применения этого принципа политической деятельности?

 

10. К. Маркс обосновал положение о классовом господстве, которое выражается в экономическом, политическом и идеологическом аспектах. Раскройте и обоснуйте проявление какого аспекта классового господства прослеживается в следующих исторических фактах:

а) В 1790 году императрица Екатерина II прочитала книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», которую написал Александр Николаевич Радищев, дворянин, получивший блестящее образование в Германии и руководивший столичной таможней. В этой книге, написанной в жанре путевых заметок, Радищев описал тяжелую жизнь русского народа, особенно крепостных крестьян, а также резко обличал дворянство и самодержавие. Прочитав книгу, Екатерина в сердцах вскричала: «Да это - бунтовщик, хуже Пугачева!». Радищева судили и приговорили к смертной казни. Но Екатерина II, боясь за свою репутацию гуманной правительницы, проявила милость - заменила смертную казнь сибирской каторгой.

 

б) В условиях крупнейшего экономического кризиса 1929-1933 гг. в истории США, когда число безработных достигло 16 -17 миллионов, возникли различные движения, боровшиеся за свои интересы и справедливость. Так, широкую популярность получили организация «Раздел богатства», созданная сенатором Хью Лонгом. Известные советские писатели И. Ильф и Е.Петров, посетившие США в это время, в своей книге «Одноэтажная Америка» приводят интересный эпизод встречи и разговора с одним из американских бродяг, наводнивших в тот период страну. Будучи сторонником организации «Раздел богатства» этот человек видел решение проблем Америки в ограничении личного капитала миллионеров 5 миллионами долларов и разделе остальной части богатства между бедняками. На вопрос, не много ли это - по 5 миллионов, бродяга ответил: «Нет, надо им все-таки оставить по 5 миллионов. Меньше нельзя».

 

11. Можно ли считать легитимной власть, установленную большевиками в России в октябре 1917 года, учитывая обстоятельство, что согласно Всеобщей декларации прав человека (1948) человек имеет право прибегать в качестве последнего средства защиты своих прав «к восстанию против тирании и угнетения»

 

12. Прочитайте материал и ответьте на вопросы:

Замечательный советский русский мыслитель Вадим Михайлович Кожинов (1930-2001) пишет про поэтессу Светлану Сырневу. Она родилась в 1957 году в семье сельских учителей «захолустного» Вятского края. Отца ее матери, священника, в начале 1930-х годов объявили «лишенцем», то есть бесправным, и он вынужден был вместе с семьей покинуть родные места; после кончины его дочь вернулась на вятскую Отчину, но должна была многие годы скрывать свое происхождение. А рано овдовевшую мать отца Сырневой, которая принадлежала к крепкой крестьянской семье (к тому же имевшей родственников-купцов), тогда же, в 1930-х, раскулачили, о чем также долго старались не вспоминать…

Начавшая свою жизнь рядом с затерянной в вятских лесах деревенской школой Светлана Сырнева в конце концов узнала и осмыслила драматическую судьбу своей семьи, и тем не менее из под ее пера вылилось стихотворение под заглавием «Прописи»:

 

Прописи

 

Помню: осень стоит неминучая,

Восемь лет мне, и за руку – мама:

«Наша Родина – самая лучшая

И богатая самая».

 

В пеших далях – деревья корявые,

Дождь то в щеку, то в спину,

И в мои сапожонки дырявые

Заливается глина.

 

Образ детства навеки –

Как мы входим в село на болоте.

Вон и церковь с разрушенным верхом

Вся в грачином помете.

 

Лавка низкая керосинная

На минуту укроет от ветра

«Наша Родина самая сильная,

Наша Родина самая светлая».

 

Нас возьмет грузовик попутный,

По дороге ползущий юзом,

И опустится небо мутное

К нам в дощатый гремучий кузов.

 

И споет во все хилые ребра

Октябрятский мой класс бритолобый:

«Наша Родина самая вольная»,

Наша родина самая добрая».

 

Из чего я росла-прозревала,

Что сквозь сон розовело?

Скажут: обворовала

Безрассудная вера.

 

Ты горька, как осина,

Но превыше и лести и срама –

Моя Родина, самая сильная

И богатая самая.

 

1. Существует ли на ваш взгляд связь между словосочетанием «безрассудная вера» и понятием «Родина»?

2. В чем общность между утверждением А.С.Пушкина в письме к Чаадаеву, написанным им за 100 дней до своей гибели: «Наша общественная жизнь – грустная вещь (поэт сетует по поводу отсутствия в нашей стране гражданского общества). …Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя..., но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел переменить отечество или иметь другую историю, кроме такой, какой нам Бог ее дал» и пронзительным стихотворением нашей современницы?

3. О какой разновидности легитимности в художественной поэтической форме ведется разговор в приведенных произведениях?

4. Существует расхожее суждение, что истинная причина крушения СССР в кризисном состоянии экономики, в товарном «дефиците», пустых полках магазинов. А между тем, утрата какого крайне необходимого компонента властвования привела к разрушению советской страны?

 

3. Практические задания по разделу «Механизм формирования и функционирования политической системы»

1. Приведите конкретные примеры содержания требований и формы поддержки, свойственные определенным социальным и демографическим группам российского общества (рабочие, студенты, женщины, пенсионеры, мелкие, средние и крупные предприниматели, жители села и т.д.) на современном этапе.

 

2. На основе анализа деятельности политической системы России раскройте взаимосвязь между стабильностью, прогрессом и эффективностью выполняемых политической системой функций. Какие функции политической системы России вам представляются слаборазвитыми?

 

3. Один из основателей американского государства А. Гамильтон замечал по поводу демократии: «Глас народа, сказано, глас Божий; но хотя обыкновенно на это утверждение ссылаются, в него верят, это на самом деле не так. Люди беспокойны и переменчивы; они редко судят и решают верно». Поэтому либеральная трактовка демократии состоит в понимании ее как компетентного и ответственного правления. Как это согласуется с первоначальным значением термина «демократия» - «власть народа», «правление народа»?

 

4. В своей Геттисбергской речи президент США А. Линкольн (1809-1865) определил демократию как «правление народа, избранное народом и для народа». Нет ли в этом определении противоречия? 1) Может ли самоуправление народа осуществляться не самим народом, а избранными представителями? 2) Совместимо ли подлинное народовластие с существованием государства, специальными атрибутами которого являются политическое господство и аппарат принуждения?

 

5. Русскому писателю и общественному деятелю А.И. Герцену принадлежит высказывание: «Демократия… в ней страшная мощь разрушения…Конечно, разрушение создает, оно расчищает место… Но действительного творчества в демократии нет – и поэтому она не будущее. Будущее вне политики» Используя знания курса политологии и реалий политической жизни современного мира, дайте разностороннею оценку этого суждения.

 

6. Анализируя причины возникновения тоталитаризма в СССР, немецкий фрейдо - марксист В.Райх писал: «Стремление миллионов к социализму было стремлением к свободе от угнетения любого рода. Но это стремление к свободе выступало в форме компромисса со страхом перед ответственностью....Смешение стремления к свободе и страха, коренящегося в психологической структуре, страха перед свободным самоуправлением создало в Советском Союзе…авторитарно-тоталитарно-диктаторские формы». Согласны ли вы с подобной точкой зрения?

 

7. Основная проблема при выборе избирательной системы состоит в определении того, какое правительство лучше: более сильное или более представительное? Какие факторы влияют на этот выбор? Что вы думаете на этот счет.

 

4. Практические задания по разделу«Социокультурные аспекты политики»

 

1. В Евангелии от Марка есть притча, рассказанная Христом, о крестьянине, засеявшем поле. Часть зерен упала у самой дороги и птицы склевали их. Другие зерна оказались на каменистой почве, они взошли быстро, но когда наступил зной, ростки завяли и засохли, т.к. их корни были не глубоко в почве. Третьи упали в сорную траву, и сорняки не дали им прорасти. Но семена, которые упали на плодородную почву, дали прирост в тридцать, а то и в шестьдесят и даже во сто раз!

Имеет ли эта притча к теме, изучаемой нами? Осмыслите и дайте интерпретацию ее с точки зрения взаимоотношений идеолога (сеятеля) и типов его последователей.

 

2. Оцените высказывание члена совета директоров одного крупного финансового объединения России по мнению которого «из – за того, что сейчас у нас нет мифологической среды, все в стране неустойчиво. Люди не могут жить без мифов, без сказок». Этот специалист приписывает технике пропаганды способность творить политику, «побеждать в войнах», «поднимать из руин страны» и т.п. При этом ссылается на пример большевистской пропаганды: «Режим, который существовал у нас с 1917 года, держался на одних мифах. Коммунистические лидеры очень серьезно относились к пропаганде. Благодаря ей им удалось победить в войне и поднять страну из руин».

Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Способна ли пропаганда идей

действительно творить политику или это ошибочное суждение?

 

3. По мнению американского ученого Д. Белла, все идеологии обречены на саморазрушение. Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу утверждает, что движущей силой развития общества всегда выступает мировоззрение. Сравните эти два утверждения. Можно ли представить развитие современного общества без идеологии? Приведите аргументы «за» и «против».

 

4. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения…У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль идеологии и пропаганды в формировании общественного мнения, групповых и индивидуальных предпочтений и ценностей?

 

5. Как следует понимать содержание коммунистической идеологии из следующего высказывания: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» (К.Маркс и Ф.Энгельс), имея в виду под «теперешним состоянием» господство, эксплуатацию одного класса другим.

 

6. Чем консервативная политическая мысль отличается от либеральной? Рассмотрите различия по следующим позициям: 1) природа и смысл государства; 2) права и свободы личности; 3) отношение к социальным изменениям.

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Антология современной политической мысли. В 5-ти томах. М., 1997. 2. Исаев И.А., Золотухин Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М., 1995.

3. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э.Лейста. М., 1997

4. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов. М., 2006

5. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М., 2000

6. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: Обзор основных направлений. СПб., 1994.

7. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов н/Д, 1997.

8. Ирхин Ю.В. Политология. М., 1996.

9. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1999.

10. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997.

11. Мухаев Р. Т. Теория политики. Учебник для вузов. М., 2005.

11. Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов/ Под ред. М.А.Василика. М., 2000.

12. Введение в политологию: Словарь-справочник / Под ред. В.П.Пугачева. М., 1996.

13. Политология: Хрестоматия / Сост. М.А.Василик, М.С.Вершинин. М., 2001.

14. Политология: Энциклопедический словарь/ Общ. ред. и сост.:

Ю.И.Аверьянов. М., 1993.

15. Политология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В.Полуниной. М., 1996.

16. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие. М., 2009.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных