ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Механизмы функционирования и реализации политической власти.Процесс властвования регулируется с помощью механизма власти – системы организаций, норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному объекту как общество, механизмом власти выступают государственные органы, политические институты и право. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально дееспособной, ее необходимо институализировать, закрепить в форме политического господства. Господство, как власть, может по-разному восприниматься гражданами. Положительная оценка, принятие власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть выступает обычно как правомерная и справедливая. Сам термин “легитимность” иногда переводят с французского как “законность” или “узаконенность”. Такой перевод не совсем точен. Законность, как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти. Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер, он выделил три главных типа легитимности власти: 1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционная легитимность отличается прочностью. 2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. З. Рационально-правовая, демократическая легитимность. Ее источником выступает интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ценности ее устройства представлениям граждан. Такое инструментальное соотношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности. Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения властью своих функций в политической системе и обществе. В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами. 2.Структура, функции и уровни политики. Политика существует в различных формах — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики - разграничение в ней формы, содержания и процесса. Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений. В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. В английском языке для обозначения различны сторон политики используются три самостоятельных термина:полити(роlitу) или “полития”, полиси (роIiсу) и политикс (роlitiiсs) Эти понятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и политическому процессу. Полития означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле этого слова, иными словами, это политический строй, политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм. Полиси в узком значении этого слова характеризует содержание, образ действий власти, правительства, технологию принятия политических решений. В широком значении понятие “полиси” относится не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений других политических акторов: партий, профсоюзов и т.д. Политикс - это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов. Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее самостоятельных элементов можно выделить: 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы; З) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования — господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества. В качестве конкретных составных частей политики можно назвать: политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т.п., обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти по поводу власти, политических лидеров, элиты, группировки и т.д. Помимо составных частей и элементов в политике выделяют три уровня ее существования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровенъ, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выделение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|