ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Авторитарные и тоталитарные политические режимы..В более поздние периоды к диктатурам стали относить возникающие теократические государства, в которых власть сосредоточивалась в руках одной религиозной группы; абсолю- тистские монархии, характеризующиеся соединением законодательной и испол- нительной власти в руках монарха. Большинство современных политологов под- разделяет диктатуры на тоталитаризм и авторитаризм. Тоталитаризм — это политический режим, при котором государство стремит- ся к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. В 1956 г. американские политологи — К. Фридрих и 3. Бжезинский сформули- ровали основные признаки тоталитарного режима: 1. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества — мораль, экономическая эффективность, социальные отно- шения, политические нормы и т. д. — подчинены идеологии. 2. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции. Населению отводится роль поддержки генеральной линии партии. 3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются от- дельные личности, целые классы, этнические группы. 4. Монополия партии на средства массовой информации. Жесткая цензура лю- бой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литературой и др. 5. Монополия на средства вооруженной борьбы. Господствующая партия моно- полизирует контроль над силовыми структурами государства — армией, поли- цией, спецслужбами. 6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управ- ления экономической деятельностью. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, поскольку исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой про- паганды и коммуникации. Большинство исследователей отмечают, что тота- литаризм — это реакция общества на кризисы периода индустриализации. Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных со- циальных структур и деморализации общества. Другой причиной, обусловливающей возникнове- ние тоталитарного режима, является разрушение ры- ночной экономики и провозглашение такой органи- зации общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф. Хайек). Принято выделять две разновидности тоталитаризма: «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах — в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Ита- лии и Германии. Термин «авторитаризм» применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Существенными чертами авторитаризма являются: • монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна; • полный или частичный запрет на деятельность оппозиции; • сильно централизованная монистическая структура власти; • сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отно- шений между обществом и государством; • отсутствие политической конкуренции, наследование и кооптация как глав- ные способы рекрутации правящей элиты; • отсутствие возможности ненасильственной смены власти; • активное использование силовых структур для удержания власти. Главным отличием авторитаризма от тоталитаризма является дифферен- циация отношений между обществом и государством. В этом случае в обществе сохраняются автономные области: экономическая, культурная, частная и т. п. Монополия государства распространяется лишь на политическую сферу, в кото- рой либо полностью исключается, либо сохраняется в ограниченном виде конку- ренция. Различают несколько типов авторитарных режимов: военный, конкурентной олигархии, популистско-мобилизационный, авторитаризм развития. Военные режимы — разновидность авторитарных, в которых власть принадле- жит либо военным, либо в действительности осуществляется верхушкой военных за «фасадом» гражданского правительства. Характерной чертой военных режи- мов является сильная персонализация власти. Таковы режимы генерала Зия уль Хака в Пакистане, Амина в Уганде. Военные или «преторианские» режимы возни- кают чаще всего в результате государственных переворотов. Причинами захвата власти военными являются кризис политических структур, политическая неста- бильность, чреватая острыми социальными конфликтами. Конкурентная олигархия (современный олигархический режим) характеризу- ется достаточной открытостью и легитимностью при сохранении монополии на власть наиболее могущественных экономических кланов. Для него характерны такие политические институты, как парламент, выборы, партии. Однако за фаса- дом демократических институтов скрывается власть наиболее влиятельных на- циональных экономических групп, чьи интересы и учитывает в первую очередь политическая система. Примером современного олигархического режима может служить правление в Колумбии, где начиная с 1957 г. две партии — консерватив- ная и либеральная — договаривались о распределении государственных постов и проведении на выборах определенной кандидатуры президента. Популистский, или мобилизационный, режим основывается на правлении еди- ной партии, провозглашающей своей целью модернизацию. Такая партия, как пра- вило, возглавляется харизматическим лидером. В отличии от тоталитаризма, по- пулистский режим основывается не на идеологии, а на национализме. Он в боль- шей степени опирается на этнические, чем на социальные группы. Для этого типа режима характерна мобилизация масс, направленная на поддержание общенацио- нального лидера. Многие политологи в последнее время стали выделять в качестве отдельной разновидности авторитаризм развития, главными чертами которого являются в отличие от «традиционного» не консервация существующих социальных отно- шений, а содействие и стимулирование социальной и экономической модерниза- ции. Степень авторитарности определяется потребностью в сохранении единства и целостности общества при росте конфликтов, обусловленных модернизацией. Государство становится инициатором перемен в экономической и социальной жизни, происходящих под его контролем. Примером такого рода режима могут быть современный Китай, Южная Корея 1970-1980-х гг., Таиланд и др.
30. Политические партии: сущность и функции. Политическая партия – это специализированная общест- венная организация, объединяющая наиболее активных привержен- цев тех или иных целей и направленная на борьбу за завоевание и использование политической власти. Сущностными признаками любой политической партии, по М.Веберу, являются: стремление использовать власть в соответст- вии со своим видением решения политических и других общественных проблем; идейно-политическая ориентация; самодеятельные и доб- ровольные начала.. Важнейшей государственной процедурой, представляющей официальное признание партии, дающей ей государственную защиту, при юридическом подходе является регистрация в органах исполни- тельной власти. Только пройдя официальную государственную реги- страцию, партия получает право на участие в выборах, на налоговые льготы, государственное финансирование и т.п. Сегодня в политологии выделяют следующие обобщенные признаки политической партии: во-первых, всякая партия является носителем идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию, видение мира и человека; во-вторых, партия - это организация; устойчивое относитель- но продолжительное по времени объединение людей; в-третьих, цель партии - завоевание и осуществление власти (хотя при многопартийной системе одна партия сама по себе редко может завоевать власть, здесь, скорее всего, следует говорить об уча- стии в реализации властных функций или о включении в политиче- скую систему); в-четвертых, каждая партия стремится обеспечить себе под- держку народа - вплоть до членства или активного членства (активи- сты) в ней. Политическая партия имеет внутреннюю и внешнюю структу- ру. Внутренняя структура представлена руководством и рядо- выми членами. Руководство подразделяется, в свою очередь, на выс- шее руководство и функционеров. Высшее руководство – это лидеры партии, ее наиболее авторитетные и опытные деятели, идеологи, моз- говой центр, определяющие общий политический курс, конкретные цели и средства их достижения, разрабатывающие программу партии. Функционеры – это партийные активисты, работающие на всех уров- нях, как в центральных, так и в местных органах партии - организато- ры работы всех звеньев партии и проводники ее политической линии. Рядовые члены партии, как правило, работают в первичных органи- зациях и действуют в соответствии с политическим курсом партии, выполняют задания партийного руководства. Внешняя структура – это «сочувствующие» партийной про- грамме, «партийный электорат», то есть те, кто голосует за нее на выборах. Основными целями политической партии являются: форми- рование общественного мнения; политическое образование и воспи- тание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам об- щественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой об- щественности и органов государственной власти; выдвижение канди- датов на выборах в законодательные (представительные) органы го- сударственной власти и представительные органы местного само- управления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Более конкретно назначение партии проявляется в ее функци- ях, которые можно объединить в три группы: политические, идеоло- гические и социальные функции. Политические функции: борьба за власть, рекрутирование по- литических лидеров и правящей элиты (участвуя во всех политиче- ских процессах и являясь, по существу, одним из главных механизмов распределения и перераспределения политической власти партии имеют своей главной целью завоевание и использование политиче- ской власти для достижения тех целей, которые поставлены в их про-118 граммах; из руководящего состава политических партий осуществля- ется отбор в политическую элиту всех уровней). Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда (каждая партия выра- батывает и корректирует свою идейно-политическую ориентацию). Социальные функции: социальное представительство и социа- лизация граждан (каждая политическая партия опирается на опреде- ленные группы и слои населения и выражает их интересы). Таким образом, партия – это организованная группа людей, объединившихся ради захвата власти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|