Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Традиция идеализма в геополитике




Идея вечного мира Канта

Главной идеей данного направления является гармония интересов в мировой политике, обеспечение мира и безопасности без войны и без господства великих держав. Наиболее полно это течение было сформулирована немецким философом Иммануилом Кантом (1724—1804).

В 1795 г. И. Кант обнародовал проект «Вечного мира», в котором он предлагал способы утверждения нерушимых мир­ных взаимоотношений между народами, утверждая, что распространение республиканской формы правления ознаме­нуется наступлением эры международного мира.

Идея вечного мира и общества, где властвуют законы, царит мир, является завершающим звеном гуманистиче­ской философии Канта. Философ видел серьезную угрозу миру в безграничном вооружении государств, ибо огромные затраты на вооружение и содержание армий, соперничество госу­дарств в увеличении военной мощи приводят неизбежно к войне.

Величайшей целью человечества, по Канту, является достижение все­общего правового гражданского состояния и согласия.

В своей работе «К вечному миру» И.Кант ратует за соблюдение международных договоров, невмешательство во внутренние дела государств, за развитие между ними торговых и культурных связей и выдвигает проект ус­тановления «вечного мира» на базе всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу.

Концепция нового правового мирового порядка, основанная И. Кантом, с большими трудностями была воплощена в системе международных отношений и институтов после Второй мировой войны (1939-1945).

 

Либеральный мировой порядок Вильсона

 

В XX в. идеалистическую традицию в геополитике развивал Вудро Томас Вильсон (1856— 1924) — 28-й президент США (с 1913 по 1921 гг.). Вступая в Первую мировую войну на завершающей ее стадии, США в лице прези­дента В. Вильсона провозгласили своей целью «спасение мира для демократии».

На Версальской конференции (1918) по итогам Первой мировой войны Вильсон выдвинул программу учреждения либерального ми­рового порядка под названием «Четырнадцать пунктов». Из них восемь были названы обязательными: открытая дипломатия, свобода мореплавания, всеобщее разоружение, устранение торговых барье­ров, беспристрастное разрешение колониальных споров, воссоздание Бельгии, вывод войск с рос­сийской территории, учреждение Лиги наций. Ос­тальные шесть пунктов были факультативными (желательными), которые скорее «следует», чем «надлежит» достигнуть: возврат Франции Эльза­са и Лотарингии, получение автономии для на­циональных меньшинств Австро-Венгерской и Оттоманской империй, пересмотр границ Ита­лии, вывод иностранных войск с Балкан, интер­национализация Дарданелл и создание незави­симой Польши с выходом к морю. Одним из главных принципов международных отношений было право любого народа на самоопределение. В договорах, положивших конец Первой мировой войне, этот идеал последовательно воплощен не был, но он вдохновил сепаратистские движения во всем мире.

Сепаратизм — это региональное движение за независимость от федера­тивного или национального государства. Он проявился в Шотландии, в канадской провинции Квебек, в Стране басков в Испании и др. Ни одно из сепаратистских движе­ний до сих пор не победило. Баскская республика просуществовав с 1936 по 1937) была уничтожена армией Франко. Франкоязычное, преимущественно католическое, население Квебека получило законодательную и религиозную самостоятельность, собствен­ную систему образования внутри Канадской Федерации. Аналогично положение шотландцев в Великобритании.

В отличие от реалистов, которые полагали, что ответственность за международные отношения несут сильные государства, програм­ма Вильсона исходила из того, что в конструировании нового меж­дународного порядка в равной степени должны участвовать все го­сударства мира. Он полагал, что отношения между государствами по определению должны быть основаны на гармонии интересов и в них отсутствуют глубинные причины для международных конфликтов и войн. Для того чтобы окончательно устранить возможность конфликта интересов и утвердить чувство мировой общности наро­дов, Вильсон настаивал на учреждении международных институтов, которые обеспечивали бы международную безопасность.

 

Либеральный интернационализм Боумена

На практике морализм Вильсона стал прикрытием для различных доктрин глобальной гегемонии США, развернувшихся после Первой мировой войны. Так, под влиянием «Четырнадцати пунктов» Вильсона директор Совета внешних сношений (с 1917 по 1950 гг.) американский географ Исайя Боумен (1878—1950) в книге «Новый мир» (1921) сформулировал доктрину либерального интернационализма.

В действительности, идеализм Боумена был декларацией, за которой скрывалась стратегия глобального домини­рования США после победы во Второй мировой войне. Одна из базовых идей Боумена состояла в необходимости отказа США от концепции изоляционизма, так как уникальное географическое по­ложение, в частности, отдаленность от европейского театра воен­ных действий, является недостаточным условием для безопасности США. На практике это означало возвращение американских поли­тиков и геополитиков к глобальному типу мышления, о котором писали Мэхэн и Маккиндер.

 

Проект «Бриановская Европа»

Еще в большей мере моральная тра­диция в международной политике развивалась в Европе, ставшей источником мировых войн. В первой четверти XX в. французские географы Видаль де ла Блаш и Альберт Деманжон видели решение проблемы мировой безопасности в создании сообщества государств, действующих вместе в общих интересах. На практике это привело к появлению проекта «Бриановская Европа».

Современные французские географы Ив Лакост и Мишель Фуше отмечают возможность распространения политики интеграции, оп­равдавшей себя в Западной Европе, на другие регионы мира. Жиз­неспособность модели новой Европы может, в конечном счете, привести к победе принципа интеграции над догматическим прин­ципом господства и контроля одних стран над другими.

 

Иренология и полемология

Анализом моральных основ международ­ной политики, способствующих миру, занимается научное направ­ление иренология (от греч. eirnene — мир). Ведущим иренологическим учреждением считается Международный институт исследований мира в Осло, созданный в 1959 г. И. Галтунгом.

Полемология получила развитие после Второй мировой войны в работах француз­ского социолога Г. Бутуля, нидерландского политолога Б. Реллинга, итальянского политолога Ф. Форнари. Полемологи руководствуются принципом: «Хочешь мира — осмысли войну».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных