![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. Условия полит. модернизации.Политическая модернизация – это совокупность политических процессов, направленных на существенное преобразование политической системы, на переход общества от традиционного к переходному, а затем и к современному состоянию. Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно описываются теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств. Типология политических систем по критериям их развитости: - примитивные системы характерны для сообществ, которые находятся на начальной стадии своего политического развития (клан, деревня). В таких системах в одном лице могут совмещаться функции политического, религиозного и хозяйственного руководителя. - традиционные системы. Для них характерна подданическая политическая культура и культура властвующего субъекта. Органы власти дифференцированы. Пример – политические системы феодальных обществ и монархии традиционного типа. - модернистские (современные) системы присущи обществам современного типа. Они характеризуются высокой степенью дифференциации политических институтов (государственных и негосударственных), делением власти на три ветви, деятельностью партий, организаций и т.д. Модернистские системы открыты для дальнейшего развития. Становление современного общества в западной Европе растянулось на несколько столетий, начиная с 16 столетия. В это время набрало силу западная индустриально-капиталистическая цивилизация, были заложены основы современных политических институтов и стилей поведения и начало формироваться гражданское общество.
Модернизационный аспект в политической сфере имел свои особенности: - модернизация в Европе сопровождалась образованием нации, что способствовало активности национальных движений. - в ходе модернизации стала осуществляться перестройка всей системы власти и управления в государстве, возросла роль права, стал внедряться принцип разделения властей - в процессе модернизации значительно расширилась политическое участие граждан Критериями модернизации являются: - высокий уровень индустриализации и устойчивое экономическое развитие - наличие развитых политических и управленческих структур - значительное влияние факторов гражданского общества - высокое качество жизни населения - развитая профессиональная структура населения - значительный удельный вес среднего класса в социальной структуре Основными предпосылками модернизации выступают: - консолидация этнического, территориального языкового пространства - формирование государства и нации - высокий уровень экономического развития - доминирование городского населения над сельским - достаточно высокая активность граждан в политике - утверждение новых политических институтов, работающих в режиме представительства интересов различных социальных групп Модели модернизации: - классическая хаотическая (страны западной Европы, США, Австралия): - синхронность созревания условий и факторов модернизации - наличие стабилизирующих факторов - растянутость по времени (14-19вв.) - запаздывающая (неорганическая) (Балканские страны, Аргентина): - отсутствие развитого рынка, гражданского общества, правового государства - авторитарный характер власти - форсированная (Южная Корея, Сингапур, Тайвань): - ограниченные сроки модернизации (30-35 лет) - ориентированность экономики на экспорт - авторитарный характер власти, который обеспечивает стабильность и правопорядок Условия эффективности политической модернизации: - установление сильной исполнительной власти - необходимый уровень социально-экономического развития - последовательность в осуществлении преобразований - установление одинаковых правил политической игры для субъектов политики - достижение определённого согласия между политическими силами - демократические убеждения политических лидеров - достижения в области культуры и образования - развитие внешнеполитических связей В качестве результатов модернизации любой страны предполагаются черты, свойственные индустриальному (модернистскому) обществу: - в экономике: - утверждения в производстве индустриальных технологий - рыночные отношения - использование науки - создание развитого промышленного сектора - формирование услуг - в социальной сфере: - преодоление элементов сословности в общественных отношениях - расширение области целерациональных отношений, основанных на профессиональных и рыночных критериях - в политической сфере: - развитие централизованных государств - создание разветвлённой политической системы со специализацией её институтов - формирование конкурирующих элит - вовлечённость граждан в политику - становление правового государства и гражданского общества - в духовной сфере: - развитие системы образования, науки, СМИ - становление идейного многообразия (плюрализма) Кризисы политического развития в ходе модернизации: - революционный кризис (представляет собой неспособность правящей элиты управлять прежними методами и нежелание народных масс сохранять старую систему) - кризис революции (заключается в утрате новой политической элитой поддержки со стороны основных общественных групп. Это происходит в ходе сужения социальной базы новой власти в результате усиления репрессий в отношении противников и др.) - кризис распределения материальных и социальных благ (предполагает, что усиление экономического и социального неравенства вызывает разочарование населения и привод к протестным настроениям. Стратегией выхода может стать эффективная система налогообложения, система социальной и адресной помощи, поощрение бизнеса) - кризис участия (обусловлен ростом групп интересов соревнующихся за доступ к рычагам власти) - кризис идентичности (связан с поиском новых духовных ориентиров и крахом старых ценностей) - кризис легитимности (возникает в результате несовпадения целей правящего режима и основной части граждан) Выводы: 1) Модернизация – процесс перехода к современным демократическим обществам и к новому качественному уровню политической культуры и отношений. Модернизация это не копирование западных политических ценностей. 2) Модернизация – глобальный процесс непрерывного движения обществ к новому качеству политического бытия. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации, её содержание, темпы и результаты определяются традициями, менталитетом, уровне развития и т.д. 3) Модернизация в каждой конкретной стране – это длительный исторический этап последовательных преобразований. Её нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику и нетворчески применяя опыт других стран. 4) Политическая модернизация далеко не всегда приводит к утверждению демократических норм и принципов власти (Пример: Германия в 30-е годы). 40. Полит. культура: сущность, стр-ра, ф-ции. Политическая культура – совокупность политический знаний и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности и политической активности людей. Поэтому политическую культуру нельзя сводить к знаниям и убеждениям. Политическая культура содержит систему способов реализации знаний, является образцом политического видения. Политическая культура тесно связана с понятием политическое сознание. Политическое сознание – совокупность установок, ценностей, ориентаций, которые относятся к политической системе власти, поэтому политическое сознание – это условие и средство воспроизводства политической культуры. Как правило, рассматривают уровни политического сознания: - обыденный (формируется на основе будничного восприятия действительности) - имперический (предполагает участие конкретного индивида/личности в деятельности, в ходе которой складываются систематизированные знания) - теоретический (предполагает научное осмысление тех или иных событий, тенденций, фактов, на основе которого делаются соответствующие выводы) Все три уровня сказываются на политической культуре. Политическое сознание – это и условие, и средство воспроизводства политической культуры. Элементы политической культуры: - знания - учение- понимания- убеждения Но они могут быть разного свойства, поэтому следует говорить о след. элементах полит. культуры: - когнитивный элемент, который включает в себя:- интерес к политике- все те противоречивые тенденции, которые составляют политику - оценочный элемент (оценка политических явлений через определённую призму политического сознания. К нормативно-оценочным можно отнести отношения между субъектами политики, массами. Степень культуры может быть разной) - установочно-поведенческий элемент (стереотипы поведения). Эти стереотипы зачастую у политических субъектов связаны:- с конкретной ориентацией- с ориентацией относительно других- с ориентацией на самого себя любимого Формы политической культуры: - духовная (сюда включается опыт, традиции, нравы, ценности, играют большую роль в политической культуре) - предметная (касается образцов организации политических институтов, определения способов деятельности) Носители политической культуры: - конкретные индивидуумы - социальные группы - определённые институциональные субъекты (государство, политические партии, общественные объединения) Политическая культура содержит в себе разнообразные субкультуры, которые представляют локальные и относительно самостоятельные ценности, как правило, выражающиеся в интересах определённых социальных групп, которые вырабатывают свои приёмы общения, поведения и т.д. Политические субкультуры формируются на основе различий: - социальных классов - национально-этнических - религиозно-политических - региональных Есть также след. субкультуры: - молодёжные - феминистские (борьба за равноправие женщин и мужчин) Функции политической культуры: - обеспечивает накопление и передачу политического опыта, что необходимо для поддержания устойчивости системы политических отношений, при этом накапливается опыт, необходимый как для функционирования социальных структур, так и для ограждения вмешательства государства или посторонних лиц в жизнь семьи, корпораций. - познавательная и воспитательная (связана с приобретением субъектом знаний, необходимых для успешной деятельности в политике. Эта функция направлена на воспитание личности на основе конкретных ценностей) - нормативная (связана с первыми двумя, а прежде всего, со второй. Он обеспечивает стабильность политической системы, направлена на усвоение определённых существующих политических норм, нормативов, которые обеспечивают стабильность политической системы) - коммуникативная (тесно связана с нормативной, обеспечивает политическое общение объектов, субъектов, между субъектами и объектами и т.д.) - адаптационная (связана с потребностью человека к приспособлению к изменяющейся среде, приспособлению к определённым условиям) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|