Результаты работы Сообщества.
В сфере деятельности по созданию равных условий для повышения уровня жизни граждан был принят ряд важных решений, касающихся равноправия в области образования, получении медицинского обслуживания, в трудоустройстве, оплате труда и предоставлении социальных гарантий.
Например, Постановление Исполнительного комитета о взаимном равенстве прав абитуриентов.
Образован Таможенный комитет Сообщества и Пограничный комитет Сообщества.
Были утверждены Общие принципы военного строительства, концепция совместной оборонной политики. Введен единый режим ввоза-вывоза наличной валюты для граждан Беларуси и России при перемещении их за пределы общей таможенной границы.
Таким образом, год существования Сообщества имел свои положительные результаты и стал первым этапом в создании Союзного государства Беларуси и России.
Однако существовали и отрицательные результаты деятельности Сообщества. Ряд задач, поставленных Договором, так и не был решен. Отсутствовали четкие процедуры трансформации решений органов Сообщества в национальные законодательства государств. На практике это выражалось в игнорировании их решений. Договор во многом имел политический, декларативный характер.
- 2 апреля 1997 г. Высший Совет Сообщества Беларуси и России рассмотрел и одобрил тексты Договора о Союзе Беларуси и России, а также вынес одобренный им проект Устава Союза Беларуси и России на всенародное обсуждение. После обсуждения Устав Союза Беларуси и России был подписан 23 мая 1997 г., а затем ратифицирован вместе с Договором.
Согласно Договору о Союзе Беларуси и России Сообщество преобразовалось в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу, который в соответствии со ст. 4 Договора являлся его неотъемлемой частью. Каждое государство-участник Союза сохраняло государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.
В качестве целей Союза были определены:
Ø укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях;
Ø повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности;
Ø устойчивое социально-экономическое развитие государств на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики;
Ø сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы Союза;
Ø обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью;
Ø содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.
В Уставе были более четко и подробно определены цели, задачи и полномочия Союза. Устав содержал нормы о гражданстве Союза, органах Союза и их компетенции, должностных лицах этих органов, о бюджете и финансах и др.
К примеру, в Уставе были определены такие полномочия Союза как:
Ø обеспечение прав граждан государств-участников Союза, которые им предоставляются как гражданам Союза;
Ø обеспечение равенства прав граждан Союза в получении всех видов образования и медицинской помощи, трудоустройстве, оплате труда и других областях;
Ø принятие правовых актов Союза; создание правовой системы Союза; согласование действий в процессе развития законодательства государств – участников Союза;
Ø создание и регулирование общего рынка в области энергетики, транспорта и связи;
Ø обеспечение свободного перемещения товаров, услуг капиталов, рабочей силы в пределах границ Союза;
Ø проведение единой таможенной политики;
Ø координация деятельности в сфере валютного регулирования;
Ø введение единых стандартов, правил бухгалтерского учета; ведение единой статистики;
Ø разработка, утверждение и исполнение бюджета Союза;
Ø использование имущества Союза;
Ø контроль за исполнением принятых решений, включая исполнение бюджета Союза;
Ø и ряд других.
В области правового статуса личности ключевыми можно определить нормы Устава, касающиеся введения гражданства Союза (граждане Беларуси и России одновременно являлись гражданами Союза), что в свою очередь повлекло увеличение объема как прав, так и обязанностей граждан.
Помимо указанного выше принципа равенства прав граждан Союза в различных сферах жизни, закреплялись следующие права:
а) на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории Республики Беларусь и территории Российской Федерации с соблюдением правил, установленных законами этих государств в отношении отдельных районов и местностей;
б) на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства – участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства – участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства;
в) на участие в управлении делами Союза;
г) на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства-участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства;
д) если гражданин постоянно проживает на территории другого государства-участника Союза, то он имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления этого государства.
В Уставе закреплялась та же система органов Союза, что была в сообществе. Отмечалось, что решения органов Союза принимаются в пределах их компетенции и без ущерба конституциям государств-участников Союза. При необходимости органы государственной власти государств-участников должны были приводить свои правовые акты в соответствие с решениями органов Союза или издавать правовые акты, обеспечивающие реализацию этих решений.
В процессе своей деятельности органами Союза было принято большое количество решений, предусматривающих реализацию комплекса мер в различных областях: внешней и внутренней политике, экономике, социальной политике, культурной жизни, экологии, здравоохранении, финансовой политике и т.д. Несмотря на определенные результаты, не все решения были реализованы, либо выполнялись не в полной мере, с нарушением сроков. Кроме того, не сложилась система контроля за исполнением решений. Практика показала необходимость создания более эффективных наднациональных органов, что было учтено в последующем при подготовке Договора о создании Союзного государства.
- В 1998 г. была принята Декларация о дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации, которая подтвердила желание двух стран объединиться в Союзное государство, а также закрепила конкретные мероприятия, которые необходимо было провести для достижения поставленной цели (создание союзных органов, всенародное обсуждение договора о союзном государстве и др.).
- 8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства, что послужило началом нового этапа в процессе интеграции двух стран.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|