Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (комплексная технология, включает все технологии)

Технологии социальной работы с детьми и подростками

 

Принципы социальной работы с детьми и подростками:

- безусловный приоритет прав и интересов ребёнка;

- оперативность в решении социальных и личностных проблем ребёнка;

- индивидуальный подход к решению социальных и личностных проблем ребёнка;

- равенство интересов и прав всех детей, независимо от их личных и социальных характеристик;

- непрерывность и последовательность в решении социальных проблем ребёнка;

- гуманизм.

 

Технологии СР с детьми и подростками:

ДИАГНОСТИКА

Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и заимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.

Стадии социальной диагностики:

-стадия осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и ха рактерных особенностей;

-стадия разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретногосубъекта;

-стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностноеили социальное состояние.

Процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию ребенка, а так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем.

(Измерение вида самооценки: методика Т. В. Дембо – С. Л. Рубинштейна, опросник Г. Н. Казанцевой; Тест Люшера на определение нервно-психического состояния и личностных особенностей; Диагностика агрессивности: «Тест руки» на определение свойств личности и прогноза агрессивного поведения, тест А. Баса и А. Дарки на выявление показателей и форм агрессии; Диагностика акцентуации характера: методика «Чертова дюжина», методика самооценки по Э.Г. Эйдемиллеру, методика К. Леонгарда; Изучение индивидуально-психологических черт личности с помощью методики Г. Айзенка.)

 

 

ПРОФИЛАКТИКА

Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

Стадии социальной профилактики:

1. Стадия предупреждения - основной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.

2. Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное проишествие.

3. Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально- нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.

Система профилактики состоит из двух блоков:

1.Непрямая профилактика (представляет собой основную часть в системе профилактики) направлена на всех подростков. Цель – создание условий для увеличе­ния личностных ресурсов ребенка. Содержанием этого блока является работа, направленная: на формирование самостоятельности, инициативы, ответственности, автономности как альтернативы откло­няющемуся поведению; на развитие эмоциональной сферы ребенка, расши­рение диапазона эмоциональных переживаний, повыше­ние компетентности в понимании собственных эмоцио­нальных состояний и состояний других людей.

2.Прямая профилактика (занимает существенно меньшее место по сравнению с первым блоком) направ­лена на подростков, имеющих склонность к отклоняю­щемуся поведению. Цель – создание условий для предупреждения появле­ния отклоняющегося поведения у подростков, имеющих к нему склонность. Содержанием этого блока является работа, направленная: на становление информационной компетентности в области психологических, физиологических, юриди­ческих аспектов различных форм отклоняющегося по­ведения; на формирование навыков и умений использовать альтернативные психоактивным веществам способы по­лучения удовольствия и радости; на развитие навыков нейтрализации искушений, за­щиты своего персонального пространства, избегания си­туаций, связанных с риском отклоняющегося поведения; на предоставление возможности, альтернативной отклоняющемуся поведению деятельности, которая вы­зывает сильные позитивные эмоции и предполагает пре­одоление препятствий различного рода; на культивирование идеи независимости, автоном­ности, в которой зависимость от психоактивных веществ, от асоциальных групп обсуждается как отрицательный идентификационный признак.

 

Формы профилактической работы.

1. организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы – все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.

2. профилактической работы – информирование. Это наиболее привычное для нас направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

3. организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике – повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.

4. организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

5. активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в труппах общения и личностного роста – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

6. минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

РЕАБИЛИТАЦИЯ

Реабилитация - восстановление социального статуса и утраченных навыков нормальной жизнедеятельности детей «группы риска», переориентация их антиобщественной направленности за счет включения в новые социально значимые отношения и виды деятельности, то есть процесс реабилитации предполагает проведение некоторых специальных социально-педагогических программ в комплексе с мерами социально-правовой и социально-психологической помощи и поддержки.

Социально-реабилитационная работа с детьми, как правило, начинается с социально-бытовой и медико-социальной реабилитации. Большое внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где на первом месте стоят комфортные условия проживания, доброжелательность окружения, а также специальные психотерапевтические методы.

В процессе реабилитационной работы с детьми “группы риска” необходимо соблюдать условия, обеспечивающие эффективность оказываемой помощи, а именно:

· любые виды помощи не должны прямо или косвенно приносить вред ребенку, поэтому любые воздействия обязаны гарантировать безвредность;

· встречающиеся отклонения и трудности развития нужно определять и устранять вовремя;

· реабилитационную работу нельзя осуществлять как приобретение конкретных умений и навыков, она не может быть набором упражнений, направленных на совершенствование психических, физических или иных данных детей, на коррекцию определенного дефекта; нужна целевая программа развития личности;

· при любых видах реабилитационной помощи нельзя посягать на честь и достоинство ребенка, снижать его самооценку;

· помощь должна быть комплексной и направленной не только на самого ребенка, но и на все его микросоциальное окружение и, прежде всего, на семью;

· анализу, коррекции подлежат и все социальные связи ребенка, потому что при изменении поведения окружающих и их отношения к ребенку повышается эффективность процесса реабилитации.

 

АДАПТАЦИЯ

В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

В ходе социальной адаптации осваиваются и усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем.

Участвуя в процессе социальной адаптации ребенка, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий.

1 .Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней среды На этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.

2. Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности.

Под адаптационным потенциалом понимается совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в скрытом виде и активизируется и актуализируется в процессе социальной адаптации.

3. Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

В зависимости от используемых в процессе социальной адаптации средств, выделяется ещё одна группа механизмов этого процесса.

1.Психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на неё различных факторов социальной среды и приспособление психического склада индивида под требования среды. К этой группе механизмов социальной адаптации можно отнести механизмы психической защиты, психической травмы, психического и психологического внушения и т.п.

2.Социально-психологические механизмы, предназначенные для приспособления индивида к среде через её освоение различными способами. Эта группа включает в себя, во-первых, когнитивные механизмы, т.е. приспособление к среде через её исследование, изучение и познание. К ним относятся механизмы воображения, мышления, познавательной деятельности. Во-вторых, это эмоциональные механизмы, позволяющие субъекту приспособиться к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает. В-третьих, это поведенческие механизмы, представляющие собой выбор и реализацию субъектом в новой для него ситуации определённой модели поведения и деятельности.

3.Социальные механизмы представляют собой наиболее значительные элементы такой группы феноменов. К ним относится, прежде всего, механизм социальной деятельности, который можно рассматривать как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей. В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду. Ещё одним механизмом из этой группы является механизм социального общения, позволяющий субъекту, во-первых, совершенствовать имеющиеся у него навыки общения и приобретать новые, во-вторых, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности.

 

ТЕРАПИЯ

Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации.

Основной целью социально- терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта.

Выделяются следующие виды социальной терапии.

1. Индивидуальная.

2. Групповая.

3. Семейная терапия.

К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии относятся следующие:

1. Трудовая терапия. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, раскрыть скрытые резервы способностей и возможностей человека, сформировать у него ощущение собственной нужности и полезности окружающим, организовать систему межличностных отношений между клиентом и другими людьми, расширить круг общения, снять ощущение напряжённости и беспокойства.

2. Терапия самовоспитания представляет собой собственную деятельность субъекта по самопознанию, самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии и самоизучения, переоценку собственной личности, собственных решений, собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических «барьеров», самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, создания желаемого образа «Я», использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности.

3. Дискуссионная терапия предполагает решение какой-либо проблемы через её активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц. При этом предполагается, что каждый из участников обсуждения может высказать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать.

4. Арт-терапия - это вид психотерапии, использующий искусство как терапевтический фактор.

5. Музыкатерапия - включение классических произведений как отечественных, так и зарубежных авторов в коррекционно-развивающую работу с дезадаптированными подростками будет содействовать восполнению недостатка его собственных образов и представлений, способствовать замене травмирующих психику мыслей и чувств и одновременно направлять их по новому руслу, к новым целям (музыкальная релаксация).

6. Драматерапия - театральное искусство как форма конструирования жизни, построения жизнеподобия через игру актера, оформление визуальной и звуковой среды представляет собой богатейший материал для вовлечения подростков в процесс познания, духовного и социального развития.

7. Библиотерапия - метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью психолог подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для детей ситуации.

 

КОРРЕКЦИЯ

Коррекция – лечение.

Коррекция как социальная технология включает три этапа.

1. составление плана работы с каждым подростком и программы диагностики с целью изучения и выбора индивидуального подхода.

2. формирование поведенческих стереотипов в соответствии с возрастом и общепринятыми нормами.

3. обучение адекватным и корректным поведенческим реакциям в различных ситуациях с отрицательными и положительными стимулами.

Различают коррекцию:

- поведения (психотерапевтическая беседа, тренинги, ролевые игры, психодрама)

- здоровья (лечебная физкультура, массаж, иппотерапия, санаторно-курортное лечение)

- психоэмоционального состояния (беседа, аутотрениг, медитация, релаксация)

- интеллектуально – мнестическая (творчество)

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (комплексная технология, включает все технологии)

Этапы:

1. диагностика уровня актуального развития ребенка, состояния физического, психофизиологического, психоэмоционального, нравственного, социального здоровья, выявление потенциальных адаптационных возможностей и ресурсов, а также уровня дезадаптации детей.

2. обеспечение успешной адаптации детей к внешнему миру, необходимо подобрать соответствующие социальные технологии с учетом результатов комплексной диагностики.

3. оценка полученных результатов, включающая в себя: повторную комплексную медицинскую, психологическую, социальную и педагогическую диагностику для оценки эффективности реализованных социальных технологий, сравнительный анализ полученных данных в процессе мониторинга.

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Функции консультирования:

-передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных моделях поведения и способов деятельности;
-предоставление необходимой клиенту информации;
-контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневной жизни клиента;
-формирование у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире;
-обучение человека эффективным и адекватным способам разрешения ценностно-нормативных конфликтов.

Этапы консультирования:

1.Анализ проблемы, задача которого состоит в том, чтобы ребенок мог
«взглянуть на себя со стороны».

2.Постановка проблемы, при которой происходит непосредственное воз-
действие на систему ценностей ребенка с целью её изменения.

3.Формулировка целей, на котором человек, при поддержке и помощи консультанта, получает возможность поставить перед собой новые цели в соответствии с новой системой ценностей, выработанных на предыдущем этапе.

4.Выработка решений, на котором в ходе совместной с консультантом
деятельности ребенок имеет возможность выработать определённый диапазон
возможных решений и при их практической реализации становится возможным
достижение им новых жизненных целей.

5.Реализация решения, на котором осуществляется процесс выбора и реализации человеком какого-либо из принятых ранее решений по достижению новых целей.

 

Нормативно-правовая база

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №10 | ОДЕСЬКИЙ ТЕХНІЧНИЙ КОЛЕДЖ ОНАХТ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных