ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Раздел I. История ораторского искусстваМинистерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина» (МГЮА имени О.Е. Кутафина) Кафедра адвокатуры и нотариата «РИТОРИКА» Учебно- методический комплекс Для студентов очной и очно-заочной форм обучения Института судебных экспертиз На 2011/12, 2012/13, 2013/14 учебные годы
МОСКВА
Автор: Абрамова Н.А., кандидат педагогических наук
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................4 Программа курса......................................................................................7 Учебно-методические рекомендации...................................................11 Тематический план.................................................................................13 Планы семинарских занятий и практические задания........................21 Примерный перечень тем докладов и сообщений..............................50 Рекомендуемая литература.....................................................................51 Вопросы для подготовки к зачёту..........................................................53
ВВЕДЕНИЕ
Целью курса «Риторика» является организация профессионально ориентированной лингво-юридической подготовки студентов, обучающихся по специальности 031003 «Судебная экспертиза», специализации «Судебно-речеведческие экспертизы». Высокая культура речи является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста. Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать оригинальное решение актуальной для определенной сферы жизни проблемы, точно и понятно для всех формулировать его, вызывать к нему интерес у коллег и делать их своими единомышленниками. Искусство и мастерство подготовки убедительной и эффективной речи – неотъемлемая профессиональная черта современного юриста. Овладению этим искусством помогает риторика — теория ораторского искусства, красноречия, наука об умении говорить правильно, точно и убедительно. Всякое дело имеет свои правила и секреты, не освоив которые нельзя достичь в нем совершенства. Труд мастера поражает нас не только отчетливостью главной идеи, но и гармонией второстепенных деталей. Искусство и мастерство никому не даны в готовом виде, они формируются в ходе сознательной и упорной работы над собой. В истории российского судопроизводства накопился богатейший опыт словесного состязания при произнесении обвинительных и защитительных речей, из которого мы черпаем сегодня основы практических приемов судебных ораторов, имеем возможность через речи увидеть восприимчивых и чутких наблюдателей, тонких психологов, безупречных логиков, просвещенных юристов, блестящих ораторов. Специальность эксперта относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, поэтому речемыслительная деятельность и приемы действенного речевого поведения экспертов-юристов в профессиональной сфере являются предметом специального изучения. Современная юридическая риторика – это не просто техническое искусство воздействия на аудиторию: она включает представление об этических правилах речевого поведения судебного оратора, обучает правилам и нормам обращения с текстами, регулирует отношения между людьми не только посредством лингвистической знаковой системы, но и с помощью других систем. Кроме того, она воспитывает у студентов превосходный вкус и развивает чувство слова. При изучении курса студенты овладевают базовым набором специальных риторических сведений (в особенности спецификой топики и аргументации в юридической сфере). Курс призван сформировать также комплекс специальных риторических умений и навыков. Содержание курса определяет основные его задачи: l повысить уровень владения речью как важнейшим средством профессиональной деятельности; l познакомить студентов с историей европейской и русской риторики, историей судебного красноречия, законами и категориями общей и юридической риторики; l развить коммуникативные способности, т.е. умения налаживать контакт с любой аудиторией, учитывая ее особенности и интересы; обрести уверенность в ситуациях, требующих импровизационного выступления, отстаивать свою позицию, поддерживать или корректно отвергать доводы собеседника; l научить активному использованию приемов элоквенции (искусства красноречия), придающих речи яркость, образность, экспрессивность, с целью постоянного совершенствования речевого мастерства; l помочь овладеть различными видами речевых действий: подготовкой доклада, публичным выступлением с лекцией, участием в обсуждении учебных тем, умением участвовать в деловой беседе, корректно вести спор или дискуссию и т.д.; l научить студентов владеть своим голосом, речевым аппаратом с тем, чтобы общение было максимально эффективным; l выработать умение публично выступать с подготовленным текстом; l научить адекватно оценивать речевое поведение окружающих; l сформировать умение распознавать риторические стратегии в судебной и других видах деятельности. Таким образом, курс «Риторика» направлен на овладение студентами основами общей и профессиональной риторики. При этом студенты должны не только получить необходимые базовые риторические знания, но и научиться практически их применять для построения монологических высказываний, продуктивного участия в процессе речевого общения в правовой сфере. Таким образом, данный курс одновременно формирует у студентов несколько видов компетенции: языковую, коммуникативную, правовую и общекультурную. Организация учебного процесса при преподавании курса «Риторика» направлена на решение вышеперечисленных задач. Курс «Риторика» предполагает, как уже отмечалось, овладение практическими риторическими навыками и закрепление теоретического материала, что требует особого внимания к индивидуальной работе со студентами и признания, что важнейшей формой занятий по риторике являются семинары. Семинары могут включать самостоятельную работу студентов по подготовке выступлений, тренировку дыхания и голоса, упражнения по поиску аргументов на заданные темы с последующим анализом, деловые игры и другие виды работ. Программа предусматривает проведение семинарских занятий в следующих основных формах: 1. Коллективное обсуждение теоретических вопросов плана семинарского занятия; 2. Подготовка и презентация докладов и рефератов с последующим обсуждением ключевых проблем и степени ораторского мастерства докладчика; 3. Публичные выступления студентов с подготовленными ими речами разных жанров с последующим анализом речевой деятельности начинающих ораторов. Самостоятельная работа предусматривает систематическое знакомство с новой литературой по определенным темам, выполнение теоретических и практических заданий в соответствии с планом семинарских занятий, подготовку публичных речей разных жанров, рефератов, докладов, а также анализ выступлений своих коллег. В результате изучения курса «Риторика» студент должен: Ø знать категориальный аппарат риторики как науки; Ø понять сущность законов общей риторики; Ø уяснить место риторики в системе гуманитарных знаний; Ø осознать механизм взаимодействия общей риторики и частных риторик; Ø овладеть практическими навыками реализации законов общей риторики и особенностей частных риторик; Ø уяснить сущность риторического канона; Ø знать содержание основных фаз ораторского искусства; Ø иметь представление об исторически сложившихся тенденциях в развитии риторики; Ø знать сущность речевой деятельности как одного из видов человеческой деятельности и особенности функционирования основных видов речевой деятельности; Ø знать сущностные характеристики эффективной речи и правила ее подготовки; Ø овладеть основными приемами подготовки публичных речей разных жанров, в том числе судебной речи; Ø уметь анализировать публичную речь с точки зрения ее соответствия требованиям риторического канона; Ø уметь ориентироваться в сложных проблемах современной риторики. В целях повышения качества учебного процесса на основе регламентации промежуточных контрольных мероприятий, структурирования и активизации самостоятельной работы студентов, повышения объективности оценки успеваемости и результатов итоговых контрольных мероприятий данная программа предусматривает использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний и строится по модульному принципу. При оценке преподавателем работы студента в течение семестра учитывается: 1. посещаемость практических занятий; 2. активность студента, проявленная при выполнении плановых заданий; 3. результаты контрольных и тестовых заданий; 4. уровень подготовки рефератов, докладов, сообщений и творческих работ; 5. уровень ораторского мастерства, демонстрируемый студентами во время публичных выступлений; 6. результаты самостоятельной работы студентов.
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. История ораторского искусства Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|