ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Овладение материалом выступления.Выбор темы и определение целевой установки. Формулировка. Подбор материалов. Изучение и анализ отобранного материала. Написание текста выступления. Овладение материалом выступления. Вопрос № 10 Речь как искусство слова. Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо, прежде всего, познакомиться со взглядами древних риторов. В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования. Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античное Греции оно стремительно развивается, и впервые появляются систематические работы по его теории. В государстве рабовладельческой демократии создалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Оно становится существенным моментом общественной жизни и орудием политической борьбы. Владеть им считалось необходимостью. Постепенно складывалось практическое направление- составление речей для нужд граждан. Появлялись высказывания практиков о языке и стиле выступлений, которые послужили затем Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой для систематизации, дальнейшего развития и углубления этих суждений, превращения их в теорию. Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника. Вопрос № 11 Содержание понятия «композиция речи». Композиция речи – это «закономерное мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе» Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Части композиции: 1 . Вступление – первая часть композиции речи, как и заключение, является функционально значимым в смысловом отношении, так как, согласно закону края, лучшего всего запоминается информация, представленная в начале и конце речи. Цель вступления – установить контакт с аудиторией и сообщить о чем, пойдет речь. 2. Основная часть. Работа над ней посвящена построению логико-речевого доказательства. В основной части мы раскрываем, доказываем тезис посредством аргументации согласно намеченному плану-конспекту речи, т.е. формулируем основную мысль, приводим аргументы. 3. Заключение. В этой части композиции следует подвести итог выступлению, а именно: вы должны возвратиться к началу речи, к тезису, напомнить о чем говорили и к каким обобщающим выводам пришли. При этом, как считает Н.Н. Кохтев, заключение, как и вступление, может содержать этикетные формулы (поблагодарить аудиторию за внимание). Вопрос № 12 Виды планов на разных этапах подготовки речи. Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки. Рассмотрим основные этапы разработки ораторской речи. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Важнейший этап – отбор литературы и изучение отобранной литературы. Из книг, журналов, газет выбирается то, что можно будет использовать в речи. При подготовке к лекции, докладу нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д. И. Менделеев говорил, что найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад. Чтение – это не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Не случайно работа над книгой стала предметом изучения психологов. Они выработали методику работы с книгой, которая помогает лучше осмысливать и усваивать текст прочитанного. Необходимо помнить, что чтение научной, научно-популярной литературы требует настойчивости, упорства, усидчивости. Работать с книгой нужно систематично и последовательно, а не урывками, от случая к случаю. Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий много времени. Но вместе с тем именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи; критически осмысливает материал; выясняет основные проблемы, возникающие при освещении данной темы. При чтении появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому необходимо думать над прочитанным, спорить с авторами, пытаться понять, как соотнести прочитанное с современными событиями, как и когда использовать какое-то положение, а не просто переписывать материал, компоновать его, а затем выступать. Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории Вопрос № 13 Основные элементы композиции. Вопрос № 14 Методы изложения материала. Структура лекции зависит прежде всего от метода преподнесения материала лекции, избранного лектором. Кратко охарактеризуем эти методы. 1. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Лектор начинает речь с частного примера, случая, а затем подводит студентов к обобщениям и выводам. 2. Дедуктивный метод -изложение материала от общего к частному. В начале лекции лектор выдвигает какие -то положения, а затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. 3. Метод аналогии -сопоставление различных явлений, фактов, событий. Обычно параллель проводится с тем, что уже хорошо известно слушателям. 4. Концентрический метод -расположение материала лекции вокруг главной проблемы, излагаемой лектором. Лектор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. 5. Ступенчатый метод -последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую -либо проблему, лектор уже больше к ней не возвращается. 6. Исторический метод -изложение материала в хронологической последовательности: описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одной и той же лекции позволяет сделать структуру главной части лекции более оригинальной, нестандартной. Лектору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и вызвать ответную реакцию. Для этого при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические -к чувствам. Самые сильные доводы используются в конце рассуждения (принцип усиления). Вопрос № 15 Основные приемы привлечения внимания аудитории. 1. Неожиданное прерывание мысли. Как считал П. С. Пороховщиков, "внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, — и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее". Кстати, подобный "перерыв" может быть использован и для того, чтобы возвратиться к тому месту в речи, которое случайно было пропущено. 2. Голосовые приемы. Для того чтобы активизировать внимание аудитории или сосредоточить его положении выступления, достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. При этом, конечно, следует соблюдать меру. Иногда может использоваться обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота, а также понижение тона голоса. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно ее замедлением. Во всех этих случаях привлечению непроизвольного внимания способствует внешнее звуковое раздражение. Однако этика публичного выступления предполагает, что все, что было сказано тихо, необходимо после достигнутого эффекта привлечения внимания повторить с обычной громкостью. 3. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза не только в начале выступления, но и в середине речи может также оказать "гипнотизирующее" воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем усиление громкости или повышение тона речи, будучи разновидностью прекращения раздражения. В определенных случаях рекомендуется выдержать паузу, сосредоточив взгляд на тех, кто мешает публичному выступлению. Однако этот прием можно использовать один-два раза: при частом повторении он теряет свою действенность. Можно также ввести удлиненную паузу, срочно создав в речи кульминационный момент. И этим приемом нужно пользоваться в разумных пределах, потому что слишком часто вводимые паузы будут лишь раздражать аудиторию. 4. Жест и движение. Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории, особенно в сочетании с другими приемами. Поднятая в нужный момент рука, сжатый кулак и другие жесты, как правило, приковывают взгляды слушателей и помогают овладеть их вниманием. 5. Наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, географические карты, реальные вещи и пр.) не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбуждает непроизвольное внимание. Хороший эффект даст чтение выдержки из какого-либо документа, который оратор вынимает из кармана или разворачивает на глазах у публики. Современные электронные презентации позволяют объединить разные средства наглядности, однако нужно следить за тем, чтобы презентация не становилась главным средством привлечения внимания и не оттесняла оратора на задний план. 6. Юмор в публичной речи — это одно из наиболее эффективных средств разрядки (подробнее о юморе см. п. 8.4). Вот как пользуется этим приемом профессор из "Скучной истории" А. П. Чехова: "Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок... один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать". Вопрос № 16 Формально-логические законы и их проявлении в публичной речи. Формально-логические законы - это законы правильного мышления, соблюдение которых делает рассуждения ясными, четкими, последовательными и непротиворечивыми, обоснованными и доказательными. закон тождества - гласит: "Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание". Следующий логический закон – 1) закон противоречия: "Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными". 2) закон исключенного третьего. Он гласит: "Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно". 3) закон достаточного основания: "Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана". Что касается видов доказательства, то различают доказательства прямые ( тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений) и косвенные ( предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса). Вопрос № 17 Доказательство как логическая операция. Доказательство – логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура доказательства. Доказательство включает три взаимосвязанных элемента: Тезис Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|